Научная статья на тему 'Сущность личностно ориентированного взаимодействия как основы формирования профессиональных компетенций студентов'

Сущность личностно ориентированного взаимодействия как основы формирования профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохранов-преображенский Владимир Васильевич

В статье рассмотрены концептуальные основы личностно ориентированного взаимодействия участников процесса формирования профессиональных компетенций студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность личностно ориентированного взаимодействия как основы формирования профессиональных компетенций студентов»

В. В. Сохранов-Преображенский

СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены концептуальные основы личностно ориентированного взаимодействия участников процесса формирования профессиональных компетенций студентов вуза.

Ключевые слова: взаимодействие, личностно ориентированная направленность, формирование профессиональных компетенций.

Взаимодействие, являясь философской категорией, отражает цель, мотивацию и направленность действий, возникающих в процессе отношений между людьми, различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимосвязь, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения связи и «должно быть четко определено» [1, с. 8].

Любое явление, объект, состояние могут быть поняты только в связи и отношении с другими, поскольку все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Взаимодействие предполагает действие друг на друга как минимум двух объектов и означает, что каждый из них в свою очередь во взаимном действии с другими.

Взаимодействие людей между собой предусматривает активность всех его участников. Она может быть охарактеризована как инициальная или реактивная.

С инициальной позиции активность может быть преобразующей или сохраняющей; она может быть созидающей, развивающей или разрушающей.

С реактивной позиции выделяется активность принятия или неприятия, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии.

И. А. Зимняя уточняет понятие направленности, вектора реактивности. Реактивность, по ее мнению, означает ответную, вызванную активность, т.е. по отношению к самому действию реактивности его субъект всегда активен [2, с. 17]. В то же время по инициативе взаимодействия один из агентов действия начинает, инициирует его, другой -отвечает на эту инициативу своими действиями. Такая ситуация служит основанием неправомерности отождествления только инициирующего агента с субъектом, а реагирующего -с объектом. Они оба активны в той деятельности, которую осуществляют; участники этого процесса - субъекты взаимодействия.

Активность есть основная характеристика сторон в процессе любого взаимодействия, тем более дидактического. Последнее должно определяться совокупностью характеристик, к которым можно отнести опережающее, открытое, профильное, информационно насыщенное, саморегулируемое, междисциплинарное, сопровождающее индивидуальное развитие личности, адаптивное, безбарьерное, здоровьесберегающее, независимое сертификационное, инклюзивное, пенитенциарное, виктимологичное основания взаимного сопровождения преподавателей и студентов.

Активность проявляется на всех уровнях организации человека.

Во-первых, для человека характерна интеллектуальная активность, которая заключается в выдвижении гипотез, формировании стратегий, в приеме, обработке и оценке поступающей информации по каналам прямой и обратной связи и т.д.

Во-вторых, человеку свойственна моторно-эффекторная активность, проявляющаяся в процессе восприятия при построении модели взаимодействующего с ним объекта, или процесса, или явления.

В-третьих, человек обладает общеповеденческой активностью, которая проявляется во всем многообразии ее поведенческих и деятельностных форм.

Так как активность является характеристикой обеих сторон взаимодействия, обе они имеют качество субъектности.

Примером многопланового и полиморфного взаимодействия является образовательный процесс.

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, заменяется взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимопринятие, поддержка, доверие и толерантность, акмеологичность, аксиологичность, мотивированность, саморазвивающий характер, критическая и творческая направленность педагогического действия, проектная ориентированность.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность определять позиции друг друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир учащегося может создавать конфликтные ситуации, которые осложняют взаимоотношения участников педагогического процесса. Более эффективным является косвенное воздействие, при котором педагог направляет свои усилия на окружение личности. Изменение обстоятельств жизни человека ведет, как правило, к изменению его самого.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны - функционально-ролевую и личностную. Функционально-ролевая сторона обусловлена объективными условиями педагогического процесса. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия. В личностном взаимодействии личностные особенности педагога и подопечного проступают через ролевое поведение. Сочетание функционально-ролевого и личностного взаимодействия обеспечивает передачу не только общесоциального, но и профессионального опыта педагога. Если функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена на преобразование в первую очередь когнитивной сферы личности, то личностная затрагивает ее мотивационно-смысловую сферу.

Воздействие педагога на личность может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное воздействие осуществляется по целевой программе, заранее моделируется, ожидаемые изменения планируются. Оно может происходить через убеждение, внушение и подражание.

В целом категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает их преобразование на принципах доверия и творчества, приоритетности и сотрудничества.

Педагогическое взаимодействие, также как и любое другое, может быть кооперативным и конкурентным. Данные стратегии получили в педагогике название личностноразвивающей и личностно-тормозящей.

Как показывают исследования последних лет, применение этих стратегий на протяжении длительного времени может привести или к развитию субъектных характери-

стик личности, или к ее деформациям. Данные стратегии могут вызывать большую группу непрогнозируемых положительных и отрицательных феноменов: с одной стороны -высокую самооценку, доверие, референтность, а с другой - агрессию, конфликты, фрустрацию, стрессы.

Интересующая нас личностно-развивающая стратегия педагогического взаимодействия характеризуется следующими особенностями:

- отношением к личности как к субъекту собственного развития;

- ориентацией на развитие и саморазвитие личности;

- созданием условий для самореализации и самоопределения личности;

- установлением субъект-субъектных отношений.

Идея сотрудничества, диалога, партнерства - одна из основных и наиболее продуктивных в педагогике последних лет. Следует отметить, что такие взаимоотношения предъявляют особые требования к личности самого педагога. К их числу относятся духовный, нравственный потенциал, профессиональная компетентность, знание современной образовательной ситуации, передового педагогического опыта, а также педагогическая культура, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами.

В результате педагогического взаимодействия возникают различные психологические новообразования личностного и межличностного характера, называемые изменениями, эффектами или феноменами. Эти новообразования могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер.

Одним из значимых конструктивных феноменов педагогического взаимодействия является психологический статус личности, характеризующий реальное место ученика в системе межличностных отношений и его самооценку. Существенные расхождения в объективном статусе и его субъективном восприятии являются причинами фрустраций и конфликтов, которые приводят к дестабилизации и деструктуризации личности.

Для нашего исследования представляется важной характеристика такого феномена педагогического взаимодействия, как взаимопонимание, которое определяется как система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения.

Взаимопонимание обеспечивает такой уровень «совместности», когда между участниками педагогического процесса нет авторитарного доминирования, эмоциональной напряженности, недоверия или незаинтересованности во всем происходящем в этом процессе.

Близким по своим характеристикам к феномену взаимопонимания является феномен доверия - открытость миру людей, явлений, процессов. Оно может быть интуитивным и осознанным, непосредственным и опосредованным.

Организация взаимодействия требует от преподавателя не только научного инструментария, но и выражения сочувствия, проявления интуиции, открытости, преодоления стереотипов и заранее заданных установок.

Вхождение преподавателя и студента в личностно ориентированную ситуацию предполагает своеобразную инверсию всех параметров обучения: то, что было внешним по отношению к их общению (цель, содержание учебного процесса и др.), задавалось внешними социальными институтами, меняет свой источник, становится внутренним стимулом, результатом интимного согласия и сотрудничества субъектов. Борьба мотивов, столкновение смыслов и ценностей здесь становятся осязаемым полем межличностного общения.

Деятельность участников процесса взаимодействия в ходе формирования профессиональных компетенций студентов, как и любой другой педагогической системы, характеризуется реализацией принципов целостности, акмеологичности, деятельностной основы, коммуникативности, о которых мы говорили раньше, а также принципа иерархич-

ности, предусматривающего, что каждый элемент системообразующей модели в свою очередь может рассматриваться как один из компонентов более широкой системы, раскрывающей структуру и содержание взаимодействия процессов модернизации образовательной среды вузов.

Список литературы

1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. - М., 2005. - 256 с.

2. Сохранов, В. В. Профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе изучения педагогики / В. В. Сохранов, Н. Е. Стенякова. - Пенза, 2009. - 164 с.

Сохранов-Преображенский Владимир Васильевич

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: prof_sochranov@mail.ru

Sokhranov-Preobrazhenskiy Vladimir Vasil'evich

doctor of pedagogical sciences, professor, head of sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University

УДК 378.14 Сохранов-Преображенский, В. В.

Сущность личностно ориентированного взаимодействия как основы формирования профессиональных компетенций студентов / В. В. Сохранов-Преображенский // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.