Научная статья на тему 'Сущность, критерии и показатели качества пасажирских перевозок'

Сущность, критерии и показатели качества пасажирских перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2291
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Придворная Светлана Михайловна

В данной статье рассматривается сущность, критерии и показатели качества пассажирки перевозок, определение которых позволит формулировать конкретные требования в их практическом применении при оказании пассажирских перевозок, и закрепления в нормативно-правовых актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность, критерии и показатели качества пасажирских перевозок»

В настоящее время российская правовая система переживает времена значительных структурных реформ. При этом главным направлением ее становления и развития является сотворение правового государства на основе развитого гражданского общества, где высшей ценностью, центральным направлением выступали бы гарантированные, обеспеченные и за-щищённые законом права человека.

Актуальным направлением развития правовой системы в 21в. должно стать воссоздание местной правовой культуры. Список литературы

1. Львова О. А.. Трансформация правовой системы России в период глобализации (вопросы теории и практики). дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Львова О. А. - Ульяновск, 2003. - 206 с.

2. Шафеев Д. Р. Современная правовая система Российской Федерации. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Шафеев Д Р. - Уфа, 2002. - 183 с.

3. Садовникова Г. Д. Представительные органы в Российской Федерации: проблемы исторической обусловленности, современного предназначения и перспективы развития: автореф.дис.....докт. юрид. наук. / Г. Д. Садовникова. - Москва,2013. - 57 с.

4. Синюков В.Н. Российская правовая система / В.Н. Синюков. - Москва,2010. -672с.

Popova N.V. Ph.D., associate professor (e-mail: nadezdapopova.vrn@mail.ru)

FKOU VO Voronezh Institute of Russian Federal Penitentiary Service Yakovenko I.S. the 3-dyear Law Faculty Cadet (e-mail: irina.yakovenko.vrn@yandex.ru)

FKOU VO Voronezh Institute of Russian Federal Penitentiary Service LEGAL ASPECTS OF MODERN SOCIETY

Summary: The article analyzes the legal system of the Russian Federation and its legal institutions.

Keywords: the legal system, the law, rights, freedoms, legal state, normative-legal acts

УДК 338.47

СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПАСАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК Придворная Светлана Михайловна, аспирант, старший помощник прокурора г.Красноярска (email: Svetlana_rrrr@mail.ru) Сибирский Федеральный университет, г.Красноярск, Россия

В данной статье рассматривается сущность, критерии и показатели качества пассажирки перевозок, определение которых позволит формулировать конкретные требования в их практическом применении при оказании пассажирских перевозок, и закрепления в нормативно-правовых актах.

Ключевые слова: сущность, критерии, показатели качества, пассажирские перевозки.

На протяжении многих столетий в обществе происходили изменения, которые сопровождались появлением новых видов транспорта, инфраструктуры, технологий, профессий и прочего. Менялись критерии и показатели, характеризующие качество пассажирских перевозок. Формирование отношения и требований к качеству происходило через призму субъективного отношению потребителей к показателям, характеризующим перевозки, с учетом социально-экономического развития общества. Соответственно от года к году требования населения к качеству пассажирских перевозок возрастает.

Повышение качества пассажирских перевозок является одной из важнейших задач, стоящих перед государством, организациями пассажирского транспорта в целях предоставления услуг пассажирам.

Качество услуг изменялось вследствие развития экономики, техники, внедрению новых организационных подходов, миграции, материальной способности населения, развития науки, появления новых технологий, изменений факторов производства, меняющегося спроса потребителя. При этом изменение качества пассажирских перевозок зависит от конкретной территории (страны, региона, города), и от временного аспекта.

Сущность качества услуги приобретают товарную, рыночную форму, когда они видоизменяются в интересах потребителя путем затрат общественно индивидуально необходимого труда, расходовании ресурсов. Сущность заключается не только в их потребительной стоимости, но и в их стоимости, то есть отражает характеристики овеществленного и живого труда, которая в них заключена.

Необходимо отметить, что свойствами качества является способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с интересами потребителей, поэтому сущность качества услуги заключается в их потребительной стоимости.

Качество развития пассажирского транспорта можно подразделить : по

территориальным уровням (федерации, субъекта и местного самоуправления); на работу автомобильной транспортной отрасли в целом, организации и труда исполнителя. Также можно подразделить по видам сообщений: маршрутные внутригородские, пригородные, междугородние; немаршрутные таксомоторные перевозки, заказные перевозки легковыми автомобилями и автобусами.

Качество пассажирских услуг можно подразделить по:

1) по уровню государственного управления: государственном, региональном, местном уровнях;

2) по уровню развития конкретного региона: - экономическое, социальное, техническое, экологическое;

3) по сложности оказываемых услуг: простое качество работы (продукции) определяются одним натуральным ее свойством или показателем, характеризующим их потребительную стоимость.

4) по спросу и предложение на рынке пассажирских перевозок;

5) по характеристике услуг: надежности, экономичности, доступности, результативности (отражающей получаемый пассажирами эффект от пользования транспортными услугами), использование сырья, материалов и энергии, технологичности, транспортабельности, экологичности, эрго-номичности, безопасности, эстетичности, стандартизации и унификации, патентно-правовых, комфорта, качества (отражающее сущность требований к оцениваемому объекту но не содержат информации о степени проявления этой сущности).

6) качество пассажирских услуг следует подразделить: на качество оказываемых услуг пассажирам - в различных видах автомобильного сообщения.

7) По видам услуг: основные и дополнительные (сопутствующие услуги). Последние услуги характерны для междугородного и международного обслуживания пассажиров.

8) Показатели качества пассажирских перевозок автомобильным транспортом различны на определенных уровнях управления: в масштабе отрасли, региона, муниципального образования, отдельного хозяйствующего субъекта-перевозчика, автобусного маршрута.

9) Следует отличать качество работы перевозчика, от качества услуг, оказываемых пассажирам, поскольку ожидаемое пассажирами качество услуги может не совпадать с качеством услуг, оказываемых перевозчиками.

Показатели качества пассажирских услуг должны использоваться для разработки и реализации мер государственной и муниципальной поддержки программ развития перевозок, получателями которых являются перевозчики и пассажиры; используются для управления организационными процессами с целью обеспечения конкурентных преимуществ и закрепления контингента пассажиров; определяют рыночную привлекательность перевозочной услуги и служат для пассажира оценочными характеристиками услуг в сопоставлении с применяемыми тарифами за перевозки.

Перечень показателей качества, сформированный по результатам настоящего исследования представляется в виде следующих характеризующих свойств: 1) безопасность, 2) доступность, 3) социальность 4) время поездки 5) время поездки, 6) регулярность 7) наполнение 8) комфорт, 9) беспересадочность 10) плотность сети маршрутов 11) дополнительные услуги 12) культура обслуживания 13) гарантии (страхование жизни, багажа) 14) информационная доступность 15) обращения пассажиров на обслуживание, 16) возможность выбора перевозчика 17) количество перевезенных пассажиров на единицу подвижного состава 18) маршрутный коэффициент, 19)экологичность.

Показатели качества работы перевозчиков обеспечивают решение ряда задач:

- интенсификацию использования имеющихся ресурсов, что приводит в итоге к снижению себестоимости перевозок и стимулирует, таким образом, спрос на них;

- повышение ответственности перед потребителями, что позволяет привлечь дополнительных пассажиров;

- создание информационной основы качества, как своеобразной стартовой платформы для последующего оказания высококачественных услуг по перевозке пассажиров.

Показатель качества отражает конкретные требования к оцениваемому объекту, но не содержит информацию о степени проявления этой сущности. Следовательно, необходимо определить показатели оценки качества перевозок пассажиров. После чего установить норматив - критерий - численное значение величины показателя, в конкретный промежуток времени. Так как качественный показатель с учетом социально-экономического состояния в государстве может меняться (кризис, развитие экономики, стихийные бедствия, войны и т.п.), численное значение величины показателя используется для количественного суждения о степени приближения качества услуги к требуемому уровню.

Следовательно, в целях недопущения применения при произведении расчетов различных показателей, критериев оценки и как следствие различных расчетных результатов, необходима разработка единого комплекса мер, направленных на упорядочение и систематизацию оценки качества пассажирских перевозок. Для этого необходимо разработать стандарты качества (эффективности) в пассажирской отрасли.

Можно выделить критерии пассажирских перевозок:

- нормативно-правовое закрепление качества услуг органов законодательной и исполнительной властей и реализация контрольно-надзорных полномочий.

- хозяйственная деятельность перевозчика, заинтересованного в получении конкурентных преимуществ и привлечения наибольшего числа клиентов-пассажиров;

- отношения пассажира к качеству получаемой им услуги и выбору на этой основе перевозчика из предложенным рынком альтернатив;

1) Нормативно-правовое регулирование является основополагающим в регулировании пассажирских перевозок. При отсутствии определенных показателей и критериев (стандартов) качества невозможно достижение поставленных социальных целей государства.

Для оценки качества услуг по перевозке пассажиров перевозчику необходимо использовать соответствующие показатели, адекватно характеризующие определенную услугу.

Следовательно, в целях недопущения применения при произведении расчетов различных показателей, критериев оценки и как следствие различных расчетных результатов, необходима разработка единого комплекса мер, направленных на упорядочение и систематизацию оценки качества

пассажирских перевозок. Для этого необходимо разработать стандарты качества (эффективности) в пассажирской отрасли.

Фдеральный уровень предоставлен прежде всего Государственной Думой РФ, Аппаратом Президента РФ, Министерством транспорта Российской Федерации и входящими в состав этого министерства структурами, ГИБДД МВД России, Госпожнадзор МЧС России, Министерство финансов, экономического развития, здравоохранения и социального развития, органы управления имуществом, федеральные службы по техническому регулированию и метрологии, Антимонопольная служба, федеральная служба охраны, контрольно-счетная палата, федеральные органы, уполномоченные в области обороны (мобилизационная готовность) федеральные органы уполномоченные в сфере охраны окружающей среды.

На уровне федерации, субъекта федерации и органа местного самоуправления качество услуг пассажирских перевозок осуществляется по следующим направлениям: методической, тарифной, финансовой, PR, нормативно-правовой, налоговой, общеэкономической, логистической, общественно-целевой, антимонопольной, инфраструктурной, технико-технологической, информационной, в сфере безопасности, территориальной специфики (географической, социальной, экономической, ресурсной), экологической, конкуренция.

На уровне субъекта федерации функционируют органы исполнительной власти субъекта федерации, Министерство транспорта субъекта, контрольно-ревизионная служба, структурные подразделения федеральных служб.

На муниципальном уровне также осуществляются различные контрольные функции, отнесенные к кругу полномочий муниципалитетов: производится землеотвод для объектов транспорта, регулирование пассажирских перевозок в пределах муниципального округа (городского муниципалитета), реализация программ развития, управление муниципальной собственностью, формирование транспортной политикой, регулирование пассажирских перевозок.

2) Также можно выделить уровень транспортных организаций, в т.ч. КПМАТ, общественных саморегулирующихся организаций, страховых организаций.

Содержание услуг (критерии) по перевозке пассажиров существенно различаются по видам автомобильного сообщения. Под транспортным сообщением [1], понимают комплексную характеристику, определяющую: вид транспорта; класс дальности перевозок; режим движения подвижного состава (только для маршрутных перевозок). Автомобильное пассажирское сообщение транспорта общего пользования подразделяют по категориям используемого подвижного состава на автобусное и таксомоторное.

В отличие от внутригородских перевозок, где маршрутный транспорт обслуживает всю площадь территории города, в остальных видах автобусного сообщения потребность в автобусах зависит от численности населе-

ния региона, доли сельского населения среднедушевого дохода, протяженности и плотности автомобильных дорог.

Для таксомоторных перевозок показателем обеспеченности служит численность автомобилей-такси на 1 тыс. жителей городского населения.

Общее техническое состояние транспортной системы характеризует степень изношенности парка подвижного состава и полнота его использования в эксплуатации.

Показателями степени изношенности является доля физически изношенного подвижного состава или средний срок эксплуатации единицы подвижного состава в городах.

Общее техническое состояние транспортной системы характеризует степень изношенности парка подвижного состава и полноте его использования в эксплуатации. Показателями степени изношенности является доля физически изношенного подвижного состава в годах. Полноту использования подвижного состава характеризует коэффициент выпуска на линию.

Напряженность использования ресурсов, на первый взгляд, не связана с качеством работы. Однако следует принять во внимание, что при недостаточной напряженности использования ресурсов возникающие убытки косвенно покрываются пропорциональным увеличением тарифов. В результате услуга становится менее доступной для пассажиров. Отсюда напряженное использование ресурсов ухудшает экономическую составляющую качества обслуживания.

3) Показатели качества обслуживания, значимые с точки зрения самого пассажира, возможно определить экспертным методом. Вместе с тем, пассажиры предъявляют требования к качеству перевозок: скорости, безопасности, экономичности, комфортности, оказанию дополнительных услуг и прочее.

Потребители имеют возможность влиять на качество работы перевозчиков путем направления своих предложений, а также обращений и заявлений граждан, содержащих недостатки в работе пассажирского транспорта.

Таким образом, на каждом их уровней предъявляются конкретные требования к качеству пассажирских перевозок. В связи с чем, необходимо обобщить показатели и критерии эффективности и качества с учетом требований на каждом уровне пассажирских перевозок.

Список литературы

1. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник. М.: Академия, 2003.- 448 с.

Pridvornaya Svetlana Michaylovna (email: Svetlana_rrrr@mail.ru) Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia ESSENCE, CRITERIA AND QUALITY PASSENGER

This article deals with the essence, criteria and indicators of the quality of passenger services , the definition of which will formulate specific requirements for their practical application in the provision of passenger services, and secure in the legal acts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.