Научная статья на тему 'Сущность коррупции в органах внутренних дел и меры по ее предупреждению'

Сущность коррупции в органах внутренних дел и меры по ее предупреждению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
937
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КОРРУПЦИОННОГО ХАРАКТЕРА / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евдокимова О.С.

В представленной статье рассматриваются актуальные вопросы сущности и мер предупреждения коррупции в органах внутренних дел. Автором проанализированы приоритетные направления в антикоррупционной сфере и способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность коррупции в органах внутренних дел и меры по ее предупреждению»

5. Гилязов Р. Р. К некоторым особенностям способов совершения мошенничеств с использованием средств сотовой связи // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 1 (63). С. 60-65.

© Имаева Ю. Б.

УДК 343

О. С. ЕВДОКИМОВА, преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

O. S. EVDOKIMOVA, instructor of the chair of professional training of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И МЕРЫ ПО ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

THE ESSENCE OF CORRUPTION IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AND MEASURES TO PREVENT IT

Аннотация. В представленной статье рассматриваются актуальные вопросы сущности и мер предупреждения коррупции в органах внутренних дел. Автором проанализированы приоритетные направления в антикоррупционной сфере и способы их решения.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, борьба с преступлениями коррупционного характера, антикоррупционная политика.

к

<ч а а

о

о $

Annotation. In the presented article actual questions of essence and measures of the prevention of corruption in law-enforcement bodies are considered. The article analyzes priority directions in the anti-corruption sphere and ways to solve them.

Key words: corruption, combating corruption, combating corruption-related crimes, anti-corruption policy.

Актуальность темы заключается в том, что коррупция разрушает механизмы прогрессивного развития, основанные на принципах равенства, независимости личности, справедливости, уважения человеческого достоинства, сформированные в ходе длительной эволюции. Коррупционные проявления подрывают социум. На современном этапе развития общественных отношений появляются неизвестные ранее Рос-

сии общественно опасные формы противоправного поведения коррупционной направленности.

В настоящее время на территории России среди ее честных и трудолюбивых жителей имеются граждане, которые своими действиями подрывают авторитет страны как внутри, так и за ее пределами. В данном случае речь идет о коррупции, присутствующей во многих слоях власти. Проникая в культуру об-

s а

о

^

0 «

M У

а -с а

1

о

0 «

1

£ «

а s

S

u О?

щества, коррупция способствует снижению эффективности деятельности органов государственной власти, тем самым становится общесоциальной проблемой.

Существует своеобразный рейтинг коррумпированности власти, в котором Россия занимает весьма незавидное положение в десятке самых неблагополучных стран мира в компании с Венесуэлой, Камеруном, Индией, Индонезией и некоторыми другими странами, с которыми добропорядочным политикам и деловым партнерам рекомендовано без необходимости не иметь дел. По данным международного движения по противодействию коррупции Transparency International (ежегодный «Индекс восприятия коррупции») Россия в 2014-2015 гг. опустилась на шесть позиций и заняла 136 место вместе с Нигерией, Ливаном, Ираном, Камеруном и Киргизией [1].

Коррупция (лат. «corruptio») означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических ;gj деятелей, государственных чиновников к и должностных лиц. Определение ^ «corrumpere» в римском праве тракто-| валось как повреждать, ломать, разру-& шать, подкупать и означало противо-^ правные действия в судебной практике. а^ Противодействие коррупции - одно из ^ немногих направлений современной го-is сударственной политики, без повыше-§ ния эффективности которого невозмож-g но дальнейшее цивилизованное « развитие системы социального ji управления [2].

§ Особенно опасна коррупция в

органах государственной власти, наде-'i ленных правоохранительными функ-Ц циями. Особое место здесь занимают о органы внутренних дел как самая боль-§ шая правоохранительная структура, на-:г деленная множеством функций и непо-^ средственно взаимодействующая с гра-is жданским обществом на всех уровнях а; жизнедеятельности. § Допуская возможность соверше-

BQ ния взяточничества, мы тем самым не

создаем искусственно условий, способствующих предложению или получению взятки, не провоцируем эти действия, а создаем предпосылки для обнаружения уже имевших место фактов вымогательства взятки. Иными словами, такие действия не отражаются на решимости подозреваемых совершить преступление вообще. Создается лишь модель реальной ситуации, что позволяет взять под контроль ее развитие, получить изобличающие доказательства, задержать разрабатываемого с поличным [3].

В нашей стране в области противодействия коррупции предпринимаются активные шаги в плане формирования организационной и правовой основы для такой деятельности. Так, 1 апреля 2016 года был принят Указ Президента Российской Федерации № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы». Вопросы противодействия коррупции во всех ее проявлениях не раз поднимались руководством страны как одно из приоритетных направлений правоохранительной деятельности и создания правового государства. Однако по данным специальных научных исследований, в коррупционные отношения различного характера вовлечена очень большая часть населения России. Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и муниципальные правовые акты [4]. Отсутствие теоретического осмысления проблемы антикоррупционного законодательства может привести к разногласиям в правоприменительной практике и породить ошибки в правоприменении.

Как отмечают в своей работе А. Е. Федюнин и В. Ю. Алфёров, 20,4 % россиян имели дело с различными проявлениями коррупции многократно, 21,3 % граждан сталкивались с коррупцией несколько раз в жизни, 17,8 % граждан встречались с проявлениями коррупции один-два раза в жизни, не сталкивались с коррупцией 38,6 % опрошенных. Практически все опрашиваемые граждане знают о существовании коррупции [5].

По данным уголовной статистики и правоприменительной практики, в настоящее время сотрудниками собственной безопасности выявляется очень незначительное количество коррупционных преступлений, которые совершают ОВД. Результаты проведенных опросов среди сотрудников собственной безопасности показывают, что малое количество выявленных преступлений обусловлено, в первую очередь, высокой степенью их латентности, а не отсутствием в подразделениях ОВД.

Высокий уровень латентности коррупционных преступлений, совершенных в ОВД, по мнению опрошенных сотрудников собственной безопасности, был обусловлен следующими обстоятельствами:

- нериминогенностью данной сферы - 13 %;

- отсутствием оперативной информации от сотрудников - 29 %;

- отсутствием информации о преступлениях в целом - 23 %;

- отсутствием сведений о способах совершения преступлений - 14 %;

- отсутствием знаний о тактике и методике документирования таких преступлений - 8 %;

- с ответом затруднились - 13 % [5].

Таким образом, специфика разработки проблемы борьбы с преступлениями коррупционного характера, совершенными сотрудниками ОВД, предполагает в первую очередь правильное понимание порядка применения норм действующего антикоррупционного законодательства.

Возникает необходимость принятия широкого спектра мероприятий антикоррупционного характера. Приоритетными являются организационно-управленческие и административно-правовые. В качестве необходимых мер следует указать принятие кодексов поведения, создание антикоррупционных органов, публикацию данных о доходах, введение высоких стандартов найма государственных служащих. При этом указанные выше меры должны применяться не только к сотрудникам ОВД, но и к членам их семей в том числе. Вследствие того, что их легко симулировать в условиях коррупционной системы, мы считаем, что данных мер недостаточно и есть необходимость в соз- ^

к

дании новых мер и корректировке уже ^

имеющихся. Реальные действия должны ^

а

корректироваться не только по мере «

осуществления отдельных мероприятий. ^

С целью решения задач «Нацио- ^

нального Плана противодействия кор- ^

рупции» на территории Российской Фе- «

дерации ранее был создан Совет по про- I,

тиводействию коррупции Российской |

Федерации (далее - СПК РФ). Он пред- §

ставляет собой постоянно действующий а

орган, который координирует и консо- |

лидирует усилия общественных органи- |

заций в борьбе с коррупционными про- ^

явлениями. Ц

СПК РФ организует, во-первых, ^

взаимодействие и координацию обще- | ственных организаций, которые входят

в состав коллективных членов СПК РФ |

«с

по вопросам реализации Программы ¿У содействия Президенту РФ в области ^ противодействия коррупции; во-вторых, | осуществляет мониторинг исполнения ^ Национального Плана по противодейст- ^

уголовное право и криминология. уголовный процесс. криминалистика

вию коррупции органами законодательной и исполнительной власти на территории России [6].

За снижение уровня коррупции на территориях ответственность несут главы субъектов РФ. Регионам Российской Федерации предписано создание комиссии во главе с губернаторами по противодействию коррупции. Президентский Совет по правам человека считает необходимым включение в состав данных комиссий представителей научных, образовательных и общественных организаций. Считаем, что необходимо увеличить ответственность лиц, которые своими противоправными действиями способствуют совершению преступлений коррупционной направленности. Однако при этом ответственность должны нести не только прямые, но и непосредственные руководители в равной мере. Также хотим отметить, что многие считают несправедливым наказание руководителя, в виду того, что у <ч некоторых коллективов численность ^ личного состава меньше, по сравнению ^ с другими. Поэтому руководителю с не-^ большим количеством личного состава а в подразделении легче изучить кандида© туру каждого в полной мере и контро-¡^ лировать поведение. В данном случае, Й считаем, что со стороны руководителей подразделений необходима тщательная ^ проработка совершенствования модели | правового поведения на личном § примере.

а Таким образом, в основании ан-

| тикоррупционной политики государства вообще и в отношении сотрудников у ОВД в частности следует применять Ц принцип неотвратимости наказания за ^ правонарушения. Необходимо прово-

§ дить более эффективную работу по ис-©

»« коренению коррупции в системе госу-

| дарственного управления, начиная с от-

^ бора кандидатов на ту или иную долж-

« ность и заканчивая ежедневным кон-

§ тролем со стороны не только руководи-

^ телей и коллег, но и отделения психоло-

^ гической работы и служб, отвечающих

за направление по профилактике коррупционных правонарушений. Необходимость исследования коррупции в настоящее время предполагает объединить усилия специалистов различных отраслей и разрабатывать наиболее правильные подходы для решения задач по предупреждению коррупции, а также выявлять коррупционные преступления и классифицировать их по различным основаниям.

Внутри правоохранительных органов следует проводить борьбу с незаконным обогащением, заключающуюся в расширении практики по взысканию в доход государства имущества в том случае, когда должностное лицо фактически им владеет, однако не может доказать честность его приобретения и не декларирует.

Правоохранительные органы необходимо ориентировать на работу по крупным взяткам. Повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере представляет собой одно из приоритетных направлений. Назрела необходимость в совершенствовании работы структур, контролирующих расходование бюджетных средств. Следует:

- исключить конфликт интересов;

- выявлять личную заинтересованность тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами;

- вскрывать факты использования подставных организаций уже на ранних этапах [7].

Следует обратить внимание на то, что антикоррупционная борьба должна заключаться в нейтрализации предпосылок коррупционных проявлений, а не в воздействии на их следствия.

Так, накануне 9 мая 2017 года в Уфе был задержан сотрудник столичного ГИБДД. Задержание, свидетелями которого стали десятки уфимцев, произошло на остановке общественного транспорта «Округ Галле». По версии следствия, сотрудник правоохранитель-

: уголовное право и криминология. уголовный процесс. криминалистика

ных органов остановил водителя, ранее лишенного прав на управление транспортным средством. Мужчина предложил полицейскому 3 тысячи рублей, полицейский взял деньги, после чего был задержан сотрудниками собственной службы безопасности МВД РБ.

В настоящее время в Следственном комитете Башкирии, по данному факту было возбуждено уголовное дело. Следователи проводят все необходимые следственные мероприятия, расследование уголовного дела продолжается [8].

Причину возникновения легкой наживы сотрудника ГИБДД сейчас выясняют следователи. Однако, подчеркнем, что в обществе необходимо утвердить для поддержания власти сознание законности ее и ее носителей. В обязанности государства должны входить следующие направления: обеспечение борьбы с коррупцией идеологически, предоставление населению реальных возможностей в решении своих проблем в обход криминальных схем, насаждение непримиримости с коррупционными проявлениями. При использовании на практике вышеуказанных направлений в обществе сформируется правильное представление в борьбе с коррупционными проявлениями.

Необходим также учет результатов глубокого анализа коррупционных проявлений, их причин, мотивации коррупционного поведения, более объективной и серьезной оценки антикоррупционной политики государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует создать механизм раннего обнаружения точек возникновения коррупционных рисков в ОВД. При условии реализации и создания надлежащей системы организационно-управленческого и законодательного обеспечения осуществления реформ, которые будут направлены на активное участие общественности в предупреждении коррупции, возможно эффективно осуществить борьбу с коррупционными проявлениями.

Только при глубоком изучении природы коррупции в ОВД, ее внутренних причин и внешне их порождающих факторов, а также закономерностей развития возможно эффективное противодействие коррупционным проявлениям.

Происходящие в общественной жизни негативные изменения предопределяют необходимость и значимость проведения в области противодействия коррупционным проявлениям дальнейших исследований, а также повышения квалификации российских госслужащих по данной проблематике.

к

<ч а а

и и

ч

ЛИТЕРАТУРА

1. В рейтинге коррупции Россия опустилась на 136-е место // URL: http://www.bbc.com/russian/russia/2014/12/141202_transparency_corruption_index.

2. Теоретические и практические аспекты противодействия коррупции в России: учебное пособие / А. А. Зеленцов, И. А. Биккинин, Е. В. Коломийченко. Уфа: УЮИ МВД России, 2015. 48 с.

3. Киселев Н. Н. О проблемах борьбы с коррупцией // Вестник Уфимского юридического института МВД России. № 3 (73). 2016. С. 48-54.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 21.11.2011) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

5. Федюнин А. Е, Алфёров В. Ю. Выявление коррупционных преступлений в эксперт-но-криминалистических учреждениях органов внутренних дел // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2015. № 2 (7). С. 33-38.

«

а о

0 «

¥ а -с а

1

о

о «

?

а £

а «

и «5

« « «

6. Официальный сайт Совета по противодействию коррупции Российской Федерации / URL: http://www.спк-россии.рф.

7. Попандопуло Н. А. Антикоррупционная функция государства и гражданского общества: к вопросу об эффективной организации // Аспирант. 2015. № 1 (6). С. 147-149.

8. Официальный сайт радио «Спутник FM» / URL: http://sputnik.fm/news/24722.

© Евдокимова О. С.

УДК 343.1

М. Э. КААЦ, доцент кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

M. E. KAATZ, associate professor of the department of criminal process of the Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law (Ufa)

<N

К <N

a a

u u

ч

u s a о

0 «

u

¥ a -с a

1

о

о «

u ?

a

£ «

a s

S

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕЗИСА ИНСТИТУТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

SOME ASPECTS OF THE GENESIS OF THE INSTITUTE OF SECURITY OF PERSON IN CRIMINAL PROCEEDINGS

Аннотация. Статья посвящена исследованию отдельных аспектов становления института обеспечения безопасности личности в уголовном процессе. Анализируются теоретические и нормативные вопросы регламентации обережения субъектов уголовно-процессуальной сферы.

Ключевые слова: государственная защита участников уголовного судопроизводства, обеспечение безопасности личности в уголовном процессе.

Annotation. The article is devoted to the study of particular aspects offormation of the Institute of security of individuals in the criminal process. Analyzes the theoretical and normative issues of regulation defending the subjects of the criminal procedure sphere.

Key words: state protection of participants of criminal proceedings, security of the person in criminal proceedings.

Статья 2 Конституции РФ объявила права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Одной из гарантий государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является обеспечение

безопасности граждан, попавших в сферу уголовно-процессуальной деятельности, как субъектов уголовного судопроизводства со стороны обвинения, так и участников со стороны защиты, а также иных лиц, интересы которых затрагиваются осуществляющимся уголовным преследованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.