Научная статья на тему 'Сущность коммерциализации результатов инновационной деятельности высших учебных заведений'

Сущность коммерциализации результатов инновационной деятельности высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1321
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / СПОСОБЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / INNOVATION / THE PROCESS OF COMMERCIALIZATION / WAYS OF COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Екатерина Николаевна

Статья посвящена процессу коммерциализации инноваций, этапам этого процесса, а также мировым тенденциям развития инновационной деятельности, которые определяют процесс коммерциализации нововведений. В статье также определены цели коммерциализации итогов научно-исследовательской деятельности научных организаций и высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of commercialization of the results of innovative activity of higher educational institutions

The article is devoted to the process of commercialization of innovation, the stages of this process, as well as global trends of development of innovative activity, which determine the process of commercialization of innovations. The article also defines the goals of commercialization of results of scientific-research activity of scientific organizations and higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Сущность коммерциализации результатов инновационной деятельности высших учебных заведений»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Новикова Е. Н. Сущность коммерциализации результатов инновационной деятельности высших учебных заведений // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 14. - ART 75208. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75208.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75208 УДК 330.354:378

Новикова Екатерина Николаевна,

преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавир

novikovakatva [email protected]

Сущность коммерциализации результатов инновационной деятельности

высших учебных заведений

Аннотация. Статья посвящена процессу коммерциализации инноваций, этапам этого процесса, а также мировым тенденциям развития инновационной деятельности, которые определяют процесс коммерциализации нововведений. В статье также определены цели коммерциализации итогов научно-исследовательской деятельности научных организаций и высших учебных заведений.

Ключевые слова: процесс коммерциализации, инновационная деятельность, способы коммерциализации.

Раздел: (04) экономика.

Важнейшие источники новшеств любой инновационной экономики - это организации, осуществляющие нововведенческую деятельность. Эти предприятия имеют огромное значение для социально-экономического развития, так как вместе с научно-исследовательскими институтами они обеспечивают формирование научнотехнической среды государства.

Компании инновационной сферы создают адекватную конкурентную среду, за счет налогов пополняют государственный бюджет, содействуют занятости населения, создают и поддерживают инновационную активность в стране, и, самое главное обеспечивают экономический рост.

Однако в современных условиях для эффективного развития и сохранения собственной конкурентоспособности предприятиям недостаточно только разрабатывать инновационные продукты, но и жизненно необходимо реализовывать их на рынке [1].

Изучение сложившихся современных представлений о рыночной реализации инноваций позволяет выделить три противоречия во взглядах на коммерциализацию и ее местоположение в экономике.

Первое противоречие свойственно суждениям о коммерциализации, в которых ее сущность состоит в рыночном сбыте инноваций, а не в разработке востребованных современных новшеств.

В соответствии с данной точкой зрения, спрос на нововведение не является главным по отношению с ее предложением. Таким образом, рыночная реализация инноваций ставится в подчинение процессу их разработки. Изменение формы коммерциализации инновации путем сближения понятийных представлений о ней к рыночному предложению новшеств, а не к спросу на них, означает продажу востребованной новой комбинации ресурсов.

Следующее противоречие заключается в доминирующем отношении к коммерциализации как к инструменту, на практике реализующему нововведения микроэкономического уровня. Данное утверждение достаточно верно, но не отображает полностью сути процесса коммерциализации новшеств и его значения для развития со-

1

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Новикова Е. Н. Сущность коммерциализации результатов инновационной деятельности высших учебных заведений // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 14. - ART 75208. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75208.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

временной экономики. В результате этого, процесс рыночной реализации нововведений оказывается за рамками интересов ученых в области экономики.

Третье противоречие определяется в сложившемся отношении к коммерциализации как к статичному процессу. При этом коммерческая реализация новшеств является рыночным механизмом и представляет собой динамичную категорию, отражающую происходящие изменения в современных рынках.

Указанные противоречия доказывают, что процесс коммерциализации многоаспектен и имеет концептуальный, а также прикладной характеры, имеющие право на существование и развитие в теории и практике. Таким образом, можно сделать вывод, что коммерциализация - это процесс, который нуждается в обдумывании и в организации теоретических конструкций, имеющих также и практическую значимость [2].

Процесс коммерциализации инноваций включает в себя несколько последовательных этапов: оценка и отбор идей, формирование необходимых финансовых средств, закрепление прав на инновации, производство(внедрение) инноваций.

На первом этапе происходит оценка и отбор наиболее выгодных идей для выведения их на рынок. Это происходит в том случае, если компания ведет разработку нескольких инновационных продуктов или услуг одновременно. Данная оценка реализуется посредством проведения экспертизы по следующим критериям:

1) возможность нововведения, востребованность данного инновационного продукта в обществе,

2) востребованность инновационного товара или услуги у потенциального покупателя (в определенном сегменте рынка),

3) потенциальная экономическая результативность от реализации инновационной продукции (срок окупаемости, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности и т. д.).

Второй этап процесса коммерциализации состоит в аккумулировании необходимых финансовых средств. В связи с тем, что только некоторые инновационные компании располагают достаточным объемом средств для самофинансирования новшеств, основной задачей компании на втором этапе процесса коммерциализации будет привлечение инвестора.

На третьем этапе происходит закрепление прав на созданные инновационные товары или услуги с их последующим распределением между всеми участниками процесса коммерциализации.

Последний, четвертый, этап процесса коммерциализации результатов инновационной деятельности предполагает организацию разработки нововведения, его внедрение в производство и, если необходимо, дальнейшую доработку при необходимости [1].

Можно выделить следующие мировые тенденции развития инновационной деятельности, которые определяют процесс коммерциализации нововведений:

- рост уровня активности исследований патентно-информационного характера. Сбор, обработка, анализ данных об инновациях, конкурентах, потребителях и рынках, которые необходимо проводить в процессе разработки новшества с учетом патентных и информационных исследований, служащих основой для изучения внешних факторов коммерциализации нововведений;

- увеличение степени мотивации участников инновационной деятельности и анализа персонала инновационной сферы. Развитие интеллектуальных активов как совокупности знаний работников, их лидерские качества, предпринимательские и управленческие навыки, творческие способности, умение решать проблемы- объекты стоимости, но также могут являться и объектом коммерциализации (например, в

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Новикова Е. Н. Сущность коммерциализации результатов инновационной деятельности высших учебных заведений // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 14. - ART 75208. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75208.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

процессе аутсорсинга).Однако, увольнение сотрудника, работающего в инновационной сфере, из организации может значить не только утрату части интеллектуального капитала предприятия, но и серьёзные убытки при переходе специалиста в компанию конкурента;

- усиление акцента на проектный подход к управлению инновациями, который предусматривает осуществление принципа самоокупаемости, заключающийся в получении доходов от реализации нововведений - единственного источника возмещения вложенных инвестиций, во многом предопределяющие выбор форм коммерциализации инноваций;

- организация в инновационных компаниях систематического внутреннего технологического аудита, заключающегося в оценке различных нематериальных активов, которыми располагает организация в целом и ее подразделения, в частности, что определяет внутренние возможности коммерциализации инноваций;

- формирование кооперации в области НИОКР, организация стратегических альянсов и консорциумов, которые направлены на распределение затрат и рисков, целевой рост интеллектуальных ресурсов, позволяющие повысить надежность результатов при коммерциализации нововведений;

- развитие институтов поддержки инновационной деятельности предприятий, которые являются катализаторами в создании инноваций и в последующей их коммерциализации;

- внедрение методов функционально-стоимостного анализа (ФСА)и бенчмаркетинга в инновационную деятельность предприятия. Метод ФСАзаключается в тщательном технико-экономическом анализе предлагаемой инновации для формирования действенности его функций при поиске рациональных соотношений между полезностью отдельных частей инновационного продукта и затратами на их осуществление, по сути, направлен на определение рациональных условий коммерциализации инноваций. Бенчмаркинг, напрямую связан с улучшением форм коммерциализации нововведений, так как заключается в систематическом целенаправленном поиске лучших примеров реализации инновационной деятельности;

- увеличение скорости инновационных процессов и расширение области их реализации посредствам активного использования информационных технологий. Вследствие информационной революции произошло стирание пространственных границ, позволивших инновационным компаниям значительно расширить клиентуру, объёмы доступных патентно-информационных ресурсов и ускорить переговоры по различным сделкам, что существенно увеличило спектр объектов интеллектуальной собственности и способов коммерциализации нововведений;

- содействие процессу принятия решения в инновационной сфере, основанных методе контроллинга, который позволяет оценить степень планируемых и фактических доходов и расходов при коммерциализации нововведений [3].

Условия коммерческой реализации объектов инновационной деятельности основаны на следующих принципах:

1) принцип исключительности прав на инновации предполагает использование по своему усмотрению любыми не противоречащими закону способами результатами инновационной деятельности, и на запрещение или разрешение такого использования другими лицами;

2) доведение результатов инновационных разработок до конечного коммерческого результата;

3) принцип достоверности и полноты информации об инновациях для инвесторов;

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Новикова Е. Н. Сущность коммерциализации результатов инновационной деятельности высших учебных заведений // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 14. - ART 75208. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75208.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

4) принцип соблюдения требований законодательства к правовой конструкции механизмов коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности вузов и научных организаций

5) принцип соблюдения интересов, как организации, внедряющей инновации, так и общества, ощущающего эффект от данного вида деятельности;

6) принципы инициативы и доверительного сотрудничества участников процесса коммерциализации при оценке и отборе подходящих идей;

7) принцип обязательной новизны объектов коммерциализации;

8) принцип морального и материального стимулирования новаторов;

9) принцип конкурентоспособности инноваций: оценка потенциала коммерциализации объектов инновационной деятельности(инновация создает затраты, которые необходимо противопоставить возможностям по формированию тем, кто использует данное новшество);

10) принцип взаимности предполагает получение прибыли как от реализации интеллектуальной собственности, так и посредствам ее приобретения, что способно повысить эффективность бизнеса у других компаний;

11) принцип обеспечения информационной открытости процессов коммерциализации, контроль и мониторинг их эффективности.

Для инновационных компаний важным моментом в процессе рыночной реализации новшеств является выбор способа коммерциализации. Каждое нововведение уникально и предназначено для решения определенных вопросов, в связи с этим копаниям необходимо серьезно подходить к данным проблемам.

Индивидуальность производимых инновационных товаров или услуг диктует организациям необходимость формирования собственного подхода к данному процессу. В этой связи для действенной продажи нововведений компаниям стоит обратить особое внимание на выбор способа коммерциализации.

Международный опыт выделяет три базовых способа коммерциализации новшеств. К ним относятся самостоятельное использование инноваций, переуступка части прав и полная передача прав на нововведение [4].

Каждый указанный способ коммерциализации предоставляет инновационно ориентированным компаниям хорошие возможности по реализации нововведений. Организация может самостоятельно вывести свои инновации на рынок через все стадии процесса коммерциализации. Если данное новшество находится в виде оборудования, то после начала его разработки компания имеет возможность не только получать прибыль от его реализации, но и сдавать оборудование в лизинг. В случае если нововведение связано с модификацией процессов производства, компания может оказывать различные услуги другим организациям (например, инжиниринговые).

Инновационно активное предприятие при этом может продать лицензию на инновацию, или сдавать новшество в «аренду» (в форме франчайзинга). Организация может отправить своего сотрудника на стажировку или командировку (например, предприятию-партнеру), где передаст секреты производства. Инновационная компания обладает правом продать все права на нововведение и покинуть данную область деятельности или же заключить с заказчиком договор подряда на производство инновационного товара/услуги с сохранением прав или полной их передачей (отчуждением).

Инновационному предприятию при этом необязательно сосредотачиваться исключительно на одном варианте коммерциализации. Так, например, можно осуществить выпуск инновационной продукции в своей стране и одновременно реализацию лицензий за рубежом. Единственный недостаток при этом - убыточность подобного

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Новикова Е. Н. Сущность коммерциализации результатов инновационной деятельности высших учебных заведений // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 14. - ART 75208. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75208.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

решение для предприятия. В связи с этим, перед выбором способа коммерциализации, организации стоит изучить каждый из них и подобрать наиболее подходящий.

Развитие российского инновационного научного потенциала непосредственно связано с рыночной реализацией результатов научно-технической деятельности высших учебных заведений.

Можно выделить следующие цели коммерциализации итогов научноисследовательской деятельности научных организаций и высших учебных заведений:

1) получение существенного бюджетного эффекта от вложения средств государства в научно-исследовательскую деятельность, осуществляемую организациями образования и науки;

2) выполнение работ, производство продукции и оказание услуг, основанных на результатах научно-исследовательской деятельности вуза/научной организации, с целью удовлетворения спроса на рынке и извлечения прибыли;

3) организация практического применения, пропаганда существенного объема научно-исследовательских разработок научных организаций, университетов, а также повышение их значимости для общества и экономики;

4) расширение в университетах и научных организациях возможностей получения дохода, улучшение их репутации как научных центров, рост эффективности управления производством инноваций в вузах и научных организациях;

5) аналитическое, консультационное и научное обеспечение стратегических и оперативных решений корпоративного, финансового и государственного, секторов;

6) развитие системы приумножения практического применения научных знаний (в государственном управлении и реальной экономике) [6].

Достижение этих целей возможно через последовательное решение ряда задач:

1) формирование экономических и организационно-правовых требований, которые необходимы для успешной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности работников высшего учебного заведения и обеспечения соблюдения их интересов и прав, внедрение данных научно-исследовательских разработок, в свою очередь, приведет к получению множества преимуществ различного характера;

2) разработка структуры инноваций, предлагаемых университетом на базе результатов научно-исследовательской работы, которая соответствует стратегии развития высшего учебного заведения, его специализации, потенциалу и репутации на рынке научных и образовательных услуг;

3) построение эффективной системы управления рыночной реализацией результатов научно-исследовательской деятельности, которая обеспечивает объединение системы коммерциализации в общую систему управления высшего учебного заведения и его научное производство;

4) создание системы материально-технического, информационного, финансово-экономического и кадрового обеспечения функционирования высшего учебного заведения по коммерциализации его инноваций;

5) формирование структуры потенциальных потребителей инноваций вуза и стратегии их привлечения / удержания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) организация действенной правовой, информационной, институциональной и экономической формы системы продаж продукции, основанной на результатах научно-исследовательской деятельности вуза.

Решение проблем применения механизмов рыночной реализации инноваций учреждений образования и науки направлено на продвижение вузов и научных организаций в качестве научно-производственных комплексов и рост таких составляющих

5

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Новикова Е. Н. Сущность коммерциализации результатов инновационной деятельности высших учебных заведений // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 14. - ART 75208. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75208.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

их успешной деятельности, как расширение научно-исследовательской деятельности и создание ресурсной базы, а также взаимосвязь рынка труда и образования.

Вместе с тем специфика функционирования вузов, заключающаяся в приоритете формирования системы образования и науки в интересах общества, государства и личности, создает необходимость развития действенных способов защиты участников образовательного процесса, а также следования гарантиям государства в образовании. Указанные методы должны обеспечиваться соблюдением высшими учебными заведениями основных условий коммерциализации инноваций.

Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности вуза может производиться различными способами:

1) проведением НИОКР по заказу различных промышленных предприятий и компаний, а также государства;

2) формированием малого инновационного предприятия (МИП);

3) лицензированием и передачей патентных прав;

4) вкладыванием в уставной капитал МИП, которые организуются с участием вузов, стоимости интеллектуальной собственности, создаваемой работниками высшего учебного заведения;

5) заключением лицензионных беспатентных соглашений о применении нововведения;

6) инвестированием собственных средств высшего учебного заведения в рыночную реализацию нововведений, которые находятся в начале инновационного цикла (например, посредством проведения конкурса);

7) введением в производство новой высокой технологии, которая разработана в университете, через обеспечение выпуска подходящих видов инновационной продукции (или услуг) в компаниях государства-партнера в рамках внутреннего рынка данной страны для получения разовых выплат на применение высокой технологии и части получаемых доходов в течение определенного периода времени, указанного в договоре;

8) производственной реализацией российских высоких технологий через организацию выпуска соответствующих типов продукции на совместных организациях, которые создаются страной-партнером и РФ в лице университета-разработчика, в целях реализации экспорта и удовлетворения нужд внутреннего рынка страны-партнера и РФ, а также через получение прибыли за счет экономии затрат на приобретение сырья, оплату труда, выплату налогов и др. при организации выполнения соответствующих видов производства в компаниях страны-партнера;

9) вывоза российской продукции, которая создана на базе высоких технологий, для удовлетворения нужд внутреннего рынка государства-партнера;

10) инвестированием со стороны государства-партнера, которое предназначено для формирования на его основе перспективной инновационной продукции (или услуги) высшего учебного заведения.

Коммерциализация является важнейшим элементом инновационного процесса и одним из основных условий успешного внедрения результатов инновационной деятельности вуза в любой стране. Однако этот процесс имеет свои недостатки, основывающиеся на особенностях осуществления инновационной деятельности в вузах. Так, проблемы коммерциализации РИД в вузах включают:

- разницу в распределении времени, большая часть которого направлена на воспроизведение кадров и накопление знаний;

- сдерживающий фактор со стороны специализации подразделений вуза, которые выполняют производство инноваций, являются в большей своей части про-

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Новикова Е. Н. Сущность коммерциализации результатов инновационной деятельности высших учебных заведений // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 14. - ART 75208. - 0,5 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75208.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

блемно-ориентированными и ограничиваются областью деятельности соответствующей кафедры;

- недостаток производственных возможностей вуза для серийного выпуска инноваций, что приводит к отдалению создателей нововведений в университете от конечных потребителей;

- несовершенство государственной поддержки вузов;

- несовершенство механизмов трансформации инновационных подразделений высшего учебного заведения в малые инновационные предприятия.

Высшее учебное заведение, умеющее не только разработать нововведение, но и эффективно его реализовать на рынке, способно сохранить свою конкурентоспособность и повысить эффективность деятельности в долгосрочной перспективе.

Ссылки на источники

1. Борис О. А. Социальные проблемы управления инновациями и методы их нивелирования // Особенности управления инновационным развитием социально-экономических систем в современных условиях: коллективная монография / под ред. профессора В. Н. Парахиной. - Ставрополь: Изд.-информационный центр «Фабула», 2011. - 180 с.

2. Борис О. А. Критерии управления стратегическими изменениями в организации и оценка их социальной ориентированности // Современные подходы к управлению стратегическим развитием организации: коллективная монография / под ред. профессора В. Н. Парахиной. - Ставрополь: Изд.-информационный центр «Фабула», 2010.- 244 с.

3. Борис О. А. Специфические проблемы управления социально-ориентированными инновационными предприятиями // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2013. - № 4. - С. 227-233.

4. Борис О. А., Шанин И. И. Научно-методический подход к классификации предприятий по признаку финансовой обеспеченности инновационной деятельности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013.- № 13(151). - С. 16-23.

5. Косенко С. Г., Новикова Е. Н. Коммерциализация инноваций вуза как фактор его конкурентоспособности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 05. - ART 14548. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14548.htm.

6. Новикова Е. Н. Источники финансирования инновационной деятельности вузов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 3(27). - Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2013. - С. 199-207.

Ekaterina Novikova,

Lecturer, Department of Economics and Management, branch of the Kuban State University in Armavir, Armavir novikovakatya [email protected]

The essence of commercialization of the results of innovative activity of higher educational institutions Abstract. The article is devoted to the process of commercialization of innovation, the stages of this process, as well as global trends of development of innovative activity, which determine the process of commercialization of innovations. The article also defines the goals of commercialization of results of scientific-research activity of scientific organizations and higher educational institutions.

Key words: the process of commercialization, innovation, ways of commercialization.

Рекомендовано к публикации:

Поличкиной Е. Н., кандидатом экономических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 25.02.2015 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.02.2015

Принята к публикации Accepted for publication 27.02.2015 Опубликована Published 09.04.2015

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Новикова Е. Н., 2015

www.e-koncept.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.