Научная статья на тему 'Сущность категории трансакционных издержек'

Сущность категории трансакционных издержек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1251
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ИЗДЕРЖКИ КООРДИНАЦИИ / РУТИНЫ / TRANSACTION COSTS / TRANSFORMATION COSTS / COORDINATION AND ROUTINE COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов С. Б.

В статье раскрываются сущность и функции трансакционных издержек. Проведен анализ эволюции категории «трансакционные издержки» в современной экономической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF THE TRANSACTION COSTS CATEGORY

The article deals with the essence and functions of transaction costs. It contains the analysis of the evolution of transaction costs in modern economics.

Текст научной работы на тему «Сущность категории трансакционных издержек»

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

УДК 330.138 с. В. Мартынов

СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

В статье раскрываются сущность и функции трансакционных издержек. Проведен анализ эволюции категории «трансакционные издержки» в современной экономической науке.

Ключевые слова: трансакционные издержки, трансформационные издержки, издержки координации, рутины.

S.V. Martynov

ESSENCE OF THE TRANSACTION COSTS CATEGORY

The article deals with the essence and functions of transaction costs. It contains the analysis of the evolution of transaction costs in modern economics.

The key words: transaction costs, transformation costs,

Трансакционные издержки многими современными авторами рассматриваются как существенный фактор конкурентоспособности и жизнеспособности различных институциональных структур, определяющий долгосрочную эффективность социально-экономических систем. Важность трансакционных издержек особенно возрастает в переходные периоды, т.е. в периоды изменения базовых социальных институтов. Применение концепции трансакционных издержек позволяет оценить эффективность институтов и, конечном счете управлять институциональными изменениями.

Базовой единицей анализа в теории трансакцион-ных издержек является трансакция, или сделка. Под трансакцией понимается элементарный акт экономического взаимодействия. Это может быть акт обмена товарами, услугами, формальными или неформальными обязательствами. Под трансакционными издержками понимаются затраты или альтернативные издержки, которые возникают при осуществлении трансакций.

Основываясь на идеях Э. Берна, мы можем внести ряд дополнений в понимание данной категории. Осуществляя исследование данной категории, следует выделять трансактные стимулы и трансактные реакции. Если два хозяйствующих субъекта встречаются на рынке, то один из них дает понять другому что он помнит о его присутствии и в соответствии с этим строит свою рыночную стратегию и тактику. Это явление носит название «трансактный стимул». Другие субъекты осуществляют какие-либо определенные действия, отвечая на стимул. Данный процесс мы будем называть трансактной реакцией. Отсюда дополнительной трансакцией

coordination and routine costs.

будет являться такая ответная реакция хозяйствующего субъекта, которая соответствует ожиданиям другого субъекта. Взаимодействие между хозяйствующими субъектами будет протекать гладко, пока трансакции являются дополнительными. Как только ожидания одного не оправдаются, дополнительность трансакций будет нарушена и коммуникативное рыночное взаимодействие между хозяйствующими субъектами может исчезнуть. Трансакции обеспечивают достижение некой точки рыночного равновесия (равновесия спроса и предложения). Предполагалось, что трансакции обмена в экономике осуществлялись посредством ценового механизма и были однородны. На деле в современном мире существует большое разнообразие реальных трансакций.

Неоинституциональная экономика построена на том, что трансакция не осуществляется автоматически. Она влечет за собой определенного рода издержки, которые и регламентируют как сам факт ее осуществления, так и ее тип. В некоторых секторах экономики контракты не совершаются из-за слишком высокой их цены, из-за слишком высоких ожидаемых трансакционных издержек на заключение таких контрактов.

Участники экономической жизни (участники контракта) имеют индивидуальные интересы, которые настойчиво преследуют (степень настойчивости зависит от характера индивида), поэтому их взаимодействие так или иначе сводится к проблеме координации интересов. Названная проблема является проблемой институциональной теории в рамках экономического подхода.

В отличие от неоклассической теории, в которой этими издержками пренебрегают и рассматривают рынок как идеально функционирующий механизм, аналогично тому, как в ньютоновской механике законы движения сначала рассматривают, отвлекаясь от сил трения и сопротивления среды, неоинституционализм вводит в анализ «силу трения». Понятие трансакционных издержек было введено Р Г Коузом в ставшей уже классической статье «Природа фирмы», написанной и впервые изданной в 1937 г [2]. Большую роль в исследовании трансакционных издержек сыграл и Дж. Коммонс[1]. С его точки зрения, трансакции нельзя отождествлять с простым обменом ресурсами, товарами или услугами. Это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Различие между обменом и трансакцией указывает на различие между физическим перемещением благ и перемещением прав собственности на эти блага. Государство, по Дж. Коммонсу, играет большую роль как орган, примиряющий интересы сторон трансакций, и как сила, принуждающая к выполнению обязательств, взятых на себя участниками трансакций.

В традиционной неоклассической теории понятие фирмы фактически сливается с понятием производственной функции, проблема выбора решается идентично решению проблемы выбора отдельного потребителя. Неоклассическая теория неявно подразумевает абсолютную децентрализацию организации экономической деятельности. Неоклассическая теория показывает, что такая абсолютная децентрализация, координируемая посредством рынка, приводит к Парето-оптимальному результату, те. к состоянию, в котором благосостояние ни одного экономического субъекта не может быть улучшено без ухудшения благосостояния других экономических субъектов.

В «Теории фирмы» РГ. Коуз впервые поставил вопрос, почему в действительности существуют фирмы, в которых рыночный механизм заменяется командным, в то время как неоклассическая теория, по существу, утверждает, что рынок является наиболее эффективным инструментом координации экономического поведения. Но если децентрализованный рынок обеспечивает эффективное размещение ресурсов, то не видно причин возникновения и существования таких структур, как фирмы, кооперативы, государство и т.п., характеризующихся использованием административных методов организации, которые должны быть менее эффективны. РГ Коуз подверг эти два способа координации - децентрализованный, присущий рынку и централизованный , характерный для иерархических, административно-управляемых организаций, - сравнительному анализу при помощи введения понятия трансакционных издержек.

Р.Г. Коуз утверждал, что использование рыночных трансакций сопряжено с издержками и принцип экономии на трансакционных издержках является решающим при выборе способа организации хозяйственной деятельности и, в частности, при выборе оптимальных размеров фирмы. Хозяйствующий субъект сталкивается с дилеммой: передать ли часть производственной деятельности независимым от него субъектам и координировать с ними свои планы посредством ценового механизма или же самому нести издержки организа-

ции производства. В случае если издержки по заключению сделок на рынке высоки, будет более выгодным избегать их, организуя фирму в которой распределение ресурсов происходит административным путем. Внутри фирмы, согласно теории РГ Коуза, отсутствуют затраты на поиск партнеров, заключение контрактов и т.п. Если же эти издержки близки к нулю, то фирма становится избыточным институтом. То есть организация вытесняет рынок, если административный контроль обеспечивает экономию трансакционных издержек.

Появляется, однако, противоположная проблема, а именно: почему вся хозяйственная деятельность не ведется в рамках одной большой фирмы, как предлагали, например, сторонники государственного социализма и всеобщего планирования, и рынок существует, несмотря на ненулевые издержки рыночного взаимодействия? Ответ на этот вопрос находится аналогично. РГ Коуз утверждает, что механизм административного контроля также связан с определенными издержками . По мере увеличения размера фирмы издержки административного контроля растут (вследствие убы -вающей отдачи от предпринимательского ресурса растет бюрократический аппарат, снижается управляемость, падает эффективность управленческих решений и т.п.).

Трансакционные издержки призваны объяснить любые отклонения от Парето-оптимального равновесия [4]. Трансакционные издержки рассматриваются как препятствия к полной реализации сравнительных преимуществ и разделения труда, в результате существования которых реальные институциональные границы производственных возможностей меньше идеальных технологических границ. Подобное расширительное толкование понятия трансакционных издержек представляется неконструктивным по нескольким причинам.

Во-первых, при такой трактовке трансакционных издержек само понятие Парето-оптимального равновесия становится неопределенным, так как оно принципиально недостижимо. Это приводит, в свою очередь, к эмпирической неизмеримости трансакционных издер -жек как отклонения от оптимального состояния, те. расширительное толкование понятия трансакционных издержек неоперационально.

Во-вторых, это определение сбивает с толку, так как исчезает всякое различие между издержками координации хозяйственной деятельности в иерархических структурах и в рыночных структурах, которое играет принципиально важную роль в институциональном эконо -мическом анализе.

Поэтому в данной работе для обозначения издержек, возникающих при управлении внутри фирмы, будет использоваться термин «административные (или управленческие) издержки», а для издержек рыночной координации будет использоваться термин «трансакционные издержки» в его узком значении. Когда же нам потребуется противопоставить их собственно производственным (или трансформационным) издержкам, мы будем говорить об издержках координации.

Под производственными издержками подразумеваются издержки, направленные на преобразование природных материалов, веществ и объектов для создания предметов, удовлетворяющих разнообразные

потребности человека, тогда как издержки координации направлены на преобразование общества и социальных отношений, возникающих в процессе хозяйствования. Конечно, такое разделение неточно, поскольку управление обществом и координация действий различных субъектов часто осуществляются посредством воздействия на природные объекты, но тем не менее оно понятно и достаточно для целей настоящей работы.

Трансакционные издержки, как и издержки координации вообще, имеют существенные отличия от трансформационных издержек. Величина трансформационных издержек, рассмотренных в отвлечении от социального механизма, в конечном счете зависит от законов природы и уровня человеческих знаний об этих законах, те. носит в значительной степени объективный и не зависящий от человека характер.

В отличие от трансформационных издержки координации возникают в процессе взаимодействия людей между собой. Поэтому величина издержек координации определяется дополнительным фактором -субъективными восприятием, оценками и интересами отдельных людей, групп и обществ. Из субъективного характера издержек координации следует, пока лишь гипотетически, возможность того, что некоторые действия хозяйствующих субъектов могут быть преднамеренно направлены на повышение этих издержек, чего нельзя сказать о трансформационных издержках.

Умышленное завышение трансформационных издержек, например в случае раба, портящего орудия труда, принадлежащие его хозяину, или в случае пред -приятия в плановой экономике, завышающего издержки с целью повысить объем финансирования в будущие периоды, носит вторичный характер, т.е. обусловлено неэффективной институциональной средой и порождаемой ею системой стимулов.

Необходимо также отличать трансакционные издержки от близкой по смыслу категории информационных издержек. Поскольку трансакционные издержки так или иначе связаны с недостатком информации и усилиями по ее приобретению, возникает тенденция к отождествлению двух категорий. В частности, такое смешение имеет место в определении К. Эрроу [3].

Очевидно, что в гипотетическом обществе, в котором информация полна и бесплатна, отдельным хо -зяйствующим субъектам нет нужды договариваться о последовательности и направленности своих действий, такое общество находилось бы в состоянии «предустановленной гармонии». Но возможны ситуации, когда информация неполна и неточна, но трансакционные издержки отсутствуют. К примеру Робинзон Крузо на необитаемом острове зависит в своей хозяйственной деятельности от имеющейся информации и может прилагать целенаправленные усилия по ее поиску (исследование острова в поисках дичи, плодородной почвы, прогнозирование погоды и т.п.), т.е. он будет нести положительные информационные издержки, но трансакционные издержки в его индивидуальном натуральном хозяйстве отсутствуют, так как в нем нет трансакций.

Своего абсолютного минимума трансакционные издержки достигли бы при полностью рутинизирован-

ном поведении всех партнеров по экономической деятельности. В этом случае не возникает никакой неопределенности и механизм производства и обмена не нуждается во вмешательстве, одностороннем или взаимосогласованном, чьей-либо воли для сокращения хозяйственных рисков.

Конечно, в хозяйственной деятельности всегда присутствует элемент рационального выбора, но наиболее близки к идеалу полностью рутинизированного и статичного хозяйства первобытные или средневековые общества. В этом случае экономическое поведение регулируется жесткими и всеобъемлющими институтами - обычаями, традициями, мифами, общим для всех членов общества мировоззрением и передаваемым из поколения в поколение хозяйственным опытом. Функционирование этих институтов практически полностью устраняет необходимость в хозяйственных трансакциях. Изменения рутин происходят медленно и незаметно для членов общества, а информация об этих изменениях, хотя и распространяется сравнительно медленно, но ввиду ее небольшого объема и небольшого размера общества становится доступна всем членам этого общества.

Рутины по определению эффективны только в пол -ностью статичном обществе. Динамические изменения, связанные с ростом и систематизацией знаний, вносят в хозяйственную деятельность элемент неопределенности. Иными словами, при том что прямые издержки координации в традиционных обществах близки к нулю, по мере увеличения практических знаний и возможностей планирования возрастают издержки упущенных возможностей при сохранении традиционного экономического поведения.

Пока процессы накопления знаний протекают медленно и относятся к областям, лишь косвенно влияющим на хозяйственную деятельность, проблемы альтернативных издержек не возникает, однако с переходом к непрерывному и самоускоряющемуся научно-техническому прогрессу неопределенность в хозяйственной деятельности нарастает и становится серьезной проблемой.

Неопределенность обусловливает рост альтернативных издержек, и возникает необходимость замены рутинизированного, регулируемого традициями поведения иными способами координации - рыночными или иерархическими структурами, функционирование которых связано с наличием трансакционных и административных издержек.

Однако полный отказ от рутинного поведения невозможен, так как в этом случае информационные, в том числе и трансакционные, издержки возросли бы до практически бесконечных величин вследствие ограниченных возможностей обработки информации. Даже использование современных технических средств не может решить проблему обработки информации, так как конечное осмысление информации осуществляется человеком как основным регулятором и конечной целью процесса воспроизводства. Поэтому рутины не исчезают полностью, но модифицируются и теряют свой всеобъемлющий характер. Вновь возникшие общественные институты предполагают существование самостоятельных и ответственных, т.е. обладающих правами частной собственности, индивидов, ведущих свое хозяйство независимо от других членов общества и по-

этому являющихся для них источником неопределенности. Трансакционные издержки являются необходимым следствием прогрессирующего общества и составной частью процесса «созидательного разрушения» в применении к общественным отношениям. Поэтому неудивительно, что само понятие трансакционных издержек возникло сравнительно поздно, в обществе с высокой степенью разделения груда и, соответственно, с высокой неопределенностью относительно поведения отдельных его членов.

1. Коммонс Д. Институциональная экономика // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4.

2. Коуз Р. Г Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993.

3. Эрроу К.Дж. Неполное знание и экономический анализ. М.: Истоки, 2000.

4. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. М.: Аспект-Пресс, 1996.

УДК 332142 К.М. Семенов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ СУБКОНТРАКТАЦИИ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Статья посвящена проблемам формирования и реализации комплекса антикризисных мер в системе регионального управления, предоставляющих возможность оперативного реагирования на изменение экономической реальности. Представлен авторский подход к построению эффективной системы действенных инструментов поддержки региональных товаропроизводителей, базирующейся на активном использовании различных видов производственной кооперации. По результатам исследования автором даны основные рекомендации для активного развития процессов производственной кооперации на территории региона.

Ключевые слова: региональное управление, антикризисные меры, поддержка региональных товаропроизводителей, производственная кооперация, субконтрактация, контрактор, субконтрактор, кластерная стратегия.

K.M. Semyonov

IMPLEMENTING THE MECHANISMS OF PRODUCTION SUBCONTRACTING WITHIN THE SYSTEM OF REGIONAL CRISIS MANAGEMENT

The article deals with the issues of formation and implementation of the crisis management measures package within the regional management system, enabling prompt adaptation to the changes of the economic reality. The article represents the author's approach to the establishment of an efficient system of the instruments of regional manufacturers support based on active use of different types of production co-operation. The results of the research enable the author to come up with basic recommendations for active development of production co-operation on a region's territory.

The key words: regional management, crisis management measures, regional manufacturers support, production co-operation, subcontracting, contractor, subcontractor, cluster strategy.

Актуальные задачи формирования и реализации комплекса антикризисных мер в системе регионального управления в настоящее время обуславливают необходимость оперативного реагирования на изменение экономической реальности. В этой связи обращает на себя внимание опыт правительства Саратовской области по реализации комплекса антикризисных мер в современных экономических условиях. По мнению губернатора Саратовской области П.Л.Ипатова, в числе первоочередных целей регионального управления в сложившихся условиях особое внимание следует уделять «обеспечению спроса на продукцию предприятий области, а именно сбыту загрузке и, как следствие, собираемости налогов в бюджет, занятости людей» [3].

Как представляется, одним из наиболее действенных инструментов поддержки региональных товаропроизводителей должно стать развитие и внедрение такого важнейшего вида производственной кооперации, как

субконтрактация, уже доказавшего в международной практике свою эффективность.

Следует согласиться с определением субконтрактации, встречающимся в работах отечественных экономистов, как способа организации производства, использующего разделение труда между контрактором (заказчиком) - сборочным предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями (наиболее прибыльные производственные процессы, критически влияющие на качество продукции) -и субконтракторами (поставщиками, субподрядчиками) -специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы, услуги.

К числу очевидных преимуществ такой кооперации для контрактора можно отнести возможность сокращения непроизводительных издержек, а также решение задач технологического перевооружения, расширения ассортимента выпускаемой продукции. При этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.