УДК 159.923.2 Косенчук Людмила Федоровна
заведующий лабораторией кафедры философии Южного федерального университета
СУЩНОСТЬ ИДЕНТИЧНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
Резюме:
Понятие «идентичность» в настоящее время активно используется представителями различных научных дисциплин, что позволяет выделить онтологический, социологический, психологический и философско-антропологический подходы к ее исследованию. В качестве категории онтологии идентичность означает характеристику бытия, заключающуюся в тождественности чего-либо самому себе. По мнению социологов, идентичность - это свойство социальных групп или индивидов, отличающее их от других, осознаваемое ими в качестве такового и формирующееся в процессе индивидуального развития в ходе взаимодействия с социальным окружением. В психологии и психиатрии под идентичностью понимается ощущение собственной истинности, полноценности, самотождественности и непрерывности своего существования.
С позиций философско-антропологического подхода, персональная идентичность - это осознание личностью собственного единства и целостности в пространстве и во времени, ощущение преемственности целей, мотивов и смысложизненных установок. В ней можно выделить индивидуальный и социокультурный уровни. Индивидуальный уровень персональной идентичности включает совокупность уникальных, своеобразных качеств, выделяющих личность из социального окружения. Со-циокультурный уровень предполагает идентификацию с нормами определенной социальной среды и символическим миром культуры. Существенными свойствами персональной идентичности являются проективность, процессуальность, динамичность и незавершенность.
Ключевые слова:
идентичность, персональная идентичность, тождественность, личное тождество, самотождественность, самость, самоидентичность, кризис идентичности.
Kosenchuk Lyudmila Fyodorovna
Head of the Laboratory, Philosophy Department, Southern Federal University
THE ESSENCE OF IDENTITY AND THE MAIN APPROACHES TO ITS RESEARCH
Summary:
Nowadays the identity concept is frequently used by representatives of various sciences, which allows distinguishing of ontological, sociological, psychological and philosophical anthropological approaches to its research. As an ontology category the identity is a parameter of objective reality, meaning the identity of something to itself. Sociologists consider the identity as a distinctive feature of social groups or individuals, distinguishing them from others, recognized by them as such, and forming in the process of individual development by the interaction with social environment. Psychology and psychiatry interpret the identity as a sense of one's verity, value, self-relation and continuity of one's being.
From the perspective of philosophical anthropological approach the personal identity is the awareness by a person of his or her oneness and integrity in space and time, the sense of continuity of goals, motives and value systems. The personal identity structure can be divided into individual and sociocultural levels. The individual level of personal identity includes the range of unique, peculiar characteristics distinguishing a person from the social environment. The sociocultural level supposes identification with the norms of a certain social environment and with a symbolic world of culture. The substantial features of the personal identity are projectivity, processivity, dynamism and incompleteness.
Keywords:
identity, personal identity, oneness, sameness, self-relation, self, self-identity, identity crisis.
В последние десятилетия термин «идентичность» постепенно вытесняет традиционные понятия, использующиеся для обозначения определения индивидом самого себя. Широкое употребление рассматриваемого термина привело к появлению множества дефиниций, порой противоречащих друг другу, и как следствие - к его неоднозначному толкованию, смысловой неопределенности. Целью работы является анализ основных подходов к исследованию идентичности и изложение авторского взгляда на проблему персональной идентичности.
Прежде всего рассмотрим этимологию термина «идентичность». Как известно, слово «идентичность» имеет латинский корень «idem», означающий «то же самое», и обозначает свойство вещей оставаться теми же самыми, сохранять свою сущность при всех трансформациях. Это же слово применяется для характеристики единичного бытия личности, «самости» (Self), обеспечивающего ее самотождественность. Долгое время понятие «идентичность» использовалось в обсуждении вопросов, как возможны непрерывность при очевидности изменений и тождественность среди наблюдаемого разнообразия. Следует также отметить, что в классических русских переводах философских текстов понятие «идентичность» (лат. idem, англ. identity) и близкие
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 16)
к нему термины звучат как «тождество», «тождественность», и именно в этом первичном смысле идентичность рассматривалась философами начиная с Античности.
Особое значение проблематика, связанная с тождественностью «Я», с самосознанием, приобретает в эпоху Нового времени. Считается, что проблема «личного тождества» (personal identity) была впервые сформулирована английским философом Дж. Локком, который четко различал понятия «индивид» и «личность», выделяя в качестве основного свойства личности способность приписывать себе свои прежние состояния, то есть сознание, обеспечивающее единство личности, и память, выступающую гарантом этого единства. По мнению Дж. Локка, одну и ту же личность образует не одна и та же субстанция, а одно и то же непрерывное сознание [1, с. 388]. При этом под личностью он понимает «разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных местах благодаря тому сознанию, которое неотделимо от мышления, <...> благодаря этому каждый бывает «самим собой», тем, что он называет Я (self), причем в этом случае не принимается во внимание, продолжается ли то же самое Я в той же самой или различных субстанциях» [2].
Истоки анализа идентичности с социологических позиций восходят к работам Г. Зиммеля, Дж. Мида, Ч. Кули, которые попытались найти теоретический концепт, позволявший рассматривать самоформирование в различных ситуациях социального взаимодействия как процесс и интерпретировать соответствующие внешние проявления как сходные и различные. Указанные авторы не употребляли понятие «идентичность», используя преимущественно термин Self («самость»), однако разработанные ими теоретические положения впоследствии стали важными составляющими его концептуализации. По мнению Дж. Мида, становление индивидуальности, «самости» невозможно без возникновения у человека образа обобщенного другого [3]. Он различает две составляющие идентичности: «Me» и «/». «/» - индивидуальная активность человека в определении своих ролей либо дистанцировании от них. «Me» является результатом социальных ожиданий. С точки зрения Ч. Кули, понятие «самость» характеризует присущее каждому человеку некое инстинктивное «чувство моего» (my-feeling) или «чувство присвоения» (sense of appropriation), которое ярко проявляется в ситуации посягательства на то, что принадлежит человеку [4].
В широкий научный оборот понятие «идентичность» вошло в ХХ в. благодаря работам психологов, «заимствовавшим» сам термин из психиатрии, где для обозначения утраты психически больными людьми представлений о самих себе и о событиях своей жизни использовался диагноз «кризис идентичности». То есть сохранение самотождественности считалось психиатрами показателем психического здоровья и наоборот. Самая известная концепция идентичности на стыке психоанализа и психологии развития была разработана американским психологом Э. Эриксоном [5]. Он показал, что «психосоциальная идентичность» начинает формироваться с первых дней жизни ребенка в контексте его взаимодействия с окружающими. Постепенно у человека складывается представление об устойчивости и непрерывности своего «Я» в меняющихся ситуациях. Причем развитие идентичности можно представить как процесс постоянной самодифференциации по мере того, как расширяется круг значимых для индивида лиц: от матери до всего человечества. Э. Эрик-сон отмечал, что идентичность индивида включает два взаимосвязанных аспекта: ощущение тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и признание окружающими этого тождества и непрерывности, с другой стороны [6]. Именно благодаря работам Э. Эриксона понятие «идентичность» в 1970-1980-е гг. прочно вошло в социально-гуманитарное знание.
На стыке психологических и социологических подходов в последние десятилетия возникает антропологическая трактовка идентичности, сторонники которой полагают Я-идентичность составляющей внутреннего мира человека. С позиций философской антропологии, «идентичность является производной фундаментальной способностью человека к различению и отождествлению - в том числе и самого себя - в контексте его отношений с окружением. Она считается не глубинной внутренней целостной субстанцией, но внешним, культурно обусловленным, изменчивым конгломератом возможных репрезентаций личности» [7, с. 101]. Философско-антро-пологический подход предполагает исследование личной идентичности, для обозначения которой используются также термины «самоидентичность» (англ. self-identity), «персональная идентичность», «индивидуальная идентичность», близкие по смыслу.
Проблема персональной (личной, индивидуальной) идентичности поднимается в целом ряде публикаций. Так, Е.О. Труфанова определяет индивидуальную идентичность как «отношение человека к самому себе, становление которого происходит прежде всего в ходе социального взаимодействия» [8, с. 95]. О.А. Блинова понимает под персональной идентичностью «постоянство личности в пространстве и времени, становление которой происходит в ходе социального
взаимодействия» [9, с. 51]. Персональная идентичность, по ее мнению, возникает в ходе приобретения социального опыта. Указанные авторы исходят из традиционного понимания идентичности как тождественности и преемственности личности во времени. Во многом они базируются на концепции Э. Эриксона и близки к психологическому пониманию идентичности.
Существуют и иные подходы к персональной идентичности, сущность которых заключается в ее онтологической трактовке. Так, современный российский исследователь М.А. Шаткин считает, что персональная идентичность может быть определена «как относительная и опосредованная уникальная содержательная определенность персоны (которая в соответствии со своим первоначальным определением понимается как индивидуализация какого-либо разумного существа)» [10, с. 45-46]. По мнению отечественного философа В.Н. Брюшинкина, проблема личностной идентичности состоит в выявлении смысла «я» по обе стороны связки «есть» [11]. «Я» слева означает сознательное, рефлексивное представление субъекта о себе, а «я» справа имеет ноуменальный, умопостигаемый (в разных смыслах) характер» [12, с. 87].
Таким образом, следует различать онтологическую, социологическую, психологическую и антропологическую трактовку термина «идентичность». В качестве категории онтологии понятие «идентичность» (лат. idem, англ. identity, в русских переводах - «тождество») использовалось с Античности. При этом под «идентичностью» понималась характеристика бытия, заключающаяся в тождественности чего-либо самому себе. В социальных науках идентичность становится объектом пристального внимания во второй половине ХХ в. По мнению социологов, идентичностью обладают как индивиды, так и группы, при этом индивиды приобретают и могут изменять свою идентичность только в группах. В психологии и психиатрии понятие «идентичность» получает широкое распространение с 1960-1970-х гг. благодаря работам Э. Эриксона, понимавшего под идентичностью ощущение тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве. В последние десятилетия получил распространение философско-антропологический подход, представители которого стремятся выявить сущностные характеристики персональной идентичности как важнейшей составляющей внутреннего мира человека.
С позиций философско-антропологического подхода, персональная идентичность - это осознание личностью собственного единства и целостности в пространстве и во времени. В ней можно выделить индивидуальный и социокультурный уровни. Индивидуальный уровень персональной идентичности включает совокупность уникальных, своеобразных качеств, выделяющих личность из социального окружения. Социокультурный уровень предполагает идентификацию с нормами определенной социальной среды и символическим миром культуры. Существенными свойствами персональной идентичности являются проективность, процессуальность, динамичность и незавершенность. Она требует постоянных усилий по своему формированию, причем этот процесс продолжается на протяжении всей жизни человека.
Ссылки и примечания:
1. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч. В 3 т. Т. 1. М., 1985. С. 78-582.
2. Там же. С. 387.
3. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль : тексты / под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. С. 225-234.
4. Кули Ч. Социальная самость // Там же. С. 314-327.
5. Эриксон Э. Идентичность/ юность и кризис. М., 2006. 342 с.
6. Там же. С. 58-59.
7. Орлова Э.А. Концепции идентичности / идентификации в социально-научном знании // Вопросы социальной теории : научный альманах. Т. 4. Человек в поисках идентичности / под ред. Ю.М. Резника, М.В. Тлостановой. М., 2010. С. 87-111.
8. Труфанова Е.О. Идентичность и Я // Вопросы философии. 2008. № 6. С. 95-105.
9. Блинова О.А. Обретение персональной идентичности: диалектика индивидуального и социального // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Культурология. 2009. № 11. С. 51-56.
10. Шаткин М.А. Персональная идентичность: структура, функции, становление : дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2004. 139 с.
11. Имеется в виду суждение «Я есть Я».
12. Брюшинкин В.Н. Особенности исследования идентичности // Ценности и смыслы. 2010. № 5. С. 84-93.