УДК 378.147
А.А. Илиджев
сущность и значение профессиональных компетенций по направлению «юриспруденция» при проектирования компетентностно-ориентированного учебного процесса в образовательных организациях мвд россии
В статъепредставлен общийобзор сформировавшихся взглядовнасодержание понятий «компетенция» и ««компетентность», выделены два подхода к соотношению этих понятий. В работе раскрывается структура профессиональной компетенции, представленная как сложное образование, включающее три основных компонента: когнитивный, деятелъностный и личностный. На основе анализа состава и содержания профессиональных компетенций будущего бакалавра юриспруденции обоснована интегративная сущность профессиональной компетенции.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, состав и структура профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции, интеграция, профессиональная ориентация.
В Российской Федерации система высшего образования в вузах таких силовых ведомств, как МВД России, ФСИН России и т.п., на протяжении уже ряда лет работает в рамках новых ФГОС ВПО. Наработан солидный опыт практической деятельности по реализации стандартов, описанный в научно-методических журналах («Высшее образование в России», «Прикладная юридическая психология», «Психопедагогика в правоохранительных органах» и др.). Написана не одна диссертация (О.В. Шемет, Г.Р. Ахметзянова и др.), опубликовано большое число монографий (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Н.А. Селезнева, и др.) и научных статей по проблемам компетентност-ного подхода в профессиональном образовании [1-4; 6; 14 и др.]. Но, тем не менее, сегодня еще остаются вопросы, требующие внимания. Прежде всего, это касается понятийно-терминологического обеспечения компетентностного подхода и, в частности, вопроса о содержании и сущности понятий «профессиональные компетенции» и «профессиональная компетентность». Дело в том, что, несмотря на обилие работ, в которых рассматривается вопрос о содержании этих понятий, все еще имеет место некоторая путаница. Одни исследователи [5] считают, что эти понятия идентичны, другие [8; 11 и др.] их разводят. Есть разные
подходы к выделению состава и структуры компетенций. Кроме того, нередко предлагаемые исследователями определения данных понятий не имеют должного научного обоснования.
Между тем от степени обоснованности понятий, их содержания и структуры зависит качество любого исследования. Это влияет и на образовательную практику, в основе которой всегда лежит та или иная теория. В связи с этим обратимся еще раз к вопросу о составе, сущности и структуре понятий «профессиональные компетенции» и «профессиональная компетентность».
Большой вклад в выявление сущности и содержания понятий «компетенция» и «компетентность» внесли исследования В.И. Байденко [1], В.А. Болотова [3], А.А. Вербицкого [4], И.А. Зимней [8], А.К. Марковой [11], А.М. Новикова [12], С.Е. Шишова [17] и др. В литературе выделяют два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Первая позиция представлена в Глоссарии терминов ЕФО, где компетенция определяется как: 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно; 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; 3. Способность выполнять особые трудовые функции. Там же отмечается, что «... термин компетентность
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(20)2015
используется в тех же значениях» [5, с. 63]. Большинством исследователей данные понятия трактуются как тесно взаимосвязанные, но не тождественные. Одной из первых эта позиция предложена И.А. Зимней, которая разделяет понятия «компетенция/ компетентность» по основанию возможное - актуальное, когнитивное - личностное. Под компетенцией она понимает внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека. А «компетентность» трактуется как «основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная черта человека, его личностное качество» [8, с. 10-11].
Анализ этих и других точек зрения [2; 7] на рассматриваемый вопрос позволяет сделать вывод, что «компетенция» - это отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, а «компетентность» - результат освоения компетенции личностью, то есть уже состоявшееся его личностное качество, интегральная характеристика личности, в основе которой лежит ряд компетенций. Компетентность - это обладание человеком соответствующей компетенцией и системой компетенций, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности; самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях. Компетентность является системой и включает основные взаимосвязанные взаимодополняющие компоненты: знания, умения, навыки, способы деятельности, личностные свойства, которые востребованы самой системой. Основополагающим компонентом является практическая сторона: умения, навыки, способы деятельности.
Педагогические понятия «компетенция» и «компетентность» не перекрывают друг друга, а выражают общее и индивидуальное одного и того же явления. Отсюда сле-
дует, что профессиональные компетенции -это наперед заданные и представленные во ФГОС ВПО требования к профессиональной подготовке обучающихся. А профессиональная компетентность - обладание выпускником системой профессиональных компетенций, включающее его личностное отношение к ней и к предмету профессиональной деятельности.
Чтобы глубже уяснить сущность понятия «профессиональные компетенции» обратимся к составу профессиональных компетенций, предлагаемых во ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция», которые можно распределить по пяти группам, включающим девятнадцать профессиональных компетенций, то есть тех способностей и умений, которыми должен овладеть обучающийся, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности. Важно подчеркнуть тот факт, что регламентированные профессиональные компетенции очень четко структурированы и обоснованы: они вытекают из основных видов профессиональной деятельности (их пять) и, соответственно, каждому виду деятельности характерны свои компетенции.
Остановимся подробнее на формулировках профессиональных компетенций. Здесь используются следующие глаголы (в скобках указана частота использования): способен (16), готов (2), владеет (1). Как видим, 84% профессиональных компетенций начинаются со слова «способен», 10% - со слова «готов» и 6% - «владеет». Возникает вопрос: имеет ли принципиальное значение, через какой глагол формулируется та или иная профессиональная компетенция? Для ответа проведем анализ соответствующих формулировок. Начнем с наиболее распространенных формулировок со словом «способен». Так, ПК-2 звучит следующим образом: «способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры» Что означает данная формулировка? Для выяснения этого необходимо обратиться к слову «способен» и тому содержанию, которое стоит за ним. Когда говорят о том или ином человеке, что
он способен осуществлять ту или иную деятельность, то обычно имеют в виду, что этот человек обладает необходимыми знаниями, умениями, опытом в соответствующей деятельности, которые в совокупности позволяют ему выполнять эту деятельность в соответствии с требованиями к ней.
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: «Способность - 1. Природная одаренность, талантливость; 2. Умение, а также возможность производить какие-либо действия» [13, с. 746]. Как видим, слово «способность» имеет два смысла. Первый смысл связан с природной одаренностью, талантливостью (например, математические, музыкальные и др. способности). Второе значение слова -умение производить какие-либо действия; а также возможность производить действия. В контексте рассматриваемого нами вопроса возьмем за основу трактовку способности как умения производить какие-либо действия. Если исходить из данной трактовки, то профессиональную компетенцию ОК-2 можно понимать как «умение осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры».
Теперь рассмотрим термин «владеет». Читаем в том же словаре: «Владеть -1.иметь свою собственность; 2. держать в своей власти, подчинять себе; З.уметь, иметь возможность пользоваться, действовать при помощи чего-либо» [13, с. 82]. Из этих трех толкований для нас представляет интерес третий вариант, согласно которому владеть - это уметь пользоваться, уметь действовать при помощи чего-либо. То есть опять приходим к тому же глаголу «уметь».
Отсюда можно заключить, что использование глаголов «способен», «умеет», «владеет» ничем принципиально не отличается друг от друга. Следовательно, применительно к профессиональным компетенциям можно говорить, что их суть сводится к умениям. Но это не обычные предметные умения, а умения обобщенного характера, своего рода интегративные умения. Возьмем для примера одну из профессиональных компетенций, а именно ПК-3
- «способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права». Данная компетенция требует от выпускника целой совокупности юридических знаний и умений, но не только. Поскольку здесь имеет место сочетание «способен обеспечивать», то ясно, что эта компетенция предполагает не только умения, но и волевые (настойчивость в обеспечении соблюдения законодательства), ценностно-нравственные (понимание социальной значимости соблюдения законодательства всеми субъектами права) и другие свойства.
Отмеченное позволяет констатировать интегративную сущность профессиональной компетенции, проявляющуюся в том, что ее наличие определяется не объемом усвоенной информации, а системой освоенных и опробованных в действии методов поиска недостающих знаний и умений на основе имеющихся. Та или иная профессиональная компетенция предусматривает способность выпускника комплексно применять знания нескольких дисциплин в профессиональной деятельности, продуктивно действовать в той или иной профессиональной ситуации даже в том случае, когда у него отсутствует конкретное профессиональное умение. В этом случае профессиональная компетенция проявляется как возможность создания новых способов профессионального действия. Именно в этом состоит принципиальное отличие профессиональной компетенции от «обычного» профессионального умения, традиционно понимаемого как владение способом выполнения определенного профессионального действия.
Достоинство конструкта «профессиональная компетенция» с психологической точки зрения в том, что он связывает субъекта с его профессиональной деятельностью, включает в себя в единстве и тесной взаимосвязи когнитивные, деятельностные, ценностные, нравственные и поведенческие составляющие. Такой целостности нет в конструкте «знания, умения, навыки» [16]. В этом контексте профессиональные компетенции, как заданные требования к профессиональной образовательной подготовке выпускника, представляют собой
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(20)2015
интегративную взаимосвязь смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности задаваемых по отношению к определенному виду профессиональной деятельности и определяют способность личности интегрировать в своем сознании и деятельности знания из разных научных дисциплин; различные виды опыта, в том числе и личностного опыта, учебное содержание, теорию и практику для решения профессиональных задач определенного класса.
Структура профессиональной компетенции представляет собой сложное образование, включающее три основных компонента: когнитивный, связанный со знаниями и способами их получения; деятельност-ный, определяющий процесс становления умений на основе полученных знаний и способов их реализации, а также обеспечивающий «перевод» имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы и, таким образом, позволяющий адаптировать их к новым условиям, профессионально действовать в новых ситуациях, и личностный, представляющий мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетенций.
Интегративный характер профессиональных компетенций говорит о том, что их формирование требует интеграции двоякого рода. С одной стороны, речь идет об интеграции в процессе освоения той или иной дисциплины, которая должна выражаться в ориентации учебного процесса на формирование в единстве предметных знаний и умений применять эти знания для решения не только предметных задач, но и комплексных задач, разрешения профессиональных и социальных ситуаций, в которых нужно
уметь «увидеть» роль и место предметных знаний и умений. Кроме того, в процессе изучения конкретной дисциплины необходимо иметь в виду цели развития мотиваци-онно-ценностной и нравственной стороны личности, формирования социально-значимого и личностно-ценностного отношения к изучаемым явлениям и процессам.
С другой стороны, интегративность предполагает такую организацию обучения, которое было бы ориентировано на интеграцию, взаимосвязь предметов в рамках как одного, так и разных циклов. Удачной формой реализации такой интеграции является, как показывают исследования [9; 10], концентрированное обучение (его модульный вариант реализации, предполагающий одновременное изучение 3-4 дисциплин, объединенных по принципу привязанности к группе компетенций).
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что можно рекомендовать учебно-методическим подразделениям вузов МВД России, ФСИН России и т.п. учи-тывать в процессе проектирования компетентност-но-ориентированного образовательного процесса особенности содержания и структуры профессиональных компетенций. Для этого необходимо использовать дидактические и методические средства реализации интегративного потенциала содержания образования (посредством разработки матриц межцикловых, междисциплинарных, межпредметных и внутрипредметных связей; интеграции теории и практики) и организационной структуры обучения (путем перехода на концентрированную форму организации обучения).
литература
1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетент-ностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
2. Баранова И. П. Применение компетентностного подхода в системе высшего образования / И. П. Баранова // Вестник. Педагогика и психология. - 2014. - № 4. - С. 37-42.
3. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
4. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 39-46.
5. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учеб-
ных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
6. Евтихов О. В. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема / О. В. Евтихов, А. Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 1. - С. 128-13.
7. Ерцкина Е. Б. Содержание компетентностной модели выпускника с квалификацией «бакалавр» (на примере направления подготовки 270800 - Строительство) / Е. Б. Ерцкина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 3. - С. 54-59.
8. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
9. Ибрагимов Г. И. Процесс обучения в высшей школе в условиях реализации ФГОС: болевые точки / Г. И. Ибрагимов // Alma-mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 8. - С. 6-14.
10. Ибрагимов Г. И. Сущность и ведущие принципы концентрированного обучения / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова // Инновации в образовании. - 2013. - № 5. - С. 14-25.
11. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.
12. Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. -М. : Изд-во «Эгвес», 2010. - 208 с.
13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Изд-во «Азъ», 1992. - 955 с.
14. Степанов Р. И. Анализ примерных программ в части реализации общекультурных и профессиональных компетенций // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. -№ 1. - С. 55-59.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень «бакалавр») : утвержден приказом МО и Н РФ от 4 мая 2010 г. № 464.
16. Шемет О. В. Дидактические основы компетентностно ориентированного инженерного образования : автореф. дис. ... докт. пед. наук / О. В. Шемет. - Калуга, 2010.
17. Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 354 с.
© Илиджев А.А., 2015 Статья получена: 24.02.2015