Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ'

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТА / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ / STABILITY / FINANCIAL STABILITY / BUDGET STABILITY / BUDGET REVENUES AND EXPENDITURES / TAX AND NON-TAX BUDGET REVENUES / BUDGET POLICY EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорина М.А., Кирпичева И.Г.

В статье рассматриваются теоретические аспекты финансовой устойчивости бюджетов, большое значение в работе уделено анализу структуры и динамики доходов и расходов областного бюджета Оренбургской области за 2014-2017гг., а также представлены расчеты финансовой устойчивости областного бюджета Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND IMPORTANCE OF THE FINANCIAL SUSTAINABILITY OF THE BUDGETS

The article deals with the theoretical aspects of financial stability of budgets, great importance in the analysis of the structure and dynamics of revenues and expenditures of the regional budget of the Orenburg region for 2014-2017. and also presented the calculations of financial stability of the regional budget of the Orenburg region.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ»

УДК 33. 330

Зорина М.А., к. э.н. старший научный сотнудник Кирпичева И.Г. студент 5 курса факультет дистанционных технологий кафедра «Финансы и кредит» Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургский государственный университет

Россия, г. Бузулук СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

БЮДЖЕТОВ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты финансовой устойчивости бюджетов, большое значение в работе уделено анализу структуры и динамики доходов и расходов областного бюджета Оренбургской области за 2014-2017гг., а также представлены расчеты финансовой устойчивости областного бюджета Оренбургской области.

Ключевые слова: устойчивость, финансовая устойчивость, устойчивость бюджета, доходы и расходы бюджета, налоговые и неналоговые доходы бюджета, эффективность бюджетной политики.

Zorina M.A.

senior scientific centurion, kand.economics Buzuluksky Humanities Institute of technology (branch) of Orenburg state University Russia, G. Buzuluk Kirpicheva I. G. 5th year student the faculty of distance learning technologies Department of Finance and credit» Buzuluksky Humanities Institute of technology (branch) of Orenburg state University Russia, G. Buzuluk THE NATURE AND IMPORTANCE OF THE FINANCIAL SUSTAINABILITY OF THE BUDGETS

Abstract: the article deals with the theoretical aspects of financial stability of budgets, great importance in the analysis of the structure and dynamics of revenues and expenditures of the regional budget of the Orenburg region for 2014-2017. and also presented the calculations of financial stability of the regional budget of the Orenburg region.

Keywords: stability, financial stability, budget stability, budget revenues and expenditures, tax and non-tax budget revenues, budget policy efficiency.

В процессе развития общественно-политических и экономических отношений страны проблема финансовой устойчивости не теряет своей актуальности.

Развитие рыночной экономики связано с реорганизацией всех экономических отношений, в том числе и финансовых: усиливается значение финансов, усложняются взаимосвязи между субъектами отношений, снижается роль финансов на макроуровне и увеличивается на мезо- и микроуровне.

Положение бюджетов субъектов РФ в условиях развития бюджетного федерализма делает актуальной проблему финансовой самостоятельности и обеспечения устойчивости бюджетов.

Предлагается рассмотреть данный термин с точки зрения различных подходов и определений и вывести умозаключение исходя из специфики мнений. Понятие «устойчивый» в Словаре русского языка Ожегова представляется как держащийся твердо, не колеблясь, не падая, постоянный, стойкий [4]. В Толковом словаре русского языка оно имеет несколько значений:

1 стоящий, держащийся твердо, не колеблясь, не падая;

2. не подверженный колебаниям, постоянный, стойкий, твердый;

3 способный выдержать воздействие со стороны, оказать сопротивление, противодействие чему-либо;

4 не поддающийся постороннему влиянию, изменению.

В философской литературе под устойчивостью понимается постоянство, пребывание в неизменном состоянии. В естественных науках устойчивость рассматривается, как способность противостоять усилиям, стремящимся вывести исследуемый объект из исходного состояния.

В работах российских ученых термин «устойчивый» используется в значениях «стабильность-равновесие». Таким образом, устойчивой системой является та, которая находится в оптимальном состоянии, в котором отсутствуют тенденции к изменению.

Обзор различных точек зрения позволяет раскрыть сущность содержания финансовой устойчивости, под которой понимается экономическая категория, выражающая финансовую стабильность и независимость субъекта хозяйствования в случае изменения внешних и внутренних условий производства (функционирования), способность поддержания платежеспособности в перспективе. Устойчивость финансов определяется, с одной стороны, наполнением денежных фондов, с другой -эффективностью их расходования [11].

В справочных изданиях, например, устойчивость бюджета определяется как «состояние бюджета, при котором обеспечивается полноценное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга» [9]. Приступая к

анализу категории «устойчивость бюджета региона», необходимо отметить, что общепринятой трактовки этого понятия не существует. В научной литературе имеется целый ряд публикаций, посвященных понятию «устойчивость бюджета региона».

Таблица 1 - Определения устойчивости бюджета региона

Автор Определение

Каратаев С.М. «Устойчивость бюджета - это вероятность своевременного и полного покрытия органами публичной власти за счет средств своего бюджета расходов, необходимых для реализации своих полномочий, обеспечения инвестиционных потребностей региона, а также погашен

Гришин В.А это определенное финансовое состояние региона, характеризующееся рациональным формированием доходов бюджета и рациональным использованием этих доходов для экономического и социального развития региона [11].

Родионова И.А. это обусловленное внутренними и внешними факторами состояние бюджета региона, характеризующееся независимостью от внешних источников и обеспечивающее стабильные возможности для финансирования расходов [13].

Шимширт Н.Д. это сбалансированность денежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменение под воздействием внешних и внутренних факторов в целях обеспечения полномочий органов власти региона, его социально-экономического и политического развития в текущей и долгосрочной перспективе [3].

Зырянова М.А. это характеристика стабильности финансового положения, бюджетной обеспеченности и сбалансированности региона, обеспечиваемая высокой долей собственных источников в общей сумме используемых бюджетных средств [18].

Поляк Г.Б. уровень устойчивости территориального бюджета определяющего объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов. При этом под минимальными бюджетными расходами понимаются средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения [14].

Обзор различных точек зрения позволил раскрыть сущностное содержание устойчивости бюджета, под которой понимается важная составная часть характеристики финансового состояния региона, определяемая его финансовой стабильностью, независимостью и самостоятельностью в случае изменения внешних и внутренних условий производства, способностью поддержания платежеспособности и перспектив средне- и долгосрочного развития.

Движущей силой, влияющей на устойчивость бюджета субъекта РФ, являются различные факторы формирования и реализации доходной базы бюджета региона. Факторы, влияющие на устойчивость доходной базы региональных бюджетов - это причины, факты, определяющие и влияющие на формирование доходной части бюджета, элементы которых определяют

характер устойчивости этого процесса. При этом следует отметить, что различные факторы не всегда напрямую влияют на формирование доходной базы бюджета, частично они влияют на доходную базу бюджета региона опосредованно, то есть через денежную, финансовую, банковскую, кредитную и инвестиционную политику государства.

В научной отечественной литературе единообразной классификации факторов, влияющих на формирование и развитие финансовой устойчивости бюджета региона, отсутствует, а имеющиеся системы классификации факторов устойчивости бюджетов, по-нашему мнению, требуют уточнений и дополнений

Устойчивость бюджета имеет большое значение в практике бюджетной работы: в современных условиях необходимо правильно оценивать положение конкретных территориальных образований и на этой основе строить обоснованную бюджетную политику. Устойчивость бюджета должна учитываться в процессе вынесения решения о несостоятельности субъекта власти руководить экономикой и принятия мер ответственности к руководителям такого региона.

Сегодня зарубежными и отечественными учеными разрабатываются многочисленные группы показателей, как простых, так и содержащих сложные методики расчетов. Рассмотрение существующих на сегодняшний день методологических подходов к оценке финансовой устойчивости бюджетов регионов показал, что общепринятой методики не предложено.

К примеру, Данилов П.В. предлагает рассчитывать показатели устойчивости бюджетов с учетом долговой нагрузки, включающие долю расходов на обслуживание муниципального долга в общей сумме расходов, коэффициент покрытия дефицита местного бюджета за счет муниципальных кредитов и займов, коэффициент стоимости использования привлеченных средств, коэффициент финансовой независимости бюджета от привлеченных источников финансирования, коэффициент финансирования расходов за счет привлеченных средств [10].

В свою очередь, Макашина О.В. рассматривает систему показателей, используемую для определения степени устойчивости бюджета, включающую следующий перечень коэффициентов: коэффициент капитализации, коэффициент обеспеченности собственными доходными источниками, коэффициент автономии, коэффициент внешнего финансирования, коэффициент финансовой устойчивости [12].

Проблемы обеспечения финансовой устойчивости субъектов РФ можно разделить на две группы:

1. Недостаточность объема финансовых ресурсов;

2. Несовершенство финансовой политики государства, деятельности органов управления финансовой системой, недостатками государственного регулирования и контроля функционирования бюджетно-налоговой и банковской системы России.

Недальновидная финансовая и бюджетная политика, ускоренное

наращивание экономически необоснованных социальных затрат, неравномерный рост пенсий и опережающий рост доходов населения в сравнении с ростом производительности труда являются корнем бюджетных проблем дотационных регионов.

Устойчивость финансовой системы регионов во многом определяется отношениями между центром и местными властями.

Основными условиями, определяющими финансовую устойчивость на уровне регионов являются:

- платежеспособность всех участников экономического оборота;

- сбалансированность платежного баланса регионов;

- ограниченность внутреннего и внешнего долга;

- бездефицитность регионального бюджета.

Существует ряд угроз финансовой стабильности региона, которые можно разделить на внутристрановые и внутрирегиональные.

Существующие межбюджетные отношения, межрегиональное распределение и перераспределение финансовых ресурсов, финансовые взаиморасчеты между регионами определяют внутристрановые финансовые угрозы, к которым относятся [13]:

- изменение налогового законодательства страны, приводящее к снижению налоговых поступлений в бюджеты регионов;

- возложение на регионы дополнительного бремени расходных обязательств, в первую очередь социальных;

- недофинансирование и несвоевременное предоставление ресурсов на реализацию федеральных целевых программ региональной направленности;

- возложение на регионы расходов на содержание расположенных в регионах федеральных органов и тд.

К внутрирегиональным угрозам относятся:

- тенденция увеличения внутреннего и внешнего регионального долга при отсутствии источников их покрытия;

- увеличение количества социальных, экономических и финансовых обязательств региона, которые не подкреплены необходимыми источниками;

- рост коррумпированности в финансовой системе региона;

- неразвитость финансовых рынков регионов и тд.

В современных условиях ситуация с бюджетами в регионах усложняется, регионы прибегают к привлечению кредитов и размещению облигаций для финансирования дефицита, изыскивают возможности для экономии по расходам.

По прогнозам Минфина, к 2018 году дефицит региональных бюджетов увеличится до 1,8 трлн. рублей. Резкий рост задолженности региональных бюджетов коммерческим банкам отрицательно повлияет на устойчивость бюджета в целом и банковской системы.

Также одним из ключевых источников финансирования дефицита бюджета являются кредиты банков, на них приходится около трети долга регионов. В основном, заемщики привлекают кредитные линии на 3-5 лет по

8-9% годовых.

К финансированию дефицита за счет облигаций прибегают как минимум 28 регионов. Размещение облигаций достаточно сложный процесс. В данном случае регионы конкурируют с федеральным правительством, госкомпаниями и городами федерального значения, которые имеют высокий кредитный рейтинг.

Для расчета финансовой устойчивости областного бюджета Оренбургской области построим таблицу.

Таблица 1 - Вспомогательные данные для оценки: независимости и устойчивости бюджета____

Показатели 2014 2015 2016 2017

Налоговые доходы 59980,8 59656,5 60806,9 64120,9

(ДН)

Неналоговые 2121,3 1210,8 1482,0 1600,3

доходы (НД)

Налоговые и 62102,1 60867,3 62288,9 65721,2

неналоговые

доходы (ДП)

Безвозмездные 13786,9 15924 11262,9 7258,2

поступления (БП)

Общие доходы (Д) 75889 76791,3 73551,5 72448,5

Расходы (Р) 78925,3 80024,5

Размер дефицита (-), профицита (+) -3036,3 -3233,2 -2008,3 -530,9

Первый блок - Оценка независимости и устойчивости бюджета Оренбургской области. Целью данного блока является: определить степень независимости и устойчивости бюджета Оренбургской области, определить слабые стороны регионального бюджета.

Таблица 2 - Расчет независимости и устойчивости бюджета Оренбургской области____

Показатели 2014 2015 2016 2017

Уровень бюджетной 62102,1/75889 60867,3/76791,3 62288,9/73551,5 65721,2/72448,5

автономии = 0,82 =0,79 =0,85 =0,91

ДП / Д ДП - Доходы -Безвозмездные

поступления; Д -общие доходы

2) Уровень 13786,9/75889 15924/76791,3 11262,9/73551,5 7258,2/72448,5

бюджетной = 0,18 =0,21 =0,15 =0,10

зависимости

БП / Д

3) Степень 13786,9/62102, 15924/60867,3 11262,9/62288,9 7258,2/65721,2

устойчивости бюджета 1=0,22 =0,26 =0,18 =0,12

БП / ДП

В таблице 3 представлен расчет независимости и устойчивости бюджета Оренбургской области.

Таблица 3 - Оценка независимости и устойчивости бюджета Оренбургской области_

Показатели 2014 2015 2016 2017

1) Уровень 0,82>0,70 0,79>0,70 0,85>0,70 0,91>0,70

бюджетной (+2) (+2) (+2) (+2)

автономии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Уровень 0,18<0,30 0,21<0,30 0,15<0,30 0,10<0,30

бюджетной (+2) (+2) (+2) (+2)

зависимости

3) Степень 0,22<0,30 0,26<0,30 0,18<0,30 0,12<0,30

устойчивости бюджета (+2) (+2) (+2) (+2)

Сумма баллов 6 6 6 6

Степень Абсолютная Абсолютная Абсолютная Абсолютная

устойчивости устойчивость устойчивость устойчивость устойчивость

Выводы по первому блоку: из данных выше можно сделать вывод: показатель бюджетной автономии отражает положительную динамику, уровень бюджетной автономии в 2017 (0,91) вырос, по сравнению с 2014 (0,82). В балльном выражении наблюдается стабильность бюджетной автономии. Подобная тенденция наблюдается в уровне бюджетной зависимости. В степени устойчивости бюджета наблюдается положительная динамика.

Степень устойчивости бюджета в 2014-2017 г. (+2). В целом бюджет Оренбургской области за период 2014-2017 показывает положительную динамику в степени независимости и устойчивости бюджета, и имеет тенденцию к росту этих показателей.

Результаты данных расчетов отражают устойчивость бюджета Оренбургской области на протяжении анализируемого периода (с 2014 по 2017 год).

Второй блок - оценка эффективности бюджетной политики Оренбургской области. В данном блоке оценивается степень эффективности региональной бюджетной политики, при помощи ряда показателей.

Таблица 4 - Расчет эффективности бюджетной политики Оренбургской области_____

Показатели Формула расчета 2014 2015 2016 2017

Уровень дефицита бюджета Деф / ДП -0,05 -0,05 -0,03 -0,01

Индекс бюджетного покрытия Д / Р 0,96 0,96 0,97 0,99

Уровень деловой активности Днен / ДП 0,03 0,02 0,02 0,02

региональных органов

Уровень налоговых доходов в сумме полученных доходов ДН / ДП 0,97 0,98 0,98 0,98

Уровень бюджетных доходов надушу населения Д / ЧН 37944,50 38395,65 (38395,65 37944,50) / 37944,50 =1,19% 38711,32 38130,79 (38130,7938711,32)/ 38711,32=-1,5%

Степень бюджетной обеспеченности населения Р / ЧН 39462,65 40012,25 (40012,05 -39462,65 )/39462,6 5=1,39% 39789,42 38410,21 (38410,21-39789,42)/3 9789,42=-3,46%

В таблице 5 представлен расчет показателей, характеризующих оценку эффективности бюджетной политики Оренбургской области.

Таблица 5- Оценка эффективности бюджетной политики Оренбургской области_

Показатели Формула расчета 2014 2015 2016 2017

Уровень дефицита бюджета Деф / ДП -0,05<|0,10| (+1) -0,05<|0,10| (+1) -0,03<|0,10| (+1) -0,01<|0,10| (+1)

Индекс бюджетного Д / Р 0,96>0,95 0,96>0,95 0,97>0,95 0,99>0,95

покрытия (0) (0) (0) (0)

Уровень деловой Днен / ДП 0,03<0,05 0,02<0,05 0,02<0,05 0,02<0,05

активности (-1) (-1) (-1) (-1)

региональных

органов

Уровень налоговых ДН / ДП 0,97>0,95 0,98>0,95 0,98>0,95 0,98>0,95

доходов в сумме (-1) (-1) (-1) (-1)

полученных доходов

Уровень бюджетных Д / ЧН 1,19% -1,5%

доходов надушу (+2) (-1)

населения

Степень бюджетной Р / ЧН 1,39% -3,46%

обеспеченности (+2) (-1)

населения

Сумма баллов 3 3 -3 -3

Вывод по второму блоку: степень эффективности бюджетной политики Оренбургской области в 2014 году составила 3 балла (отрицательные показатели: уровень деловой активности, уровень налоговых

доходов в сумме полученных доходов), в 2015 году степень эффективности бюджетной политики Оренбургской области не изменилась и составила 3 (отрицательные показатели: уровень деловой активности, уровень налоговых доходов в сумме полученных доходов), в 2016 году степень эффективности бюджетной политики Оренбургской области снизилась и составила -3 пункта (отрицательные показатели: уровень деловой активности, уровень налоговых доходов в сумме полученных доходов, а также уровень бюджетных доходов надушу населения и степень бюджетной обеспеченности населения). В 2017 году ситуация алогична 2016 году.

Таким образом, степень эффективности бюджетной политики Оренбургской области показывает отрицательную динамику.

Третий блок - Итоговая (интегрированная) оценка бюджета Оренбургской области. В данном блоке суммируются баллы предыдущих двух блоков. По результатам баллов определяется, в какую зону бюджет региона попадает. Критерии оценивания: четыре группы состояния региона со следующими интервалами:

Критерии оценивания: четыре группы состояния региона со следующими интервалами:

1-я группа - зона благополучия (высокий уровень бюджетных показателей): 14< сумма баллов <20;

2-я группа - зона относительной устойчивости (средний уровень бюджетных показателей): 7< сумма баллов <14;

3-я группа - зона опасности (низкий уровень бюджетных показателей): 0< сумма баллов <7;

4-я группа - критическая зона (критический уровень бюджетных показателей): -10< сумма баллов <0.

Таблица 6 - Расчет итоговой (интегрированной) оценка бюджета Оренбургской области_

Показатели 2014 2015 2016 2017

Оценка независимости и устойчивости бюджета 6 6 6 6

Оценка эффективности бюджетной политики 3 3 -3 -3

Сумма баллов 9 9 3 3

Зона зона зона зона зона

относительной относительной опасности опасности

устойчивости устойчивости

Вывод по третьему блоку: сравнивая показатели 2014 и 2017 годов, отмечается неоднозначная динамика всех суммарных показателей: оценка независимости и устойчивости бюджета Оренбургской области сократилась на 3 пункта (с 9 до 3 баллов), оценка эффективности бюджетной политики сократилась на 6 пунктов (с 3до -3 баллов). Исходя из трех блоков, бюджет Оренбургской области за анализируемый период претерпевал изменения: с 2014 по 2015 год бюджет находился в зоне относительной устойчивости, в

2016 и 2017 годах наблюдается отрицательный сдвиг - бюджет находился в зоне опасности.

По результатам всех расчетов можно сделать вывод: С 2014 по 2017 год наблюдается низкий уровень бюджетных показателей - низкая устойчивость бюджета. В данный период регион подходил под характеристику дотационного региона, т.е. требовал значительной помощи из вышестоящего бюджета. Стоит отметить проблемы с эффективностью использования собственности, что говорит о нерациональном использовании ресурсов органами управления. Этот период можно охарактеризовать как развивающийся, при этом есть отдельные проблемы с финансированием расходов собственными доходами, требуются дополнительные ресурсы, перечисляемые региону на долговременной основе, что 45 в перспективе позволит стать региону динамично развивающимся и финансово стабильным.

В целом за период 2014 - 2017 год бюджет Оренбургской области показал нестабильность, наблюдались резкие изменения в бюджетном состоянии региона. Не смотря на абсолютную устойчивость бюджета по основным показателям (уровень бюджетной автономии, уровень бюджетной зависимости, степень устойчивости бюджета), бюджетная политика не являлся эффективной (уровень дефицита бюджета, индекс бюджетного покрытия, уровень деловой активности региональных органов, уровень налоговых доходов в сумме полученных доходов, уровень бюджетных доходов надушу населения, степень бюджетной обеспеченности населения), что косвенно отражается на устойчивости бюджета Оренбургской области.

Для повышения устойчивости бюджета, а также улучшения всего состояния бюджета требуются универсальные меры. По нашему мнению, такой мерой является повышения уровня налоговых доходов.

Использованные источники:

1. Северина Ю.Н. Финансовые угрозы и финансовая стабильность регионов России: Финансовый университет при Правительстве РФ - 2014.

2. Каримова Л.А., Пантюкова Д.В. Устойчивость бюджетов субъектов РФ в условиях нестабильной экономики: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина - 2014.

3. Шимширт Н.Д. Анализ теоретических аспектов финансовой устойчивости регионов // Вестник Томского государственного университета - 2011 -№3(15). - С.148

4. Казаковцева М.В. Методическое обеспечение финансовой устойчивости доходной базы бюджетов субъектов РФ: - 2013.

5. Тишутина О. И. Методология анализа бюджета приграничного региона: Аудит и финансовый анализ - 2008.

6. Савоскина Е.В., Афанасьева А.О. Определение степени бюджетной устойчивости Самарской области // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2014. № 12-13 (12).

7. Бюджетная система России : учебник для вузов / под ред. проф. Г. Б.

Поляка. - 4-е изд.,М. : ЮНИТИ, 2010. -703 с.

8. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Челябинской области по форме Министерства финансов РФ // http: //pravmin74 .ru/pravitelstvo/byudzhetoblasti.

9. Грязновой А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 1168 с. [с. 994].

10. Каратаев, С. М. К вопросу о понятии устойчивости бюджета / С. М. Каратаев // Дайджест-Финансы. - 2003. - № 5. - С. 39-46. [с. 40].

11. Гришин В.А. Финансовая устойчивость бюджета Мурманской области и факторы, влияющие на бюджет // Дайджест-Финансы. - 2003. 73

12. Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки: итоги 2014 года. [Электронный ресурс] URL: http://riarating.ru/infografika/20150303/610647997.html (дата обращения: 19.03.2018)

13. Родионова И.А. Региональная экономика: Учеб. пособие для студентов экономич. спец. Москва. Изд-во «Экзамен». 2003. С. 134.

14. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников»).

15. Периодический обзор «Инвестиционные проекты в промышленном строительстве» [Электронный ресурс] URL: investprom.diytop.ru/?yclid (дата обращения: 19.03.2018)

16. Тришин В.А. Анализ инвестиционной деятельности крупнейших компаний различных отраслей промышленности // Дайджест-Финансы. -2015. С.144

17. «Аналитический доклад: опыт субъектов Российской Федерации по преодолению кризисных тенденций в экономике (к «правительственному часу» 378-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 30 сентября 2015 года)» // Аналитический вестник № 27 (580). - 2015. С. 50

18. Зырянова М.А. Оценка финансовой устойчивости бюджета региона с помощью интегрального показателя // Вестник науки и образования № 5 (7). - 2015. С. 59-63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.