Научная статья на тему 'Сущность и ценности социальной политики'

Сущность и ценности социальной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
932
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демченко Е. Н.

Автор определяет направления и принципы осуществления социальной политики. Особенности социальной политики в постсоветский период. Зависимость реализации социальной политики от государства, от положения граждан в системе общественных отношений. Влияние социальной политики на общественную атмосферу. Социальная политика как средство самоутверждения человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и ценности социальной политики»

УДК 316

Е. Н. ДЕМЧЕНКО, аспирантка кафедры теоретической политологии и гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «ОмГА»

СУЩНОСТЬ И ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Автор определяет направления и принципы осуществления социальной политики. Особенности социальной политики в постсоветский период. Зависимость реализации социальной политики от государства, от положения граждан в системе общественных отношений. Влияние социальной политики на общественную атмосферу. Социальная политика как средство самоутверждения человека.

Социальная политика.

Essence and values of social policy

The author defines directions and principles of realization of social policy. Features of social policy during the post Soviet period. Dependence of realization of social policy on the state, on position of citizens in system of public relations. The influence of social policy on a public atmosphere. Social policy as mean of self-affirmation of the person.

Social policy.

В актуальном смысле тенденции социальной политики ориентированы на развитие стратегии и приоритетных направлений. Осуществление конкретных мероприятий предполагает формирование социальных взаимоотношений в микропланах экономических и политических устремлений общества. Специфика социальной политики заключается в соединении управленческих воздействий государства и многочисленных структур гражданского общества (объектом является социальная сфера). С одной стороны, речь идет о политике властных органов в отношении социальной жизни граждан, с другой стороны «социальная» составляющая превалирует над «политикой», когда жизненно важной задачей является достижение реального благополучия и укрепление социального самочувствия населения. Это предполагает вовлечение в общественные процессы новых субъектов, формирование общности интересов социальных групп и слоев, реализация консолидированного состояния жизни социума. Поэтому только в узком смысле следует понимать социальную политику, как это делает Е.И. Холостова: по ее мнению, речь идет о «совокупности идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельности по достижению социальных показателей, отвечающей этим целям [10, с. 20-21]. Неудивительно, что во многих случаях социальная политика оказывается «нереальной», поскольку редуцируется до мнимопозитивных идеологических заявлений, провозглашения широких социальных программ, «клятвенных» заявлений власти и политических партий. Функциональное поле социальной политики намного шире - это социальный контроль, упорядочение, регулирование, оптимизация воспроизводства, развитие гражданской общности как субъектов и объектов общественной жизнедеятельности.

На этой основе могут быть определены направления осуществления социальной политики: регулирование доходов населения, обеспечение его благосостояния, руководство сферой здравоохранения, управление жилищно-коммунальным хозяйством, осуществление жизненного обеспечения и социальной защиты (включая нетрудоспособное население и пенсионеров), регулирование занятости и контроль за условиями труда наемных работников, руководство системой образования и социокультурной сферой, осуществление социальной поддержки семьи [2, с. 72, 73].

Соответственно следует выделить государственную составляющую социальной политики и такие ее принципы как объективность, конкретность, основное звено,

оптимальность, обратная связь, соотносительность с юридическими нормами [3, с. 11]. В качестве универсальных и приоритетных они могут быть дополнены системой управления отдельными сферами общества, базирующимися на знании законов их функционирования, основополагающих правилах деятельности социальных субъектов, административных органов, институтов, учреждений. В совокупности этим обусловливается формирование социального рыночного хозяйства как экономики благосостояния и социального благополучия. Для достижения целевых задач дополнительно осуществляются принципы неприкосновенности прав личности, социального субсидирования, федерализма, стабильного развития общества. Их дополняют принципы административного управления - например, разделение задач административного управления на функционально определенные правила деятельности, которые должны соответствовать ценностям общественного развития.

В качестве последних развиваются принципы конституционного правительства, народовластия, эффективности, открытости, адекватной реакции на внешнюю среду, соответствия процессуальным нормам, разделения властей, доступа граждан к сфере принятия решений, достижения социальных благ, конкретной качественности демократии.

Наиболее важное значение приобретают принципы народовластия и компетентности: первый означает коренную приверженность интересам народа и его привлечения к управлению; второй - ориентированность власти на реализацию интересов всего населения (она разделяет ответственность за благосостояние со всеми институтами гражданского общества).

Дополнительно может быть указан принцип восприимчивости, или открытости (транспорентности) социальной политики по отношению к обратному воздействию со стороны общества. Не только властные структуры обладают политическими мандатами на управление обществом, граждане наделены легитимными правами для участия в управленческом процессе и решении вопросов эффективного функционирования государственных институтов [4, с. 8, 9].

Наконец, следует выделить непосредственно базовые принципы социальной политики, которые определяют правила деятельности власти в регулировании и осуществлении социальных процессов на основе тенденций и закономерностях их развития. К числу наиболее разработанных безусловных требований относятся: приоритет прав человека и его свобода; солидарность, социальная поддержка; социальная справедливость, социальное партнерство [8, с. 256-258]. К ним добавляются близкие принципы социальной ответственности, социальной компенсации, социальной гарантии и субсидарности [10, с. 23-28]. Сегодня особую актуальность в осуществлении действенной социальной политики приобретают принципы социальной справедливости, социального партнерства, социального солидаризма, социальных гарантий и социальной компенсации [12, с. 267]. Именно на их основе достигается оптимальное взаимодействие социальных субъектов и объектов социальной политики в исключении рутинного политического патернализма, а также осуществляется защита социальных прав людей на труд, образование, социальное обеспечение, предусматривается взаимная ответственность властей и трудящихся в достижении социальной стабильности и гармонизации взаимоотношений в сфере перераспределения ресурсов общества (что обеспечивает социальную безопасность и укрепление общественной системы). Например, социальная гарантированность предлагает оптимальность социальных услуг и другие меры по развитию системы образования, здравоохранения, культуры, духовно-нравственного и физического развития (на этой основе закрепляются защита интересов и условий жизнедеятельности нетрудоспособных граждан и людей с ограниченной трудоспособностью).

Неправильно утверждать, что данные принципы не находят подтверждения в социальной жизни России. Но, например, принцип субсидарности в условиях постсоциалистического общества как переходного к новой формации имеет крайне ограниченное применение. Значительные финансовые средства и активы находятся во владении олигархических и криминальных групп, которые идут навстречу

благотворительным акциям либо под нажимом государственных органов, либо по принципу ««благодетельствования ограбленного».

В реальном значении социальная политика связывается с удовлетворением повседневных забот, нужд и потребностей людей, мерами их поддержки и субсидирования, системой льгот, повышением уровня дохода. В этом смысле социальная политика является важным компонентом социального процесса. Но для понимания фактического смысла ее следует отвлекать от цифровых показателей, помещать в социально-философский контекст, связывая с развитием демократии, институтов гражданского общества, правового государства в преуменьшении методов тоталитарного и авторитарного патронирования. К сожалению, доминирующим остается «распределительный» подход к основным сферам регулирования социально-политической жизни (критерии и показатели социального развития, финансового обеспечения, оплаты труда, согласование социальных интересов, стоимостные приоритеты развития здравоохранения, модернизации образования, реформирования жилищно-коммунального хозяйства и др.).

Безусловно, решение проблем социальной обеспеченности на общегосударственном и муниципальном уровнях представляет для граждан практический интерес. Вместе с тем совершенствование социальной политики в соответствии с новой общественной дифференциацией возможно не только на основе расширяющегося комплекса социальных услуг, но и направлении учета структурных изменений социальных потребностей и интересов, новых общественных статусов, трансформаций во взаимодействии государства, рыночного хозяйства и процессов демократизации. Так, следует отходить от прямого технологически-инстру-ментального понимания социальной политики, которая в этом случае сводится к паллиативным мерам, текущим актам поддержки населения, вне учета кардинальных изменений социальности, в том числе развития нового социального пространства и социального времени.

Феноменальность социальной политики намного шире и демонстрирует недостаточность технических процедур и решений, особенно когда официальные инстанции «предустановлены» к решению сложных социальных проблем (в этом случае функциональность действий власти предрешена и на ее решения невозможно повлиять). Необходимо развитие нового парадигмального фронта исследований социальной политики, в частности, комплекса социально-гуманитарных дисциплин и направлений философского анализа. Это должно препятствовать ситуативной - в распространенном случае злободневной - политизации социальной проблематики, особенно в периоды предвыборных дебатов и использования соответствующих технологий. Не случайно социальная политика оказывается «охваченной» вниманием ведущих общественно-

политических сил, предстоящим составом правительственно-организационных структур («политики во власти» объявляют рассуждения о демократическом характере социальной политики популистскими, в то время как находясь в избирательном процессе, они говорят о необходимости масштабного учета интересов самых неблагополучных слоев населения).

В результате социально-человеческая обеспокоенность, потребность людей в перспективном развитии социума оказываются заложниками политического маккиавелизма, вместо того, чтобы превратиться в реальные «индикаторы» социальных недугов, средства предотвращения общественной напряженности. Тем более, что основы понимания социальной политики, ее государственной роли были фундаментально разработаны крупнейшими мыслителями в истории человечества (прежде всего Платоном, Сократом, Гегелем, Кантом, Ж.-Ж. Руссо, Вольтером, русской философией и западной

философией XX века). К ним по содержательному смыслу относятся общественно-политические доктрины развития демократии, гражданского общества, концепции социального государства, социальной справедливости, общечеловеческой солидарности. Данные направления анализа сопряжены с разделами классического обществознания -политической экономикой, социологией, социальной психологией, этикой [1].

Разумеется, в актуальном аспекте социальная политика выделяется из широкой области изучения общественного регулирования, хотя по прежнему ее можно связать с

идеями общественного договора, социальной справедливости и солидарности. Прежде всего ей свойственен особый методологический и понятийный инструментарий, инструментальные средства и методы разрешения общественных противоречий. Так, в вариантах поиска экономических и политических решений социальная политика обращается к общечеловеческому, гуманитарному потенциалу, к непосредственной или опосредсредованной, но всегда «помощи» и «заботе» о жизнеспособности населения.

В политическом аспекте ее реализация зависит не только от уровня развития экономической жизни, структуры собственности и управления, исторических традиций, культуры и морали, но и от выбора конкретной политической линии, в частности, от степени влияния государства на социальную обеспеченность граждан, определения их положения в системе общественных отношений (социалистическая, социал-демократическая, демократическая, либеральная модели). Так, наряду с плановым социально-экономическим подходом существует социально-демократический и либеральный; различной предстает типичность государств - социальное, социально-рыночное, социально-правовое, от которой зависит характер перераспределения доходов между группами и слоями населения.

Т.Ю. Сидорина считает, что при всем многообразии моделей социальной политики следует выделить два основных варианта выбора государством ее направлений: либеральное и эгалитарное (в первом случае происходит апелляция к социальной и экономической самостоятельности индивидов; во втором - речь идет о максимальной заботе, патронировании нужд и потребностей населения, в особенности малоимущих слоев). При этом классический либерализм и идеи социального реформирования положения населения могут взаимосоединяться [7, с. 23].

При развитии социальной политики приобретают особое значение конкретные факторы общественной жизни. Так, культура является способом очеловечивания и облагораживания условий существования, создания особой атмосферы бескорыстных целеустремлений, альтруизма и сочувствия. Значительная роль принадлежит ситуационным обстоятельствам, связанным с внешне- и внутриполитической обстановкой, конкретным соотношением партийно-политических сил, состоянием реальной социальной структуры. Лозунги «защиты прав трудящихся», собственно «социальной политики» становятся средствами политико-прагма-тических устремлений власти. В дальнейшем они находят свое воплощение в экономических курсах правительств, как это происходило в условиях социализма в СССР, государственного социализма в Германии, в реформаторской политике Швеции. При этом исторически всегда существовали соблазны эгалитаристского построения социальной политики - искоренение бедности, увеличение прожиточного минимума, устранение причин массового обнищания. Одновременно в развитых странах получали развитие модели государства «всеобщего благоденствия», «благосостояния» -вплоть до «общества потребления». Конкретно Советский Союз реализовал эффективную социальную политику - преимущественно в сфере общедоступных благ, которые существовали наряду с фондами общественного потребления (в них содержался потенциал удовлетворения вторичных интересов, например, в виде улучшения существующих условий жизни, досуга и т.д.). В целом нельзя утверждать, что подобная система заметно снизила стимулы к труду, резко понижала качество предоставляемых услуг и льгот. Но в реальных условиях происходили достаточно сложные процессы.

Как отмечает В.З. Роговин, у советских граждан, в конечном счете, расширялся «диапазон социальных сравнений», особенно в оценках заграничного образа жизни, когда степень удовлетворения от предоставляемого набора и потребления жизненных благ попадает в зависимость от духовно-нравственного развития личности (в свою очередь, ее развитие определялось общим состоянием культуры). Так, появлялись новые возможности престижно-статусного потребления, но главное, происходили необратимые изменения в общественном сознании, в частности, многие социальные блага, льготы, низкая оплата социальных услуг воспринималась как «нечто само собой разумеющееся» [6, с. 53, 55].

Современный этап развития социальной политики можно считать только в основных чертах обнадеживающим. За последние четыре года (период 2003-2007 гг.) втрое возросла

средняя заработная плата работников бюджетной сферы, постоянно, хотя и незначительно, увеличиваются пенсии, появляются новые виды льгот и социальных пакетов, наряду с федеральной активизируются и региональные власти, чувствуя свою зависимость от общественных настроений людей. Но ощутимого перелома в развитии социальной политики не происходит.

Наиболее зримо отрицательные явления проявляются на уровне муниципальной социальной политики. На местном уровне предусматривается разветвленная политико-управ-ленческая деятельность всех институтов муниципальной власти, цель которых состоит в удовлетворении многообразных социальных потребностей и интересов жителей данной территории. Органы местной власти, по сути, применяют вышеуказанные управленческие методы и технологии, что и на федеральном уровне (теоретически их элементный состав не отличается от государственного). Но практически ресурсный потенциал социальной политики местного самоуправления остается крайне ограниченным. В этих условиях необходимо уточнение основополагающих принципов социальной политики и, прежде всего, в отношении рыночной социально-экономической ситуации. В частности, речь идет о факторах приспособления граждан в условиях экономического детерминизма, реалистических ориентаций групп и слоев населения, но при смене традиционных позиций и статусов.

Таким образом, основные тенденции формирования социальной политики определяют характер общественной атмосферы, соотношение в ней элитарных и эгалитарных сторон жизнедеятельности. Наряду с этим социальная политика является средством самоутверждения человека. Если ее консервативный вариант предполагает сохранение достигнутых позиций, прогрессивный - ориентирован на поднятие «вверх» по ценностной лестнице. Внешнее самоутверждение достигается на основе обладания приобретенными предметами и вещами (от обычных и повседневных - до исключительных и сверхважных). Средствами внутреннего самоутверждения являются создаваемые персональным субъектом предпочтения и ориентации на основе способностей. Результатом является доличностный вариант, предполагающий ощущение человеком себя как части целого. В инклюзивном подварианте он не выделяет себя из массы подобных ему людей и «вписан» в установившуюся конфигурацию (так, ему хочется жить в «лучшем» городе, «подходящем» микрорайоне, быть обитателем «оптимальной» социальной сферы). В состязательном подварианте действующий индивид стремится иметь нечто лучшее в сравнении с другими (пенсия должна быть выше, чем в близлежащих странах; система социальной поддержки эффективнее).

Но высшее личностно-индивидное самоутверждение означает создание особого мира, «своего» пространства образа жизни, причем с риском не осуществить желаемый вариант (в переборе этих запросов социальная помощь не гарантирована) [5, с. 101, 102]. С этими аспектами связана проблема смысла жизни как процесса обретения социальных ценностей бытия. Следует сказать, что в отношении социальной политики эти проблемы недостаточно разработаны. Вместе с тем формы самоутверждения зависят от того, насколько прочно человек «стоит на земле», какой является его социальная почва, пути развития личной судьбы. Вряд ли люди, лишенные всякой социальной поддержки, ориентированы на традиционные (привычные) и новационные (нетрадиционные) способы существования. В случае широких гегемонистских оснований самоутверждения появляются особые личности - «вместо народа», и социальная поддержка становится крайне дифференцированной, в частности, не учитывается персональная субъектность воспринимающих.

В ситуации переходного периода к новым социально-экономическим условиям, раскрытию содержательного смысла социальной политики служит ряд вспомогательных (дополнительных) частных понятий. Например, социальная политика в ситуативном измерении - как тонус непосредственной жизнедеятельности граждан - является формой социальной адаптации. В этом случае наиболее важным аспектом действенности социальной политики является социальное самочувствие граждан. Последнее предстает «потребностью в самосохранении себя как социального существа, члена группы и общества, а также оценка

уровня и степени благополучия непосредственно окружающей его среды» [9, с. 28]. В конкретном смысле речь идет о качестве жизни личности в сопоставительных величинах (доходы, здоровье, безопасность, культура среды, обеспеченность услугами). Сегодня для российских граждан актуальны вопросы об ожидаемых или нет изменениях (причем, на различных отрезках жизненной перспективы), соотношение оптимистических и пессимистических настроений, возможности социального взаимосотрудничества групп и слоев населения как фактические интерсоциальные связи.

Библиографический список

1. Григорьева, И. А. Социальная политика : основные понятия / И.А. Григорьев. // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - № 1.

2. Кузнецов, А. П. Социальные показатели и формирование наемного труда в современной России / А.П. Кузнецов. - М., 1998.

3. Линд, Р. Процессы преобразования в общественном секторе Швеции / Р. Линд. -СПб., 1998.

4. Мишелетти, М. Государственное управление в демократическом обществе / М. Мишелетти. - СПб., 1998.

5. Никитин, Е. П. Самоутверждение человека / Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. // Вопросы философии. - 1997. - № 7.

6. Роговин, В. З. Общество зрелого социализма. Социальные проблемы / В.З. Роговин. - М., 1984.

7. Сидорина, Т. Ю. Социальная политика - попытка философской интерпретации / Т.Ю. Сидорина. // Вопросы философии. - 2005. - № 12.

8. Торлопов, В. А. Социальная политика в России. История и современность / В.А. Торлопов. - М., 1999.

9. Тощенко, Ж. Т. Социальное настроение / Ж.Т. Тощенко, С. Харченко. - М., 1996.

10. Холостова, Е. И. Социальная политика / Е.И. Холостова. - М., 2001.

11. Шрейдер, В. Ф. Качество жизни как общественно-политическая проблема / В.Ф. Шрейдер. // Власть. - 2008. - № 5.

12. Шрейдер, В. Ф. Человек в мире социальной политики / В.Ф. Шрейдер. // Философия человека. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2004.

Рецензент: Н. К. Поздняков, д-р филос. наук, профессор НОУ ВПО «ОмГА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.