СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СУЩНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА В МИРЕ Попова К.И. Email: Popova647@scientifictext.ru
Попова Кристина Ивановна — студент, кафедра государственной политики и государственного управления, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье освещена проблема цифрового неравенства в мире. Актуальность поднятой проблемы несомненна. Неравный доступ к информационно-коммуникационным технологиям имеет наднациональный характер, затрагивая политическую и экономическую жизнь каждого государства в отдельности. Действительно, на современном этапе развития существование общества невозможно без использования ИКТ. Процесс цифровизации происходит неравномерно в разных странах. «Цифровое неравенство», в первую очередь, рассматривается как социальная проблема.
Ключевые слова: социальное неравенство, информационное неравенство, информационно -коммуникационные технологии, цифровизация, Интернет.
ESSENCE AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF DIGITAL INEQUALITY IN THE WORLD Popova K.I.
Popova Kristina Ivanovna — Undergraduate, DEPARTMENT OF STATE POLICY OF PUBLIC ADMINISTRATION, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR
Abstract: the article highlights the problem of digital inequality in the world. The urgency of the problem raised is beyond doubt. Unequal access to information and communication technologies is supranational, affecting the political and economic life of each state separately. Indeed, at the present stage of development, the existence of society is impossible without the use of ICT. The process of digitalization is uneven in different countries. "Digital inequality", first of all, is viewed as a social problem.
Keywords: social inequality, information inequality, information and communication technologies, digitalization, Internet.
УДК 303.022
Социальное неравенство возникло одновременно с формированием общественности. Оно является атрибутным свойством человеческого общества.
Социальное неравенство - это разделение общества на социальные группы, которые занимают в нем разное положение, оно характеризуется неравномерным распределением дефицитных ресурсов между различными слоями общества. Фактор неравенства обусловливает развитие и динамику социальной группы. В случае обеспечения равного доступа к дефицитным ресурсам всему населению, предоставляется возможность достижения равного социального положения.
Особый интерес представляет новый вид неравенства в современном мире - цифровое неравенство. Обладание знанием и информацией становится ценностью и новым критерием, разделяющим общество (а также общества разных стран) на социальные группы и слои, неравные между собой. Особенность информационного общества заключается в том, что свободный обмен информацией способствует преодолению нищеты и неравенства, однако если нет доступа к свободному обмену, тенденции развития значительно снижаются. Уже в середине XX в. мировое научное сообщество начало говорить о информации как о форме капитала, которая становится в приоритет перед другими формами.
Международное развитие в области информационно-телекоммуникационных технологий является неотъемлемым условием для поддержания экономического и политического роста государств.
Обратимся к термину «digital divide» или «digital gap» [1, 5] - это понятие олицетворяет в себе ограничение возможностей использования сети интернет, телевидения и мобильной связи из-за отсутствия доступа к современным средствам коммуникации. В русском языке до сих пор не сложилось единого эквивалента английскому термину, чаще всего мы можем встретить такие понятия, как «цифровое неравенство», «цифровой барьер», «цифровое разделение», «цифровой разрыв», «цифровая пропасть», «дигитальная яма», «дигитальный разрыв», «цифровой занавес» и другие. В связи с этим термин вызывает большие путаницы.
Известно, что термин возник в середине 1990-х годов. в результате общественных дискуссий на форуме Digital Divide Network.
Публичные дискуссии о «цифровом неравенстве» начались в конце 1980 гг. и начиная с 1990 гг. охватили весь мир. Известно, что термин «цифровое неравенство» стал причиной для Всемирного саммита ООН по информационному обществу (WSIS) в Женеве в 2003 г. и в Тунисе в 2005 г.
Мировая практика преодоления цифрового неравенства гласит, что эффективность и результативность могут быть достигнуты только посредством тесного сотрудничества и объединения усилий всех заинтересованных сторон, в первую очередь, включая государственные органы власти.
Современные государства рассматривают построение цифрового общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития, осуществляя целенаправленную национальную политику в этой сфере.
Быстрое распространение интернета происходит на планете неравномерно. В 2000 году из 380 миллионов пользователей Интернета (представляющих 6,5% населения Земли) на Северную Америку приходилось 43,5%, на Западную Европу - 22,9%, в то время как в Азии (включая Японию) насчитывалось 20,7% от общего числа пользователей, в Латинской Америке - 5%, Восточной Европе - 4,9%, на Ближнем Востоке - 1,8% и в Африке 1% (при этом большинство пользователей находилось в Южной Африке) [2, 5].
Совокупное решение проблем цифрового неравенства при максимальном учете мнений и интересов всех стран мира обеспечивает Организация Объединенных Наций.
В 2005 году был проведен Тунисский раунд Всемирной встречи по вопросам информационного общества, на котором Кофи Аннан, в то время занимавший пост Генерального секретаря ООН, выступал с докладом «К вопросу о цифровом неравенстве». В докладе им были освещены вопросы проблемы увеличения межстранового разрыва в уровне доступа и использования информационно-коммуникационных технологий. По мнению Кофи Аннана, цифровое неравенство исключает из глобальных экономических процессов страны, которые не достигли в своем развитии уровня высокоразвитых стран. К настоящему времени состоялись два этапа Всемирной встречи по вопросам информационного общества, завершившиеся международными конференциями в Женеве (декабрь 2003 г.) и Тунисе (ноябрь 2005 г.). Итогом стало принятие Декларации принципов и Плана действий по обеспечению развития информационного общества в глобальной перспективе. Основными задачи декларации являлись: создание благоприятной среды для использования информационных технологий, расширение сфер их применения, обеспечение равного и свободного доступа к информации [3, 5].
Эффективное воздействие, контролирование, внедрение и развитие ИКТ возможно только при взаимодействии государства с другими заинтересованными сторонами во всех сферах жизнедеятельности страны.
Существует несколько теорий прогрессивного развития цифрового неравенства: цифровое неравенство как дифференцированные возможности доступа к интернету, которые определяются качеством образовательных возможностей с учетом качества жизни населения, и цифровое неравенство как результат неравномерного распределения информационно-коммуникационных технологий и недостаточной технической оснащенности.
ЮНЕСКО предлагает четыре способа по сокращению цифрового неравенства:
а) всеобщий доступ к информации;
б) свобода выражения мнений;
в) культурное и языковое разнообразие;
г) образование для всех слоев общества.
Цифровое неравенство требуется для совершенствования правовых и экономических условий для развития экономических и политических условий жизнедеятельности; совершенствования инфраструктуры, включая компьютерную технику, линии связи, сети и
каналы передачи данных; развития человеческого потенциала, который определяет уровень образования населения, а также компьютерную грамотность.
Подводя итог, отметим, что в постиндустриальном мире роль цифрового неравенства с каждым годом возрастает, существует необходимость преодолевать цифровую пропасть в странах, замедляющих темпы роста и в проблемных странах.
Список литературы / References
1. Цифровой барьер: Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%Dl%84%
D1 %80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B1 %D0%B0%D1 %80%D1 %8C%D0%B 5%D1%80/ (дата обращения: 15.04.2018).
2. Городнова А.А. Развитие информационного общества. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 408 с.
3. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Декларация принципов. Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии // Библиотековедение, 2005. №. 2. С. 80-89.