Научная статья на тему 'Сущность и своеобразие проявления экономической ментальности русского человека'

Сущность и своеобразие проявления экономической ментальности русского человека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
160
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК / СУЩНОСТЬ / СВОЕОБРАЗИЕ / ПРОЯВЛЕНИЕ / ECONOMIC MENTALITY / RUSSIAN PERSON / ESSENCE / ORIGINALITY / MANIFESTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Титова Екатерина Игоревна

Статья раскрывает содержание понятия «экономическая ментальность русского человека». Экономическая ментальность русского человека активно рассматривается в социально-философской литературе, но редко выделяется в отдельном контексте. В работе сформулировано определение, исследованы сущность и своеобразие проявления экономической ментальности русского человека, выявлены и изучены ее позитивные и негативные свойства. Даны рекомендации по развитию позитивных свойств, нейтрализации негативных свойств, а также приобретению необходимых новых позитивных свойств русского человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND ORIGINALITY OF THE RUSSIAN PERSON’S ECONOMIC MENTALITY MANIFESTATION

The article reveals the content of the notion “Russian person’s economic mentality”. The Russian person’s economic mentality is considered actively in socio-philosophical literature, but it is rarely studied in a separate context. The author formulates the definition, investigates the essence and originality of the Russian person’s economic mentality manifestation, reveals and examines its positive and negative features. Recommendations on the development of positive features, neutralization of negative features, as well as the acquisition of the Russian person’s new necessary positive features are given.

Текст научной работы на тему «Сущность и своеобразие проявления экономической ментальности русского человека»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.27

Титова Екатерина Игоревна

СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Статья раскрывает содержание понятия "экономическая ментальность русского человека". Экономическая ментальность русского человека активно рассматривается в социально-философской литературе, но редко выделяется в отдельном контексте. В работе сформулировано определение, исследованы сущность и своеобразие проявления экономической ментальности русского человека, выявлены и изучены ее позитивные и негативные свойства. Даны рекомендации по развитию позитивных свойств, нейтрализации негативных свойств, а также приобретению необходимых новых позитивных свойств русского человека. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/9/2019/9/27.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 9. C. 130-133. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список источников

1. Кутырёв В. А. Левый консерватизм как философия сопротивления техногенной деградации человечества (Михаил Лифшиц и конец классической марксистской философии - по итогам празднования 200-летия со дня рождения К. Маркса) // Философия хозяйства. 2019. № 1 (121). С. 95-110.

2. Кутырёв В. А. Они идут... встречайте! (об антропологической инволюции техногенной цивилизации) // Философия хозяйства. 2018. № 1 (115). С. 218-226.

3. Кутырёв В. А. Последнее целование. Человек как традиция [Электронный ресурс]. URL: https://iknigi.net/avtor-vladimir-kutyrev/104867-poslednee-celovanie-chelovek-kak-tradiciya-vladimir-kutyiev/read/page-9.html (дата обращения: 17.08.2019).

4. Кутырёв В. А. Сова Минервы вылетает в сумерки (избранные философские тексты XXI века). СПб.: Алетейя, 2018. 526 с.

5. Кутырёв В. А. Унесённые прогрессом: эсхатология жизни в техногенном мире. СПб.: Алетейя, 2016. 300 с.

6. Кутырёв В. А. Философия трансгуманизма. Н. Новгород: Нижегородский университет, 2010. 85 с.

7. Кутырёв В. А., Нилогов А. С. Технологии переступают через человека. но люди боятся знать об этом // Философия хозяйства. 2018. № 5 (119). С. 237-250.

8. Пелевин В. О. Empire "V". Повесть о настоящем сверхчеловеке. М.: Эксмо-Пресс, 2016. 416 с.

9. Тимощук А. С. Рецензия на книгу Кутырёва В. А. «Последнее целование. Человек как традиция» // Вопросы культурологии. 2016. № 8. С. 75-78.

10. Тимощук А. С. Философия сопротивления // Вестник славянских культур. 2017. № 2 (44). С. 194-198.

11. Тимощук А. С. Читать Кутырева. Забыть Мейясу // Вестник Вятского государственного университета. 2019. № 1 (131). С. 96-98.

CONTRA COMPLEXIONES. VOLGA PHILOSOPHER'S MESSAGE TO THE RUSSIAN PEOPLE

Timoshchuk Aleksei Stanislavovich, Doctor of Philosophy, Associate Professor Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia [email protected]

Kutyrev Vladimir Aleksandrovich is known as a social philosopher, left-wing conservative, supporter of controlled progress, critic of dehumanization. The article analyses V. A. Kutyrev's new monograph "The Owl of Minerva Flies at Dusk" issued in 2018. The publication tackles the following issues: threats of technocratic development, prospects for humanism, limits of technology, substitution of existence by consumerism. Kutyrev not only resists post-human illusion, he hopes that Russia will keep the tradition and become the mainstay of being. The research task is as follows: to review the recently published book of the authoritative Soviet-Russian archaeo-avant-gardist. The originality of the study lies in the fact that Kutyrev's ideas are analysed not as alarmist chants but within the framework of sustainable development, philosophy of everyday life.

Key words and phrases: Vladimir Kutyrev; conservatism; tradition; globalization; modernization; trans-humanism.

УДК 101.9 Дата поступления рукописи: 22.06.2019

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2019.9.27

Статья раскрывает содержание понятия «экономическая ментальность русского человека». Экономическая ментальность русского человека активно рассматривается в социально-философской литературе, но редко выделяется в отдельном контексте. В работе сформулировано определение, исследованы сущность и своеобразие проявления экономической ментальности русского человека, выявлены и изучены ее позитивные и негативные свойства. Даны рекомендации по развитию позитивных свойств, нейтрализации негативных свойств, а также приобретению необходимых новых позитивных свойств русского человека.

Ключевые слова и фразы: экономическая ментальность; русский человек; сущность; своеобразие; проявление.

Титова Екатерина Игоревна

Елабужский институт Казанского федерального университета e-i-titova@mail. т

СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Проблема экономической ментальности русского человека весьма актуальна, она активно рассматривалась и рассматривается в социально-философской литературе. В работах таких философов, как К. Маркс, М. Вебер, И. Кант, И. Фихте, Г. Лейбниц, М. Беринг, Л. Н. Толстой, А. Н. Энгельгарт, В. И. Ленин, Н. А. Бердяев, Н. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, были рассмотрены и проанализированы многие своеобразные свойства экономической ментальности русского человека, выявлены ее позитивные и негативные особенности. В работах современных философов, среди которых Д. Горер, Д. Ранкур-Лафарьер, Д. С. Лихачев, В. Р. Мединский, В. С. Барулин, А. Г. Сабиров, Д. В. Полежаев, А. В. Сергеева, были выяснены обстоятельства, факторы формирования и развития определенных свойств экономической ментальности русского человека в контексте социально-культурных условий развития российского общества, выявлены многие причины ее проявления и функционирования. Вместе с тем в этих работах сущность и своеобразие экономической ментальности русского человека были исследованы в недостаточной степени. Она была рассмотрена

в основном в контексте ментальности русского человека вообще. В данной статье нами предпринята попытка рассмотреть некоторые аспекты обозначенной проблемы. Научная новизна исследования заключается в выведении понятия «экономическая ментальность русского человека», в формулировании её негативных и позитивных свойств, в определении рекомендаций по развитию и улучшению позитивных свойств. Целью исследования является сформулировать понятие «экономическая ментальность русского человека», исследовать сущность и своеобразие ее проявления, выявить и рассмотреть ее негативные и позитивные свойства, дать рекомендации по развитию позитивных свойств экономической ментальности русского человека.

Ментальность русского человека представляет собой его определенное умонастроение, которое проявляется в его бессознательных, чувственных и рациональных представлениях, стереотипах, установках и выражает его значительную приверженность к определенному типу поведения и действия. Она проявляется во всех сферах жизнедеятельности русского человека и классифицируется на следующие виды: экономическую, социальную, политическую и духовную. Экономическая ментальность русского человека является составным элементом его общей ментальности и включает в себя чувственно-рациональные представления (установки) и готовность к определенному типу действия, проявляющиеся в сфере материального производства и распределения.

Экономическая ментальность русского человека - это его производственно-трудовые представления, стереотипы и установки, имеющие чувственно-эмоциональный и рационально-алгоритмический характер и выражающие его приверженность к определенному типу поведения и действия в сфере материального производства и распределения.

Также необходимо отметить, что экономическая ментальность включает в себя определенное социально-психологическое состояние, которое соединяет в себе бессознательные инстинкты, чувственные переживания и рациональный житейский ум.

Экономическая ментальность формируется и развивается в производственно-материальной сфере жизнедеятельности русского человека. Она проявляется, как отмечал А. Г. Сабиров, в таком его качестве, как работник, характеризуемый со стороны его квалификации, опыта и отношения к труду, собственности и распределению произведенного продукта [10, с. 91]. Русский человек как работник обладает специфическими личностными экономическими свойствами, определяющими его ментальность. Рассмотрим данные проявления экономической ментальности русского человека подробнее.

Экономическая ментальность русского человека характеризуется как позитивными, так и негативными свойствами. В ней диалектическим образом сочетались и сочетаются такие противоположные свойства, как трудолюбие и леность, инициативность и инертность, рачительность и бесхозяйственность, дисциплинированность и недисциплинированность. В контексте общественно-исторических условий то или иное свойство русского человека превалировало в его экономической ментальности.

Экономическая ментальность русского человека характеризовалась многими позитивными свойствами. К ним можно, прежде всего, отнести следующие свойства: трудолюбие, сердечное отношение к земле-кормилице, готовность к коллективным формам труда, увлеченность интересным делом, способность найти выход из сложной производственной ситуации, способность к напряженному и ударному труду в течение краткого периода, готовность к трудовому героизму в особые исторические периоды. На способность русского человека напряженно трудиться, с большим трудовым энтузиазмом, на готовность «гореть» на работе указывали многие философы. Так, еще В. О. Ключевский писал, что русский человек способен усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время, чрезмерно напрягать свои силы, работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать [6, с. 133]. В. С. Барулин также отмечал, что русский человек при экстремальных общественных условиях был способен к трудовому энтузиазму, к самоотверженности и героизму в труде и удовлетворенности им [1, с. 133]. А. В. Сергеева указывала, что, когда русскому человеку работа интересна, то он - энтузиаст и способен гореть на работе [12, с. 276]. Д. Горер и Д. Ранкур-Лафарьер писали, что русскому человеку присущи короткие всплески трудовой и социальной активности в промежутках долгих периодов депрессии и «самокопания» [Цит. по: 11, с. 22].

Экономическая ментальность русского человека обладала многими негативными характеристиками. К ним можно, прежде всего, отнести следующие свойства: леность, негативное отношение к частной собственности, несклонность к инициативе, творчеству и предприимчивости. На приверженность русского человека к лени указывали многие российские и зарубежные философы. Так, В. О. Ключевский писал, что русский человек «ленив к работе» [6]. Н. А. Бердяев указывал, что русский человек относится к частной собственности достаточно негативным образом, так как он воспринимает ее не как благо, а как зло, грех, отступничество от Христа, который ее осудил [2, с. 9]. И. А. Ильин отмечал уравнительную ориентированность, склонность русского человека к непроизводительному труду [5, с. 131]. В. И. Ленин вообще считал, что «русский человек - плохой работник по сравнению с передовыми нациями» [7]. В. С. Барулин выделял такие экономические характеристики русского человека, как бесхозяйственность, отсутствие развитого экономического интереса, привычка к общинно-коллективным формам труда [1, с. 133-135]. Д. В. Полежаев отмечал, что русский человек как работник отличается, прежде всего, такими свойствами, как отсутствие привязанности к владению частной собственностью, склонностью к экстремальному поведению [9, с. 271-274]. А. Г. Сабиров и Л. А. Сабирова отмечали, что русский человек «редко решал экономические проблемы самостоятельно, он их перекладывал на государство. Часто его отличали низкая производительность труда, недостаточная предприимчивость, бесхозяйственность, затратное отношение к экономическим ресурсам, безынициативность и небережливость» [11, с. 35-36]. Абсолютное большинство западных философов писали

о некомпетентности русского человека, его зависти к успехам другого, склонности к лености, отсутствии трудовой активности, самодисциплины, инициативы, предприимчивости, неприспособленности к практической обыденной жизни. Так, М. Вебер отмечал отсутствие у русского человека таких свойств, присущих человеку протестантской веры, как предприимчивость и трудовая активность [3]. Д. Горер и Д. Ранкур-Лафарьер писали об отсутствии у русского человека личной инициативы и свободы [Цит. по: 5, с. 6-22]. Многие западные философы считали, что, как отметил В. Р. Мединский, в русском человеке «нет стремления регулярно работать, работать на результат, нет умения организовать труд. Распорядиться собой он не способен, ему нужен строгий, но справедливый начальник - такой коллективный "отец", который бы приказывал, распоряжался, наказывал» [8, с. 18-19].

Экономическая ментальность русского человека была обусловлена его отношением к труду как повинности, выражающейся в его зависимости от государства или своего работодателя. У него не была развита в достаточной степени потребность в труде и не сформировалось чувство хозяина. Он имел слабую личную заинтересованность в результатах своего труда и искал удовлетворение больше в духовном, чем в материальном мире. Все это подрывало в русском человеке трудолюбие, инициативу, рачительность, дисциплинированность и порождало леность, инертность, бесхозяйственность и недисциплинированность. Он не мог напряженно трудиться в течение длительного времени и был трудолюбив и склонен к ударному труду только в течение краткого периода. Русский человек в недостаточной мере обладал творческим отношением к труду, предприимчивостью, желанием найти более совершенные, более производительные методы работы. У него подъем инициативности проявлялся в основном в критически-трудные периоды развития страны. Русский человек также отличался склонностью к несоблюдению трудовой дисциплины. Как подметил С. М. Волконский, «дисциплина вообще противна русскому характеру. Дисциплина, закон, самообладание -все это отметается как неглавное» [4, с. 212]. Недисциплинированность русского человека часто выражалась в работе «спустя рукава», несоблюдении технологической дисциплины, правил по охране труда и технике безопасности, в халатности, разгильдяйстве. Русский человек относился недостаточно позитивным образом к труду, собственности и распределению произведенного продукта потребления. Так, В. С. Барулин отмечал, что русскому человеку было присуще «отчуждено-безразличное отношение к труду и делам своего предприятия» [1, с. 114-116]. Русский человек также имел слабую личностную мотивацию к труду, так как чаще всего не находил в нем собственного интереса, работая на государство и не получая достойного вознаграждения за свой труд. Он также не видел и в собственности своего личного интереса, отсюда определенная бесхозность, человеческая беззащитность этой собственности. По словам В. С. Барулина, иллюзорность общественной, общенародной собственности выразилась в явлении, получившем название «ничья» собственность. Из такой собственности реально «выпадает» человек, его реальный экономический интерес [Там же, с. 93]. Русский человек относился к распределению общественного продукта потребления в основном с точки зрения справедливости и несправедливости. Как отмечал И. А. Ильин, русского человека отличает «душевный уклад труда и быта, его живая тяга к живой справедливости» [5, с. 163]. Общинное землевладение формировало у русского человека установку сознания на уравнительное распределение произведенного продукта потребления. Оно выражалось в том, что материальный уровень жизни у всех людей должен быть примерно одинаковым. Также И. А. Ильиным было замечено, что «ошибочно принимать справедливость за равенство, ибо справедливость есть предметное неравенство людей. Справедливость есть чувство меры в размежевании людских притязаний и интересов» [Там же, с. 314]. Для русского человека такая ценность, как социальная справедливость, особенно значима и постоянна, ведь справедливость исторически являлась одним из важнейших устремлений русского человека. Справедливость - это основа нравственного здоровья общества во все времена. Не равенство, не уравниловка, не всеобщее благо для всех без исключения, а именно справедливость. И, несмотря на то, что каждый человек по-своему ее понимает, она является важной характеристикой сознания и поведения русского человека. Русский человек через справедливость оценивает в обществе распределение созданного материального продукта и желает, чтобы он распределялся по справедливости: кто сколько затратил, тот столько и получил. Необходимо отметить, что уравнительный подход в распределении созданного общественного продукта не способствовал активизации трудовых усилий русских людей, а наоборот, создавал лишь благоприятную почву для бездеятельности и лени.

Проведенный анализ позволяет выявить основные свойства экономической ментальности русского человека. Ей присущи следующие основные свойства:

- приверженность к небережливому затратному использованию природных ресурсов;

- определенное трудолюбие;

- склонность к размеренному и экстенсивному труду, как земледельческому, так и производственному;

- способность к ударному кратковременному и производительному труду;

- привычка к коллективным формам труда;

- готовность «гореть» на работе, если она интересна и способствует карьерному росту;

- приоритетное стремление к уравнительным, считающимся социально-справедливыми способам распределения материальных ресурсов;

- преимущественно негативное отношение к частной собственности;

- несамостоятельность в решении экономических задач;

- отсутствие развитого экономического интереса, рациональности;

- присутствие безынициативности, бесхозяйственности;

- приоритетная ориентированность на духовное, чем на материальное потребление;

- недостаточная предприимчивость;

- низкая производительность труда;

- приверженность к лености.

Экономическую ментальность русского человека необходимо существенным образом изменять. Для этого необходимо:

- развивать позитивные свойства экономической ментальности, прежде всего посредством улучшения производственной деятельности. Русский человек хочет вносить жизненный смысл в производственный процесс, он желает работать творчески, а не быть сторонним наблюдателем и простым исполнителем, он не может служить только средством для достижения целей организации. Он хочет работать с чувством хозяина, так как только хозяин работает с душой, рачительно, усердно и инициативно, только у него всегда есть желание стремиться к новому. Для хозяина работа - это его достояние!

- нейтрализовать негативные свойства экономической ментальности у русского человека возможно, если основными факторами производства будут обеспечение безопасных условий труда и охраны здоровья, адекватная и справедливая компенсация за труд, возможность применения и развития в процессе труда личных способностей человека, возможность профессионального роста и продвижения по службе - тогда русский человек будет готов добровольно выполнять работу по выбранной специальности с высоким качеством. Необходимо создать такие экономические условия, при которых станут выгодны инициатива, предприимчивость, изобретательство и эффективная личная работа. Русскому человеку необходимо, по словам И. А. Ильина, «воспитать в себе новый хозяйственный акт - в коем воля к труду и обилию будет сочетаться с добротою и щедростью, в коем зависть преобразится в соревнование, а личное обогащение станет источником всенародного богатства» [Там же, с. 12];

- способствовать формированию и развитию новых позитивных свойств экономической ментальности, таких, как предприимчивость, инициативность, уважительное отношение к собственности, труду и конкурентам, рациональное хозяйствование посредством решения проблемы взаимодействия человека и общества, которая имеет две грани: общественные условия, оптимизирующие самореализацию человека, и личностные свойства, облагораживающие общество в целом.

В завершение можно сформулировать следующие выводы: во-первых, экономическая ментальность русского человека - это производственно-трудовые представления, выражающие его умонастроения и приверженность к определенному типу действия в сфере хозяйственной деятельности; во-вторых, ей присущи следующие основные свойства: умеренное трудолюбие, рачительность, которая соседствует с бесхозяйственностью, инициативность, которая сочетается с инертностью, дисциплина, которая сменяется порой иррациональными поступками; в-третьих, она должна развиваться по пути становления таких необходимых русскому человеку экономических свойств и особенностей, как предприимчивость, инициативность, рациональное хозяйствование, уважительное отношение к частной собственности, труду и конкурентам, стремление к честной конкуренции.

Список источников

1. Барулин В. С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретения себя. СПб.: Алетейя, 2000. 431 с.

2. Бердяев Н. А. Русская идея. СПб.: Азбука, 2015. 320 с.

3. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

4. Волконский С. М. Князь. Мои воспоминания: в 2-х т. М.: Искусство, 1992. Т. 2. Родина. 384 с.

5. Ильин И. А. Национальная Россия. Наши задачи. М.: Алгоритм, 2017. 464 с.

6. Ключевский В. О. Сочинения: в 9-ти т. М.: Мысль, 1987. Т. 1. Курс русской истории. Ч. 1. 430 с.

7. Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти [Электронный ресурс]. URL: https://www.marxists.org/russkij/lenin/ works/36-2.htm (дата обращения: 25.05.2019).

8. Мединский В. Р. О том, кто и когда сочинял мифы о России. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 240 с.

9. Полежаев Д. В. Русский менталитет: опыт социально-философского анализа: дисс. ... д. филос. н. Волгоград, 2011. 350 с.

10. Сабиров А. Г. Человек в современной философской антропологии: монография. Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2013. 167 с.

11. Сабиров А. Г., Сабирова Л. А. Русский человек: сущность, своеобразие и перспективы развития: монография. Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования (редакционно-издательский отдел), 2014. 162 с.

12. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта, 2017. 315 с.

ESSENCE AND ORIGINALITY OF THE RUSSIAN PERSON'S ECONOMIC MENTALITY MANIFESTATION

Titova Ekaterina Igorevna

Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University e-i-titova@mail. ru

The article reveals the content of the notion "Russian person's economic mentality". The Russian person's economic mentality is considered actively in socio-philosophical literature, but it is rarely studied in a separate context. The author formulates the definition, investigates the essence and originality of the Russian person's economic mentality manifestation, reveals and examines its positive and negative features. Recommendations on the development of positive features, neutralization of negative features, as well as the acquisition of the Russian person's new necessary positive features are given.

Key words and phrases: economic mentality; Russian person; essence; originality; manifestation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.