https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.16
Сабиров Аскадула Галимзянович, Сабирова Лиля Андреевна
СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ М. МУХАММАДЬЯРА
Статья раскрывает сущность философских идей татарского философа Махмуда Мухаммадьяра. В ней выявлены объективно-идеалистическая и утопическая основы его философии, описано своеобразие проявления онтологических, гносеологических, социальных и антропологических представлений философа, показан новаторский характер его идей в контексте культурно-исторического пространства средневекового общества, рассмотрены позитивные (целостность, социально-этическая ориентированность) и негативные (подражательность, утопизм) стороны его философии, подчеркнуты особая значимость и прогрессивный характер для своего исторического времени его аксиологических и этических представлений, обоснованы присутствие идей философа в культурном наследии татарского народа и их влияние на его духовное развитие в настоящее время. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2019/9/16.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 9. C. 80-84. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
5. Соловьев Э. Ю. Экзистенциализм [Электронный ресурс]. URL: http://vphil.ru/index.php?id=176&option=com_content& task=view (дата обращения: 08.07.2019).
6. Фокин С. Л. Автопортрет философа на фоне войны: Жан-Поль Сартр и его дневники // Сартр Ж.-П. Дневники странной войны. Сентябрь 1939 - март 1940. СПб.: Владимир Даль, 2002. C. 758-813.
7. Эпиктет. Беседы. М.: Ладомир, 1997. 312 с.
8. Anthony M. Why All Soldiers Need to Be Stoic Philosophers [Электронный ресурс]. URL: http://masscasualties.com/ 2015/11/20/why-all-soldiers-need-to-be-stoic-philosophers/ (дата обращения: 01.07.2019).
9. Baltzly D. Stoicism [Электронный ресурс]. URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2019/entries/stoicism/ (дата обращения: 01.07.2019).
10. Hardie M. What Stoicism Taught Me about the Royal Marines [Электронный ресурс]. URL: http://modernstoicism.com/ what-stoicism-taught-me-about-the-royal-marines-by-mark-hardie/ (дата обращения: 01.07.2018).
11. Sherman N. Stoic Warriors. The Ancient Philosophy behind the Military Mind. N. Y.: Oxford University Press, 2007. 242 p.
12. Stockdale J. Courage under Fire: Testing Epictetus's Doctrines in a Laboratory of Human Behavior. Stanford University, 1993. 21 p.
JEAN-PAUL SARTRE'S CRITICISM OF STOICISM AS MILITARY MORAL PHILOSOPHY IN HIS "WAR DIARIES: NOTEBOOKS FROM A PHONY WAR"
Popov Danil Sergeevich
Saint Petersburg University [email protected]
The article considers Jean-Paul Sartre's criticism of stoicism as military philosophy. The study is based on the analysis of the philosopher's diary notes taken in "The Phony War" of 1939-1940. According to Sartre, accepting the stoic doctrine in the war is a trick to get away from reality. The war annihilates the stoic perception of the world as "things we can control and things we can't" being an important dimension of human existence. Sartre's criticism is relevant since the problem of applying certain aspects of stoicism in the sphere of military moral and as a therapeutic means for rehabilitation of war veterans is topical nowadays.
Key words and phrases: Stoicism; existentialism; military ethics; self-deception; authenticity; "War Diaries: Notebooks from a Phony War".
УДК 101.9 Дата поступления рукописи: 04.07.2019
https://doi.Org/10.30853/manuscript.2019.9.16
Статья раскрывает сущность философских идей татарского философа Махмуда Мухаммадьяра. В ней выявлены объективно-идеалистическая и утопическая основы его философии, описано своеобразие проявления онтологических, гносеологических, социальных и антропологических представлений философа, показан новаторский характер его идей в контексте культурно-исторического пространства средневекового общества, рассмотрены позитивные (целостность, социально-этическая ориентированность) и негативные (подражательность, утопизм) стороны его философии, подчеркнуты особая значимость и прогрессивный характер для своего исторического времени его аксиологических и этических представлений, обоснованы присутствие идей философа в культурном наследии татарского народа и их влияние на его духовное развитие в настоящее время.
Ключевые слова и фразы: М. Мухаммадьяр; философия; идея; сущность; своеобразие; идеализм; утопизм.
Сабиров Аскадула Галимзянович, д. филос. н., профессор Сабирова Лиля Андреевна, к. филос. н.
Елабужский институт Казанского федерального университета agsabir@list. гы; &'И1)а2006@гатЬ1ег. гы
СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ М. МУХАММАДЬЯРА
Проблемы понимания сущности и своеобразия философских идей средневекового татарского философа М. Мухаммадьяра являются актуальными для историко-философской науки. Обусловлено это прежде всего тем, что М. Мухаммадьяр является первым татарским философом, идеи которого во-многом определили дальнейшее развитие философии татарского народа. Многие его философские идеи были заимствованы и развиты татарскими философами более позднего времени (Г. Утыз-Имяни, Ш. Марджани, К. Насыри, Ш. Культяси). Исследование его философии помогает выявить специфику формирования и развития духовной культуры татарского народа, понять взаимосвязь татарского и арабо-мусульманского мира. Его представления об идеальном обществе, добродетельном человеке, справедливости, моральном наставничестве
сохраняют свое значение в настоящее время и активно используются при разработке философской теории современного общества. Многие его философские идеи применяются при воспитании патриотизма и национальной гордости представителей татарского этноса.
Сущность и своеобразие философских идей М. Мухаммадьяра являются объектом исследования в современной историко-философской литературе. В работах Ш. А. Абилова, А. М. Ахунова, Р. М. Амирханова, Т. К. Ибрагима, Р. М. Кадырова, Р. М. Мухаметшина, Ф. М. Султанова, А. И. Тухватуллиной, А. Н. Юзеева, Ч. Вадди проанализированы различные аспекты философии М. Мухаммадьяра. В работе Ш. А. Абилова и А. М. Ахунова рассмотрены биографические сведения о М. Мухаммадьяре, раскрыты его общефилософские идеи [1]. В исследованиях Р. М. Амирханова рассмотрены философские идеи М. Мухаммадьяра об обществе и справедливости [2; 3]. В исследованиях Т. К. Ибрагима, Ф. М. Султанова, А. Н. Юзеева рассмотрены философские идеи М. Мухаммадьяра в контексте становления и развития татарской религиозной философии [4; 11]. В работе Р. М. Кадырова исследованы философские идеи, содержащиеся в основных поэмах М. Мухаммадьяра [5]. В статье Р. М. Мухаметшина раскрыты социально-этические представления М. Мухаммадьяра [6]. В исследовании Л. И. Тухватуллиной раскрыты философско-антропологические идеи М. Мухаммадьяра, его представления о человеке как добродетельном мусульманине, о справедливости как главном свойстве человека [10]. В работе Ч. Вадди подчеркнута значимость философских идей М. Мухаммадьяра для развития мировой мусульманской философии [12]. Вместе с тем в перечисленных работах в недостаточной степени рассмотрен весь комплекс философских идей М. Мухаммадьяра, касающихся сущности окружающего мира, места и роли человека в нем, его взаимоотношений с природой, обществом, культурой и другими людьми. Целью данной статьи является выявление сущности философских взглядов М. Мухаммадьяра и своеобразия их проявления в культурно-историческом контексте средневекового общества. Задачами данной статьи являются исследование особенностей онтологически-гносеологических и социально-антропологических представлений М. Мухаммадьяра, выявление новаторского характера его философских взглядов об идеальном и справедливом обществе, обоснование значимости его идей для духовного развития современного татарского народа. Научная новизна данной статьи заключается в том, что в ней, во-первых, философия М. Мухаммадьяра рассмотрена в целостном сочетании и взаимообусловленности его онтологически-гносеологических и социально-антропологических идей, во-вторых, подвергнуты философскому анализу вновь переведенные с арабского языка поэтические произведения и наставления М. Мухаммадьяра, в-третьих, обоснован прогрессивный характер для своего исторического времени социально-утопических и этико-аксиологических представлений М. Мухаммадьяра, позволяющих считать его «татарским Томасом Мором». Исследование философского наследия М. Мухаммадьяра осуществлялось с помощью специфической научной технологии. На первом этапе благодаря библиометри-ческому анализу было выявлено состояние изученности философии М. Мухаммадьяра. Биографический метод помог рассмотреть формирование и развитие философских идей М. Мухаммадьяра в процессе развертывания его жизни. На втором этапе сравнительный анализ философии М. Мухаммадьяра с арабо-мусульманской философией позволил выявить общие и особенные свойства его философии. Метод историзма дал возможность рассмотреть его идеи в контексте средневекового общества. Метод SWOT-анализа помог выявить позитивные и негативные стороны философии М. Мухаммадьяра. В завершение исследования был применен метод восхождения от абстрактного к конкретному с целью выработки целостного представления о сущности и своеобразии философских идей М. Мухаммадьяра. В статье были использованы некоторые материалы о философии М. Мухаммадьяра, которые публиковались нами ранее [8; 9]. Значительная достоверность полученных результатов была обусловлена всесторонним изучением подлинных философских произведений М. Мухаммадьяра, сопоставлением полученных результатов с уже имеющимися в историко-философской литературе разработками, соблюдением законов формальной и диалектической логики при формулировании основных положений и выводов исследования.
Махмуд Мухаммадьяр (1496 или 1497-1552 годы) - татарский поэт, религиозный мыслитель и философ эпохи Средневековья. Биография М. Мухаммадьяра содержит как точно подтвержденные, так и легендарные факты. Известно, что он жил в г. Казани, столице Казанского ханства, в эпоху его противостояния с Московским Великим княжеством. М. Мухаммадьяр родился в 1496 или в 1497 году. Был известным поэтом, государственным и религиозным деятелем. Дата смерти М. Мухаммадьяра также точно не известна. По одним сведениям, он погиб при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. По другим, более достоверным источникам, он был убит казаками Московии в 1552 году, еще до взятия Казани. М. Мухаммадьяр написал две философские поэмы: «Тухфа-и-мардан» («Дары мужей», 1540 г.) и «Нур-и содур» («Лучи сердец», 1542 г.). Они в значительной степени сохранились и опубликованы в печати. Последним на сегодняшний день изданием произведений М. Мухаммадьяра является издание 2007 года, в котором опубликованы многие сохранившиеся труды философа и поэта [7].
Философия М. Мухаммадьяра содержала комплекс онтологических, гносеологических, социальных и антропологических идей. Онтологические и гносеологические взгляды М. Мухаммадьяра не отличались оригинальностью и носили подражательный характер. Они по существу представляли интерпретированный вариант объективно-идеалистических и религиозно-философских идей арабо-мусульманских и волжско-булгарских философов и поэтов А. Фараби, Й. Баласагуни, М. Саади, А. Навои, А. Джами. В основу учения об окружающем мире М. Мухаммадьяр положил идею арабо-мусульманских философов о том, что Вселенная
является продуктом творения Аллаха («необходимо-сущее само по себе»), который производит окружающий мир («необходимо-сущее благодаря другому»). М. Мухаммадьяр признавал Аллаха творцом всего сущего, началом всех начал. Он считал, что Аллах - «всего сущего Творец и Властелин, / Мы к тебе взываем, Ты - для всех один!» [Там же, с. 96]. В основе учения о познании М. Мухаммадьяра лежали идеи арабо-мусульманских философов о том, что человек может в определенной степени познавать окружающий мир и применять полученные знания в своей повседневной жизни. М. Мухаммадьяр писал о человеке, что с помощью Аллаха «Божью доброту познает он, / И небесным светом будет озарен» [Там же, с. 107]. Способность познавать окружающую действительность он рассматривал как дар, ниспосланный человеку Аллахом. М. Мухаммадьяр писал: «О Всевышний, все на свете знаешь ты, / Я же грешный, Твоей жажду доброты» [Там же, с. 93]. Он также отмечал, что человек - это возвышенное создание, изначально наделённое разумом, способное познавать и сознательно действовать в мире. Знание выступало для М. Мухаммадьяра предварительной ступенькой для полноценной и глубинной веры человека в Аллаха и пророка Мухаммада. М. Мухаммадьяр считал, что в наибольшей степени необходимы знания для верховного правителя государства. Философско-антропологические идеи М. Мухаммадьяра носили более оригинальный и прогрессивный для средневекового общества характер. Природу человека он понимал в соответствии с известными идеями арабо-мусульманской философской антропологии. Так же, как и арабо-мусульманские философы, он считал, что человек был создан и направляем Аллахом. Он писал: «...человек, из праха Бог тебя создал / И, создав, тебе прощенья радость дал» [Там же, с. 64]. М. Мухаммадьяр считал, что человек является существом, состоящим из тела и души, причем «человечье тело - это клетка для души» [Там же, с. 63]. Душа должна освободиться от этой клетки. Это и есть цель жизни человека. М. Мухаммадьяр отмечал, что душа, освободившись от повседневности жизни, обретает истинную свободу. Своеобразным в учении о человеке у М. Мухаммадьяра было рассмотрение человека как существа, обладающего как положительными, так и отрицательными свойствами. К положительным свойствам человека он относил, прежде всего, стремление к справедливости, милосердность, терпеливость, верность слову, искренность, добросердие, мудрость. Особо ценил М. Мухаммадьяр такое свойство человека, как справедливость в отношении к другим людям. М. Мухаммадьяр писал: «Всяких дел начало - справедливость знай. / Ты ее как можно больше проявляй» [Там же, с. 103]. Другим ценным свойством человека он признавал добросердие. Он наставлял человека: «Доброту дари ты каждому, о друг, / Чтоб потом не испытать измены мук. / Зло творящему не отвечай ты злом, / Терпеливым будь и крепким на излом» [Там же, с. 69]. М. Мухаммадьяр подчеркивал, что человек должен развивать свои позитивные свойства, а общество должно поддерживать его в этом деле. К отрицательным свойствам человека он относил, прежде всего, такие качества, как злобность, завистливость, глупость, безудержное стремление к богатству и превосходству над другим человеком. Он считал, что негативные свойства отражают внутренний мир человека, подчеркивают его грехи и ведут к отступлению от Аллаха. М. Мухаммадьяр подчеркивал: «Кожа - оболочка, а внутри ядро, / Коль обманет внешность, уличит нутро» [Там же, с. 29]. Он утверждал, что негативные свойства человек должен изживать, а общество должно помогать человеку в перевоспитании.
Социально-философские идеи М. Мухаммадьяра отличались большой своеобразностью и носили достаточно самостоятельный характер. Для своего времени они были оригинальными и новаторскими, хотя в них и ощущалось влияние теории «добродетельного города» А. Фараби. М. Мухаммадьяр понимал общество как совокупность общностей людей, объединенных равенством всех мусульман перед Аллахом. Среди них он выделял правителей и поданных. Верховный правитель (как правило, это имам) управляет государством, обеспечивает безопасность населения, воспитывает и обучает подданных, заботится об их материальном благосостоянии и моральном достоинстве. Поданные (простой народ) производят продукты потребления для всех слоев населения. Он считал, что поданные в Казанском ханстве постоянно испытывают материальную нужду. М. Мухаммадьяр самым благоприятным образом относился к простому народу. Как отмечал Р. М. Амирханов, в философии М. Мухаммадьяра выражены симпатия к простому труженику - создателю материальных благ, сочувствие его трудной доле [2, с. 231]. М. Мухаммадьяр рассматривал существующее общество как несовершенное, нуждающееся в совершенствовании. На это обратили внимание, прежде всего, Ш. А. Абилов и А. М. Ахунов. Они отметили, что М. Мухаммадьяр подвергал критике «феодально-теократические порядки, поступки власть имущих», сложившиеся в современном ему Казанском ханстве [1, с. 316].
М. Мухаммадьяр разработал собственную теорию совершенного общества и предлагал изменить существующее общество согласно этой теории. Он описал идеальное общество следующим образом. Идеальное общество - это общество, в котором будет присутствовать взаимопонимание между людьми и отсутствовать угнетение одного человека другим. Он писал, что в будущем обществе каждый будет получать от него «свою долю, вкушать от плодов ее» [7, с. 102]. В этом обществе сильный «слабому не причинит вреда. / Волк с овцою будут вместе воду пить, / Ну а ястреб с уткой - в воздухе парить» [Там же, с. 97]. В идеальном обществе женщина не будет являться существом второго сорта. В нем будут равноценно относиться как к мужчине, так и к женщине. М. Мухаммадьяр писал: «Пусть то женщина, мужчина - будь собой» [Там же, с. 70]. В нем будут сформированы уважительные отношения между людьми старшего и молодого возраста. Он писал: «Старшего за старшинство ты почитай, / Младшему - великодушно руку дай» [Там же, с. 71]. М. Мухаммадьяр считал, что в будущем обществе взаимоотношения между людьми будут базироваться на справедливости. На эту его важную идею обратили внимание Ш. А. Абилов и А. М. Ахунов. Они отметили,
что «процветающее государство, по убеждению Мухаммадьяра, должно основываться на справедливости, гарантом которой выступает правитель» [1, с. 316]. В своих работах М. Мухаммадьяр признавал: «Справедливость - главы первой вот предмет» [7, с. 100]. Справедливость М. Мухаммадьяр понимал, прежде всего, как форму отношения к конкретному человеку (или группе людей), при которой их оценивают в соответствии с имеющими у них достоинствами и заслугами. Основаниями справедливости он признавал равенство людей (и богатых, и бедных) перед Аллахом, их готовность строить отношения с другими людьми на основе признания их равными себе, их доброту, милосердие, готовность делится с ближним. Справедливость он рассматривал в сопоставлении с несправедливостью. Так, несправедливостью М. Мухаммадьяр признавал бедность простого народа, «порочный гнета круг», правосудие только в пользу богатых, постоянные войны между государствами и т.д. В соответствии с этим справедливость проявляется в помощи нуждающимся людям, в достатке всех слоев населения государства, в расцвете правосудия в пользу всех граждан, в покое и мире в государстве и т.д. М. Мухаммадьяр считал, что в прогрессивном государстве гарантом справедливости должен выступать правитель государства. Он должен стремиться относиться ко всем людям в соответствии с их достоинствами и заслугами. Особенно он должен быть милостивым к простым людям. М. Мухаммадьяр писал: «Если ж справедливостью шах знаменит, / То средь людей покой и мир царит. / При владыке справедливом - мир вокруг. / Прерывается порочный гнета круг» [Там же, с. 102]. Примером образцового правления он считал царствование персидского правителя Ануширвана (513-579 гг.). Он писал, что Ануширван не следовал советам своих чиновников копить для удержания власти побольше богатств. Он, по совету своего придворного мудреца, стал управлять государством на основах справедливости. В результате этого он умиротворил народ, навел в стране порядок, и богатства потоком потекли в казну шаха. Данный пример М. Мухаммадьяр считал поучительным и для правителя Казанского ханства. Он полагал, что с разъяснением значимости справедливости в обществе необходимо обращаться не только к отдельным правителям государств, но и к широкому кругу общественных сил, к каждому мусульманину. Он призывал всех добродетельных мусульман стремиться к справедливости и бороться за нее. Он писал, обращаясь к ним: «Будьте к людям справедливы, и потом / Вы увидите премного блага в том» [Там же, с. 103]. М. Мухаммадьяр большое значение придавал способу изложения и распространения своих философских идей. Он выражал их в поэтической, притчевой и афористичной форме, что способствовало широкому распространению данных идей в средневековом обществе. Его основные философские труды были, по сути дела, поэмами. Многие философские высказывания М. Мухаммадьяра имели афористический характер. Так, афоризмами стали, например, такие его высказывания: «Злоба будет к злобе, а к добру - добро» [Там же, с. 63], «Человечье тело - клетка для души» [Там же], «Справедливому назначен счастья свет» [Там же, с. 100], «Всяких дел начало - справедливость» [Там же, с. 103], «Терпение - начало всех начал» [Там же, с. 126], «Будешь верным слову, сохранишь и честь» [Там же, с. 135] и т.д. М. Мухаммадьяр пояснял многие свои философские идеи с помощью притч. Чаще всего он ссылался на притчу «Человек и жемчужина». Суть данной притчи такова. Человек на базаре продал дрова и выручил немного денег. В это время он увидел, что один торговец бьет юношу за то, что он не полностью расплатился за товар. Человек отдал свои деньги вместо юноши и пришел домой без денег. На другой день он получил за свои проданные дрова только небольшую рыбу. Дома при чистке рыбы он обнаружил жемчуг, продав который, он решил свои жизненные проблемы. М. Мухаммадьяр с помощью данной притчи пояснял, что тот, кто добр по отношению к людям, всегда будет вознагражден по справедливости. М. Мухаммадьяр оформлял свои философские идеи в виде наставлений, рекомендаций, пожеланий человеку. Как отметил Р. М. Кадыров, М. Мухаммадьяр «дает добрые советы и наставления читателям. Они современны и сейчас» [5, с. 13]. Особенно он выделял десять наставлений правоверному мусульманину [7, с. 103-146]. М. Мухаммадьяр считал, что если мусульманин не будет следовать этим наставлениям, то его ждут в жизни большие неприятности. Он писал, что если наставление «в душу не войдет, / Много сожалений тебя далее ждет» [Там же, с. 170].
Философские идеи М. Мухаммадьяра отражали культурно-исторический контекст средневекового общества. В связи с этим в них содержались как прогрессивные моменты, так и определенные противоречия и ограниченности. К положительным сторонам философии М. Мухаммадьяра можно отнести следующее. Философия М. Мухаммадьяра имела достаточно целостный характер, так как содержала как онтологически-гносеологические, так и социально-антропологические идеи. Она являлась передовой для культурно-исторического пространства средневекового общества, так как была социально-гуманитарной и морально-наставнической. Наиболее прогрессивными были идеи М. Мухаммадьяра о несовершенстве существующего общества, идеальном обществе будущего, роли правителя в управлении государством, справедливости, морали добродетельного мусульманина и т.д. К ограниченностям философии М. Мухаммадьяра можно отнести следующее. Философия М. Мухаммадьяра в значительной степени носила подражательный характер. Он заимствовал многие идеи арабо-мусульманской философии и использовал их без глубинной переработки в своей философии. Особенно это касалось его онтологических и гносеологических идей. В объективно-идеалистической философии М. Мухаммадьяра присутствовали определенные суфийские мотивы. М. Мухаммадьяр в учении о человеке следовал некоторым идеям философии суфизма. Он положительно отзывался об аскетах, ведущих, по его мнению, праведный образ жизни, отмечал ничтожность человека перед предначертанной судьбой. Он писал о себе: «Жалкий и ничтожный, и несчастный я» [Там же, с. 71]. Многие социально-философские идеи М. Мухаммадьяра носили утопический характер. Так, он мечтал
построить идеальное общество в земной жизни, излишне верил в большую силу справедливости в устранении социальных противоречий, полагался на появление «хорошего» правителя, который все исправит в несовершенном обществе, преувеличивал возможности человека совершенствоваться и преодолевать свои негативные свойства. М. Мухаммадьяр придавал большое значение терпеливости простого человека. Он считал, что с помощью терпеливости человек рано или поздно достигнет своих целей: «Кто на жизненном пути терпеть готов, / Тот добьется своего в конце концов» [Там же, с. 132].
Философские идеи М. Мухаммадьяра не уступали по своему гуманизму и демократичности идеям его современника, европейского гуманиста Средневековья Т. Мора. Он был «татарским Томасом Мором».
В завершение статьи можно сформулировать следующие выводы: во-первых, М. Мухаммадьяр создал уникальную для своего времени философско-религиозную систему, в которой содержались как онтологически-гносеологические, так и социально-антропологические идеи, во-вторых, философские взгляды М. Мухаммадьяра имели объективно-идеалистический, социально-морализаторский и утопический характер, отличались социально-гуманитарной и морально-наставнической направленностью, в-третьих, идеи М. Мухаммадьяра о справедливости, праведности и равенстве составляют культурное наследие татарского народа и обеспечивают его духовное развитие и в настоящее время.
Дальнейшее исследование философских идей М. Мухаммадьяра необходимо продолжать. Возможными направлениями будущих исследований философии М. Мухаммадьяра являются, по-нашему мнению, выявление идей арабо-мусульманской философии, послуживших теоретическими источниками для его философии, рассмотрение его философии с точки зрения ее достоинств и ограниченностей, исследование влияния его философских идей на татарских философов Нового и Новейшего времени.
Список источников
1. Абилов Ш. А., Ахунов А. М. Мухаммадьяр // Татарская энциклопедия. Казань: Институт Татарской энциклопедии, 2008. С. 315-316.
2. Амирханов Р. М. Тюрко-татарская философская мысль Средневековья (XIII-XVI вв.): дисс. ... д. филос. н. Казань, 2001. 262 с.
3. Амирханов P. M. Эпоха Казанского ханства и творчество Мухаммадьяра // Очерки истории татарской общественной мысли. Казань: Тат. кн. изд-во, 2000. С. 68-82.
4. Ибрагим Т. К., Султанов Ф. М., Юзеев А. Н Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. 239 с.
5. Кадыров Р. М. Чтобы зерна любви проросли // Мухаммедьяр / пер. с булгарского тюрки. М.: Булгар иле, 2007. С. 10-13.
6. Мухаметшин Р. М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке. Казань: Тат. кн. изд-во, 2005. 246 с.
7. Мухаммедьяр / пер. с булгарского тюрки. М.: Булгар иле, 2007. 432 с.
8. Сабиров А. Г. Татарская философия: сущность, история, роль в духовном развитии татарского народа: монография. Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2012. 158 с.
9. Сабиров А. Г. Философия М. Мухаммадьяра: от идеализма до утопизма [Электронный ресурс] // Novaum.ru: электронный журнал. 2018. № 16. URL: http://novaum.ru/public/p1009 (дата обращения: 24.06.2019).
10. Тухватуллина Л. И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX веков. Казань: Тат. кн. изд-во, 2003. 207 с.
11. Юзеев А. Н Татарская философская мысль конца XVIII - XIX вв. Казань: Тат. кн. изд-во, 2001. 192 с.
12. Waddy Ch. The Moslem Mind. L.: Tavistock Publ., 1990. 125 p.
ESSENCE AND ORIGINALITY OF M. MUHAMMADYAR'S PHILOSOPHICAL IDEAS
Sabirov Askadula Galimzyanovich, Doctor in Philosophy, Professor Sabirova Lilya Andreevna, Ph. D. in Philosophy Yelabuga Institute (Branch) of Kazan (Volga Region) Federal University agsabir@list. ru; slilja2006@rambler. ru
The article discovers the essence of philosophical ideas of the Tatar philosopher M. Muhammadyar. The paper reveals the objective-idealistic and utopian basis of his philosophy, describes the originality of his ontological, gnoseological, social and anthropological conceptions, shows the innovative nature of his ideas in the context of cultural and historical space of the medieval society, examines positive (integrity, social and ethical orientation) and negative (imitativeness, utopianism) aspects of his philosophy, emphasizes the importance and progressiveness of his axiological and ethical conceptions. The authors conclude that M. Mu-hammadyar's philosophy forms an integral element of the Tatar cultural heritage and influences spiritual development of the modern Tatar society.
Key words and phrases: M. Muhammadyar; philosophy; idea; essence; originality; idealism; utopianism.