Научная статья на тему 'Сущность и структурно-содержательные характеристики системы научно-мето дического обеспечения воспитательной деятельности в вузе'

Сущность и структурно-содержательные характеристики системы научно-мето дического обеспечения воспитательной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарафеева Алсу Фатыховна

Раскрываются теоретические и методические основания системы управления воспитательным процессом в вузе. Подробно характеризуется типология технологий воспитания личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и структурно-содержательные характеристики системы научно-мето дического обеспечения воспитательной деятельности в вузе»

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ...

УДК 37.013.095

Шарафеева Алсу Фатыховна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Института педагогики и психологии ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет», sharafeevaaf@mail.ru, Казань

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Sharofeyeva Alsu Fatykhovna

Candidate ofpedagogy, professor of the chair ofpedagogics, the Institute of pedagogics and psychology of the Tatar state university of Pedagogy and Arts, sharafeevaafa^mail.ru, Kazan

THE ESSENCE AND STRUCTURAL CHARACTERISTICS OF SCIENTIFIC METHODICAL SUPPORT OF HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL ACTIVITY

Создание необходимых условий управляемости и эффективного развития воспитательного процесса в вузе, широкого охвата воспитательной деятельностью студентов, связано с разработкой его научно-методического обеспечения. Научно-методическое обеспечение процесса воспитания студентов в вузе включает в себя решение комплекса задач, направленных на придание ему качеств целенаправленности, концептуальной обоснованности, наличия четко структурированного менеджмента в сфере организации воспитательной деятельности в вузе, планомерности и последовательности в развитии, вариативности содержания и видов воспитательной деятельности, диагностичности, обеспеченности штатом компетентных специа-листов-во спитателей.

Опираясь на многолетний опыт непосредственного участия во внедрении целевых программ воспитания на базе Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, мы утвердились в определенном подходе к разработке их научно-методического обеспечения. В нашем понимании научно-методическое обеспечение воспитательной работы в вузе рассматривается как система поэтапного продвижения к созданию воспитывающего пространства в образовательной среде вуза, в котором происходит личностно-профессиональное развитие и саморазвитие будущего педагога, спецца-листа-гуманитария. Структурно данная система представлена в виде покомпонентно выстроенного процесса. Находясь в отношениях взаимозависимости, выделенные четыре компонента различаются по признаку функционального предназначения (рисунок).

сл

-С*

* выявление ценностных императивов формироваш-и личности будущего специалиста

• формулировка цели и задач воспитания

профессиональной личности будущего специалиста

* разработка структуры воспитательного пространства

• формирование организационной структуры управления воспитательным процессом

определение принципов отбора содержания воспитательной деятельности (вариативности, личностно-ориентированного подхода, этнокультурной насыщенности), взаимосвязи воспитательного потенциала, учебной к внеучебной деятельности и др.

реализация федерального компонента в разработке содержания воспитания

выбор приоритетных программ воспитания (развития студенческого самоу правде ния. поддержка молодой семьи, развитие психологической службы, антияаркотические программы и др-)

анализ качества воспитательной работы прошлого года

освоение новых задач программы развития воспитания в вузе

подготовка комплекта планов воспитательной работы;

- организационно-управленческих мероприятий

- ключевых воспитательных общеуниверситетских мероприятий

- коордннашонно-тематнческого плана факультетов и общих кафедр

- плана повышения квалификации организаторов воспитательной .деятельности

* Технология проектирован)! к воспитательной системы в вузе

* Технологии фор мирования стимулов личностно-профессионального развития и саморззввдиа студентов

* Технология социальнопсихологической поддержки личности

* Технология оценочноаналитической деятельности в орг анизации воспитательного процесса

Компоненты системы научно-методического обеспечения воспитательной работы в вузе

А. Ф, Шарафеева

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ...

Первый компонент системы выполняет функцию концептуально-мётодоло-гического обоснования воспитательной системы вуза, что позволяет выделить ценностные императивы формирования личности будущего учителя, специа-листа-гуманитария; уточнить цель и задачи воспитания профессиональной личности; разработать структуру воспитательного пространства, наметить организационную структуру управления воспитательным процессом.

Следующий компонент научно-методического обеспечения функционально предназначен для осуществления проектирования содержания воспитательной деятельности в вузе, что включает в себя:

- уточнение принципов отбора содержания воспитательной деятельности (принципы вариативности, личностно ориентированного подхода, этнокультурной насыщенности, взаимосвязанной реализации воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности и др.);

- проведение уровневой дифференциации вузовских программ воспитания (программы воспитания федерального и регионального уровня; программы воспитания, ориентированные на потребности развития самого вуза с учетом сложившихся традиций и интересов студентов; тематические инновационные (авторские) воспитательные проекты).

Функционально значимым является и третий компонент, предполагающий проведение этапа комплексного планирования организуемой в вузе воспитательной деятельности. Деятельность данного порядка включает в себя проведение анализа качества воспитательной работы по результатам прошлого учебного года; определение новых задач программы развития воспитания в вузе; подготовка комплекса планов воспитательной работы: организационно-управленческих мероприятий, плана ключевых воспитательных общеуниверситетских мероприятий, координационно-тематического плана факультетов и общих кафедр; плана повышения квалификации организаторов воспитательной деятельности.

Особая функция в системе научно-методического обеспечения воспитательной работы в вузе реализуется в рамках технологического компонента, что предполагает необходимость раскрытия процессуальных характеристик управления воспитательным процессом в вузе. Это означает, что технология воспитания позволяет представить целостный цикл (своеобразный алгоритм) совместной деятельности преподавателей и студентов по проектированию, организации и осуществлению воспитательного процесса, направленной на результативное решение совокупности конкретных воспитательных задач. В соответствии с классификацией воспитательных задач нами выделены четыре типа технологий, каждая из которых алгоритмизирует определенную последовательность действий по их разрешению: проектирования воспитательной системы в вузе; формирования стимулов личностно-профессионального развития и саморазвития студентов; социально-психологической поддержки личности студента; оценочно-аналитической деятельности в управлении воспитательным процессом.

В ниже приводимой таблице представлена характеристика каждого из выделенных типов технологий.

Технологии научно-методического обеспечения воспитательной деятельности в вузе (этаггы, достигаемые цели, средства)

Технология Технология

Технология формирования Технология оценочно-

стимулов личностно- сошально- аваяитич еской

лриьк нирования воспитательной пр оф ес с ионалького психологич еской деятельности в

системы в вузе развития и поддержки личности управлении

саморазвития студента воспитательного

студентов процесса

-Ц- ил

> анализ > обеспечение > Обеспечение > Систематическое

достижений и условий индивидуально отслеживание

недостаточности проф ессионально' -личностно подхода результатов воспи-

результатов педагогического средствами тания (начальная.

воспитательного наставничества диагностического текущая.

процесса (реализация обследования; обобщающая

прошедшего воспитательного > индивидуальное диагностика);

учебного года; потенциала и групповое > прогнозирование

> уточнение образовательного консультирование. тенденций

стадии долго- процесса. > организация личностного

срочных функционирование тренингов развития развития в

программ вос- института коммуникативной студенческой среде

питания кураторства); культуры; (позитивных и

(федераьных. > развитие > проведение негативных);

региональных) в студенческого коррекдионно- > разработка

новом учебном самоуправ ления профицактич е ских разнообразного

году; (формирование тренингов; комплекса

> введение культуры соучастия > повышение диагностических

новых программ в управлении культуры методик;

и планов жизнеде ятел ь но ста толерантных > разработка

воспитательной учебного заведения. взаимоотношений программ

работы: создание условий преподавателей и творческого

> утверждение для всемерного студентов. развития, выявление

нормативной. развития слабых мест в

про1раммной и студенческой воспитательной

планирующей инициативы): деятельности.

документации на > социально- коррекция

Ученом совете воспитательная действую 1ЦИХ

вуза и Совете по воспитательной работе. практика (формирование позиции социально активного деятеля), программ.

В качестве заключения хочется отметить, что успех реализации названных технологий в практике воспитательной деятельности вуза требует высокой культуры воспитания, которую несет в себе каждый преподаватель, не забывающий о том, что главное в стратегии вуза, как это образно определил С. И. Плаксий, бьггь студентоориентированным вузом [1, с. 21], что предполагает признание обучающихся в нем молодых людей полноправными и активными субъектами своей а!та-ша1ег.

Библиографический список

1. Плаксий, С. И. Стратегия развития российских вузов [Текст] / С. И. Плаксий // Знание. Понимание. Умение. — 2006. - № 4. — С. 15-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.