VМеждународная научно-практическая конференция УДК 159.923.2
Волченко Наталья Сергеевна Volchenko Natalia Sergeevna
Студент Student
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Гуманитарно-
педагогическая академия (филиал) в г. Ялта Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "V. I. Vernadsky Crimean Federal University" Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) in Yalta
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ THE NATURE AND STRUCTURE OF AGE-RELATED CRISES
Аннотация. Авторами в статье рассмотрены дефиниции возрастного кризиса и дано собственное определение, характеризующее данное явление наиболее полно. Рассмотрены стадии протекания возрастного кризиса и дана характеристика каждой стадии.
Abstract. Abstract The authors of the article consider the definitions of the age crisis and give their own definition that most fully characterizes this phenomenon. The stages of the course of the age crisis are considered and the characteristics of each stage are given.
Ключевые слова: кризис, возрастной кризис, сущность, структура, стадии кризиса, процессы возрастного кризиса.
Key words: crisis, midlife crisis, essence, structure, stage of the crisis, the process of age-related crisis.
Сегодня в психологии нет единого мнения о возрастных кризисах, их месте и роли в развитии человека. Мнения ученых разделены, некоторые считают, что развитие идет гармонично и рассматривают кризисы как результат неправильного воспитания. Другие придерживаются мнения о том, что возрастные кризисы носят естественный характер и что человек, который не пережил кризис в полной мере, не будет развиваться дальше.
В литературе понятие «возрастной кризис» не имеет точного определения. Для четкого понимания возрастных кризисов мы рассмотрим ниже такие понятия, как «кризис», «возрастной кризис».
«Инновационные аспекты развития науки и техники» В толковом словаре Д. Н. Ушакова понятие «кризис» трактуется как резкое изменение, крутой перелом» [10, с. 1542]. В словаре В. И. Даля кризис определен как «перелом, переворот, решительная пора переходного состоянья» [5, с. 130]. Таким образом, кризис - это резкое изменение, переворот, перелом чего-либо, что связано с переходным состоянием.
В книге Коррекционная педагогика и специальная психология Н.В. Новоторцева рассматривает «возрастной кризис» как «временное нарушение развитого ранее устойчивого функционирования организма и личности, обозначающее переход к новой возрастной стадии» [8, с. 50]. Возрастной кризис, как отмечает автор, происходит на всех уровнях организации личности, а именно происходит: «... 1) переход психофизиологических систем на новый уровень функционирования; 2) изменение межличностных взаимоотношений; 3) развитие новых видов деятельности; 4) появление нового уровня мышления и отражения реальностью» [8, с. 50]. В словаре практического психолога С. Ю. Головина «возрастной кризис» определяется, как «особые, довольно короткие (около одного года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями ... относятся к стандартным процессам, необходимым для нормального, форсированного курса развития личности. Могут возникнуть при переходе человека от одной возрастной стадии к следующей, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его отношений социальной, активности и сознания [4, с. 223].
К. Н. Поливанова дает следующее определение, возрастной кризис - это «трансформация социальной ситуации развития, при которой старое социальное положение развития рушится, а на его месте ... строится новая; Психологическое содержание возрастного кризиса заключается в том, что происходит субъективация нового роста предыдущего стабильного периода, то есть превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида» [9, с. 105].
Исходя из вышеизложенного, мы выделили определение, которое используется в этой работе, «возрастной кризис» - особое, довольно короткое,
VМеждународная научно-практическая конференция необходимое состояние для нормального и поступательного развития личности, которое связано с нарушением ранее развитого устойчивого функционирования организма и личности, с последующими характерными психологическими изменениями на всех уровнях личности.
Для определения структуры возрастного кризиса необходимо определить понятие «структура», в нашей работе мы понимаем структуру как «набор стабильных отношений объекта, обеспечивающих его целостность и идентичность себе, тем самым сохраняя основные свойства при различных внешних и внутренних изменениях» [7, с. 500].
Накопленные исследования предшественников, и современников позволили обозначить структуру возрастного кризиса [2]: Предкритический этап (открытие идеальных форм следующих возрастных периодов); Критический этап (происходит мифологизация новых идеальных форм, возникает конфликт между желательным и возможным, в отражении внутреннего ограничителя требуемого взрослого периода); Посткритический этап (дифференциация отношения к собственной личности, формирование мотивации к последующему возрастному развитию).
Основным отличием кризисов, возникающих в ходе жизни человека, являются стабильные периоды, продолжительность их прохождения, и отличающиеся характеристиками динамик перемен в психике, характером возникновения новообразования.
Возрастной кризис, это изменение ведущей деятельности, так как реализация бывшей ведущей деятельности в новых возрастных условиях осложняется, что приводит к существенным изменениям в поведении [3].
Во многих отношениях возрастные кризисы зависят от конкретных особенностей. По словам Л. С. Выготского, форма, продолжительность и острота протекания этих периодов зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.
Исследователи выделили следующие хронологические возрастные кризисы [6]: новорожденности; одного года; трех лет; семи лет; пубертатный;
«Инновационные аспекты развития науки и техники» семнадцати лет; тридцати лет; сорока лет; пенсионный и кризис смерти. Следует отметить тот факт, что понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке.
Развитие в критический период неоднородно, несколько процессов одновременно идут [1]:
- накопительные стабилизационные процессы - фиксирование прежних приобретения организма, делать их более фундаментальными и стабильными;
- критические процессы - быстро и бурно растущие изменения;
- процессы оформления и зарождения элементов, являющихся основой дальнейшей творческой деятельности человека.
Л. С. Выготский выделил несколько этапов кризиса [3], которые нашли отражение в науке [2]: предкритический этап (возникновение противоречия между объективной и субъективной компонентами социального положения развития); критическая фаза (обострение противоречия и его проявление); посткритический этап (противоречие допускается путём формирования новой социальной ситуации развития, путём установления новой гармонии между её компонентами).
Суть предкритической фазы заключается в том, что к человеку открывается неполнота его картины мира, в котором он живет. Возможно на основе появления идеи другой, новой идеальной формы. Открытие чего-то другого, ожидая в будущем. Далее наступает критическая фаза, состоящая из трех этапов.
Первый этап кризиса - попытка реализовать самые общие идеи идеальной формы в реальных жизненных ситуациях. Специфика этого этапа связана с особенностями идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не отдельно, не сама по себе, и в различных вариантах осуществления.
Второй этап, конфликт - условие нормального развития в кризисе, позволяющее человеку и окружающим его людям ограничиться голыми собственными позициями. Положительная сторона этого этапа заключается в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения
VМеждународная научно-практическая конференция идеальной формы в реальной жизни. Конфликт создает условия для дифференциации внешних и внутренних ограничений. В конфликте выясняется, что часть из них связана с тем, что табу теряют актуальность, а часть связана с собственной недостаточностью. Кроме того, существуют препятствия для реализации идеальной формы. В этот момент появляется мотивация к новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса, обнаруживается новая «жизненная ценность».
Третий этап - это отражение собственных способностей, кризис нового
роста.
Посткритический кризисный этап, конец, создание новой социальной ситуации развития. Заканчивается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное», принимаются новые формы культурного трансляции идеальной формы.
Так, суть возрастного кризиса, это неизбежность перехода, происходящего при изменении возрастных стадий, в конце определенных стадий развития. Он вызван как биологическими, так и социальными факторами. Во время кризиса происходят внутренние изменения и личностное развитие. Возрастные кризисы имеют определённую структуру конечно: предочень важный; очень важный; посткритическая фаза.
«Возрастной кризис» - особое, довольно короткое, необходимое состояние для нормального и поступательного развития личности, которое связано с нарушением ранее развитого устойчивого функционирования организма и личности, с последующими характерными психологическими изменениями на всех личностных уровнях.
Библиографический список:
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 221 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. / Л.И. Божович. -Воронеж : МОДЭК, 1995. - 349 с.
«Инновационные аспекты развития науки и техники»
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. / Л. С. Выготский. - СПб.
: Союз, 2004. - 224 с.
4. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. / С. Ю. Головин. - М. : АСТ. 1998. - 301 с.
5. Даль, В. И. Толковый словарь Даля: В 4 т. Т. 2. / Ред. и доп. И. А. Бодуэн де Куртенэ. - М. : Вольфа, 1905. - 1619 с.
6. Ермолаева, М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. / М. В. Ермолаева -Воронеж: «МОДЭК», 2003. - 376 с.
7. Ильичёв, Л. Ф. Философский энциклопедический словарь. / Л. Ф. Ильичёв [и др.]. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
8. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. / Н. В. Новоторцева. - СПб. : КАРО, 2006. - 144 с.
9. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. / К. Н. Поливанова. - М. : Издат. центр, 2000. - 184 с.
10. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь Ушакова. В 4 т. Т. 1. / Сост. Д. Н. Ушаков [и др.]; под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл.» - 1935. -1562 с.