Научная статья на тему 'Сущность и структура учебного потенциала курсантов военных вузов'

Сущность и структура учебного потенциала курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРУКТУРА / ЛИЧНОСТЬ / КУРСАНТ / ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / EDUCATIONAL POTENTIAL / STRUCTURE / PERSONALITY / CADET / HIGHER MILITARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арешин Дмитрий Николаевич

В статье раскрывается понятие «учебный потенциал» курсанта высшего военного учебного заведения, рассматривается философские, психологические и педагогические аспекты изучения проблемы учебного потенциала, изучаются качества личности, образующие учебный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арешин Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and Structure of Higher Military School Cadets’ Educational Potential

The article reveals the concept of higher military school cadets’ "educational potential"; considers philosophical, psychological and pedagogical aspects of studying the problem of educational potential; studies the qualities of the personality forming the educational potential.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура учебного потенциала курсантов военных вузов»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378

ББК Ц 4,6(2)301.1

Арешин Дмитрий Николаевич

соискатель

кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет

г. Омск Areschin Dmitry Nikolaevich Applicant for a Degree Chair of Social Pedagogy and Social Work Omsk State Pedagogical University Omsk

areshina.elena@yandex.ru Сущность и структура учебного потенциала курсантов военных вузов Essence and Structure of Higher Military School Cadets’ Educational

Potential

В статье раскрывается понятие «учебный потенциал» курсанта высшего военного учебного заведения, рассматривается философские, психологические и педагогические аспекты изучения проблемы учебного потенциала, изучаются качества личности, образующие учебный потенциал.

The article reveals the concept of higher military school cadets’ "educational potential"; considers philosophical, psychological and pedagogical aspects of studying the problem of educational potential; studies the qualities of the personality forming the educational potential.

Ключевые слова: учебный потенциал, структура, личность, курсант, высшее военное учебное заведение

Key words: educational potential, structure, personality, cadet, higher military school.

Строительство современных Вооруженных Сил в значительной степени определяется тем, насколько профессиональное военное образование способно выступать ресурсом развития военной практики. Перед профессиональным военным образованием ставятся задачи не формального, а фактического перехода к личностно-ориентированному обучению, формирования активной и творческой личности, способной к проблемному мышлению, самообразованию и самостоятельному профессиональному развитию. Методологически и методически военная педагогика готова к их решению, но при этом существенным фак-

тором интенсивного развития образовательных систем выступает сама личность курсанта. Профессиональная подготовка будущих офицеров, эффективность преподавания дисциплин профессионального блока находятся в прямой зависимости от развития курсанта как субъекта учебной деятельности, формирования ряда личностных качеств, образующих его учебный потенциал.

Чаще всего, понятие «потенциал» используется для характеристики физических объектов, обладающих определенной энергией и способностью совершать работу. Применительно к личности, а также социальным объектам потенциал (от лат. potentia - сила) определяется как «... источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [16, с. 757]. Исследования потенциала личности находится на пересечении философской, психологической и педагогической проблематик.

В философии понятие «потенциал» неразрывно связано с категориями «возможность» и «действительность». Это парные категории, «.с помощью которых отображается развитие материального мира. Категория «возможность» фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Категория «действительность» представляет любой объект предмет (состояние, ситуацию), который уже существует в качестве реализации некоторой возможности. Переход возможности в действительность основан на причинной связи явлений объективного мира» [4, с. 416].

Концепция человеческого потенциала, в рамках которой философия, преимущественно, ведет исследования потенциала личности потенциал не с человеком, а с человечеством. Основная ее идея заключается в том, что человеческий потенциал представляет собой важнейшую культурную ценность. Это комплексное понятие, объединяющее возможности человечества, общества достигать определенных пределов своего развития, объединяющее социально-

организационные, социально-экономические, социально - экологические и др. планы.

Человеческий потенциал не сумма потенциалов отдельных личностей. Специальная разработка понятия «потенциал личности» велась в работах Г.В. Иванченко, О.Л. Краевой, Е.В. Прима и др. [5, 10, 13]. В развитии и самоопределении личности, как следует из работ перечисленных авторов, фундаментальным является факт существования некоторого предела, ограничивающего результат деятельности личности, которого трудно достичь и еще труднее преодолеть. Сфера возможного для личности определяется как относительно устойчивая система взаимосвязанных целей-ценностей, достижимых при изменениях наличной ситуации субъекта вследствие ее собственной динамики развития или в результате деятельности субъекта (либо прекращения деятельности)

[5].

Способность потенциала выступать индивидуальной характеристикой личности и, одновременно, условием деятельности обеспечивает интерес к данному понятию в психологии.

Целостные психологические теории личностного потенциала изложены в работах Е.В. Калитеевской, Д.А. Леонтьева и др. [8, 11]. Ученые связывают потенциал с формированием зрелой личности, способной владеть собственным поведением через его опосредование. Д.А. Леонтьев подчеркивает, что целый ряд психологических теорий отражает отдельные грани личностного потенциала:

- теории жизнестойкости (С. Мади и др.);

- теории самодетерминации (М.К. Мамардашвили и др.);

- теории регуляции жизнедеятельности (Б.Ф. Зейгарник) [11]. Личностный потенциал является интегральной характеристикой зрелости личности, главным проявлением которой считается осуществление деятельности в относительной свободе от заданных внешних и внутренних условий. В структуре личности он предстает как индивидуальная система особым образом организо-

ванных внутренних и внешних ресурсов человека, обеспечивающих многообразие возможных векторов развития и трансформации личности в процессе её жизненного пути.

Большая часть современных исследований в области психологии потенциала личности распространяют эту идею на отдельные проявления личности и могут служить примером аспектного рассмотрения проблемы. Так, среди предметов исследований отмечаются профессиональный, творческий, управленческий и многие др. виды потенциалов.

Психологическая характеристика потенциала личности может быть выражена в следующих обобщениях.

Во-первых, потенциал личности представляет собой сложную, интегративную характеристику личности, которая формируется на всех уровнях ее организации: от физиологического до социального.

Во-вторых, потенциал личности, в зависимости от предмета исследования, может рассматриваться в разных проекциях. Сохраняя, при этом свою сущность, потенциал личности будет отличаться по составу формирующих его качеств.

В-третьих, потенциал личности задает пределы, которых может достигать личность в некоторых своих проявлениях и, в частности, в учебной деятельности, и в каждом проявлении он будет разным.

В-четвертых, потенциал не является раз и навсегда заданным. С позиций ведущего для нашего исследования личностно-деятельностного подхода, он, как и любое личностное образование, может развиваться и проявляться в деятельности человека.

В целом, перечисленные положения важны для нас тем, что они подчеркивают возможность влияния извне на эффективность деятельности человека через развитие его потенциала в этом виде деятельности.

Педагогическая наука изучает проблему потенциала личности в связи с необходимостью задавать, сопровождать и диагностировать формирование и

развитие человека. Потенциал личности в педагогике выступает как предпосылка, условие и индивидуальный критерий развития. Особенностями педагогических исследований проблемы выступает обязательный акцент на конкретный вид деятельности, который определяет не только структуру потенциала личности, но и педагогические условия его целенаправленного развития. Этим объясняется многообразие педагогических исследований, прямо или косвенно затрагивающих определенные потенциалы личности. Педагогические диссертационные исследования последних лет, посвященные проблеме развития потенциала личности, можно классифицировать сразу по нескольким основаниям:

- по определенному виду потенциала (карьерный, творческий, личностный, личностно-развивающий и др.);

- по возрасту, в котором изучается развитие потенциала, или по целевой аудитории (младшие школьники, подростки, студенты, курсанты и др.);

- по виду профессиональной деятельности, в котором он проявляется (педагогическая, военная, маркетинговая и др.);

- по виду деятельности, в которой осуществляется развитие (самостоятельная работа, научно-исследовательская, учебная творческая и др.).

Потенциал личности представляет собой ее интегративную характеристику, объединяющую личностные особенности, свойства, качества и образования, отражающую возможный предел развития и результатов деятельности человека, обладающую свойством развиваться в целенаправленных педагогических процессах.

Раскрывая учебный потенциал курсанта как явление, необходимо уяснить особенности учебной деятельности курсантов в современном военном вузе. Обобщая теоретические положения, посвященные характеристике учебной деятельности, можно выделить следующее:

- учебная деятельность обладает специфическим предметом, мотивами, формами, методами и средствами, которые определяют особый план рассмотрения потенциала личности в ее осуществлении;

- учебная деятельность не дублирует другие виды деятельности, из чего следует, что задача развития ее субъекта является задачей самой учебной деятельности;

- учебная потенциал, как характеристика личности, отражающая ее возможности в освоении социального опыта, включает в себя компоненты разного уровня структуры личности, от социального до биологического.

Особенности учебной деятельности в высшем профессиональном образовании раскрыты в работах А.В. Белошицкого, И.Ф. Бережной, Е.Г. Изотовой, А.Д. Ишкова и др. [2, 6, 7]. Среди них авторы назвали:

- овладение системой научных знаний, социальным опытом, развитие личности в контексте профессиональной подготовки;

- овладение процессом формирования научных знаний и методами научного поиска, знакомство с научными проблемами, задачами и способами их решения;

- совмещение учебного, производственного процессов и научного поиска;

- ведущая роль студента во взаимодействии субъектов учебной деятельности;

- приоритет самостоятельного образования и самостоятельного развития студентов над остальными формами учебной деятельности.

В учебной деятельности в высшей школе происходит формирование на основе системной организации образовательного процесса интеллектуально развитой личности, готовой к самореализации. Определяя приоритеты образовательной деятельности вуза, следует исходить из понимания образовательного процесса как организованной совместной деятельности педагогов и обучающихся, по достижению оптимальных для каждого студента результатов обучения, воспитания и развития. Формирование студента как субъекта учебной деятельности предполагает обучение его умению: планировать, организовывать свою деятельность, определять учебные действия, необходимые для успешной

учёбы, программу их выполнения на конкретном учебном материале, чёткую организацию упражнений по их формированию.

Среди диссертационных исследований последних лет, посвященных изучению учебной деятельности курсантов военных вузов, а также их формированию и развитию как субъектов учебной деятельности, отметим работы М.А. Горшкова, Т.П. Кандауровой, Г.Н. Пантюхина, В.Ю. Солонского, С.А. Тишина, и др. [3, 9, 12. 14, 15]. Учебная деятельность курсантов военного вуза, как считают авторы, сохраняя все перечисленные выше особенности, обладает своими уникальными характеристиками, которые определяются:

- особым содержанием, которое передается в высшем профессиональном военном образовании;

- специфическими формами, методами и средствами военной учебной деятельности;

- статусом военнослужащего, определяющим курсанта как полноценного субъекта профессии, для которого актуальны одновременно два основных вида деятельности: учебная и профессиональная;

- особой мотивацией, в которой, наряду с остальными группами, высоким местом в иерархии мотивов обладают мотивы долга и ответственности.

Учебный потенциал курсанта - это его интегративная личностная характеристика, представляющая собой результат развития курсанта как субъекта учебной и профессиональной деятельности, отражающая его предельные возможности в овладении специфическим содержанием профессиональной подготовки в современных педагогических технологиях, используемых в военных вузах.

В структуру учебного потенциала курсанта включены компоненты, отражающие многоуровневую психологическую структуру учебной деятельности, но только те, на которые возможно эффективное педагогическое влияние извне. Рабочая структура учебного потенциала, таким образом, может пока-

заться не полной, однако в таком виде она приобретает конструктивную для использования в образовательных процессах форму.

В структуре учебного потенциала курсантов можно выделить:

- компонент направленности, который объединяет личностные образования, формирующие характер и силу отношения курсанта к учебной деятельности;

- компонент технологий, образующий когнитивное и операциональное оснащение учебной деятельности курсанта;

- компонент способностей, в который включены индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями учебной деятельности;

- компонент психофизиологических основ, объединяющий индивидуальные особенности организма и психики курсанта, влияющие на его возможности в учебной деятельности.

Рассмотрим выделенные компоненты подробнее.

В самом общем смысле под направленностью на какой либо вид деятельности можно понимать «.. .все многообразие внутренне и внешне детерминированных активных отношений, создающих вектор активности человека: мотивов, потребностей, интересов, склонностей, ситуативных факторов и т.д.» [1, с. 14]. Компонент направленности в составе учебного потенциала определяет стремление курсанта заниматься учебной деятельностью, как в отношении познания, так и в отношении совершенствования себя как ее субъекта. В компонент направленности мы включили:

- мотивы учебной деятельности;

- цели учебной деятельности;

- волевые процессы учебной деятельности.

Компонент технологий в структуре учебного потенциала курсанта характеризует способность овладения им как содержанием профессиональной подготовки, так и содержанием учебной деятельности: ее формами, методами, способами и действиями. Его текущее состояние, во-многом, определяется ре-

зультатами довузовского развития как субъекта учебной деятельности. В составе компонента технологий выделяются:

- ранее приобретенные знания, умения и навыки;

- опыт учебной и профессиональной деятельности;

- освоенные учебные действия и операции.

Выделение компонента способностей в структуре учебного потенциала вызвано необходимостью учитывать индивидуальные особенности курсанта, планируя его развитие как субъекта учебной деятельности. Как и всякая деятельность, учебная деятельность определяется наличием предрасположенности к ней, личностных условий осуществления. В состав компонента способностей можно ввести:

- креативность курсанта;

- коммуникативность;

- адаптивность.

Учебная деятельность человека имеет под собой ряд психофизиологических основ, в основном, заложенных генетически и развитых в детстве. Несмотря на то, что педагогическое влияние на их состояние весьма незначительно, в структуре учебного потенциала мы рассматриваем их в составе отдельного компонента.

В состав компонента психофизиологических основ мы включили:

- особенности высших психических процессов курсанта;

- интеллект;

- темперамент.

Таким образом, на основе сформированных представлений может, планироваться педагогическая система развития учебного потенциала курсантов в процессе изучения дисциплин профессионального блока.

Библиографический список

1. Асриев, А.Ю., Маврин, С.А. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности личности воспи-

15

танников суворовских училищ и кадетских корпусов [Текст] / А.Ю. Асриев, С.А. Маврин. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - 134 с.

2. Белошицкий, А.В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная. // Педагогика

- 2006 - № 5. - С. 60-61

3. Горшков, М.А. Педагогические условия формирования эффективного стиля учебной деятельности курсантов в военном вузе: дисс.... канд. пед. наук. - Тверь , 2010 - 220 с.

4. Грицианов А.А. Новейший философский словарь [Текст] / А..А. Грицианов. — Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.

5. Иванченко, Г.В. Человеческий потенциал: развитие личности в образовательной среде [Эл.ресурс] / Г.В. Иванченко // Информационно-исследовательский портал МГУ. - URL: http://www.hdirussia.ru/455 (дата обращения 26.11.2012)

6. Изотова, Е.Г. Психологическая структура учебной деятельности студентов 1-5 курсов высших учебных заведений: дисс.канд.психол. наук. -Ярославль, 2009. - 296 с.

7. Ишков, А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности [Текст] / А.Д. Ишков. - М.: Издательство АСВ, 2004. - 224 с.

8. Калитеевская, Е. Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте [Текст] / Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 49-55

9. Кандаурова, Т.П. Развитие познавательной деятельности курсантов военного вуза при изучении естественнонаучных дисциплин: дисс.... канд. пед. наук. - Челябинск , 2010 - 166 с.

10. Краева, О.Л. Диалектика потенциала человека: монография [Текст] / О.Л. Краева. - Н. Новгород: Нижегород.гос.с.-х. академия, 1999. - 192 с.

11. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации [Текст] / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 /// под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56-65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Пантюхин, Г.Н. Педагогические условия развития интеллектуаль-

ного потенциала будущего военного специалиста в контексте профессиональной подготовки : : на примере изучения общевойсковых дисциплин в вузе :

дисс. ... канд. пед. наук. - Орел , 2012 - 180 с.

13. Прима, Е.В. Жизненный потенциал человека как базовая ценность культуры: дисс.канд.культурол.наук. - Н. Новгород, 2000. - 205 с.

14. Солонский, В.Ю. Психологические характеристики курсантов военного вуза как субъектов учебной деятельности и их развитие средствами физической культуры : дисс.канд.психол.наук. - СПб., 2012. - 173 с.

15. Тишин, С.А. Развитие творческого потенциала курсантов военноинженерного вуза в научно-исследовательской деятельности : : дисс.... канд.

пед. наук : Омск , 2012 - 212 с.

16. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт, 2008. - 1239 с.

Bibliography

1. Asriev, A. Mavrin, S. Pedagogical Support Technology of Military and Professional Orientation Development Pupils in Military and Suvorov’s Schools [Техт] / A. Asriev, S. Mavrin. - Omsk: OmSPU Publishing House, 2009. -134 p.

2. Beloshitsky, A. Students’ Subjectivity Forming in Educational Process of Higher Education Institution [Техт] / A. Beloshitsky, I. Berezhnaya // Pedagogics.

- 2006 - № 5. - P. 60-61.

3. Gorshkov, M. Pedagogical Conditions of Cadets’ Effective Educational Activity Style Formation in Higher Military Education Institution: Diss. ... Cand. of Ped.. - Tver, 2010 -220 p.

4. Gritsianov, A. The Latest Philosophical Dictionary [Техт] / A. Gritsianov. — Minsk: V.M.Skakun's Publishing House, 1998. — 896 p.

5. Ivanchenko, I. Human Potential: Personality Development in the Educational Environment [Electronic Resource] / I. Ivanchenko // Information and Research Portal of Moscow State University. - Access Mode: http://www.hdirussia.ru/455 (Address Date 26.11.2012).

6. Ishkov, A. Educational Activity of a Student: Psychological Factors of Success [Техт] / A. Ishkov. - Moscow: ASV Publishing House, 2004. -224 p.

7. Izotova, E. Psychological Structure of Educational Activity of 1-5th Course Students of Higher Educational Institutions: Diss. ... Cand. of Psychol. - Yaroslavl, 2009. -296 p.

8. Kaliteevskaya, E. Ways of Personality’s Self-Determination Formation at Teenage Age [Техт] / E. Kaliteevskaya, D. Leontiev // Psychology Questions. -2006. - № 3. - P. 49-55.

9. Kandaurova, T. Development of Cadets’ Informative Activity in Military Higher Education Institutions While Studying Natural-Scientific Subjects. - Chelyabinsk, 2010 -166 p.

10. Kraeva, O. Dialectics of a Person’s Potential: Monograph [Техт] / О. Kraeva. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Agricultural Academy, 1999. -192 p.

11. Leontiev, D. Personal in the Personality: Personal Potential as SelfDetermination Basis [Техт] / D. Leontiev // Scientific Notes of Chair of General Psychology of Moscow State University n.a. M.V. Lomonosov. Release 1 // Edit. by B. Bratus, D. Leontiev. - Moscow: Smysl, 2002. - P. 56-65.

12. Pantyukhin, G. Pedagogical Conditions of Future Military Experts’ Intellectual Potential Development in the Context of Professional Ttraining: By the Example of Studying the General Disciplines in Higher Education Institution: Diss. ... Cand. of Ped. - Orel, 2012 -180 p.

13. Prima, E. Vital Potential of a Person as Basic Value of Culture: Diss. ... Cand. of Cult. - Nizhny Novgorod, 2000. -205 p.

14. Solonsky, V. Psychological Characteristics of Higher Military School Cadets’ as Subjects of Educational Activity and Their Development by Means of PhysicalTraining: Diss. ... Cand. of Psychol. - St. Petersburg, 2012. -173 p.

15. Tishin, S. Higher Military and Engineering School Cadets’ Creative Potential Development in Research Activity : Diss. ... Cand. of Ped. - Omsk, 2012. -212 p.

16. Uschakov, D. Great Explanatory Dictionary of Russian [TexT] / D. Uschakov. - Moscow: Alta-Print, 2008. -1239 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.