ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК: 656.078.81/87 DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10108
Сущность и структура механизма управления конкурентоспособностью железнодорожных пассажирских перевозок
Решение проблем, связанных с организацией и финансированием общественных пассажирских перевозок в целом и железнодорожных пассажирских перевозок в частности, возможно только при условии функционирования комплексного организационно-экономического механизма управления их конкурентоспособностью, в котором согласованы цели, взаимодействие субъектов и объектов управления, конкретизированы и приведены в исполнение принципы и инструменты управления. В статье представлен анализ научных подходов к определению категории «механизм». Предложено авторское определение сущности механизма управления конкурентоспособностью железнодорожных пассажирских перевозок. Определено содержание основных структурных элементов предлагаемого механизма и принципов их взаимодействия. Комплексная реализация данного механизма позволит повысить обоснованность управленческих решений в сфере управления общественными пассажирскими перевозками; конкурентоспособность железнодорожных пассажирских перевозок; их социальную и экологическую эффективность; оптимизацию бюджетного финансирования пассажирских перевозок.
Ключевые слова: общественные пассажирские перевозки, общественный пассажирский транспорт, конкурентоспособность железнодорожных пассажирских перевозок, механизм управления пассажирскими перевозками
И. А. Кожевникова
Доступная и устойчивая транспортная система является инфраструктурной основой целостности, независимости, безопасности, обороноспособности страны, стабильного экономического роста и наиболее полного удовлетворения потребностей граждан в перевозках. Принимая во внимание особую важность транспортного комплекса, его системообразующую роль и стратегическую значимость, необходимо подчеркнуть, что общественные пассажирские перевозки практически во всех странах мира являются перманентно убыточными.
Необходимость решения указанной проблемы, связанной с поиском способов повысить экономическую эффективность, а также изыскать источники компенсации выпадающей части доходов, привела к рыночным и структурным реформам транспортного комплекса
© И. А. Кожевникова, 2019
в ряде европейских стран, а также в странах Евразийского экономического союза.
Наиболее кардинальные реформы коснулись железнодорожного транспорта и имели неоднозначные последствия. Анализ опыта реформирования железной дороги в различных странах подтвердил необходимость формирования механизма управления конкурентоспособностью общественных пассажирских перевозок (далее—ОПП), основанного на принципах системности и устойчивого развития, с целью нейтрализации негативных последствий от проведения рыночных реформ в транспортном комплексе.
Построение любого действенного механизма базируется, в первую очередь, на четком определении его сущности. «Механизм»—термин греческого происхождения, что в дословном переводе означает «орудие», «машина» [4]. Изначально сущность данной категории имела исключительно техническое значение, однако Г. Гегель указал на невозможность такого ограниченного толкования и предложил использовать его многогранные значения в различных сферах деятельности [1]. С середины XX века понятие «механизм» получает распространение в экономической науке. Основополагающий вклад в осмысление и толкование категории «хозяйственный механизм» внесли такие ученые, как Л. Абалкин, Г. Аристов, В. Оноприенко, которые придерживались понимания «хозяйственного механизма» как «способа хозяйствования с присущими ему экономическими стимулами и правовыми нормами» [1]. Данное определение сводит понимание хозяйственного механизма к способам и методам хозяйствования, что серьезно ограничивает его сущностное значение. Значительный вклад в развитие теоретических подходов к исследованию хозяйственных механизмов внесли Л. Гурвиц, Э. Маскин, И. Братищев, Ю. Осипов. Они расширили смысловое значение хозяйственного механизма и подразумевали под ним в целом «совокупность структурных элементов, образующую посредством внутренних взаимосвязей систему с присущими ей свойствами, формами и инструментами развития экономики». Ю. Осипов, в частности, предложил общую формулу взаимосвязи элементов хозяйственного механизма: «субъект-цель-форма-метод-средство-объект». Однако данная формула является условной, и набор ее элементов может варьироваться в зависимости от специфики решаемой задачи. Более того, учитывая исходный динамический характер категории «механизм», невозможно рассматривать его исключительно как статичную совокупность элементов его составляющих [1].
Обобщая исследование различных научных подходов к пониманию понятия «механизм», представленных в научной экономической литературе, нами предлагается следующее определение категории «механизм управления конкурентоспособностью общественных пассажирских перевозок»: совокупность целей, субъектов, объектов, принципов и инструментов управления, взаимодействие которых нацелено на повышение потребительского качества услуг по перевозке пассажиров с учетом согласования частных и общественных интересов (рисунок 1).
Новизна предлагаемого определения заключается в его адаптации к спе-
цифике общественных пассажирских перевозок посредством конкретизации элементов механизма, указания на их согласованный характер взаимодействия в направлении повышения потребительского качества и учета, как частных, так и общественных интересов. Предлагаемое определение позволяет осуществлять детальный подход к формированию механизма и комплексно подходить к оценке эффективности его функционирования с учетом целей устойчивого развития.
Определение структурных элементов механизма управления конкуренте -способностью ОПП представляет собой многомерный процесс, предполагающий обоснование следующих этапов:
— определение субъектов и объектов управления;
— конкретизация и согласование целей и принципов функционирования отдельных подсистем механизма;
— выявление факторов внешней и внутренней среды;
— определение комплексной методики мониторинга и оценки результатов функционирования механизма;
— определение инструментов управления конкурентоспособностью ОПП, направленных на повышение эффективности работы предприятий ОПТ.
Одним из системообразующих элементов механизма является конечная цель его функционирования. С учетом стратегического направления основных государственных программных документов конечную цель механизма управления конкурентоспособностью железнодорожных пассажирских перевозок можно определить как системное функционирование железнодорожного пассажирского транспорта на основе сбалансированного развития отдельных его подсистем, направленных на повышение экономической, социальной и экологической эффективности.
Достижение конечной цели осложняется противоречащими друг другу целями отдельных элементов механизма. Так, приоритетными установками государственных органов управления и координации общественных пассажирских перевозок являются эффективное использование бюджетных средств, а также контроль обеспечения экологической и социальной эффективности перевозок. Доминирующей целью предприятий, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, является максимизация финансовых результатов. Клиент заинтересован в комфортной поездке, оптимизирующей денежно-временные затраты, с минимальной транспортной усталостью.
В условиях противостояния интересов различных участников системы общественного пассажирского транспорта (ОПТ), необходимо определить приоритет. Учитывая, что одной из ключевых целей национальной экономики является обеспечение высокого качества жизни населения, систему ОПТ следует рассматривать как пассажироцентричную. В соответствии с данным тезисом конечную цель механизма управления конкурентоспособностью общественных пассажирских перевозок необходимо координировать, исходя из требований общества в целом и пассажира в частности. Пассажир, принимающий решение о поездке, является исходным звеном в иерархии интересов сторон, взаимодей-
ствующих в системе ОПТ. Именно его интересы должны являться приоритетными в определении ее целевой функции. А реализация конечной цели должна быть положена в основу оценки эффективности работы общественного пассажирского транспорта.
Фундаментальной основой механизма являются нормы его работы, в числе которых необходимо выделить: принципы системности, социальной ответственности, социальной защищенности, оптимальности, доступности, целенаправленности, адаптивности, комплексной эффективности, унификации критериев оценки комплексной эффективности, инновационности. Нарушение указанных принципов дестабилизирует работу всего механизма.
С целью выработки и обоснования управленческих решений в работе механизма необходим комплексный учет факторов, обусловливающих его функционирование. Необходимо учитывать группы факторов глобальной, интеграционной среды, макросреды, внутренней среды предприятия. Анализ всех групп факторов указывает на то, что наиболее существенное влияние на работу предприятий ОПТ оказывают внешние группы.
Ключевыми элементами, приводящими механизм в действие, выступают инструменты, в числе которых следует выделить организационные и экономические. Внешним организационным инструментом является рыночная модель общественных пассажирских перевозок, которая под воздействием глобальных и интеграционных факторов требует своего реформирования. Анализ зарубежного опыта трансформации ОПП показывает, что успешных результатов в этом добилась только Япония, что объясняется, в первую очередь, преодолением барьеров социокультурной матрицы, которое достигается при помощи внедрения инструментов бизнес-образования и привлечения внешних бизнес-консультантов. Это обеспечивает формирование и развитие стратегического рыночного мышления и деловой культуры предприятий ОПТ. К внутренним экономическим инструментам управления механизмом необходимо отнести маркетинговый инструментарий, основывающийся на реализации политики лояльности пассажиров посредством формирования программ лояльности, закрепляющих пассажиров за конкретным перевозчиком.
Сокращение бюджетного финансирования в настоящий момент сдерживается фактором растущей автомобилизации населения и более низким индексом реальных располагаемых доходов населения по отношению к индексу тарифов на общественный транспорт. В связи с этим требуется разработка государственной программы финансирования общественного пассажирского транспорта, основанной на программно-целевом методе бюджетирования. Данный метод подразумевает наличие конкретных критериев социально-экономической эффективности реализации программы, а также методику анализа эффективности использования бюджетных средств на финансирования ОПП.
Научная новизна авторского подхода к формированию организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью железнодорожных пассажирских перевозок заключается: в обобщении и систематизации
Рисунок 1. Схема организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью железнодорожных пассажирских перевозок
основных элементов механизма на основе исследования зарубежного опыта функционирования и реформирования общественных пассажирских перевозок; в приведении выделенных элементов механизма в соответствие с международными и национальными тенденциями развития транспортного комплекса; методическом обосновании эффективности использования бюджетных средств для финансирования ОПП; в согласовании элементов механизма с концепцией устойчивого развития. Комплексная реализация данного механизма повысит обоснованность управленческих решений в сфере управления общественными пассажирскими перевозками; укрепит конкурентоспособность железнодорожных пассажирских перевозок; увеличит социальную и экологическую эффективность и оптимизацию бюджетного финансирования ОПП.
Литература
1. Аверина И. С. Эволюция и классификация феномена «хозяйственный механизм» // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. № 2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/evolyutsiya-i-klassi-fikatsiya-fenomena-hozyaystvennyy-mehanizm (дата обращения: 4 августа 2018 года).
2. Бухвальд Е. М., Иванов О. Б. Транспорт и решение задач пространственной интеграции российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2016. № 1. С. 7—24.
3. Иванов О. Б., Носов В. В., Цыпин А. П., Чистик О. Ф. Исследование динамики основных показателей работы железнодорожного транспорта России и направления его развития // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. № 5. С. 89-103.
4. Локтионова Ю. А. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mehanizm-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-predpriyatiya (дата обращения: 4 августа 2018 года).
References
1. Averina I. S. Evolution and classification of the phenomenon «economic mechanism». Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta [Herald of Volgograd State University], 2012, no. 2 (21). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/evolyutsiya-i-klassifikatsiya-fenomena-hozyaystvennyy-mehanizm (accessed August 4, 2018) (in Russian).
2. Buchwald E. M., Ivanov O. B. Transport and solving problems of spatial integration of the Russian economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2016, no. 1, pp. 7-24 (in Russian).
3. Ivanov O. B., Nosov V. V., Tsypin A. P., Chistik O. F. Study of the dynamics
of the main indicators of railway transport in Russia and the direction of its development. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2015, no. 5, pp. 89-103(in Russian).
4. Laktionova Yu.A. The mechanism of ensuring the economic security of the enterprise. Available at: https://cyberleninka.ru/article7v/mehanizm-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-predpriyatiya (accessed August 4, 2018) (in Russian).