Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
естественно-научное мышление школьника / коренные малочисленные народы Севера / интегративный подход / этнографический подход / математика / natural science thinking of a school student / indigenous peoples of the North / integrative approach / ethnographic approach / mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волегжанина Ирина Сергеевна, Голуб Татьяна Владимировна

В статье представлены итоги анализа современной научной литературы по проблеме формирования и развития ЕНМШ из числа коренных малочисленных народов. Авторами сформулированы теоретические положения, общие для зарубежных и российских исследований. С опорой на эти положения раскрыта сущность и конкретизировано содержание данного вида мышления. Исходя из сущности ЕНМШ из числа КМНС, определена его структура, описаны диалектически взаимосвязанные структурные компоненты — ассоциативно-образный и абстрактно-логический, которые содержательно конкретизируются предметной областью (математика и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волегжанина Ирина Сергеевна, Голуб Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF NATURAL SCIENCE THINKING OF STUDENTS FROM AMONG INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

The results of an analysis of modern scientific literature on the issue of formation and development of NST (Natural Science Thinking) of indigenous peoples are presented. In particular, the theoretical framework (common to foreign and Russian researches) is outlined. The essence and content of this type of thinking is revealed. Based on the essence of NST of IPN, the structure and dialectically interrelated structural components (“associative-imaginative” and “abstract-logical”) are identified and described. The structure and the components are specified in the content of the subject (mathematics etc.).

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА»

28. Jensen E.P., McConchie L. Brain-Based Learning: Teaching the Way Students Really Learn,, New York, USA: Corwin, 2020. P. 1-240.

29. McCall M. W., Jr. High Flyers: Developing the Next Generation of Leaders, Boston, USA: Harvard Business School Press, 1998. P. 1-272.

30. Mitri S., Floreano D., Keller L. The Evolution of Information Suppression in Communicating Robots with Conflicting Interests. PNAS, 2009. Vol. 106, 37. P. 15786-15790. DOI: https://doi. org/10.1073/pnas.0903152106.

31. Müller T. Educational implications of brain research. Neuroscien-tific findings and their discussion in educational science, Berlin, Germany: Logos Verlag, 2005. P. 1-320. [In German].

32. Sabitzer B. Neurodidactics a new stimulus in ICT and computer science education. The International journal of learning, 2011. Vol. 6, vol. 18(2). P. 167-178.

33. Sánchez Trujillo M. de los Ángeles, & Rodríguez Flores E. A. Design and application of neuropsychopedagogical strategies in university students. REOP Spanish Journal of Orientation and Psychopedagogy, 2020. Vol. 31 (1). P. 113-130. DOI: https://doi.org/10.5944/reop.vol.31.num.1.2020.27293. [In Spanish].

34. Stern E. Wie viel Gehirn braucht die Schule, in Herrmann, U. (Hrsg.) Neurodidactics Basics and suggestions for brain-friendly teaching and learning. Weinheim und Basel, Germany: Beltz Verlag, 2006. Pp 116-133. [In German].

35. Tharp Tw. The Creative Habit. New York, USA: Simon & Schuster, 2009. P. 1-260.

36. Tharp Tw. Keep It Moving: Lessons for the Rest of Your Life. New York, USA: Simon & Schuster, 2019. P. 1-189.

37. Young J. E., Klosko J. Reinventing Your Life. New York: Plume/ Penguin, 1994. 365 p.

УДК/UDC 378.1 EDN XZGRXK

Волегжанина Ирина Сергеевна

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск

Голуб Татьяна Владимировна

учитель математики, ГБОУ Республика Саха (Якутия) «Экспериментальная школа-интернат Арктика», г. Нерюнгри

Volegzhanina Irina S.

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Foreign Languages Department, Siberian State Transport University, Novosibirsk

Golub Tatiana V.

Teacher of Mathematics, SBGEI Republic of Sakha (Yakutia) Arctic Experimental Boarding School, Neryungri

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF NATURAL SCIENCE THINKING OF STUDENTS FROM AMONG INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Аннотация. В статье представлены итоги анализа современной научной литературы по проблеме формирования и развития ЕНМШ из числа коренных малочисленных народов. Авторами сформулированы теоретические положения, общие для зарубежных и российских исследований. С опорой на эти положения раскрыта сущность и конкретизировано содержание данного вида мышления. Исходя из сущности ЕНМШ из числа КМНС, определена его структура, описаны диалектически взаимосвязанные структурные компоненты -ассоциативно-образный и абстрактно-логический, которые содержательно конкретизируются предметной областью (математика и др.).

Ключевые слова: естественно-научное мышление школьника, коренные малочисленные народы Севера, интегративный подход, этнографический подход, математика.

Abstract. The results of an analysis of modern scientific literature on the issue of formation and development of NST (Natural Science Thinking) of indigenous peoples are presented. In particular, the theoretical framework (common to foreign and Russian researches) is outlined. The essence and content of this type of thinking is revealed. Based on the essence of NST of IPN, the structure and dialectically interrelated structural components ("associative-imaginative"

and "abstract-logical") are identified and described. The structure and the components are specified in the content of the subject (mathematics etc.).

Keywords: natural science thinking of a school student, indigenous peoples of the North, integrative approach, ethnographic approach, mathematics.

Введение

Актуальность и целесообразность исследования обусловлены необходимостью решения педагогической проблемы повышения результативности естественно-научной подготовки учащихся общеобразовательных школ, в том числе детей из числа коренных малочисленных народов российского Севера, в условиях ориентированности страны на достижение технологического суверенитета и роста востребованности инженерных и технических специалистов на рынке труда.

Цель исследования - раскрыть сущность и определить структуру естественно-научного мышления школьников (ЕНМШ) из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в выявлении методологической основы для изучения сущности ЕНМШ из числа КМНС в новых социально-экономических условиях, конкретизации содержания этого ключевого понятия и определении структурных компонентов данного вида мышления.

В мировой науке междисциплинарные исследования проблем этнокультурного образования коренных малочисленных народов занимают особое место. Существенные знания накоплены в ходе социологических исследований. В русле педагогической науки выделена отрасль «этнопедагогика», предметом которой является «традиционное для определенного этноса стихийно протекающее и отчасти специально организуемое «образовывание» человека» [12, с. 42].

За рубежом образовательные проекты для коренных малочисленных народов реализуются в странах Латинской Америки, Канаде, США, Австралии, Новой Зеландии, Норвегии, Индонезии, Филиппинах и др. В Российской Федерации активизировано изучение проблем образования коренных малочисленных народов, проживающих на территориях Дальнего Востока, Сибири и Севера. Системные исследования проводятся учеными Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИ и ПМНС СО РАН), Научно-исследовательского института национальных школ Республики Саха (Якутия), Института наро-

дов Севера Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммо-сова, Сибирского федерального университета, Арктического государственного института искусств и культуры, Югорского государственного университета, Бурятского государственного университета и др.

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития естественно-научного мышления школьников (ЕНМШ) из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Цель статьи - раскрыть сущность этого вида мышления и определить его структуру. Далее обобщим накопленные в социологии и педагогике знания по теме исследования.

Методология

Методологической основой исследования выступили интегративный, метапредметный и этнографический подходы, выбор которых определяется ориентированностью учащегося из числа малочисленных коренных народов на согласование потребности в интеграции в социально-профессиональную среду доминирующего общества и потребности в этнической идентичности. Отечественные социологи и педагоги большое внимание уделяют анализу зарубежного опыта в решении вопросов этнокультурного образования и мульти-культурности в образовании. При этом прослеживается стремление подчеркнуть различие в направленности исследовательских интересов ученых зарубежных стран и России. Так, О. Васильева и В. Охлопков отмечают, что «одно из наиболее разработанных направлений исследования связи этничности и образования за рубежом - оценка неравенства в доступе к различным видам образования у представителей тех или иных этнических групп и рас, а также влияния принадлежности индивида к определенной этнической, национальной или расовой категории на его образовательные и карьерные возможности» [4, с. 287]. Схожее мнение высказывают и другие авторы (см., например, [3]).

Такая позиция находит отражение в порядке изложения в публикациях результатов теоретического анализа, когда сначала обсуждается зарубежный опыт, а затем отечественный. В данной статье видится продуктивным использовать синтетический метод с целью сформулировать концептуальные положения, общие для зарубежных и российских исследований.

Трансформация современного мирового образования в эпоху четвертой промышленной революции и рост востребованности инженерно-технических кадров на мировом рынке труда актуализировали проблему повышения результативности естественно-

научной подготовки учащихся общеобразовательных школ, в том числе детей из числа коренных малочисленных народов. За рубежом обсуждается и реализуется ряд инициатив, направленных на более тесное взаимодействие школьного образования коренных малочисленных народов в области науки, технологии, инженерного дела и математики (STEM) с высшим инженерно-техническим образованием и производством. Примером может служить педагогическая концепция поддержки образования STEM и развития карьеры в сфере кибербезопасности для коренных народов Австралии [13]. Для ступени школы разрабатываются образовательные программы, призванные, в том числе, повысить уровень обученности детей из семей коренных малочисленных народов по предметам STEM [19].

В этой связи наблюдается большой исследовательский интерес к разработке педагогических средств реализации таких концепций и программ. Так, M. J. Eady и соавторами была предложена методика интегрированного обучения на рабочем месте (англ. Work-integrated learning) для старших школьников из числа коренных малочисленных народов Австралии, Канады и Новой Зеландии [16]. Отечественные ученые также полагают перспективной идею интеграцию школы, вуза и производства как открывающую перспективу для КМНС при построении профессиональной траектории. Примером может служить исследование V. V. Markin, A. N. Silin и V. V. Voronov, в котором обсуждается механизм интеграции школьного и вузовского образования с производственными предприятиями регионов российского Севера [17].

Подчеркнем, что общеобразовательная школа характеризуется как зарубежными, так и российскими исследователями в качестве основного инструмента социальной мобильности КМНС, который определяет стартовые условия для построения профессиональной траектории выпускника и позволяет сохранять этнокультурную идентичность. По данным исследования [4], многие родители и школьники из числа КМНС предпочитают именно классическое школьное образование в противовес обучению в кочевых школах.

Если говорить о формировании и развитии естественно-научного мышления, то именно естественнонаучные предметы предлагается рассматривать средством интеграции детей из числа коренных малочисленных народов в образовательную среду классической школы. В своем исследовании о доступности естественно-научного образования для коренных народов в Бразилии M. C. F. Mizetti, I. R. C. Krolow и M. R. F. Teixeira отмечают, что успешной интеграции младших школь-

ников в образовательную среду классической школы часто препятствует логика образования детей в общине [18]. Об этом также пишет Э. Р. Хакимов, обращаясь к этнопедагогической теории Г. Н. Волкова и рассматривая основные категории этнопедагогики [12].

Согласимся с М. С. F. Mizetti, I. R. С. Кго^ и М. Р. Р. Teixeira в том, что именно естественно-научные предметы позволяют увязать логику обучения и воспитания в общине с логикой организации педагогического процесса в классической школе. Исследователи полагают, что в учебной программе естественно-научные предметы являются, вероятно, наиболее привлекательными для школьников из числа коренных малочисленных народов, поскольку учитывают тесную взаимосвязь между человеком и природой. Эта взаимосвязь является важной культурной ценностью таких народов.

Схожие рассуждения находим в статье других исследователей, посвященной экологическому образованию коренных жителей джунглей Индонезии [14].

Проблема формирования и развития ЕНМШ в процессе обучения конкретным предметам активно обсуждается отечественными учеными и практиками. Много лет отдала изучению сущности естественно-научного мышления учащихся С. А. Суровикина, в докторской диссертации которой обоснованы теоретико-методологические основы развития данного вида мышления в процессе обучения физике [11]. Авторское определение естественно-научному мышлению она дает, исходя из диалектической связи эмпирического и теоретического мышления, что отсылает нас к известным трудам Л. С. Выготского и В. В. Давыдова [6; 7]. В частности, к идее о классификации мышления на эмпирическое (рассудочное, наглядно-действенное, наглядно-образное) и теоретическое (разумное, теоретические рассуждения, формально-логическое), которые развиваются последовательно в деятельности по решению задач. Сформированное теоретическое мышление также определяет способность личности к саморефлексии и самоанализу.

Мысль о переходе от эмпирического мышления к теоретическому в процессе решения задач, их диалектической взаимосвязи полагается ключевой для раскрытия сущности ЕНМШ из числа КМНС.

В структуре ЕНМШ С. А. Суровикина выделяет системные, метапредметные знания, обобщенные экспериментальные умения и обобщенные умения решать физические задачи, формирование которых в процессе обучения предмету «Физика» приводит к развитию ЕНМШ до теоретического уровня. Такая структура представляется достаточно универсальной и может быть конкретизирована применительно к математике,

имеющей межпредметные связи с дисциплинами естественно-научного цикла.

Обращение к предмету «Математика» дает основание рассматривать ЕНМШ основой инженерного мышления в понимании, представленном, например, в работе [1]. То, как могут быть связаны естественнонаучное мышление и виды мышления, классифицируемые по особенностям профессиональной деятельности, показано в статье [2].

Следует отметить, что проблема формирования и развития ЕНМШ средствами математики требует более глубокого осмысления. Авторы изученной научной литературы обращаются к понятиям «математическое мышление», «математическая грамотность», «научно-теоретическое мышление» и «критическое мышление». Лишь в некоторых работах рассматривается процесс формирования естественно-научной компетентности учащихся на уроках математики с позиций метапредметного подхода (например, [10]). Кроме того, практически отсутствуют системные исследования формирования и развития ЕНМШ из числа КМНС средствами предмета «Математика» с учетом этнокультурной идентичности. Особняком стоит диссертационное исследование М. Д. Дьячковской, разработавшей и реализовавшей модель этнометодической системы обучения математике учащихся школ малочисленных народов Севера [8].

Как утверждают ученые, «работающие в междисциплинарном пространстве этнопедагогики», несмотря на цифровую трансформацию образования и «переход части этнопедагогических практик в киберпростран-ство» [9, с. 307], обращение к традиционным культурным ценностям коренных малочисленных народов является ключевым условием их успешной интеграции в социально-профессиональную среду доминирующего общества. В этой связи одной из важных педагогических задач ставится разработка комфортно-требовательной образовательной среды и содержания обучения с учетом социально-экологической и культурной специфики жизни учащихся из числа коренных малочисленных народов.

Результаты масштабного исследования, проведенного A. C. Reyes, подтвердили, что обучение коренных народов в классической школе должно предусматривать переход от традиционных способов передачи знаний через верования и ценностные отношения к научным знаниям [19]. При этом участвовавшие в опросах учителя и директора школ отмечали, что учебные материалы должны развивать у школьников понимание своей этнической идентичности. Включение местных знаний в учебные темы получило наивысший средний балл. В числе

наиболее эффективных педагогических условий были названы: обсуждение тем с использованием примеров или ситуаций из быта коренных народов; ориентированность содержания обучения на ключевые культурные ценности (самоопределение, ответственность, этнокультурную идентичность); включение в содержание учебного предмета этнической тематики (например, музыкальные инструменты коренных народов).

Многие российские педагоги также изучают позитивное влияние художественных образов на формирование этнической идентичности в процессе обучения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (см., например, работу [15]). Здесь для понимания сущности ЕНМШ из числа КМНС важно обратиться к категории «ассоциативный комплекс», которая была выделена Л. С. Выготским [5]. Данный комплекс рассматривался ученым как этап онтогенеза мышления, предшествующий становлению научных понятий.

Возможности современных педагогических подходов для улучшения адаптивной среды вуза для выпускников из числа КМНС были раскрыты в работе [20]. Подчеркивая тесную взаимосвязь между вузовской и довузовской подготовкой, ученые отмечали усилия, предпринятые общеобразовательными школами для адаптации выпускников из числа КМНС к обучению на ступени высшей школы. И все же, исходя из существующей практики обучения естественно-научным предметам, приходится согласиться с мнением авторов о том, что данная задача остается решенной не в полной мере. Как и задача формирования и развития ЕНМШ из числа КМНС на уроках математики.

В обозначенном контексте раскрытие сущности и определение структурных компонентов ЕНМШ из числа КМНС является актуальной педагогической задачей.

Результаты

Проведенный теоретический анализ позволил сформулировать следующие общие для зарубежных и отечественных исследователей концептуальные положения, позволяющие раскрыть сущность ЕНМШ из числа КМНС.

- В социализации детей коренных малочисленных народов огромную роль играет образование, основанное на традиционном укладе жизни и связанное с обычаями и культурными ценностями.

- Классическое школьное образование способствует интеграции детей из числа коренных малочисленных народов в социально-профессиональную среду доминирующего общества, выстраиванию индивидуальных образовательной и профессиональной траек-

торий. Дети народов Севера могут получать образование без отрыва от родителей в кочевых школах, которые являются филиалами стационарной организации. Однако на практике такое образование является неполным из-за нехватки педагогических кадров. Для получения классического образования детьми из отдаленных районов созданы школы-интернаты (обучение осуществляется с сентября по май). Это позволяет социализировать детей КМНС для дальнейшего обучения в вузах РФ, где абитуриентам из числа КМНС выделяются целевые места.

- В условиях четвертой промышленной революции и цифровой экономики развитое естественно-научное мышление рассматривается интегратором выпускников из числа КМНС в социально-профессиональную среду доминирующего общества, позволяющим реализовать индивидуальные образовательные траектории и определять жизненные перспективы.

- Большие возможности для понимания сущности ЕНМШ из числа КМНС, результативного формирования и развития данного вида мышления на ступени школы предоставляют интегративный, метапредмет-ный и этнографический подходы. Обращение в комплексе к выделенным подходам для достижения цели исследования обосновывается их способностью согласовать интеллектуально-эмоциональные потребности школьника из числа КМНС в интеграции в социально-профессиональную среду доминирующего общества и этнической идентичности.

Новые знания о сущности ЕНМШ из числа КМНС позволили конкретизировать содержание этого ключевого понятия исследования.

Естественно-научное мышление школьника из числа коренных малочисленных народов Севера - это, с одной стороны, интегративное личностное новообразование, которое формируется и развивается на основе диалектической связи ассоциативно-образного и абстрактно-логического мышления, обеспечивающей способность учащегося из числа КМНС к преобразованию предметной реальности в образную, а образной - в знаковую модель, а с другой стороны, - процесс такого преобразования, направленный на творческий поиск путей решения естественно-научных задач в соответствии с ценностными ориентациями личности самого учащегося и этническими ценностями КМНС.

С опорой на теоретические идеи В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, С. А. Суровикиной и др., исходя из понимания сущности ЕНМШ из числа КМНС, предлагается следующая структура данного вида мышления.

ЕНМШ из числа КМНС состоит из диалектически взаимосвязанных структурных компонентов - ассо-

циативно-образного и абстрактно-логического, которые содержательно конкретизируются предметной областью (математика и др.).

Ассоциативно-образный компонент связан с эмпирическим мышлением и включает эмпирические знания и умения эмпирического обобщения (сравнение и сопоставление для выделение общего свойства, классификация, наблюдение, иллюстрирование примерами, создание эмпирических понятий), позволяющие школьнику из числа КМНС упорядочивать предметный мир и ориентироваться в нем.

Абстрактно-логический компонент связан с теоретическим мышлением и включает: предметные научные знания; метапредметные знания; умения исследовательской деятельности (формирование понятий, оперирование формулами, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, обобщение, мысленное моделирование, построение суждений, выдвижение гипотез, рассуждение); обобщенные умения решения задач (ориентация в условиях задачи, анализ представленных условий, выделение признаков и связей, составление стратегии и логика решения, сопоставление полученного ответа с исходными данными).

Диалектическая связь ассоциативно-образного и абстрактно-логического мышления обеспечивается посредством рефлексивно-оценочного и ценностно-мотивационного компонентов. При этом ценностно-мотивационный компонент включает личностные характеристики учащегося, которые соотносятся с доминирующим типом рефлексии - когнитивным (познавательно-оценочным) или эмоциональным. Кроме того, сюда входят ценностные ориентации личности учащегося, определяемые культурными ценностями КМНС, потребностью в этнической идентичности и потребностью в интеграции в социально-профессиональную среду доминирующего общества.

Заключение

Проведенные теоретические исследования позволили раскрыть сущность ЕНМШ из числа КМНС, исходя из утверждения о том, что данный вид мышления является интегратором выпускника в социально-профессиональную среду доминирующего общества. Авторы полагают, что развитое естественно-научное мышление будет способствовать реализации индивидуальных образовательной и карьерной траекторий личности, определит ее жизненные перспективы.

Новые знания о сущности ЕНМШ из числа КМНС послужили основанием для конкретизации содержания ключевого понятия исследования и определения структуры данного вида мышления. Изложенные тео-

ретические представления являются достаточно универсальными и могут быть конкретизированы в образовательной практике - при изучении школьниками из числа КМНС учебных предметов естественно-научного цикла и математики.

В условиях четвертой промышленной революции и роста спроса на инженерные профессии формирование и развитие ЕНМШ из числа КМНС в процессе обучения математике позволяет заложить основу инженерного мышления выпускника. Тем самым устанавливается связь со ступенью высшего образования и производственными предприятиями (в частности, предприятиями регионов российского Севера).

Перспектива исследования связывается с теоретическим обоснованием и раскрытием содержания процесса развития ЕНМШ из числа КМНС, что позволит предложить его периодизацию в виде последовательных этапов и определить педагогические условия, способствующие его большей результативности на каждом из выделенных этапов.

Литература

1. Анахов С. В. Инженерное мышление: математический и естественно-научный контекст // Инженерное мышление: социальные перспективы: материалы международной междисциплинарной конференции (Екатеринбург, 12-13 февраля 2020 г.). Екатеринбург, 2020. С. 8-15.

2. Арзуманян Н. Г, Суровикина С. А. Взаимосвязь естественнонаучного и клинического мышления // Педагогическое образование в России. 2017. № 4. С. 18-24.

3. Боргояков С. А., Балахчина Т. К. Теоретические основы организации этнокультурного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // История и педагогика естествознания. 2013. № 4. С. 41-47.

4. Васильева О., Охлопков В. Школьное обучение коренных малочисленных народов Севера: между сохранением культуры и качеством образования // Вопросы образования. 2021. Вып. 4 (декабрь). С. 285-310. DOI: https://doi.Org/10.1 7323/1814-9545-2021-4-285-310.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.

6. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.

7. Давыдов В. В. Деятельностная теория мышления. М., 2005. 95 с.

8. Дьячковская М. Д. Этнометодическая система обучения математике учащихся школ малочисленных народов Севера: на примере Республики Саха (Якутия): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Дьячковская Мотрена Давидовна. Орел, 2018. 27 с.

9. Копцева Н. П., Березюк С. В., Хребтов М. Я. Этнопедаго-гические практики сохранения и воспроизводства традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири (на примере Красноярского края) // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 293-310. Э01: 10.32744^е.2021.2.20.

10. Сергеева Т. В. Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественно-научного цикла: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Сергеева Татьяна Владиславовна. Ярославль, 2011. 22 с.

11. Суровикина С. А. Теоретико-методологические основы развития естественно-научного мышления учащихся в процессе обучения физике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Суровикина Светлана Анатольевна. Челябинск, 2006. 44 с.

12. Хакимов Э. Р. Этнопедагогика как наука: предмет, функции, основные категории // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 9. С. 39-52.

13. Building genuine trust. A framework and strategy for Indigenous STEM and cyber pathways / H. Curtis, D. Devow, K. Nkwanyana, M. Page, M. Thompson // Policy Brief Report: the International Cyber Policy Centre at ASPI. 2022. No. 58. 81 p. DOI: https://doi. org/10.13140/RG.2.2.33661.03040.

14. Changes Social of Environmental Education in Indigenous Peoples of the Jungle Jambi Province, Indonesia / S. Syafrizal, M. Albina, I. Indrawati, L. Hafizotun, R. Maharani // Jurnal Kependidikan: Jurnal Hasil Penelitian dan Kajian Kepustakaan di Bidang Pendidikan, Pengajaran dan Pembelajaran. 2023. No. 9(1). P. 224-233. DOI: https://doi.org/10.33394/jk.v9i1.7175.

15. Kolesnik M. A., Libakova N. M., Sertakova E. A. Art education as a way of preserving the traditional ethnocultural identity of indigenous minority peoples from the North, Siberia and the Far East. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018. Vol. 8. No. 4. P. 233-247. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1804.15.

16. Local Indigenous perspectives and partnerships: Enhancing work-integrated learning / M. J. Eady, R. L. A. Hancock, S. L. Morrison, J. D. Beveridge, B. A. Dean // International Journal of Work-Integrated Learning, Special Issue. 2022. No. 23(2). P. 129-137.

17. Markin V. V., Silin A. N., Voronov V. V. Educational opportunities for young people of indigenous minorities of the North: social and spatial discourse // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2019. Vol. 12. No. 5. P. 141-154. DOI: https:// doi.org/10.15838/esc.2019.5.65.9.

18. Mizetti M. C. F., Krolow I. R. C., Teixeira M. R. F. Access of indigenous peoples to formal education: science education: a challenge, a reality // Pro-Posigoes. 2020. Vol. 31. P. 1-25. DOI: http://dx.doi.org/10.1590/1980-6248-2017-0147.

19. Reyes A. C. The Implementation of Indigenous Peoples Education (IPED) Program: Towards A Proposed Plan of Action // Proceedings of the Asia Pacific Conference on Multidisciplinary Research (APCMR), 30-31 July 2022. 2022. P. 13-24.

20. Sitnikova A. A., Pimenova N. N., Filko A. I. Pedagogical approaches to teaching and adaptation of indigenous minority peoples of the North in higher educational institutions. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018. Vol. 8. No. 4. P. 26-45. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.02.

References

1. Anahov S. V. Inzhenernoe myshlenie: matematicheskij i estest-vennonauchnyj kontekst [Engineering thinking: mathematical and natural science context]. Engineering thinking: Social perspectives: Materials of the international interdisciplinary conference (Yekaterinburg, February 12-13, 2020). Yekaterinburg, 2020. P. 8-15. [In Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Arzumanjan N. G., Surovikina S. A. Vzaimosvjaz' estestvenno-nauchnogo i klinicheskogo myshlenija [The relationship of natural science and clinical thinking]. Pedagogical education in Russia. 2017. No. 4. P. 18-24. [In Russian].

3. Borgojakov S. A., Balahchina T. K. Teoreticheskie osnovy organi-zacii jetnokul'turnogo obrazovanija korennyh malochislennyh naro-dov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka [Theoretical foundations of the organization of ethno-cultural education of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East]. History and pedagogy of natural science. 2013. No. 4. P. 41-47. [In Russian].

4. Vasil'eva O., Ohlopkov V. Shkol'noe obuchenie korennyh malochislennyh narodov Severa: mezhdu sohraneniem kul'tury

i kachestvom obrazovanija [School Education for the Indigenous Small-Numbered Peoples of the North: Between Cultural Preservation and Educational Quality]. Educational Studies. Moscow, 2021, Iss. 4. P. 285-310. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9 545-2021-4-285-310. [In Russian].

5. Vygotskij L. S. Myshlenie i rech' [Thinking and speech]. Moscow, 1999. 352 p. [In Russian].

6. Vygotskij L. S. Psihologija razvitija cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, 2005. 1136 p. [In Russian].

7. Davydov V. V. Dejatel'nostnaja teorija myshlenija [Activity theory of thinking]. Moscow, 2005. 95 p. [In Russian].

8. D'jachkovskaja M. D. Jetnometodicheskaja sistema obuchenija matematike uchashhihsja shkol malochislennyh narodov Severa: na primere Respubliki Saha (Jakutija): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 / Dyachkovskaya Motrena Davidovna [Ethnome-todic system of teaching mathematics to students of schools of small peoples of the North: by an example of the Republic of Sakha (Yakutia): thesis dis. cand. ped. sciences: 13.00.02]. Orel, 2018. 27 p. [In Russian].

9. Kopceva N. P., Berezjuk S. V., Hrebtov M. Ja. Jetnopedagogi-cheskie praktiki sohranenija i vosproizvodstva tradicion-noj kul'tury korennyh malochislennyh narodov Severa i Sibiri (na primere Krasnojarskogo kraja) [Ethnopedagogical practices of preservation and reproduction of traditional culture of indigenous peoples of the North and Siberia (by an example of the Krasnoyarsk Territory)]. Prospects of science and education, 2021. No. 2 (50). P. 293-310. DOI: 10.32744/pse.2021.2.20. [In Russian].

10. Sergeeva T. V. Formirovanie uchebnyh kompetencij uchashhihsja osnovnoj shkoly na osnove integracii matematiki s predmetami estestvennonauchnogo cikla: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 / Sergeeva Tat'jana Vladislavovna [Formation of educational competencies of primary school students based on the integration of mathematics with subjects of the natural science cycle: thesis dis. cand. ped. sciences: 13.00.02], Yaroslavl, 2011. 22 p. [In Russian].

11. Surovikina S. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitija estestvennonauchnogo myshlenija uchashhihsja v processe obuchenija fizike: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02 / Surovikina Svetlana Anatol'evna [Theoretical and methodological foundations of the development of natural science thinking of students in the process of teaching physics: thesis dis. doctor ped. sciences: 13.00.02]. Chelyabinsk, 2006. 44 p. [In Russian].

12. Hakimov Je. R. Jetnopedagogika kak nauka: predmet, funkcii, osnovnye kategorii [Ethnopedagogy as a science: subject, functions, main categories]. Bulletin of the Udmurt University. 2007. No. 9. P. 39-52. [In Russian].

13. Building genuine trust. A framework and strategy for Indigenous STEM and cyber pathways / H. Curtis, D. Devow, K. Nkwanyana, M. Page, M. Thompson // Policy Brief Report: the International Cyber Policy Centre at ASPI, 2022. No. 58, 81 p. DOI: https://doi. org/10.13140/RG.2.2.33661.03040.

14. Changes Social of Environmental Education in Indigenous Peoples of the Jungle Jambi Province, Indonesia / S. Syafrizal, M. Albina, I. Indrawati, L. Hafizotun, R. Maharani // Jurnal Kependidikan: Jurnal Hasil Penelitian dan Kajian Kepustakaan di Bidang Pendid-ikan, Pengajaran dan Pembelajaran, 2023. No. 9(1). P. 224-233. DOI: https://doi.org/10.33394/jk.v9i1.7175.

15. Kolesnik M. A., Libakova N. M., Sertakova E. A. Art education as a way of preserving the traditional ethnocultural identity of indigenous minority peoples from the North, Siberia and the Far East. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, vol. 8. No. 4. P. 233-247. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1804.15.

16. Local Indigenous perspectives and partnerships: Enhancing work-integrated learning / M. J. Eady, R. L. A. Hancock, S. L. Morrison, J. D. Beveridge, B. A. Dean // International Journal of Work-Integrated Learning, Special Issue, 2022. No. 23(2), p. 129-137.

17. Markin V. V., Silin A. N., Voronov V. V. Educational opportunities for young people of indigenous minorities of the North: social and spatial discourse // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2019, vol. 12. No. 5. P. 141-154. DOI: https:// doi.org/10.15838/esc.2019.5.65.9.

18. Mizetti M. C. F., Krolow I. R. C., Teixeira M. R. F. Access of indigenous peoples to formal education: science education: a challenge, a reality // Pro-Posigoes, 2020. Vol. 31. P. 1-25. DOI: http:// dx.doi.org/10.1590/1980-6248-2017-0147.

19. Reyes A. C. The Implementation of Indigenous Peoples Education (IPED) Program: Towards A Proposed Plan of Action // Proceedings of the Asia Pacific Conference on Multidisciplinary Research (APCMR), 30-31 July 2022, 2022, pp. 13-24.

20. Sitnikova A. A., Pimenova N. N., Filko A. I. Pedagogical approaches to teaching and adaptation of indigenous minority peoples of the North in higher educational institutions. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, vol. 8. No. 4. P. 26-45. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.02.

УДК/UDC 378 EDN NGENDC

Осмоловская Наталья Алексеевна

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск

Кротова Ирина Владимировна

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой товароведения и экспертизы товаров ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск

Osmolovskaya Natalya A.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Commodity Science and Expertise of Goods, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Krotova Irina V.

Doctor of Pedagogical Sciences, Accociate Professor, Head of the Department of Commodity Science and Expertise of Goods, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.