Научная статья на тему 'Сущность и специфика организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях дополнительного образования'

Сущность и специфика организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РАННЕЕ РАЗВИТИЕ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / PRE-SCHOOL INSTITUTION / EARLY CHILDHOOD DEVELOPMENT / FAMILY / FAMILY AND SOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Татьяна Владимировна

Рассмотрено дошкольное воспитание в условиях учреждений дополнительного дошкольного общественного воспитания. Представлены характеристики, в совокупности выражающие основную сущность дополнительного образования как вида образования: самостоятельного, самоценного, личностно ориентированного, способного к удовлетворению индивидуальных образовательных и творческих потребностей личности, направленного на активное участие в решении социокультурных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND SPECIFIC OF ORGANIZATION OF PARENTS AND CHILDREN JOINT CREATIVE ACTIVITY IN ADDITIONAL EDUCATION

The pre-school institutions in pre-school public education are considered. The characteristics that together express the essential nature of further education as a form of education: an independent, self-worth, personality-oriented, able to meet the individual educational and creative needs of the individual, aimed at actively involved in the socio-cultural problems are presented.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях дополнительного образования»

УДК 373.2

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Татьяна Владимировна КОРОТКОВА

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,

e-mail: sivirt@yandex.ru

Рассмотрено дошкольное воспитание в условиях учреждений дополнительного дошкольного общественного воспитания. Представлены характеристики, в совокупности выражающие основную сущность дополнительного образования как вида образования: самостоятельного, самоценного, лич-ностно ориентированного, способного к удовлетворению индивидуальных образовательных и творческих потребностей личности, направленного на активное участие в решении социокультурных проблем.

Ключевые слова: дополнительное образование; дошкольное учреждение; раннее развитие; семья; семейно-общественное воспитание.

В разное время в нашей стране предпочтение отдавалось то общественному, то семейному воспитанию детей раннего и дошкольного возрастов.

Для большинства стран сегодня очевидно: наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах - в семье и дошкольном учреждении.

Так, вопреки известной зарубежной теории депривации, согласно которой разлука с матерью грозит малышу серьезными нарушениями в его развитии, сегодня все большую научную и общественную аудиторию завоевывают исследования, свидетельст-

вующие о том, что пребывание ребенка с раннего возраста в детском саду, где обеспе-

чивается профессиональный и качественный уход, связано с большим его благополучием (и в когнитивной, и в социоэмоциональной сферах) в школьном возрасте, чем при позднем поступлении в детский сад или домашнем воспитании.

Сравнительный анализ уровня психического развития детей, воспитывающихся в условиях семьи, и детей, посещающих студии раннего развития, показал: в семье в три раза больше детей с глубокой задержкой психического развития, причиной чего является их педагогическая запущенность. Даже т. н. благополучные семьи зачастую не занимаются целенаправленным воспитанием.

По мнению В. В. Давыдова [1] и других отечественных педагогов и психологов (Т.В. Абрамовой, Г.Н. Панкратовой и др.), хорошая сформированность жизненно важных знаний и умений, а также достаточно высокий уровень психического развития наиболее характерны для большинства детей, посещающих дошкольные учреждения. Именно учреждения дополнительного дошкольного общественного воспитания, к которым относятся студии раннего развития, предоставляют детям многообразие различных видов «радостной» [1] деятельности, обеспечивают условия для организации детского сообщества, без которого не может быть полноценного и, прежде всего, социального развития - овладения способами общения со сверстниками, познания самого себя через познание возможностей и особенностей других детей, формирования оценки и самооценки и т. п.

Современные психологи и педагоги (Л.Н. Павлова; Е.Б. Волосова; Э.Г. Пилюгина; H.A. Белова; Н. Ньюкомб и др.) утверждают: для ребенка после года - полутора лет наиболее благоприятным может стать интегрированный тип воспитания, органично сочетающий семейную и общественную форму. Желательно, чтобы малыш хотя бы на 2-3 часа попадал в обстановку общения со сверстниками [2, с. 56; 3, с. 62; 4].

В семье ребенок приобретает опыт родственных отношений внутри группы близких ему людей. Общаясь со сверстниками и более широким кругом людей в детском саду, малыш приобретает социальный опыт общения в окружающем его мире.

Семейно-общественная форма взаимодействия, органично сочетающая в себе институт семьи и статус общества, наиболее полно отвечает задачам воспитания личности.

Сегодня одной из главных задач государства в сфере дошкольного образования является восстановление, обновление и развитие общественной педагогической системы воспитания детей раннего возраста, свернутой в 1991-1994 гг. в результате государственной политики, ориентировавшейся на семейное воспитание.

Семейно-общественная форма воспитания сегодня является востребованной все большим числом родителей детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Традици-

онные ясли остаются классическим вариантом помощи молодым родителям: студентам, матерям-одиночкам, многодетным, социально-неблагополучным семьям. Но при этом увеличилось число семей, стремящихся воспользоваться услугами студий раннего развития, создаваемых в условиях системы дополнительного образования.

Принцип вариативности как один из принципов, положенных в основу модели семейно-общественного воспитания, предлагает различные формы взаимодействия семьи и детского учреждения, обеспечение родителям возможности выбора между этими формами, создание условий для их разумного сочетания и доступности [5].

По нашему мнению, центры раннего развития дошкольников в системе дополнительного образования представляют собой модели семейно-общественной формы взаимодействия с целью развития индивидуальных качеств личности ребенка, его потенциальных способностей и возможностей.

До недавнего времени идея раннего обучения находила как своих сторонников, так и противников. Последние подчеркивали, что у ребенка нельзя отнимать детство и что, когда школа «спускается» в детский сад, то в лучшем случае дети превращаются в «ученых обезьянок», натасканных на воспроизведение загруженной в них информации. При этом появляется ряд опасностей: у детей может на всю жизнь остаться отношение к знаниям, как к «загрузке»; родительские ожидания, мотивы, действия, не учитывающие интересы и индивидуальные особенности самого ребенка, могут привести к отрицательным последствиям в развитии и т. д.

В настоящее время ни специалисты, ни родители не сомневаются в том, что работать с ребенком необходимо буквально с момента рождения [6].

Специально созданная среда, специально организованные деятельность и общение дают возможность ребенку почувствовать и познать окружающий его мир во всем его многообразии и гармонии.

Происходящие в нашей стране с конца 80-х гг. XX в. глубокие политические и экономические изменения затронули все сферы жизни, в т. ч. и образование.

Реформированию подверглись все звенья системы образования, что означало переос-

мысление целей, содержания, функций образования, создание механизмов обеспечения изменений.

Задачи нашего исследования не могут быть решены без осмысления сущности дополнительного образования дошкольников, осуществляемого в рамках студий раннего развития.

В педагогической науке существуют исследования (В.В. Абрауховой, O.E. Лебедева и др.), раскрывающие специфику дополнительного образования детей, сходства и различия его с основным школьным образованием [7; 8].

По мнению Е.Б. Евладовой, Л.Г. Логиновой, H.H. Михайловой, образование основное и дополнительное - это взаимодополняющее единство.

Образование, с точки зрения основного, видится как универсальный способ трансляции исторического опыта, механизм социального наследования, а с точки зрения дополнительного, выступает как форма становления и развития сущностных сил человека, его фундаментальных способностей.

Школьное и дополнительное образование рассматриваются как составные части общего образования, поэтому исследователи указывают на наличие у них общих черт. Так, констатируется, что общим в деятельности школы и учреждений дополнительного образования являются: «ребенок, его воспитание, развитие как цель их деятельности; кадры - в основном педагогические; социально-природная среда» [9].

Так, В.М. Черникова и другие самарские исследователи, анализируя дополнительное образование как процесс, указывают на то, что ему характерны все те универсальные закономерности, которые присущи любому целостному педагогическому процессу. На систему дополнительного образования распространяются: сущностные признаки свободы и автономии педагогического процесса; значение и смысл природы процесса образования; оно имеет непосредственное отношение к типам, видам, уровням, направлениям, функциям, образовательным стандартам и технологиям; в дополнительном образовании функционируют процессы обучения, воспитания, формирования и развития, каждый со своей самобытной природой, закономерностями, технологиями; закономерности взаи-

модействия дополнительного образования с образованием общим, осуществляемым в разного типа образовательных учреждениях, которые его реализуют; закономерности социализации и индивидуализации учащихся, организуемых в конкретных социально-культурной среде условиях; закономерности обеспечения прав и свобод учащихся на выбор ими форм, уровня, содержания образования, а также прав человека и ребенка, в частности, и др. [10].

Наряду с общими чертами, дополнительному образованию присущи собственные, только ему характерные свойства, которые обусловлены спецификой данного вида образования [11].

По определению В.А. Березиной, дополнительное образование - это процесс добровольно избранного человеком освоения вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального профессионального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов, склонностей и способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека (см.: [6]).

Основным предназначением дополнительного образования детей, по мнению В.А. Березиной, является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей ребенка (см.: [9]).

Дополнительное образование представляет собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность, свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни.

Такой педагогический феномен, как дополнительное образование, по мнению В.П. Голованова, направлен на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме, удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире, организацию активной творческой созидательной жизнедеятельности детей, создание и развитие пространства детского благополучия.

В исследовании H.A. Черновой подчеркиваются характеристики, в совокупности выражающие основную сущность дополни-

тельного образования как вида образования: самостоятельного, самоценного, личностно ориентированного, способного к удовлетворению индивидуальных образовательных и творческих потребностей личности, направленного на активное участие в решении социокультурных проблем.

Существенным признаком дополнительного образования, который отмечается многими исследователями (Л.И. Боровиковым, Л.Н. Буйловой, В.А. Горским, А.Ф. Малы-шевским и др.), является свободный выбор ребенка, а вернее возможности для формирования у детей опыта выбора (выбора цели, содержания, темпов деятельности и др.)

Таким образом, специфика учреждений дополнительного образования проявляется в конкретных задачах по реализации общей цели образования, в позиции взрослого и ребенка в педагогически организованном процессе, в содержании и направленности видов деятельности, в показателях результатов деятельности [5].

Л.Н. Буйлова отмечает, что образовательная деятельность учреждений дополнительного образования имеет присущие только ей характерные черты, поскольку осуществляется в свободное от основной учебы время и отличается свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течении года; характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), а также отсутствием жесткой регламентации и жесткого результата; направлена на развитие творческих способностей обучающихся, развивает познавательный интерес и дает право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий; создает условия для получения дополнительного образования всеми детьми - одаренными, социально-незащищенными, инвалидами и др.; носит неформальный и комфортный характер для всех участников [6].

Все эти особенности дополнительного образования обусловлены тем, что существует общее образование, т. е. такая «совокупность знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности, ценностных ориентиров, необходимых каждому человеку независимо от его профессии. Эта необходимость обусловлена тем, что каждый человек

должен решать различные задачи в различных сферах деятельности».

В системе дополнительного образования еще в начале 90-х гг. XX в. появились новые формы организации жизнедеятельности дошкольников, призванные решать проблему преемственности двух первых образовательных ступеней.

Подобные объединения в структуре учреждений дополнительного образования имели возможность функционировать и развиваться благодаря ряду факторов как социально-экономического порядка (сокращение сети, а также финансирования дошкольных образовательных учреждений; коммерциализация образовательных услуг; появление семей с разными уровнями доходов и образовательными потребностями и др.), так и собственно образовательных (изменение парадигмы образования, требований к качеству воспитания и обучения детей, утверждение принципа вариативности и др.).

Нами выявлено, что одним из факторов, способствующих гармоничному «вхождению» дополнительного дошкольного образования в систему общего дополнительного образования является комплекс общих черт, сущностных характеристик, присущих этим обеим системам:

- наличие компонентов и функций, составляющих суть образования как процесса, ведущего к обретению образа человеческого;

- закономерности, характерные для целостного педагогического процесса;

- идея развития личности как цель деятельности;

- отсутствие жесткой регламентации и жесткого результата;

- ориентация на практическую, продуктивную деятельность детей;

- непосредственное, персонализированное общение с педагогами.

Перечисленные выше характеристики дополнительного образования дошкольников в форме школ, центров, студий развития дают нам возможность подчеркнуть рад достоинств последних.

1. Ориентация, прежде всего, на развитие ребенка при отборе содержания и организации педагогического процесса открывает пространство для свободного проявления, реализации личности (как самого дошкольника, так и взрослого, взаимодействующего с

ним). В развивающейся и развивающей деятельности (игре, рисовании, лепке и других специфических детских продуктивных видах) растущий человек попадает в условия, способствующие проявлению его нераскрытых, «не растревоженных», невостребованных ранее способностей.

2. Отсутствие жесткой регламентации, гибкость, открытость позволяют осуществлять действительно личностно ориентированный подход, помогающий каждому ребенку в социализации, вхождению в образовательное пространство при сохранении им индивидуальности. Вот почему данные объединения дошкольников являются востребованными семьями детей, имеющих специфические особенности (хронические болезни, отставание в развитии, психические особенности), не позволяющие им посещать ДОУ. Принцип гибкого комплектования групп дает возможность педагогам включать детей, отстающих в развитии от сверстников или, наоборот, опережающих их, в деятельность и общение комфортные для них и отвечающие их адекватному развитию.

3. Особенности педагогов, организующих деятельность детей по тому или иному направлению развития [3, с. 55]: наличие специального образования (музыкального, хореографического и др.); сконцентрированность на образовательных задачах, задачах развития; связь (иногда интегрированность) с образовательным пространством школьников в базовом учреждении дополнительного образования.

Наличие указанных характеристик способствует раннему выявлению и развитию способностей детей, а также их ориентации на дальнейшее саморазвитие, самореализацию в системе непрерывного образования.

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 2004.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

4. Мухина B.C. Детская психология. М., 1999.

5. Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. 2009. № 12.

6. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование в современной школе. М., 2009.

7. Абраухова B.B. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1997.

8. Лисина М.И. Общение, личность и психика. Воронеж, 2001.

9. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2012. № 1.

10. Бушина В.Н., Свинина Н.Г. Концепция образовательной деятельности психолого-педаго-гического центра «Гений» // Дополнительное образование. 2004. № 2.

11. Аромштам М. Обсуждаем «предшкольное» образование // Дошкольное образование. 2011. № 5.

Поступила в редакцию 2.10.2012 г.

UDC 373.2

ESSENCE AND SPECIFIC OF ORGANIZATION OF PARENTS AND CHILDREN JOINT CREATIVE ACTIVITY IN ADDITIONAL EDUCATION

TatyanaVladimirovna KOROTKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: sivirt@yandex.ru

The pre-school institutions in pre-school public education are considered. The characteristics that together express the essential nature of further education as a form of education: an independent, self-worth, personality-oriented, able to meet the individual educational and creative needs of the individual, aimed at actively involved in the socio-cultural problems are presented.

Key words: additional education; pre-school institution; early childhood development; family; family and social education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.