УДК 1;13;130.2
С.Р.Гаязова
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА МЕДИАНАСИЛИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ «НОВОГО ВАРВАРСТВА» В МЕДИАКУЛЬТУРЕ
Статья выявляет основные черты, которые можно охарактеризовать как черты феномена «нового варварство» в медиакультуре. Средства массовой информации служат одним из наиболее значимых социальных институтов, формирующих коммуникации, мировоззрение. Медиа формирует представления человека о себе, о других людях, о культуре и нормах поведения. Однако, как и любой элемент культуры имеет обратную сторону, которая проявляется в «новом варварстве». Автор акцентирует внимание на том, «новое варварство» проявлено в медианасилие.
Ключевые слова: новое варварство, медианасилие, медиакультура, телевидение, антикатарсис.
Gayazova Sarbinaz Ravilevna SUMMARY AND SPECIFIC MEDIA VIOLANCE AS A MANIFESTATION OF NEW BARBARISM IN THE MEDIA CULTURE
The Article reveals the main features that can be described as features of the phenomenon of "new barbarism" in the media culture. The media are one of the most important social institutions that form of communication, worldview. Media forms beliefs about yourself, about other people, about the culture and norms of behavior. However, as with any element of culture has the opposite direction, which manifests itself in the «new barbarism». The author focuses on "new barbarism" manifested in the media violence.
Key words: a new barbarism, media violence, media culture, TV, anticatharsis
Одним из заметных изменений в социальной среде ХХ века явилось возникновение и распространение различных форм масс-медиа. В этой новой среде радио, телевидение, фильмы, видеофильмы и видеоигры, а также компьютерные сети оказались на центральных ролях в повседневной жизни людей. Нельзя не согласиться с М. Маклюэном, что медиа создают совершенно новую коммуникативную связь высокого участия и вовлечения[8, с.221]. Хорошо это или плохо, но СМИ оказывают огромное влияние на ценности, убеждения и поведение «социальных акторов». По мнению В.А Маслова, СМИ формируют «картину мира» людей; при этом картина мира понимается в качестве «определенного видения и конструирования мира в соответствии с логикой миропонимания» [9, с. 48]. Однако у медиа есть оборотная сторона, а именно - «медианасилие». Медианасилие есть проявление «нового варварства» в медиакультуре. Один из подходов к «новому варварству» заключается в том, что оно есть деструктивное свойство, порождаемое самой культурой. За десятилетия существования СМИ стало понятным, что демонстрация насилия на телевидении и в компьютерных играх увеличивает риск насильственного поведения в реальном мире. Как справедливо считает С.Г.Кара-Мурза: «Телевидение вводит зрелище смерти в дом каждой семьи вне всяких норм, в огромных количествах и в самом неприглядном виде. С утра до вечера на нас обрушивают поток образов смерти - катастрофы, похороны, убийства, морги. И нормальный человек погружается в состояние непрерывного шока» [5, с. 693].
Другие исследователи отмечают роль телевидения как явления, выполняющего функцию обучения: «Любое телевидение является образовательным. Вопрос лишь в том, чему оно учит...» [4, с. 65]. Также нужно отметить коммерциализацию всех сфер жизни; расцвет массовой культуры не отменил, а лишь усилил в человеке стремление получать эстетическое наслаждение -катарсис. Как пишет Р. Харрис: «Вероятно, насилие в СМИ пробуждает фантазии зрителя, и эти фантазии perse приводят к катарсису. Однако данное наслаждение, как отмечает автор, далеко от эстетического, это - наслаждение деструктивное» [11, с.289]. Как пишет Р.Гарифуллин, «Деструктивное наслаждение - это всегда столкновение комфорта и ужаса и наоборот, как некое психологическое колебание, как некий насос, качающий адреналин. Эти два аффекта (комфорт и ужас) постоянно уничтожают друг друга и возникают микрокатарсисы, как некое деструктивное наслаждение» [3]. По словам А.И. Черных, анализирующей теорию Джеймисона и Кемпбела, «значимое событие должно быть наполнено драматизмом, борьбой интересов и даже насилием» [13, с.51]. Следовательно, «насилие» необходимо, чтобы привлечь внимание зрителя. П.Бурдье, анализируя феномен мужской гегемонии, назвал феномен медианасилия «символическим насилием, насилием мягким, нечувствительным, невидимым даже для самих его жертв» [2]. На вопрос, почему медиа так легко манипулирует сознанием, дается следующий ответ: «Символическое насилие осуществляется благодаря тому, что терпящий насилие разделяет ту же схему восприятия, систему символов и ценностей, что и осуществляющий насилие» [13, с. 114].
Очарование медианасилия включает в себя: любопытство, желание развлечься, возбуждение и прекращение скуки. Однако это не значит, что за насилие полностью несут ответственность медиа.
Во-первых, нужно различать есть насилие и насилие, Насилие может проявляться как агрессия, провокация, отвлечение, вынужденное и др. Обратим внимание на то, что насильственные действия редко выступают результатом одной причины; скорее всего, множество факторов, формирующихся с течением времени, способствуют такому поведению. Соответственно, влияние насилия в СМИ - это один из многих факторов, которые влияют на риск насилия. Во-вторых, некоторые дети и взрослые более уязвимы и внушаемы, чем другие. В-третьих, важно понимать, в какой мере насилие в средствах массовой коммуникации влияет на поведение молодежи. Большинство молодых людей, которые ведут себя агрессивно и пропагандируют антиобщественное в некоторых формах поведение, не становятся жестокими. Все же, практика показывает, что значительная доля агрессивных детей, скорее всего, представляет собой результат агрессивного поведения взрослых.
Следует отметить, что в отечественной традиции феномен медианасилия мало изучено, оно замещается понятиями, которые в малой степени его отражают - такими, как «воздействие» и «пропаганда». В зарубежной традиции дана оценка роли медианасилия как угрозы для общества, поскольку оно приводит к увеличению в реальном мире насилия и агрессии.
Впервые в отечественной науке определение данному феномену дал КАТарасов, определив его как «аудиовизуальное изображение разновидности социального взаимодействия, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее своим последствием телесные повреждения, моральный и имущественный ущерб» [11, с. 67]/
Можно выделить следующую классификацию типов медианасилия:
1.По релевантности: эпизоды реального насилия и постановочные сцены насилия.
К первой категории принадлежат образы войны, нападения, убийства, терроризма, исходящих из телевизионных новостей или информационных программ в целом, а также изображения многих эпизодов насилия, транслируемых в ток-шоу или в развлекательных программа. В эту категорию попадают также все виды спорта или игры, которые провоцируют насилие или поощряют агрессивное поведение.
Вторая категория включает все проявления насилия, представленные в кино, в рекламе, музыкальных видео-или мультфильмах. В этом случае происходит реконструкция вероятного насилия.
2.По субъекту: коллективное и индивидуальное насилие.
Коллективное насилие следует рассматривать с исторической точки зрения. Многое из того, что мы сейчас принимаем как законное, имело насильственный характер в прошлом. Под насилием часто подразумевают убийства, демонстрации, нападения, грабежи, изнасилования и акты вандализма. В самом деле, для многих это, своего рода, «незаконное» поведение, представляет собой совокупность насилия. Но есть те, кто будет включать в список войны, поведение полиции и, конечно, смертную казнь. Еще более широкое определение может включать бедность, лишения, экономическую эксплуатацию и дискриминацию. В этой связи следует отметить, что общество вносит вклад, одобряя такое поведение, оно дает определенные формы «узаконенности» насилию.
Когда насилие рассматривается в соответствующих исторических и культурных контекстах, видно, что оно определено на уровне культуры и субкультур. Некоторые формы насилия являются приемлемыми и утвержденными, другие - нет. Но принятие и одобрение, как правило, больше зависят от цели преступника и жертвы, чем характеры и формы агрессивного поведения. СМИ, политика и программы, отношение общественности к СМИ и даже научные подходы отражают это. Корни агрессивного поведения, как и понятие насилия как такового, также должны быть изучены в рамках соответствующих национальных, исторических, культурных и экономических контекстов.
Индивидуальное же, или личностное, насилие предполагает, что каждый индивид отдельно подвергается насилию. Однако это зависит от предрасположенности индивида к насилию.
3.По формам электронных или материальных носителей:
Таких, к примеру, как телевизионные программы, компьютерные игры и фильмы.
4.По способу представления: аудио, видео насилие.
Видеонасилие представляет собой демонстрацию сцен насилия, оказывает визуальное воздействие. Аудионасилие может выражаться в звуковом поддержании видеоряда демонстрирующем насилия
5.По способу воздействия: физическое, психологическое, сексуальное насилие.
Просмотр сцен насилия оказывает следующее влияние на поведение людей: возбуждение, катарсис, десенсибилизация, дизингибиция (растормаживание); имитация. [7, с.200]
6.По способу репрезентации: явное или неявное насилие.
Воздействие может быть прямым и косвенным. При прямом воздействии насилие демонстрируется открыто, с целью вызвать реакцию, и индивид реагирует. Неявное насилие воздействует опосредованно.
Медианасилие так же может быть назойливым, подавляющими, эксплуатирующим индивида.
Медианасилие, безусловно, имеет негативное влияние, оно зачастую постулирует принцип осуждения жертвы: «Жертва награждается такими характеристиками, как глупость, отталкивающая внешность, явно неприятная манера поведения»[6, с. 107] Однако это не означает, что насилие на экране выступает единственной причиной насилия на улицах. Но медианасилие укрепляет мифы и образы, убеждения и отношения к насилию. Это посланник к насилию как способу жизни. Даже если зрители не станут более агрессивными, все зависит от того, как другие ведут себя по отношению к ним. Но, видя насилие снова и снова, они научатся принимать, терпеть и воспроизводить насилие. Безусловно, это и характеризует медианасилие, как «новое варварство» воспроизводимое культурой, такой формы варварства, которая появилась с возникновением медиасферы. Несмотря на то, что человек создавая культуру, создает ценности главной ценностью которой, является категория «жизнь», им же исходя из человеческой природы, воспроизводится и внедряется в систему культуры механизм ее разрушения. Прежде всего, насилие как элемент «нового варварства», есть покушение на главную ценность - «жизнь». Несмотря на то, что культурой разрушается то, что ею и создается, относительно насилия, в частности «медианасилия» необходимо понимать его, не возможно преодолеть, необходимо его изучать, и сублимировать его воздействие.
Существуют так же различные способы его решения. Если придерживаться марксистской концепции, то медианасилие не преодолимо. Однако мы придерживаемся системного взгляда на культуру. С этой точки зрения, наверное, можно уменьшить негативные проявления медианасилия, если поддерживать ценностную систему общества и обеспечивать координированное функционирование социальных подсистем: в частности, координировать коммуникацию между государственными органами, гражданским обществом и локальными сообществами. Хотя, бесспорно, медиа - институты социализации, цель социализации -социальный контроль, а социальный контроль поддерживается системой норм и санкций. По сути, всякая социализация в известной степени предполагает нивелирование и даже подавление индивидуальности. По сути, природа процесса социализации отчасти насильственна. Другое дело, что социализация не бывает успешной на все 100%, так что индивидуальность сохраняется. Это составляет угрозу системе.
Литература
1. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон; Пер. с англ. □ М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. □ 432 с.
2. Бурдье П. Гегемония мужчин // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная ли-тература. Серия 11. Социология. □ 2002. □ № 1 .
3. Гарифуллин Р. СМИ: психологические основы садо-мазохизма и деструктивной эстетики. [Элект-ронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/sado-masochism.htm. (дата обращения: 01.05.2015).
4. Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психо-логический анализ феномена // Социоло-гические исследования. □ 2001. □ №8. □
1. Brajant Dzh., Tompson S. Osnovy vozdejstvija SMI / Dzh. Brajant, S. Tompson; Per. s angl. D M.: Izda-tel'skij dom «Vil'jams», 2004. D 432 s.
2. Burd'e P. Gegemonija muzhchin // Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Serija ii. Sociologija. D 2002. D № 1 .
3. Garifullin R. SMI: psihologicheskie osnovy sado-mazohizma i destruktivnoj jestetiki. [Jelekt-ronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://psyfactor.org/lib/sado-masochism.htm. (data obrashhenija: 0i.05.20i5).
4. Drozdov A.Ju. «Agressivnoe» televidenie: social'no-psiho-logicheskij analiz fenomena // Sociolo-gicheskie issledovanija. D 2001. D №8. D S. 6-267.
5. Kara-Murza S. G. Manipuljacija soznaniem / S. G. Kara-Murza. - M.: Jeksmo, 20i0. - 864 s.
С. 62-67.
5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2010. - 864 с.
6. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов: Учебное пособие / С. В. Книжникова. - М.: Директ-Медиа, 2014. □ 363 с.
7. Коробкина А. Н. Медиаобразование как дискурс и современная культурная практика // Теория и практика общественного развития. □ 2013. □ №11ЛС. 398-400.
8. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Г.М.Маклюэн; пер. с англ. В.Ни-колаева; - 4-е изд □ М.: Кучково-поле, 2014. -464 с.
9. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студентов / В. А. Маслова. □ М.: Академия, 2001. □ 286 с.
10. Тарасов К. А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество // Высшее образование в России. -
2002. □ №3. □ С.6676.
11. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис □ СПб.: Прайм-Еврознак,
2003. □ 448 с.
12. Черных А. Мир современных медиа / А. Черных. - М. : Издательский дом «Территория будущего», 2007 - 312 с.
6. Knizhnikova S.V. Deviantologija dlja pedagogov i psihologov: Uchebnoe posobie / S. V. Knizhnikova. - M.: Direkt-Media, 2014. □ 363 s.
7. Korobkina A. N. Mediaobrazovanie kak diskurs i sovremennaja kul'turnaja praktika // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. □ 2013. □ №11.^ S. 398-400.
8. Makljujen G. M. Ponimanie media: Vneshnie rasshirenija cheloveka / G.M.Makljujen; per. s angl. V.Ni-kolaeva; - 4-e izd □ M.: Kuchkovo-pole, 2014. -464 s.
9. Maslova V. A. Lingvokul'turologija: ucheb. posobie dlja studentov / V. A. Maslova. □ M.: Akademija, 2001. □ 286 s.
10. Tarasov K. A. «Agressivnaja kinodieta» TV i studenchestvo // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2002. □ №3. □ S.6676.
11. Harris R. Psihologija massovyh kommunikacij / R. Harris □ SPb.: PrajmEvroznak, 2003. □ 448 s.
12. Chernyh A. Mir sovremennyh media / A. Chernyh. - M.: Izdatel'skij dom «Territorija budushhego», 2007 - 312 s.