№ 7 (37)АВГУСТ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций "
Я. Г. Икрина, аспирант кафедра педагогики,
Челябинский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия. [email protected]
СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Наличие или отсутствие профессиональной направленности (ПН) у студента сказывается не только на его профессиональной деятельности, но и на перспективах служебного и карьерного роста, динамике перемещения в профессиональном пространстве, на удовлетворенности трудом и его результатами, на заинтересованности и возможности дальнейшего профессионального совершенствования. Однако, несмотря на признание большой значимости и необходимости формирования ПН в ходе обучения студентов, ее сущность и состояние в теории и практике высшего образования исследованы недостаточно.
Анализ психо л ого-педагогической литературы показывает, что зачастую дефиниция «направленность» трактуется как специфически ориентированный личностный побудитель деятельности, входящий в структуру личности. Формами проявления направленности являются потребности, мотивы, интересы, идеалы, убеждения и мировоззрения, причем потребности являются основой направленности.
Динамику направленности личности в общем виде можно представить следующим образом: на базе элементарных потребностей у человека появляются влечения, в процессе осознания влечения переходят в желания. Удовлетворение влечений, желаний связано с проявлением воли и эмоциональными процессами, таким образом, по-
является стремление. При возникновении познавательной потребности появляется интерес. В динамике своего развития интерес превращается в склонность. Это происходит в то время, когда появляется волевой компонент. Конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, то есть то, к чему он стремится, на что ориентируется, приводит к проявлению направленности в форме идеала. Идеалы составляют мировоззрение индивида, т. е. собственную позицию в объективном мире человека. Данную позицию укрепляют ценностные ориентации людей и их убеждения. Именно убеждения следует рассматривать как высшую форму направленности личности, побуждающую ее поступать в соответствии со своими жизненными постулатами, мировоззрением. Ядром убеждений являются осознанные потребности, которые формируют мотивацию личности к деятельности. Таким образом, потребность изначально проявляется как эмоциональное состояние. Становясь устойчивым, состояние осознается субъектом деятельности и становится мотивом этой деятельности. Одновременно мотивы деятельности проявляются в направленности личности.
Направленность личности в образовательном процессе, как структурный компонент личности, должна находиться в центре внимания преподавателя, так как от этого зависит успех профессиональной подготов-
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ки студентов. ПН как личностное образование является подструктурой общей направленности личности. Нам импонирует содержание понятия ПН в работе С. П. Кряг-жде. Он раскрывает данную дефиницию как комплекс, в который входят такие свойства, как потребность в деятельности и профессиональной в частности, склонности, профессиональные идеалы, ценностные ориентации по отношению к профессиональной деятельности и компоненты мировоззрения, связанные с отношением к профессиональной деятельности1.
На основе теоретического исследования понятия ПН, его компонентов можно сделать вывод о том, что большинство исследователей отмечают наличие мотивационно-регуляционного аспекта его структуры, который определяет особенности поведения личности. Вместе с тем, присутствует неоднозначность подходов исследователей к содержанию данной дефиниции: «убеждения, менталитет»2; «осознание смысла и общественной значимости профессии, духовно-нравственных ценностей, мировоззрения, коммуникативной компетенции»3; «компоненты профессионального самосознания»4. Однако, обобщая изученные структурные компоненты ПН, можно констатировать, что они тождественны компонентам экзистенциальной компетенции в профессиональной сфере, которую составляют: «взгляды и отношения, мотивация, ценности, убеждения, способности, личностные качества»5.
Таким образом, профессиональная направленность — понятие сложное и многогранное, которое предполагает иерархическую систему потребностей, стремлений, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений, мотивов, что образует экзистенциальную компетенцию в целена-
правленном осознанном процессе становления профессионала, в овладении им ключевыми компетенциями для будущей профессиональной деятельности.
В психо л ого-педагогической литературе по практической деятельности ПН часто связывают с такими понятиями, как «профессиональная ориентация», «профессиональная пригодность», «профессиональное самоопределение». Следовательно, для уточнения понятия «профессиональная направленность» необходимо отграничить его от этих близких ему понятий.
Профессиональная ориентация включает четыре основных направления: профессиональную информацию (профессиональное просвещение и профессиональная пропаганда), профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию6. ПН предполагает деятельность педагогов, психологов и других специалистов по осознанию студентами значимости, особенностей устойчивых мотивов, интересов уже выбранной будущей профессии. Профессиональная ориентация осуществляется на более раннем этапе обучения, нежели ПН.
Профессиональная пригодность — совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотива-ции7.
Благодаря моральной и материальной стимуляции возникает профессиональная пригодность. Таким образом, данное поня-
№ 7 (37)АВГУСТ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций *
тие является основным на следующем этапе подготовки профессионала после этапа формирования ПН.
Профессиональное самоопределение охватывает весь жизненный и трудовой путь человека, в то время как ПН всего лишь два этапа: старшие классы и овладение профессией. В процессе самоопределения условно выделяют следующие этапы: дошкольный; начальные классы; первая ступень основной школы (5-7 классы); вторая ступень основной школы (8-9 классы); старшие классы; овладение профессией, обучение в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях; профессиональная деятельность8.
Из вышеприведенного анализа со всей очевидностью следует, что:
1) структура ПН представляет сложное личностное образование, которое проявляется в особенностях профессиональных интересов, потребностей,
стремлений, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений, мотивов в целенаправленном профессиональном становлении;
2) ПН занимает свою нишу в процессе профессионального самоопределения. Она является последующим этапом профессиональной ориентации и способствует формированию профессиональной пригодности, процесс которой завершается в дальнейшей профессиональной деятельности.
Каково же реальное состояние ПН современного студента высшей школы? В проведенном автором исследовании приняли участие 85 студентов 1 и 2 курсов юридического профиля Челябинского государственного университета (ЧелГУ) и Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК). Предварительная профдиагностика ПН будущего юриста обуславливает необходимость выявить и обозначить наиболее акцентируемые составляющие его образа.
На основе анализа предыдущих и действующего ФГОС ВПО к значимым качествам юриста следует отнести: организа-
Профессиональное самоопределение охватывает весь жизненный и трудовой путь человека, в то время как профессиональная направленность всего лишь два этапа: старшие классы и овладение профессией.
за большого потока информации; творческое (логическое) мышление и активность; высокий уровень интеллекта; мировоззренческую и правовую культуру; развитое профессиональное мышление; коммуникативные качества; способности к научно-исследовательской деятельности; гуманистические ориентации; образованность, обеспечивающая широту горизонта и восприятия; диалогичность мышления; способность к рефлексии, к использованию ее результатов в дальнейшей работе; готовность нести нравственную ответственность за результаты профессиональной деятельности.
При диагностике ПН как показателя устойчивого наличия значимых качеств будущего профессионала юридического профиля были использованы три вида опросника: тест субъективного типологического подхода к изучению личности Дж. Холлан-да; ориентационная анкета по определению - направленности личности Б. Басса; методика «карта интересов» по определению ПН личности.
Методика Дж. Хол-ланда позволила определить преобладающий тип личности сре-= ди студентов юридического профиля. Полученные результаты показали, что среди предложенных Дж. Хол-ландом типов личности (реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предприимчивый, артистичный) у студентов каждого университета преобладает свой тип личности. В ЧелГУ — артистичный (1 курс - 36,4 %; 2 курс - 33,8 %), а в УралГУФК — предприимчивый (1 курс — 50 %; 2 курс — 35,3 %). Студенты с интеллектуальным типом личности занимают лишь четвертое место по отношению к другим типам личности (ЧелГУ: 1 курс — 9,1 %; 2 курс — 4,41 %; УралГУФК: 1 курс — 3,25 %; 2 курс — 5,9 %). Личность с социальным типом занимает 2 место у студентов ЧелГУ 1 и 2 курсов — 27,3 % и 29,41 %. У студентов УралГУФК 1 курс: 4 место — 3 %; 2 курс: 3 место — 11,8 %.
Результаты данного теста позволяют сделать вывод, что среди наших респондентов преобладают характеристики, лишь кос-
торскую деятельность; способность анали- венно присущие профессионально значи-
4 ДИСКУССИЯ
^ журнал науч ных пубп ика ци й
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
мым качествам юриста: артистичность, способность к руководству, предприимчивость.
В подтверждение вышеназванных данных была проведена еще одна анкета Б. Бас-са по определению направленности личности. С помощью анкеты выявляются следующие направленности: на себя, на общение, на дело. Изучение проведенного анкетирования показало, что лишь у незначительной части студентов выявлена направленность на дело, что подтверждают следующие данные: ЧелГУ 1 курс - 4,5 %; 2 курс - 8 %; Урал-ГУФК 1 курс - 6 %; 2 курс -35,3 %. В то же время такой показатель как, направленность на общение составляет значительный процент: ЧелГУ 1 курс - 80,3 %; 2 курс - 82 %; УралГУФК 1 курс - 41,2 %; 2 курс - 50 %.
Таким образом, с достаточной определенностью можно сказать, что опрашиваемые студенты избегают прямого решения проблемы, уступают давлению группы, редко высказывают оригинальные идеи, не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач.
Следующая использованная нами методика в исследовании, наряду с вышеназванными опросниками, была «Карта интересов»9. В данной методике нас интересовали показатели сферы деятельности в области права.
Полученные статистические данные показали, что студенты минимально ориентированы на будущую профессию, так как результаты сводятся к следующему: ЧелГУ 1 курс - 28,57 %; 2 курс - 30,4 %; УралГУФК 1 курс -14,3 %; 2 курс - 22,2 %. Однако, несмотря на то, что данные цифры демонстрируют незначительный процент, они являются преобладающими по отношению к другим сферам деятельности.
Выводы. Руководствуясь результатами диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что большинство студентов первого и второго курсов юридического профиля не имеют ярко выраженной направленности на свою будущую профессиональную деятельность и обладают лишь косвенными характеристиками профессионально значимых качеств юриста. Следовательно, можно констатировать недостаточную степень наличия междисциплинарных связей, их синтеза дисциплин гуманитарного социального и экономического цикла
с дисциплинами профессионального цикла. Так как именно дисциплины общеобразовательного цикла превалируют на первом и втором курсах высшей школы.
Профессиональная направленность -это, как было сказано выше, понятие сложное и многогранное, которое представляет собой экзистенциальную компетенцию в целенаправленном осознанном процессе становления профессионала и способствует в дальнейшем формированию профессиональной пригодности. Основываясь на изложенных рассуждениях, мы полагаем, что при грамотной интеграции профильных дисциплин и дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в образовательном процессе можно содействовать овладению студентами профессионально значимыми качествами и формированию профессиональной направленности. ^
1. Крягжде С. П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 23-30.
2. Жернов В. И. Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента. - Магнитогорск: Магнитогор. гос. пед. уни-т, Челяб. гос. ун-т, 1995. С. 111
3. Колотуша Е. А. Профессиональная направленность курсантов-пограничников // Высшее образование сегодня. 2008. № 4. С. 8.
4. Лысенко Е. Генезис профессиональной направленности студентов-дефектологов // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 173.
5. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: преподавание, изучение, оценка: коллектив. монография / перевод по общей ред. К. М. Ирисхановой. - М.: МГЛУ, 2003. С. 107.
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энцикл., 2003. С. 223.
7. Там же. С. 223.
8. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. Т. 2. С. 420.
9. Райгородский П. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. С. 573-580.