Научная статья на тему 'Сущность и содержание внутреннего налогового контроля в организациях'

Сущность и содержание внутреннего налогового контроля в организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сахар
ВАК
Область наук
Ключевые слова
внутренний налоговый контроль / сахарное производство / бухгалтерский и налоговый учёт / элементы внутреннего налогового контроля / налоговый риск / процедура / налоговая нагрузка / контрольная налоговая среда / документирование внутреннего налогового контроля / internal tax control / financial and tax accounting / sugar production / elements of internal tax control / tax risk / procedure / tax burden / tax control environment / execution of documents of internal tax control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Нуждин Р.В., Лопатина П.А.

Раскрыты сущность и предназначение внутреннего налогового контроля, его взаимосвязь с внутренним бухгалтерским контролем. Охарактеризованы элементы системы внутреннего налогового контроля, изложено содержание его процесса, раскрыты ограничения эффективности. Приведены характеристика документирования и порядок организации внутреннего налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and purpose of internal tax control and its relationship with the internal accounting controls are disclosed. The elements of internal tax control are characterized. The content of proses of internal tax control is presented. The limits of the effectiveness of internal tax control are examined. The specific of execution of documents of internal tax control is set out. The procedures of internal tax control are described in this paper.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание внутреннего налогового контроля в организациях»

УДК:336.225.673

Сущность и содержание внутреннего налогового контроля в организациях

А.Н. ПОЛОЗОВА, д-р экон. наук, проф.; Л.В. БРЯНЦЕВА, д-р экон. наук, проф.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

Р.В. НУЖДИН, канд. экон. наук, доц.; П.А. ЛОПАТИНА, ассистент

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»

Внутренний налоговый контроль — один из важнейших элементов системы управления организацией [5, 6, 7], дающий возможность выявлять или предупреждать нарушения и недостатки в налоговом учёте, оперативно устранять их негативные последствия и, следовательно, оказывать определенное влияние на содержание учётной политики для целей налогообложения и процесса ведения налогового учёта.

Вопросам формирования системы внутреннего контроля в организациях уделяется растущее внимание [1, 2, 3, 4]. Организации сахарного производства, являющиеся налогоплательщиками, исчисляют, учитывают и перечисляют такие налоги, как НДС, НДФЛ, транспортный, земельный налоги, налог на имущество и др. Знание сущности и содержания внутреннего налогового контроля позволит осуществлять его на сахарных заводах должным образом и избежать конфликтных ситуаций с налоговыми службами.

До 2013 г. вопросы создания и организации работы службы внутреннего контроля решались самими организациями. С 1 января 2013 г. ведение внутреннего контроля стало обязательным в связи с вступлением в силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учёте». Так как налоговый учёт ведётся на основе данных бухгалтерского учёта, а налоговые формы отчёт-

ности (декларации) составляются на основе корректировок данных учётной информации, формирующейся в регистрах бухгалтерского и налогового учёта, становится очевидной роль и значение положений этой статьи Закона для обоснования процедур внутреннего налогового контроля.

Известно, что если финансовая отчётность организации подлежит обязательному аудиту, то внутренний контроль должен затрагивать не только факты хозяйственной жизни. Контролировать нужно ведение налогового учёта, составления налоговой отчётности, проводить ревизию сделок (договоров), оценивать налоговую нагрузку и другие события, влияющие на финансовый результат деятельности организации и движение налоговых платежей.

Министерство финансов РФ в информационном письме № ПЗ-10/2012 указало, что законодательством о бухгалтерском учёте не установлены какие-либо ограничения в части порядка, способов и процедуры осуществления внутреннего контроля. Кроме того, в письме от 25.12.13 № 0704-15/57289 разъяснено, каким образом организации могут разрабатывать систему внутреннего контроля. К данному письму прилагается документ № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учёта и со-

ставления бухгалтерской (финансовой) отчетности». Поскольку в организациях факты хозяйственной жизни включают в себя в том числе связанные с налогообложением, можно распространить эти положения также на процедуры налогового учёта и составления налоговой отчётности.

Сущность понятия внутреннего контроля раскрывает данное ему определение в п. 2—4 документа № ПЗ -11/2013, которое распространяется только на цели бухгалтерского учёта. В силу указанных выше обстоятельств его характеристики целесообразно распространить и на налоговый учёт, регламентируемый налоговой учётной политикой.

Содержание системы внутреннего налогового контроля, рекомендуемого нами для организаций сахарного производства, раскрывается следующими его элементами: сущность внутреннего налогового контроля, предназначение внутреннего налогового контроля, эффективность внутреннего налогового контроля, элементы внутреннего налогового контроля, документирование внутреннего налогового контроля, организация внутреннего налогового контроля.

Рассмотрим содержание этих элементов детальнее, ориентируясь на представленную на схеме последовательность.

1. Внутренний налоговый контроль — это процесс, направленный на получение достаточной

СЕМЕНА ГИБРИДОВ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

уверенности в том, что организация обеспечивает:

— результативность и налоговую состоятельность своей экономической деятельности, в том числе достижение безопасных налоговых показателей и выполнение обязательств по налоговым платежам;

— достоверность и своевременность налоговой отчетности;

— соблюдение применяемого налогового законодательства, в том числе при совершении фактов налогообложения и ведении налогового учёта.

2. Внутренний налоговый контроль предназначен содействовать достижению организацией целей своей экономической деятельности, обеспечивая предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур налогообложения, а также искажений данных налогового учёта и налоговой отчетности.

3. Составляющими внутреннего налогового контроля организаций являются: контрольная налоговая среда, оценка налоговых рисков, процедура внутреннего налогового контроля, источники информации для осуществления внутреннего налогового контроля, оценка налоговой нагрузки, оценка системы внутреннего налогового контроля.

3.1. Контрольная налоговая среда представляет собой совокупность принципов экономической деятельности организации, которые определяют общее понимание внутреннего налогового контроля и требования к внутреннему налоговому контролю в организации в целом. Она отражает культуру налогообложения в организации и создает надлежащее отношение персонала к проведению внутреннего налогового контроля.

3.2. Оценка налоговых рисков представляет собой процесс их выявления и анализа. Под налоговым риском понимается сочетание ве-

№ 9 • 2016 САХАР 35 -

роятности и последствий недостижения организацией целей налогообложения. После выявления и анализа налоговых рисков организация принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе посредством создания необходимой контрольной налоговой среды, организации процедур внутреннего налогового контроля, оценки результатов осуществления внутреннего налогового контроля.

Применительно к ведению налогового учёта оценка налоговых рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность налоговой отчетности. В ходе такой оценки организация рассматривает вероятность искажения учётных и отчётных налоговых данных исходя из следующих допущений:

— возникновение и существование: факты налогообложения,

отражённые в налоговом учёте, имели место в налоговом периоде и относятся к экономической деятельности организации;

— полнота: факты налогообложения, имевшие место в налоговом периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в налоговом учёте;

— права и обязательства: имущество, имущественные права и обязательства организации, отражённые в налоговом учёте, фактически существуют;

— оценка и распределение: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном измерении в соответствующих регистрах налогового учёта;

— представление и раскрытие: данные налогового учёта корректно представлены и раскрыты в налоговой отчетности.

Одним из существенных направлений оценки налоговых рисков

Внутренний налоговый контроль

Элементы системы внутреннего налогового контроля в организациях

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕГЕТАЦИЕЙ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ: эффективные ХСЗР, Щ] ЩЕЛКОВО

W Vd агрохимикаты, высококачественные семена, полный цикл агросопровождения АГРОХИМ

controlled vegetation system WWW.betaren.l"U

является оценка риска возникновения злоупотреблений. Последние могут быть связаны с ведением налогового учёта, включая составление налоговой отчётности, на основе совершения действий, являющихся противозаконными. Оценка налогового риска такого вида предполагает выявление процессов, в которых могут возникать злоупотребления, а также возможностей для их совершения, связанных в том числе с недостатками контрольной среды (сокрытием или занижением объектов налогообложения).

Описание налогового риска включает в себя:

— указание на потенциальное неблагоприятное внутреннее и (или) внешнее событие (факт, обстоятельство), порождающее налоговый риск;

— причину и вероятность его возникновения;

— возможные негативные последствия (ущерб), их количественную и (или) качественную оценку.

По результатам оценки налоговых рисков в организации выявляются наиболее существенные налоговые риски и принимаются решения для минимизации их посредством организации и осуществления внутреннего налогового контроля.

3.3. Процедура внутреннего налогового контроля представляет собой действия, направленные на минимизацию налоговых рисков, влияющих на достижение целей организации.

Организация может применять следующие процедурные приёмы внутреннего налогового контроля:

— оформление документов (осуществление записей в регистрах налогового учёта на основе первичных учётных документов, в том числе бухгалтерских и налоговых справок);

— подтверждение соответствия: между документами, установ-

ленным требованиям (проверка оформления первичных учётных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к налоговому учёту), взаимосвязанными фактами налогообложения;

— авторизация сделок и фактов налогообложения, обеспечивающее подтверждение правомерности их совершения;

— сверка данных (сверка расчётов организации с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности);

— разграничение полномочий (возложение полномочий по составлению первичных учётных документов, авторизации сделок, фактов и отражению их результатов в налоговом учёте на разных лиц на ограниченный период);

— надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей налогообложения (правильности осуществления сделок и фактов, выполнения налоговых учётных записей, точности отражения налоговых платежей в бюджетах, сметах, бизнес-планах, соблюдения установленных сроков составления налоговой отчетности);

— логическая и арифметическая проверка информации в ходе обработки данных о фактах налогообложения (проверка правильности оформления реквизитов документов, учтённых сумм, отчёты об ошибках и др.).

3.4. Достоверная и своевременная информация обеспечивает надлежащее осуществление внутреннего налогового контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информации для принятия решений являются базовые информационные системы организации. Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения эконо-

мического субъекта в области налогообложения. Базовая информационная система организации должна обеспечивать ведение налогового учёта и составление налоговой отчетности в соответствии с изложенными выше (п. 3.2) допущениями.

3.5. Оценка налоговой нагрузки в организации осуществляется в два этапа:

1) расчёт налоговой нагрузки;

2) сопоставление её уровня с безопасным по информации ФНС «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах (актуализировано с учётом

данных за_год в соответствии с

п. 6 приказа ФНС РФ от 30.05.07 № ММ-306/333@)».

Налоговая нагрузка организации определяется как отношение суммы уплаченных налогов к сумме выручки за вычетом НДС, акцизов и других косвенных платежей. При расчёте налоговой нагрузки в сумму уплаченных за календарный год налогов не включаются:

— страховые взносы во внебюджетные фонды (письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@; приложение № 3 к приказу № ММ-3-06/333@);

— суммы налогов, которые организация уплачивает в качестве налогового агента, кроме НДФЛ, поскольку последний учитывается при расчёте средних значений безопасной налоговой нагрузки по видам экономической деятельности (приложение № 3 к приказу № ММ-3-06/333@).

Низкая налоговая нагрузка (ниже среднего уровня по видам экономической деятельности) является одним из факторов для включения налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок (разд. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок), а также может послужить основанием для рассмотрения материалов органи-

СЕМЕНА ГИБРИДОВ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

зации на заседании комиссии по легализации налоговой базы (при налоговом органе).

3.6. Оценка системы внутреннего налогового контроля осуществляется в отношении его элементов с целью определения их действенности, а также необходимости их изменения не реже одного раза в год. Направление оценки внутреннего налогового контроля определяет руководитель или внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) организации.

Одним из способов оценки внутреннего контроля является регулярный самомониторинг, осуществляемый организацией на постоянной основе. Самомониторинг проводит руководство организации в форме регулярного наблюдения за процессом исчисления и уплаты налогов; анализа налоговой состоятельности; анализа результатов выполнения отдельных фактов налогообложения; оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной налоговой документации и других формах. Самомониторинг позволяет удостовериться в том, что система внутреннего налогового контроля обеспечивает достаточную уверенность в достижении поставленных организацией целей.

4. При организации внутреннего налогового контроля необходимо исходить из того, что:

— внутренний налоговый контроль надлежит осуществлять на всех уровнях управления организацией, во всех её подразделениях;

— полезность внутреннего налогового контроля должна быть сопоставима с затратами на его проведение.

Порядок проведения внутреннего налогового контроля, в том числе обязанности и полномочия служб и персонала организации, определяются в зависимости от характера и масштабов её экономической деятельности и особенностей системы управления.

Внутренний налоговый контроль, как правило, осуществляют:

— органы управления организацией;

— ревизионная комиссия (ревизор) организации;

— внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) организации;

— специальные должностные лица, ответственные за соблюдение правил внутреннего налогового контроля, предусмотренного федеральным законодательством.

Для осуществления внутреннего налогового контроля организация может также создать специальное подразделение (службу внутреннего налогового контроля).

5. Документирование внутреннего налогового контроля означает, что порядок его осуществления оформляется на бумажном носителе или в электронном виде. Положения, касающиеся контрольной налоговой среды организации, могут являться частью документов, определяющих:

— стратегию, цели, интересы и ценности организации, её поведение на рынке и методы (процессный, функциональный) управления ею;

— правила поведения менеджеров при наступлении различных событий, связанных с налогообложением;

— организационную структуру организации (включая место и роль подразделения, связанного с налогообложением), уровни принятия решений, штатное расписание;

— функции (процессы) подразделений организации, полномочия и ответственность их руководителей (в частности, положения об отдельных подразделениях, связанных с налогообложением);

— правила (принципы) принятия управленческих решений относительно фактов налогообложения, в том числе учётную налоговую политику организации;

Применительно к ведению налогового учёта и составлению налоговой отчетности, контрольную среду могут описывать: «Положение о бухгалтерской и налоговой службе», «Учётная налоговая политика организации», «Компетенции бухгалтерского персонала» и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведётся налоговый учёт, к порядку взаимодействия подразделений и персонала организации относительно принятия решений по вопросам налогового учёта.

Документированию налоговых рисков, как правило, предшествует достоверное описание бизнес-процессов экономической деятельности организации. Оно способствует выявлению и оценке всех существенных налоговых рисков вне зависимости от того, осуществляется ли в настоящее время в отношении них внутренний налоговый контроль.

Положения, касающиеся оценки системы внутреннего налогового контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов организации (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик).

Документация, отражающая организацию внутреннего налогового контроля, должна регулярно обновляться. Основанием для обновления могут быть результаты периодической оценки системы внутреннего налогового контроля. Хранение документации организация обеспечивает в течение разумных сроков.

6. Эффективность внутреннего налогового контроля ограничивается:

— изменением налогового законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы решений руководства экономического субъекта;

№ 9 • 2016 САХАР 37

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕГЕТАЦИЕЙ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ: эффективные ХСЗР, Щ] ЩЕЛКОВО

W Vd агрохимикаты, высококачественные семена, полный цикл агросопровождения АГРОХИМ

controlled vegetation system WWW.betaren.l"U

- превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом, включая сговор;

— возникновением ошибок в процессе принятия налоговых решений: осуществления фактов налогообложения, формирования учётной политики для целей налогообложения, ведения налогового учёта, составления налоговой отчетности.

Таким образом, осуществление внутреннего налогового контроля в организациях, в том числе на сахарных заводах, способствует повышению уровня корпоративной культуры и обеспечивает сбалансированность государственных и организационных интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Ванжула, Д.В. Совершенствование методики внутреннего налогового контроля на примере сельскохозяйственных организаций / Д.В. Ванжула, С.А. Кучеренко // Электронный научный журнал. — 2016. - № 5 (8). - С. 359-363.

2. Васильчук, Е.В. Вопросы разработки модели организации системы внутреннего налогового

контроля // Вестник Белгородского ун-та кооперации, экономики и права. - 2012. - № 1. - С. 371-377.

3. Остренко, Е.В. Система внутреннего контроля как инструмент повышения достоверности финансовой отчётности // Бухгалтерский учёт. - 2016. - № 1. -С. 87-91.

4. Сафонова, М.Ф. Развитие теории и методологии внутреннего налогового контроля и аудита как элемента экономической безопасности организации // Иннова-

ционное развитие экономики. -2016. - № 1. - С. 227-234.

5. Снегирева, Л.И. Внутренний контроль // Бухгалтерский учёт. -2014. - № 4. - С. 81-86.

6. Учётная политика для целей налогообложения: учеб. пособие / Л.В. Брянцева, А.Н. Полозова. - Воронеж : ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2016. - 166 с.

7. Чистякова, Л. Налоговый мониторинг - новая форма налогового контроля в РФ // Налоговый вестник. - 2014. - № 12. - С. 16-25.

Аннотация. Раскрыты сущность и предназначение внутреннего налогового контроля, его взаимосвязь с внутренним бухгалтерским контролем. Охарактеризованы элементы системы внутреннего налогового контроля, изложено содержание его процесса, раскрыты ограничения эффективности. Приведены характеристика документирования и порядок организации внутреннего налогового контроля.

Ключевые слова: внутренний налоговый контроль, сахарное производство, бухгалтерский и налоговый учёт, элементы внутреннего налогового контроля, налоговый риск, процедура, налоговая нагрузка, контрольная налоговая среда, документирование внутреннего налогового контроля.

Summary. The essence and purpose of internal tax control and its relationship with the internal accounting controls are disclosed. The elements of internal tax control are characterized. The content of proses of internal tax control is presented. The limits of the effectiveness of internal tax control are examined. The specific of execution of documents of internal tax control is set out. The procedures of internal tax control are described in this paper.

Keywords: internal tax control, financial and tax accounting, sugar production, elements of internal tax control, tax risk, procedure, tax burden, tax control environment, execution of documents of internal tax control.

В Курской области на модернизацию сахарных заводов направили более 2 млрд р. В реконструкцию и обновление девяти сахарных заводов Курской области во время подготовки к нынешнему производственному сезону было потрачено более 2,1 млрд р. В результате переработка свёклы может составить 30 тыс. т в сутки - на 4 тыс. т больше по сравнению с уровнем 2015 г. Из урожая сахарной свёклы 2016 г. предполагается произвести 450 тыс. т сахара - с ростом в 1,3 раза к прошлому году. Всего в этом году в области посеяли 115 тыс. га сахарной свёклы (94,5 тыс. га годом ранее).

www.kommersant.ru, 01.09.2016

Тимашевский сахарный завод привлёк кредит в 430 млн р. на реконструкцию. Поручительство банку предоставила Корпорация МСП. В рамках Программы стимулирования кредитования малого и среднего предпринимательства она предоставила поручительство банку ВТБ для финансирования

инвестиционного проекта Тимашевского сахарного завода. Сумма кредита составила 431 млн р. по ставке 11% годовых. На сегодняшний день мощности по переработке сахарной свёклы Тимашевского сахарного завода составляют 5 тыс. т в сутки. В планах компании увеличить объёмы в полтора раза -до 8 тыс. т.

www.agroinvestor.ru, 22.09.2016

За 7 месяцев текущего года инвестиции в модернизацию Бековского сахарного завода составили 85,1 млн р.

На Бековском сахарном заводе (Пензенская область) проводится реконструкция цехов, возводится здание современного сушильного отделения, увеличиваются объёмы производимой продукции, сообщает пресс-служба областного правительства.

ООО «Бековский сахарный завод» - одно из старейших и самых крупных предприятий района, здесь трудятся свыше 570 человек.

www.rossahar.ru, 4.09.2016

СЕМЕНА ГИБРИДОВ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.