ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.147 ББК 74.58
Андроник Татьяна Геннадьевна соискатель г. Сургут Andronik Tatyana Gennadievna
Post-graduate Surgut
Сущность и содержание успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей Essence and Content of the Economic Specialties Junior Students' Successful Training
В данной статье уточняется научное понятие «Успешность обучения студентов младших курсов экономических специальностей», описывается структурный состав успешности обучения, раскрываются компоненты данного структурно-уровневого образования.
This article clarifies the scientific concept of «economic specialties junior students' successful training»; describes the structural composition of the successful training; reveals the components of the structural-and-level education.
Ключевые слова: успешность обучения, факторы, влияющие на успешность обучения, компоненты успешности обучения, информационная картина мира.
Key words: successful training, factors and conditions influencing successful training, components of successful training, information picture of the world.
Повышение требований к современным специалистам экономической области, обусловленное высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, влечёт за собой необходимость принятия мер по улучшению качества вузовской подготовки, и, соответственно, повышению успешности обучения студентов. Педагогика высшей школы испытывает в настоящее время острую потребность в исследовании указанной проблемы.
Исследования по проблеме успешности обучения характеризуются большой разнородностью, базируются на различных исходных посылках и основаниях, поэтому особое внимание нами уделено изучению понятийного аппарата и конкретизации (в логической и семантической плоскости) терминологии.
Теоретико-методологической ориентацией при уточнении понятия «Успешность обучения студентов младших курсов экономических специально-
стей» нами выбран системный подход. Такой выбор объясняется статусом успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей по отношению к их профессиональной подготовке, находящихся в отношениях подсистемы к системе, т.к. «всякий его (образования) аспект, предмет, процесс следует рассматривать как некую образовательную систему» [4, С. 48]. Определение успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей как системы позволяет рассматривать целостность этого понятия по отношению к профессиональной подготовке студентов, в то же время обеспечивает изучение этих процессов в единстве.
Начало учёбы в вузе для первокурсников осложняется адаптацией к учебной деятельности, так как она существенно отличается по содержательным и организационным характеристикам от учебной деятельности в школе. Предупреждение трудностей адаптации способствует продуктивной учебной деятельности студента младшего курса и его успешности в образовательной среде вуза.
В процессе приобретения экономических специальностей студентами следует отметить возрастающую роль образования как важнейшего фактора современной социальной стратификации. Очевидна необходимость формирования нового типа личности - конкурентоспособного, который сумеет реализоваться в полную силу своих способностей и талантов.
Рассматривая психологические черты конкурентоспособной личности, Л.М. Митина [3] выделила среди её интегральных характеристик личностную направленность, компетентность, гибкость. Направленность понимается автором как «интегральная характеристика конкурентоспособной личности в любой профессиональной сфере - это система эмоционально-ценностных отношений, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в деятельности и общении» [3, С. 105]. Направленность личности проявляется в ориентации: на других (связана с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству); на себя (связана с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере труда); на предметную сторону профессии (содержание деятельности).
Современный процесс обучения в вузе подвергается влиянию множества сил и факторов. По мнению исследователей, одним из главных является фактор - развитие информационного общества. В работах Е.В. Бондаревской, Б.С.Гершунского, А.М. Новикова и др. рассматриваются следующие тенденции развития образования в условиях информационного общества:
- корреляция образования с современным уровнем научных знаний о мире и человеке с реалиями, современной культуры (встраивание образования в культуру, науку и прогрессивные технологии);
- создание информационной образовательной среды, в основе которой лежат новые информационные, коммуникационные технологии;
- гуманизация образования (в том числе создание оптимальных условий разностороннего развития личности в новой информационной образовательной среде);
- приоритетность креативности в деятельности и передача репродуктивных функций в деятельности системам обработки информации, информационным технологиям;
- развитие и углубление мировоззренческой функции информатики в образовании, которое включает формирование мировоззрения личности в информационном обществе и др.
Данные тенденции развития образования позволяют определить информационную картину мира личности студента как системообразующий компонент индивидуального мировоззрения, продукт его личностного развития благодаря социализации в инфосреде и специально организованному обучению. Главным видом информационной деятельности специалиста экономического профиля становится не накопление и хранение информации, а управление информационными потоками.
В результате проведённого анализа проблемы исследования, мы вслед за В.А. Извозчиковым, В.В. Сериковым, В.М. Симоновым и Н.Н. Хридиной, рассматриваем понятие успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей как результат целенаправленно организованного, по-
строенного на личностной основе, процесса подготовки будущего специалиста, выражающийся в единстве личностной информационной картины мира, профессионально ориентированных знаний и умений взаимодействия с информационной средой в экономической области предметной деятельности.
Успешность обучения студентов младших курсов экономических специальностей представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, включающее мотивационно-ценностный, предметно-знаниевый и операционный компоненты. Динамичность успешности обучения выражается в возможности изменения достигнутого уровня данного результата обучения.
Мотивационно-ценностный компонент - система ценностных представлений, отношений человека к профессиональной деятельности в инфоноосфере. Данный компонент характеризуется пониманием, осмыслением и принятием таких ценностей современного общества как: жизненная позиция, соотнесённая с окружающим миром, в том числе с информационной и профессиональной средой; мотивация достижения успеха; самостоятельность и ответственность; профессионализм; предпринимательство; психологическая готовность к профессиональной деятельности. Блок мотивационно-ценностных ориентаций включает:
- социально обусловленные ценности профессиональной деятельности: стремление к достижению успеха в делах, ориентация на творческие способы деятельности, наличие познавательной мотивации и стремление к саморазвитию, творчество в инфоноосфере, умения анализировать процесс и результат своей деятельности;
- личные ценности учебной деятельности: ценности-цели (возможность развивать профессионально-творческие способности и заниматься любимым делом, профессиональное самосовершенствование) и ценности-средства (творческий характер экономической деятельности, освоение профессиональных знаний, умений и навыков).
Предметно-знаниевый компонент включает:
- системное представление о месте, роли и ответственности человека за целостный мир;
- способность глобально мыслить и локально действовать согласно современному эколого-нравственному императиву (В.В. Сериков, Р. Хенви);
- знания учебного материала дисциплины с прикладным уклоном для освоения субъектами современной энерго-информационной научной картины мира, что дает возможность ориентироваться и безопасно действовать в компьютеризированном мире и технотронно-информационном обществе;
- знания основ социально-экономического развития современного информационного общества и человека и их взаимоотношений;
- знания технических и программных средств реализации информационных процессов в экономике;
- знания о роли информационной деятельности человека и современных информационных и коммуникационных технологий в развитии государства;
- знания собственных индивидуально-типологических особенностей и возможностей их использования в профессиональной деятельности.
Важным качеством личности является её готовность к самообразованию, профессиональному росту, к самореализации. Студент, владеющий системой знаний, должен видеть возможности их использования для самоопределения и самореализации в области специальности, инфоноосфере.
Операционный компонент содержит регулятивно-предписывающую информацию (обобщенные методы (системный, синергетический, информационный подходы) и приемы познания (классификация, моделирование, алгоритмизация, сравнение, конструирование гипотез и т.п.), средства информатизации, информационные технологии).
По мнению исследователя Е.В. Данильчук [1, с.23-24], информационная деятельность рассматривается как целостная структура, которая включает в себя следующие компоненты: 1) анализ исходной ситуации; 2) целеполагание (постановку цели); 3) планирование (составление программы деятельности); 4) реализацию программы (исполнительский компонент); 5) анализ деятельности и полученного результата (рефлексивно-оценочный компонент).
С позиций информационного подхода учебно-познавательная деятельность представляет собой деятельность студента, состоящую из выявления или получения информации; её преобразования; получения информации о ходе и промежуточных результатах деятельности от преподавателя или в результате самоконтроля; в случае необходимости - внесение в деятельность определенных корректив; вновь получение информации о процессе и результатах деятельности и т.д. вплоть до решения познавательной проблемы.
Владение информационными технологиями открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность процессов самообразования, даёт новые возможности для поисковой, творческой деятельности, а также для развития личности обучаемого: его способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.
Применение средств информационных технологий при изучении основ наук повышает эффективность учебного процесса в плане овладения умением самостоятельного извлечения и представления знаний, овладения общими методами познания и стратегией усвоения учебного материала [1].
Рассмотрение и изучение взаимовлияния и взаимообусловленности компонентов успешности обучения даёт основание для исследования данного понятия как сложной динамической системы, определяемой целым комплексом различных условий, которые необходимо учитывать на всех уровнях учебной деятельности.
Библиографический список
1. Данильчук, Е. В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога / В. И. Данильчук: Монография. - Москва - Волгоград : «Перемена», 2002. -114 с.
2. Заничковский, Е. Ю. Проблемы информатики - проблемы интеллектуального развития общества / Е. Ю. Заничковский // Информатика и образование. - 2004. - № 2. - С. 56.
3. Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 28 - 38.
4. Сериков, Г. Н. Образование : аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. - Курган : Изд-во «Зауралье», 1997. - С. 48.
5. Халимова, Н. М. Технология управления успешностью учения студентов / Н. М. Ха-лимова, О. З. Халимов // Российское образование в ХХ! веке: проблемы и перспективы: сборник статей Всерос. научно-практич. конф. - Пенза, 2QQ5. - С. 91 - 95.
6. Хридина, Н. Н. Понятийно-терминологический словарь: управление образованием как социальной системой / Н. Н. Хридина; М-во образования Рос. Федерации, Урал, отделение Рос. акад. образования. Рос. Гос. Проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Урал. изд-во, 2QQ3. - 381 с.
Bibliography
1. Danilchuk, E. V. Theory and Practice of a Future Teacher's Information Culture Forming / E. V. Danilchuk: Monograph. - Moscow-Volgograd: "Peremena", 2QQ2. - 114 p.
2. Khalimova, N. M. Success Management Technology of Students' Training / N. M. Khalimova, O. Z. Khalimov // Russian Education in XXIst Century: Problems and Perspectives: Collected Works of All-Russian Scientific-and- Practical Conference. - Penza, 2QQ5. - 91-95 p.
3. Khridina, N.N. Cognitive-Terminological Dictionary: Education Management as a Social System / N. N. Khridina; The Ministry of Education of the Russian Federation, Ural, Branch of the Russian Education Academy, Rus. State Prof.-Ped. University. - Yekaterinburg : Ural Publishing House, 2QQ3. - 381 p.
4. Mitina, L.M. Personal and Professional Development of a Human Being in the New Socio-Economic Conditions / L.M. Mitina // Questions of Psychology. - 1997. - № 4. - P. 28 - 38.
5. Serikov, G.N. Education: Aspects of Systemic Reflection / G.N. Serikov. - Kurgan: Zaura-lye Publishing House, 1997. - P. 48.
6. Zanichkovsky, E. Yu. Problems of Computer Science Are the Problems of Society's Intellectual Development / E. Yu. Zanichkovsky // Computer Science and Education. - 2QQ4. - № 2. - 56 p.