Научная статья на тему 'Сущность и содержание понятия "профессионально-деловое общение"'

Сущность и содержание понятия "профессионально-деловое общение" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4664
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / BUSINESS COMMUNICATION / PROFESSIONAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL AND BUSINESS COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корепанова Вероника Витальевна

В статье проводится анализ понятий «деловое общение», «профессиональное общение». Дается характеристика термина «профессионально-деловое общение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND THE CONTENT OF THE TERM "PROFESSIONAL AND BUSINESS COMMUNICATION"

The article analyzes the definitions of «business communication», «professional communication». Characteristics of the concept «professional and business communication» are defined here.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание понятия "профессионально-деловое общение"»

В.В. Корепанова Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева

УДК 378.016

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»

Аннотация

В статье проводится анализ понятий «деловое общение», «профессиональное общение». Дается характеристика термина «профессионально-деловое общение».

Ключевые слова: деловое общение, профессиональное общение, профессионально-деловое общение.

V.V. Korepanova

Kurgan State Agricultural Academy by T.S. Maltsev

THE ESSENCE AND THE CONTENT OF THE TERM «PROFESSIONAL AND BUSINESS COMMUNICATION»

Annotation

The article analyzes the definitions of «business communication», «professional communication». Characteristics of the concept «professional and business communication» are defined here.

Keywords: business communication, professional communication, professional and business communication.

Проведенный учеными анализ форм общения по потребностям, удовлетворяемым в его процессе, привел к выводу, что полноценность такого общения может зависеть от социального слоя, возрастной категории, наличия общих интересов. В этой связи были выделены такие формы общения, как деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

В современных условиях иноязычная подготовка призвана обеспечить студентов знаниями, навыками и умениями в различных видах речевой коммуникации, комплексом компетенций, необходимых для их профессиональной деятельности, в связи с чем встает вопрос об обучении студентов профессионально-деловому общению на иностранном языке. Обучению профессионально-деловому общению на иностранном языке специалистов разного профиля посвящены ра-

боты Т.Н. Астафуровой, Е.В. Вешкина, Т.Б Лесохиной, О.Г. Поляковой, В.Б. Кашкина, Л.Ф. Манякиной, Т.Б. Назаровой, Т.С. Самохиной, И.М. Подгайской и др.

Деловое общение, представляющее собой психологическое взаимодействие людей, направленное на реализацию задач, стоящих перед ними в их совместной деятельности [1], определяют как общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.[2]. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей [3].

Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в таком общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта. Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела. Основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество.

Деловое общение принято разделять на официальное и неофициальное. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками служебных задач. Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме, чтобы этого не произошло, прибегают к неформальному общению, что позволяет разнообразить тематику, вызвать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора.

Исследователи выделяют, что деловое общение может проявляться в различных формах:

- деловая беседа, коммерческие переговоры, деловое совещание, деловой телефонный разговор, приём и общение с посетителями (Ф.А. Кузин);

- деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, деловые дискуссии (Л.Д. Столяренко);

- деловые беседы (переговоры, совещания, «круглые столы», дискуссии, дебаты, прения); деловые встречи (групповые и с глазу на глаз); публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия, самопрезентации и т.п.); собрания; пресс-конференции (брифинги); деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты; собеседования (например, при приеме на работу); общение через средства массовой информации (по телефону, через Интернет, по обычной или электронной почте.) и др. (И.И. Аминов).

Деловое общение преследует реализацию ряда функций, среди которых можно отметить такие, как поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий, обмен информацией, контроль начатых мероприятий, взаимное общение работников из одной деловой среды, поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов, а также поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран.

Понятие «деловое общение» шире понятия «профессиональное общение», так как, во-первых, профессиональное общение всегда является деловым; во-вторых, в деловом общении могут участвовать представители различных профессиональных групп, каждый из которых говорит на своем профессиональном языке и решает свои специфические задачи, но вынуж-

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 8

113

ден контактировать с представителями других профессиональных групп для их решения.

Профессиональное общение рассматривается как общение специалиста на работе, во время выполнения своих профессиональных обязанностей, а также общение специалистов между собой [4], т.е. при профессиональном общении взаимодействуют субъекты однородных профессиональных групп, употребляющие принятую в их сфере терминологию и решающие единые профессиональные задачи. Они должны соблюдать правила речевого поведения, уметь употреблять устойчивые этикетные формулы, иметь определенные коммуникативные способности. Соответственно проблема профессионального общения в научной литературе рассматривается в основном в аспектах различной профессиональной деятельности: профессионального общения психолога (Е.Л. Доценко), профессионального общения специалиста социальной сферы (Н.Н. Еговцева), также рассматриваются особенности профессионального общения работников органов правопорядка, медицинского работника, юриста, журналиста и т. д.

Профессионально-деловое общение определяется как устное и письменное коммуникативно-речевое взаимодействие между людьми, целью которого является решение профессиональных задач [5].

Профессионально-деловое общение характеризуют исходя из нескольких аспектов [5]:

- по характеру пространственно-временных отношений профессионально-деловое общение может быть как непосредственным (устное общение), так и опосредованным (письменное общение); устное профессионально-деловое общение подкреплено невербальными средствами (мимикой, жестами), в письменном профессионально-деловом общении такое подкрепление отсутствует; устное профессионально-деловое общение протекает в контексте ситуаций, где возможны пропуски информативных элементов, которые легко восстановить; в письменном профессионально-деловом общении нет такой возможности, поэтому информация должна быть изложена как можно подробнее;

- по критерию «род общения» это предварительно спланированное, подготовленное общение, нацеленное на достижение результата;

- по составу участников выделяют межличностную коммуникацию, общение в малой группе, межгрупповое общение;

- по типу и направлению социальных отношений различают симметричное общение (между сотрудниками одной организации, занимающими одинаковое служебное положение, между фирмами партнерами, занимающими одинаковое положение в системе профессиональной деятельности); асимметричное (между более профессионально компетентным сотрудником, отличающимся по должности и другими сотрудниками);

- по степени подготовленности коммуникантов;

- по отношению к практической деятельности профессионально-деловое общение определяют как включенное в практическую деятельность людей;

- по фиксированности темы профессионально-деловое общение характеризуется четко очерченным кругом проблем.

Профессионально-деловое общение имеет специфические характеристики, отличающие его от других видов общения. Среди наиболее важных необходимо назвать стандартизированность, которая проявляется в использовании речевых клише, особых групп

производных предлогов, в использовании определенных логико-смысловых схем. Немаловажна смысловая точность, обеспечивающаяся терминологической лексикой, ограниченным употреблением синонимов. Логическое изложение проявляется через четко структурированные конструкции. Экономичность обуславливается лаконизмом, высокой информативной содержательностью. Нейтральность достигается использованием нейтральной лексики, отсутствием экспрессии, исключением жаргонизмов и просторечных выражений.

Профессионально-деловое общение нацелено на реализацию основных функций [5]:

- трансляционная - общение используется для передачи конкретных способов профессиональной деятельности и профессионального взаимодействия, а также профессионально значимых знаний, в том числе оценок, мнений, суждений;

- инструментальная - общение выступает как социально-психологический механизм управления поведением и деятельностью партнеров по общению;

- интегративная - общение выступает основой объединения партнеров в рамках профессионального взаимодействия;

- функция самовыражения - за счет общения возникает возможность самораскрытия и самоутверждения;

- экспрессивная - благодаря общению партнеры могут выразить эмоциональные переживания и характер отношения к деятельности и друг к другу.

Сформированность навыков профессионально-делового общения позволит будущим специалистам успешно ориентироваться в сфере профессиональной деятельности, взаимодействовать между собой и решать профессиональные проблемы, даст возможность стать профессионалом в своём деле.

Список литературы

1. Хрящева Н.Ю. Деловое общение руководителя. - Л.: Знание, 1990. - 14 с.

2. Леонов Н.И. Психология делового общения: Учебное пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 216 с.

3.Столяренок Л.Д. Психология делового общения и управления: Учебник для среднего профессионального образования. - 5-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 416 с.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Изд-во «Речь», 2003. - 304 с.

5. Куриленко В.Б. Инновации в обучении культуре письменной профессионально-деловой речи: Учебное пособие.

- М.: РУДН, 2008. - 247 с.

114

Вестник КГУ, 2012. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.