1УДК 373.3.016:371.382 ББК 74.202.5:74.100.58
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
«ПРАГМАТИКА ОБЩЕНИЯ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОБУЧЕНИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИГРОВЫМ СТРАТЕГИЯМ
П. В. Коновалова
Статья посвящена раскрытию сущности и содержания понятия «прагматика общения» применительно к обучению младших школьников игровым стратегиям. Обучение прагматическому аспекту общения является существенным компонентом процесса формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке. В данной статье рассмотрены основные составляющие прагматической компетенции и прагматического аспекта общения, уделено особое внимание психологическому аспекту формирования прагматической компетенции в младшей школе, дана характеристика игровой деятельности, отмечена важность владения учителем иностранного языка прагматической компетенцией для успешного достижению целей общения в учебной игровой деятельности младших школьников. Также предложена система упражнений, способствующая формированию прагматического аспекта общения.
Ключевые слова: прагматическая компетенция, прагматический аспект общения, игровые стратегии, начальная школа, младшие школьники.
THE SUBJECT MATTER AND THE CONTENT OF "PRAGMATICS OF COMMUNICATION" IN THE PROCESS OF GAME STRATEGY ACQUISITION BY YOUNG LEARNERS
P. V. Konovalova
The article is devoted to description of the subject matter and the content of "pragmatics of communication" which is used in the process of game strategy acquisition by young learners. Teaching of pragmatic aspect of communication is an essential component of communicative competence formation in a foreign language. This article describes the main components of pragmatic competence and pragmatic aspect of communication. The author paid special attention to the psychological aspects of pragmatic competence formation at elementary school and gave the characteristic of the gaming activities. Moreover, the author mentioned that for a foreign language teacher it's important to have pragmatic competence to successfully achieve the purposes of communication in the process of educational gaming activities of young learners. In the article there is a system of exercises which is helpful for the formation of the pragmatic aspect of communication.
Keywords: pragmatic competence, pragmatic aspect of communication, game strategies, primary school, young learners.
В современных условиях развития международных отношений возникает необходимость изучения иностранных языков, начиная с младших классов. Когда ребенок только приходит в школу, его речь активно формируется как на родном, так и на иностранном языке. Важнейшей характеристикой речи является ее прагматическая направленность.
Одним из путей решения проблемы формирования прагматического аспекта общения у
младших школьников является вовлечение обучающихся в игровую деятельность, условия организации которой требуют от обучающихся высокого уровня сформированности прагматической компетенции. Невозможно представить процесс общения без владения прагматическим аспектом коммуникации, который определяет успешность решения задач взаимодействия.
Цель данной статьи - рассмотреть сущностную характеристику понятия «прагматическая
компетенция» применительно к процессу овладения игровыми стратегиями младшими школьниками.
Прагматический аспект общения подразумевает передачу следующих составляющих:
• передачу отношения к собеседнику;
• передачу отношения к предмету обсуждения;
• передачу социокультурной направленности высказывания;
• передачу подтекста высказывания [1].
Обучение прагматическому аспекту общения является существенным компонентом процесса формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке. Важнейшей составляющей коммуникативной компетенции является прагматическая компетенция, которая рассматривается в современной методике как совокупность знаний, правил построения высказываний, их объединения в текст (дискурс), умения использовать высказывания для различных коммуникативных функций, умения строить высказывания на иностранном языке в соответствии с особенностями взаимодействия коммуникантов. Выражается в способности построения высказывания в соответствии с коммуникативной и прагматической целью. Прагматическую компетенцию составляют:
• знание правил построения высказывания, их объединения в текст (компетенция дискурса);
• умение использовать высказывания для выполнения различных коммуникативных функций (функциональная компетенция);
• умение последовательно строить высказывание в соответствии со схемами взаимодействия (компетенция схематического построения речи).
Для успешного формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе применения игровых стратегий на уроках иностранного языка необходимо соблюдение следующих условий: создание комфортной среды, благоприятной эмоциональной атмосферы для всех участников игровой деятельности; использование поэтапной системы заданий, ориентированной на развитие прагматического аспекта общения в процессе овладения игровыми стратегиями; формирование положительной мотивации к процессу обучения прагматике обще-
ния; применение когнитивно-коммуникативных технологий, способствующих овладению прагматическим аспектом общения; реализация взаимосвязей учебной и игровой деятельности.
Прагматическая компетенция является комплексным понятием, отражающим психологические, лингвистические и социокультурные аспекты общения.
Исследованием проблемы обучения прагматическому аспекту общения школьников занимались такие ученые, как Е. И. Пассов, С. В. Павлова, Н. А. Тарасюк, Е. А. Соловьева и др.
Применительно к процессу формирования прагматической компетенции у младших школьников особенно значимым является психологический аспект формирования данного феномена. Общение для младших школьников является каналом познания, воспитания, обучения, посредством которого происходит развитие личности ребенка.
В процессе передачи прагматического аспекта общения устанавливаются и развиваются контакты между младшими школьниками (межличностное общение) и группами младших школьников (межгрупповое общение), порождаемые потребностями совместной деятельности. Прагматические аспекты общения младших школьников в игровой деятельности способствуют реализации трех составляющих общения:
• обмен информацией;
• обмен действиями;
• восприятие и понимание партнера.
Процесс формирования прагматической
компетенции у них способствует не только овладению языковыми средствами, но и формирует у младших школьников способы мыслительной деятельности, а также способствует овладению моделями поведения через выполнение проблемных задач в игровой интерактивной деятельности. «Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности» [2, с. 33].
Формирование прагматической компетенции в младшей школе предусматривает овладение вербальными и невербальными средствами. Среди невербальных средств особенно значимыми в игровой деятельности выступают следующие:
• кинетические (мимика, жесты, пантомимика);
• паралингвистические (тембр, сила, громкость голоса, тональность общения);
• экстралингвистические (расстановка пауз, темп и т. д.);
• пространственно-временные (взаимное расположение собеседников, временная задержка в начале общения и др.) [3, с. 231].
Владение учителем иностранного языка прагматической компетенцией способствует достижению целей общения в учебной игровой деятельности младших школьников, которую он организует. В учебной деятельности необходимо различать общение педагога с учащимися, где проявляется индивидуальный стиль деятельности учителя и отношение учеников к педагогу и общение между учащимися, которое в значительной мере определяет интерес к современной деятельности, мотивацию, коллективные устремления.
Если психологическая составляющая прагматического аспекта общения в речи учителя передана верно, то задачи, которые решаются в процессе коммуникации на уроке, будут достигнуты и взаимодействие с обучающимися будет иметь неформальный характер. В связи с этим речь учителя должна быть эмоциональной, обращенной, выразительной и характеризоваться прагматической направленностью. Следует также отметить, что младшие школьники овладевают прагматической компетенцией не только посредством взаимодействия, общения с учителем, но и посредством осуществления взаимодействия друг с другом.
Игра обладает высоким уровнем значимости для младших школьников, так как является эмоционально-смысловой доминантой общения детского типа, наряду с познанием и деятельностью, основными сферами жизнедеятельности младших школьников. Доминанта определяет содержание и характер общения детей младшего школьного возраста со всеми категориями партнеров (с учителем, одноклассниками, старшеклассниками, родителями) [4, с. 112].
Основные направления, по которым происходит реализация игровых стратегий на уроках иностранного языка, следующие:
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [2, с. 33].
Игровая деятельность играет очень важную роль в обучении младших школьников. Участник игры в ней выступает в двойной, субъек-тно-объектной позиции: относясь к другому, воздействуя на него, он в то же время отражает участника в своем сознании, воспринимает, «впитывает» его идеи, суждения, чувства, вырабатывает одновременно и свое к ним отношение [3, с. 233].
Процесс формирования прагматической компетенции в ходе овладения игровыми стратегиями позволяет младшим школьникам овладеть наиболее значимыми моделями речевого поведения.
В процессе реализации игровых стратегий младшие школьники осуществляют различные речевые акты, то есть речевое поведение, которое совершается в соответствии с правилами, принятыми в обществе, и которое характеризуются целеустремленностью, намеренностью и конвенциональностью. Причем намеренность -это коммуникативная установка; целеустремленность - потребность воздействовать на собеседника посредством экспрессивных средств передачи и оценки информации, а конвенциональ-ность - соответствие речевого акта социорече-вым нормам, установившимся в обществе [5].
Процесс обучения прагматическому аспекту общения осуществляется на основе реализации системы упражнений:
1. Посмотрите видеоролик, демонстрирующий игровые стратегии в странах изучаемого языка и определите основное коммуникативное намерение (привлечь внимание, установить взаимодействие, продолжить общение), также определите средства прагматики его выражения в игровой деятельности.
2. Оцените, насколько адекватно участники игровой деятельности используют средства прагматики целям общения.
3. Какая из следующих реплик диалога, устанавливающих контакт между партнерами игровой деятельности, является наиболее удачной или неудачной в представленной игровой ситуации.
4. Проанализируйте диалог, сделайте прогноз относительно дальнейшего поведения партнеров игровой деятельности и предложите свой вариант развития игровой деятельности с использованием средств прагматики общения.
5. Проанализируйте игровую ситуацию и определите, какую цель преследует каждый из участников игровой деятельности.
6. Прослушайте правила и условия игры и предложите средства прагматики, которые могут быть использованы для реализации возможных игровых стратегий.
7. Проанализируйте игровую деятельность и найдите несоответствия в использовании прагматических средств и устраните их.
Таким образом, прагматическая компетенция в процессе овладения игровыми стратегиями рассматривается как способность учащихся эффективно передавать все составляющие прагматического аспекта общения: передачу отношения к собеседнику, передачу отношения к предмету обсуждения, передачу социокультурной направленности высказывания, передачу подтекста высказывания с целью реализации проблемных задач, которые решаются в процессе вербального и невербального общения с учащимися и учителем.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тарасюк, Н. А. Иностранный язык для дошкольников: Уроки общения (на примере ан-
глийского языка) [Текст] / Н. А. Тарасюк. -М.: Флинта: Наука, 1999. - С. 105-109.
2. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика [Текст] / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - С. 30-34.
3. Каган, М. С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений [Текст] / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - С. 231-235.
4. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А. В. Мудрик. - М.: Пед. о-во России, 2001. - С. 112-115.
5. Конецкая, В. П. Социология коммуникации [Текст] / М. С. Конецкая. - М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. - С. 114116.
REFERENCES
1. Tarasyuk N. A. Inostrannyy yazyk dlya doshkol-nikov: Uroki obshcheniya (na primere angliysk-ogo yazyka) [Foreign language for preschool children: Communication lessons (by the example of the English language)]. Moscow: Flin-ta: Nauka, 1999, pp. 105-109.
2. Lobanova E. A. Doshkolnaya pedagogika (Preschool pedagogy). Balashov: Nikolaev, 2005, pp.30-34.
3. Kagan M. S. Mir obshcheniya: problemy mezh-subyektnykh otnosheniy (The world of communication: problems of multicultural relationships). Moscow: Politizdat, 1988, pp. 231-235.
4. Mudrik A. V. Obshchenie v protsesse vospitani-ya (Communication in the process of education). Moscow: Ped. o-vo Rossii, 2001, pp. 112-115.
5. Konetskaya V. P. Sotsiologiya kommunikatsii (Sociology of communication). Moscow: Mezh-dunar. un-t Biznesa i Upravleniya, 1997, pp. 114-116.
Коновалова Полина Валентиновна, аспирантка кафедры теории и практики межкультурной коммуникации Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова e-mail: [email protected]
Konovalova Polina V., Post-Graduate Student, Department of Theory and Practice of Intercultural Communication, Sholokhov Moscow State University for the Humanities e-mail: [email protected]