Научная статья на тему 'Сущность и содержание понятия «Парадигма» в контексте парадигмального подхода'

Сущность и содержание понятия «Парадигма» в контексте парадигмального подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3256
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ПАРАДИГМАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / ПАРАДИГМАЛЬ-НЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PARADIGM / PEDAGOGICAL PARADIGM / PARADIGMATIC FRAMEWORK / PARADIGMATIC APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нордман Ирина Борисовна

В статье показаны возникновение и процесс формирования научной парадигмы с древнейших времен до современного периода, прослеживается смена парадигм в науке. Предприняты попытки раскрыть сущность и содержание понятия «парадигма», необходимые для осуществления парадигмального подхода к процессам развития образования. Раскрыты составляющие образовательного процесса, образующие педагогическую парадигму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF THE PARADIGM CONCEPT IN THE CONTEXT OF PARADIGMATIC APPROACH

The article shows the emergence and the process of formation of a scientific paradigm from ancient times to the modern period. The paradigm shift in science is traced. The author attempts to reveal the essence and content of the concept of "paradigm ", necessary for the implementation of paradigmatic approach to the process of education development. The components of the educational process forming the pedagogical paradigm are shown.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание понятия «Парадигма» в контексте парадигмального подхода»

УДК 378.01 Нордман Ирина Борисовна

старший преподаватель кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПАРАДИГМА» В КОНТЕКСТЕ

ПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА

Nordman Irina Borisovna

Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

ESSENCE AND CONTENT OF THE PARADIGM CONCEPT IN THE CONTEXT OF PARADIGMATIC APPROACH

Аннотация:

В статье показаны возникновение и процесс формирования научной парадигмы с древнейших времен до современного периода, прослеживается смена парадигм в науке. Предприняты попытки раскрыть сущность и содержание понятия «парадигма», необходимые для осуществления парадиг-мального подхода к процессам развития образования. Раскрыты составляющие образовательного процесса, образующие педагогическую парадигму.

Ключевые слова:

парадигма образования, педагогическая парадигма, парадигмальная установка, парадигмаль-ный подход, образовательный процесс.

Summary:

The article shows the emergence and the process of formation of a scientific paradigm from ancient times to the modern period. The paradigm shift in science is traced. The author attempts to reveal the essence and content of the concept of "paradigm ", necessary for the implementation of paradigmatic approach to the process of education development. The components of the educational process forming the pedagogical paradigm are shown.

Keywords:

educational paradigm, pedagogical paradigm, paradigmatic framework, paradigmatic approach, educational process.

Понятие парадигмы имело большое значение на протяжении всего периода существования общества для описания процесса развития общественного сознания, в частности науки и культуры, состоящего в накоплении количественных изменений, которые впоследствии перешли в качественные, представляя собой научно-техническую революцию.

Научная парадигма (от греч. paradeigma - пример) появляется и устанавливается постепенно, находя поддержку у увеличивающегося количества ученых. С течением времени она становится нормой восприятия мира и соответственно представляет собой достижения науки, находящие признание у научного сообщества в определенный период времени и являющиеся моделью новых научных исследований. В целом парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, пользующихся всеобщим признанием и в течение какого-то времени направляющих научное исследование [1].

Изначально слово «парадигма» использовалось в лингвистике (для обозначения образца склонения или спряжения) и риторике (для обозначения примера, взятого из истории и приведенного с целью сравнения). С течением времени, а именно с конца 60-х гг. XX в. термин «парадигма» стал использоваться преимущественно в философии и социологии, обозначая систему взаимосвязанных по определенным правилам идей, взглядов и понятий, исходную концептуальную схему, модель постановки и решения проблемы, а также методы исследования, используемые научным сообществом в определенный исторический период. Создателями парадигмы, учеными, не просто формулируется некоторая теория или закон; ими при этом решаются одна или несколько важных научных проблем или вопросов и предлагается алгоритм действий для их решения. Затем оригинальный опыт создателей парадигмы в усовершенствованном виде входит в учебники, по которым следующее поколение ученых усваивает науку. Отметим, что парадигма, задавая восприятие мира, определяет круг существующих проблем, предписывая пути и способы их решения; при этом сторонниками данной парадигмы не рассматриваются вопросы и проблемы, выходящие за рамки указанного круга. Парадигма одновременно определяет возможные методы решения указанных проблем и, как следствие, определяет тип результатов, получаемых в процессе эмпирических исследований. Можно сказать, что парадигма определяет научную традицию.

Понятие парадигмы неразрывно связано с определенным научным сообществом: можно утверждать, что парадигма - это концептуальная схема и идеи, принимаемые научным сообществом; научное сообщество является сообществом ученых, принимающих определенную парадигму. Вследствие того, что в древности наукой занимались разрозненные ученые и практически

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

отсутствовала возможность общения между ними и, следовательно, существования научного сообщества, это, в свою очередь, не давало возможности сформировать общую научную парадигму. Хотя некое подобие парадигмы все же можно проследить, обращаясь к античному периоду развития науки, в частности к работам философов Древней Греции (атомное строение вещества Демокрита, явление электризации Фалеса, основы механики и гидростатики Архимеда, схема устройства мироздания Птолемея), поскольку общим для античных ученых являлось представление о целостности мира. Но истинным основателем античной парадигмы считается Аристотель, поскольку он дал первое систематическое изложение всех естественно-научных концепций своего времени [2, с. 135]. Таким образом, школа Аристотеля смогла стать научным сообществом, сформировавшим античную научную парадигму, которая просуществовала почти без изменений до XVI в.

Научную парадигму Аристотеля сменила так называемая парадигма невесомых. Большинство природных явлений рассматривались в данной парадигме через представление о тонких невесомых субстанциях с определенными физическими свойствами. Но уже в это время начала зарождаться парадигма классической науки, представителями которой являлись Рене Декарт, Френсис Бэкон, Джон Дальтон, Исаак Ньютон, окончательно сформировавшаяся к началу XX в., в основе которой лежал принцип причинности, предполагающий полное и однозначное вытекание следствий из порождающих его причин. Отличие же современной научной парадигмы от классической заключается в признании принципиальной неоднозначности вытекающих из причины следствий.

Как видно из изложенного выше, на протяжении всей истории развития науки неизбежным результатом являлась смена одной парадигмы другой, наиболее полно отражающей на определенный момент состояние развития науки и культуры как части общественного сознания.

Понятие парадигмы в педагогике всегда играло ключевую роль в парадигмальном подходе к процессам образования и воспитания. Парадигма в педагогике определяется как исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в области образования [3], а также как совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний (регулятивов) [4]. Существующие определения ни в коем случае не противоречат, а скорее дополняют друг друга, наиболее полно раскрывая глубокий смысл названного выше понятия.

Современная точка зрения предполагает рассмотрение образовательной парадигмы как системно организованного культурного образца и модели постановки общих целей и задач образования, практических путей, средств и способов их успешного решения, обоснованных в той или иной концепции эмпирического или теоретического типа, разделяемых некоторым профессиональным множеством приверженцев в лице различных специалистов сферы образования [5].

Образовательная парадигма включает такие составляющие педагогического процесса, как его ценности, мотивы осуществления и направленность, цели, взаимоотношения субъектов, содержание, технологии. Парадигмальные установки могут быть разнонаправленными в зависимости от определенной парадигмы образования.

Так, ценностные ориентации образования определяют направление педагогического процесса для реализации общественного производства или для самореализации, для построения собственной карьеры. Целями образовательного процесса могут быть как стремление приобрести как можно больший объем научных знаний, так и стремление освоить не столько сами знания, сколько основы человеческой культуры, если рассматривать образование как процесс, осуществляемый в течение всей жизни.

Важным компонентом являются также мотивы осуществления образовательного процесса, где освоение образовательных программ может восприниматься учащимися как обязанность, а передача знаний в процессе обучения рассматриваться педагогом как исполнение профессиональных функций. Или же, напротив, имеет место двусторонняя заинтересованность в процессе образования: со стороны учащегося - в достижении результатов, со стороны педагога - в личностном и профессиональном развитии учащихся. Сюда же относятся нормы осуществления образовательного процесса, где ответственность за результат обучения могут принимать на себя как педагог, так и учащийся. В роли участников образовательного процесса возможно рассматривать педагога как источника передачи знаний либо как субъекта, обеспечивающего условия для их самостоятельного усвоения, а учащегося - как пассивного либо как активного участника процесса образования.

Формами и методами образовательного процесса могут выступать иерархический и авторитарный при стабильной структуре учебных дисциплин и формах организации процесса образования, ориентированного на аудиторные занятия при определяющей роли педагога или же, напротив, демократичные методы при динамичной структуре дисциплин и формах организации процесса образования, ориентированного на самостоятельную работу обучающихся.

Средством реализации целей образовательного процесса может являться классический учебник. Он же может дополняться либо замещаться электронными учебно-методическими комплексами, основанными на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Контроль и оценка учебной деятельности могут либо осуществляться преимущественно педагогом, либо смещаться в сторону самоконтроля и самооценки обучающихся.

Исходя из изложенного выше, можно признать формирование новой образовательной парадигмы в случае наличия исходных идей и «дисциплинарных матриц», включающих в свой состав определенные системы ценностей, построенные на их основе конкретные концепции и технологии, а также последующие практические воплощения этих концепций сторонниками и последователями [6, с. 314]. Детальное рассмотрение сущности и содержания понятия «парадигма» необходимо для исследования развития образовательных процессов на основе парадигмального подхода.

Ссылки:

1. Философия : энцикл. слов. / под ред. А.А. Ивина. М., 2004. 1072 с.

2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / пер. с польск. М., 1990. 351 с.

3. Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. М., 2010. Т. 1-4. 2816 с.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000. 175 с.

5. Агапова Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры) : монография. Рязань, 2008. 364 с.

6. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.