Научная статья на тему 'Сущность и содержание педагогической диагностики'

Сущность и содержание педагогической диагностики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4194
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
синергетика / педагогическая диагностика / психодиагностика / система / функция / роль / модель
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание педагогической диагностики»

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДИАГНОСТИКИ

Рожков Н.Т. кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра русского языка и педагогики,

ФГБОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-УНПК»

Ключевые слова: синергетика, педагогическая диагностика, психодиагностика, система, функция, роль, модель

В настоящее время педагогическая диагностика рассматривается как составной компонент профессиональной деятельности педагога. Выявление её сущности, содержания, методов, особенностей и условий на современном этапе является одним из важнейших направлений совершенствования воспитательной работы во всех типах школ.

В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом исследования таких ученых, как В.С. Аванесов, А.С. Белкин, А.И. Кочетов, В.В. Беликова и др. Так, в представлении В.С. Аванесова [1], педагогическая диагностика - это система специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленная на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения. Систему диагностической деятельности образуют цели и методы диагностики, результаты и интерпретация результатов, кадры и учреждения, занимающиеся диагностикой и, что обязательно, гуманным применением результатов диагностики в образовательном процессе. По его мнению, предметом педагогической диагностики является измерение (оценка) интересующих свойств личности, включенной в образовательный процесс. Он считает, что эта диагностика является, или должна являться, (там, где она ещё не используется) частью педагогической практики и теории, т.е. педагогики. В тоже время, В.В. Беликова рассматривает педагогическую диагностику как познавательно-преобразующую деятельность по распознаванию и учёту индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса, их обученности, воспитанности, развития, образованности, направленную на достижение уровня образованности, соответствующего современным требованиям, потребностям личности, общества, государства [2].

В понятие «педагогическая диагностика» исследователи вкладывают смысл и её содержание: во-первых, диагностика осуществляется для педагогических целей, т.е. она ориентирована на получение информации о том, как повысить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности учащегося; во-вторых, она позволяет получить информацию о

качестве педагогической деятельности; в-третьих, она осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику деятельности педагога; в-четвертых, с помощью педагогической диагностики совершенствуются контрольно-аналитические и оценочные функции педагогической деятельности; в-пятых, средства и методы педагогической диагностики могут быть трансформированы в средства и методы обучения и воспитания.

Для того чтобы понять сущность и особенности педагогической диагностики, следует провести сравнение между работой врача и педагога. Как известно, врач начинает свою деятельность с выяснения причин болезненных симптомов пациента, прогнозирует течение болезни и ее возможные последствия для больного, и с учетом медицинского заключения (диагноза) назначает лечение. Аналогично, педагог также в начале своей работы с воспитанником внимательно и обстоятельно изучает социально-педагогические условия его прежнего формирования и развития, устанавливает причины и факторы негативных образований, их характер. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии воспитанника и их последствия для него с учетом спроектированной программы психолого-педагогической коррекции его трудности (неблагополучия). Как заметила В.В. Беликова, педагогическая диагностика оказывает значительное влияние не только на результат, но и на ход обучения и воспитания, поскольку обеспечивает распознавание индивидуальных и групповых особенностей образованности, обученности, воспитанности, развития учащихся (воспитанников), на основе анализа которых вырабатываются пути совершенствования образовательного процесса [2]. Иначе говоря, педагогическая диагностика осуществляется с целью изучения не только внешних, но и внутренних факторов, влияющих на развитие и формирование личности. При этом в диагностике важно не только увидеть сам результат, но и выстроить динамику его изменения.

Здесь важно подчеркнуть, что между педагогической диагностикой и психодиагностикой существует ряд различий. Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного заключения о наличном психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству. Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей). Психодиагностика выступает как совокупность способов и средств определения индивидуально-психологических характеристик личности [3, с.304]. Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные её стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена не только на распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса, но, прежде всего, на результаты формирования личности воспи-

танника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса. В этой связи, справедливым является утверждение В.В. Беликовой о том, что в отличие от психолога, фиксирующего состояние межличностных отношений, задача педагога состоит в выявлении и создании педагогических условий для формирования и развития межличностных отношений в учебной группе в интересах её сплочения и решения педагогических задач. Постоянная обратная связь или информационное обеспечение необходимо на всем протяжении воспитательной работы для анализа её результативности и корректировки [2].

Между тем, многие исследователи под педагогической диагностикой понимают сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника, но не пытаются раскрыть данную систему, утверждая, что такая диагностика имеет прямое отношение ко всем компонентам деятельности педагога. Эти трудности, прежде всего, связаны с современной трактовкой понятия личность.

В неопедагогике [4] личность и её природа раскрываются через системно-ролевую закономерность. Человек становится личностью не иначе, как осваивая и выполняя объективную систему социальных ролей: в семье -семейных, в профессионально-трудовой сфере - профессионально-трудовых, в обществе - гражданских, в мире - интерсоциальных, в «Я - сфере» -эгосферных [см. табл.1]. Личность - это социальная сущность конкретного человека, которая выражается в качестве освоения им системы социальных ролей. От качества такого выполнения зависит синергетизм личности - её социальная дееспособность. Эффект воспитания достигается не воздействием, а синергетизмом воспитательного взаимодействия педагога и учащихся». Такой эффект одновременно зависит от следующих начал - синерге-тического состояния психики личности (в первую очередь её психологической готовности к адекватным реакциям, действиям), способности личности к тому или иному действию, обусловленной её опытом, а также от наличия синергетического контактного взаимодействия педагога и ученика.

Автор неопедагогики доказывает, что педагогическая деятельность представляет собой систему функций (однородных и повторяющихся действий, необходимых для достижения цели воспитания, обучения), которые находятся в синергетическом взаимодействии. С функциями генетически связаны методы - способы их выполнения; критерии указывают на качество реализации функций, а компоненты педмастерства - это мера готовности и способности педагога к реализации этих функций [5, с.150]. Он утверждает, что самовоспитательная деятельность личности учащегося тоже имеет системно-функциональную природу и структуру и подчиняется системно-функциональной закономерности. Самосовершенствуясь, учащийся реализует такие же функции, как и педагог, но которые для него являются функ-

Таблица 1

СИСТЕМНО-РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ _(по Н.М.Таланчуку)_

Сферы Социальные роли личности Задачи воспитания и самовоспитания Критерии воспитанности личности

С Е М Ь Я 1.Сыновне-дочерняя 2.Супружеская Формирование сыновне-дочернего долга Формирование супружеской культуры Сыновне-дочерний долг и ответственность Супружеская культура

З.Отцовско-материнская Формирование педагогической культуры Педагогическая родительская культура

К О Л Л Е К Т И В 4.Профессионально-трудовая 5.Экономическая б.Организаторско-самоуправленческая 7.Коммуникативная Формирование профессиональных знаний и умений Формирование экономической культуры Формирование умений самоорганизации и самоуправления Формирование культуры общения Профессиональное мастерство и культура Экономическая культура Культура самоорганизации и самоуправления в коллективе Коммуникативная культура

8.Экологическая Формирование экологической культуры Экологическая культура

О Б Щ Е С Т В О 9.Патриотическая 10.Национально-интернациональная 11.Классово-интерклас совая 12.Политическая Воспитание патриотизма Воспитание национально-интернациональной культуры Воспитание классово-интер классовой культуры Воспитание политической культуры Патриотизм Национально-интернациональная культура Классово-интерклас совая культура Политическая культура

13.Морально-правовая Воспитание морально-право вой культуры Морально-правовая культура

М И Р 14.Геосоциальные и интерсоциальные Интерсоциальное воспитание и самовоспитание Интерсоциальная культура личности как гражданина мира

Я С Ф Е Р А 15.Субъект материальных потребностей 16.Субъект духовных потребностей 17.Субъект познания и учения 18.Субъект самовоспитания Воспитание культуры материальных потребностей Воспитание культуры духовных потребностей Формирование культуры учения Формирование культуры самовоспитания Культура материальных потребностей Культура духовных потребностей Культура учения, самообразования и познания Культура самовоспитания

19.Субъект творчества 20.Субъект психической саморегуляции 21.Целеутверждающая Формирование творческих способностей Воспитание культуры психической саморегуляции Формирование деловой культуры Творческие способности Культура психической саморегуляции Деловая культура

циями самовоспитания. Это самодиагностика, целевая самоориентация, самопроектирование, самоорганизация, самомобилизация и самопобуждение, самокоммуникация, самоформирование, самоконтроль, самоанализ и самооценка, самокоординация и самокоррекция, эвристическая. Речь идёт о единстве воспитательной деятельности педагога и самовоспитательной деятельности учащегося.

Диагностическая деятельность педагога имеет системно-функцио нальную структуру и динамику, то есть деятельности педагога и учащихся имеют одну и ту же системно-функциональную природу, они сущностно (органически) связаны и должны совершаться в системно-функциональ ном взаимодействии, когда педагогические функции (диагностики и воспитания) перерастают в функции (самопознания, саморегуляции, самовоспитания) личности учащегося. Эффект воспитания возникает тогда, когда учащийся сам себя изучает (самодиагностика), ставит перед собой цели, проектирует свою деятельность, самоорганизует её, побуждает себя на выполнение нужных задач и т.д., то есть превращается в полноценного субъекта этого процесса, саморегулирует свою жизнедеятельность. Объективно характеризовать и оценивать диагностическую деятельность педагога можно, исходя из того, насколько качественно он овладел системой педагогических функций. Отсюда критерии оценки педагогической диагностики - это показатели качества выполнения системы педагогических функций. При таком подходе (системно-функциональном) мы устанавливаем генеалогическую сущность критериев, которые производны от педагогических функций, имеют системно-функциональную природу и классификацию.

1. Комплексность педагогической диагностики учащихся их воспитанности и воспитуемости.

2. Постановка целей и задач педагогической диагностики учащихся (по результатам комплексного изучения учащихся).

3. Плановое обеспечение педагогической диагностики учащихся.

4. Организационное обеспечение педагогической диагностики учащихся.

5. Психологическое обеспечение педагогической диагностики учащихся (психологическая готовность учащихся к диагностике и самодиагностике).

6. Коммуникативное обеспечение педагогической диагностики учащихся (сформированность воспитательного контакта между педагогами и учащимися).

7. Реализация целей и задач диагностики, воспитания и самовоспитания учащихся.

8. Комплексность контроля, анализа и оценки результатов диагностики, воспитания и самовоспитания учащихся.

9. Согласованность воспитательных усилий всех субъектов педагогического процесса с учётом результатов диагностики, воспитания и самовоспитания учащихся.

10. Совершенствование процесса диагностики, воспитания и самовоспитания учащихся.

Отсюда, системно-функциональная структура и классификация критериев целостно и объективно характеризует деятельность педагога по изучению учащихся и проектированию воспитания с учётом результатов диагностики. Целостность, во-первых, достигнута благодаря тому, что критерии выбираются не произвольно, а строго в соответствии с педагогическими функциями: сколько функций - столько и критериев, характеризующих качество их реализации. Во-вторых, характеристика педагогической деятельности с помощью этих критериев объективна. Нет сомнения, что продуктивной может быть только та педагогическая деятельность, которая основана на комплексной диагностике. Кроме того, без планового и организационного обеспечения педагогическая диагностика превратится в стихийный, неуправляемый процесс, а без психологического и коммуникативного обеспечения учащиеся не будут субъектами этого процесса, не будут готовы сотрудничать с педагогом и решать поставленные задачи.

Следует отметить, что педагог должен уметь формировать у учащихся психологическую готовность к самодиагностической деятельности. По словам Н.М. Таланчука, в этом смысле педагог - практический психолог; он мобилизует личность учащегося, побуждает её к значимым действиям, актуализирует значимые её психологические состояния, подкрепляет эти состояния соответствующими условиями. Благодаря этим действиям ученик как объект учебно-воспитательного процесса превращается в его субъект. Чтобы всё это совершалось, педагогу нужно быть умелым психологом в каждом учебном и воспитательном акте, в совершенстве владеть методами психологического воздействия [5, с.168]. И далее цитируем: «В последнее время настойчиво проводится мысль, что в каждой школе необходимо иметь психолога, который бы восполнял все пробелы психологического плана в педагогическом процессе. Не отрицая в принципе необходимости создания психологической службы в учебных заведениях, следует отметить, что она не спасет положение. С решением этой задачи не поднимется уровень психологического мастерства учителя, а именно в этом мастерстве кроется огромный резерв прогресса педагогического дела. Никакой психолог извне, не включённый в данную систему отношений с учащимися, в процесс решения тех или иных учебно-воспитательных задач не сможет

Рисунок 1 - Синергетическая функционально-ролевая модель педагогической диагностики в единстве с самопознавательной и самовоспитательной деятельностью личности

Педагогические функции Педагогическая диагностш (процесс освоения социальных а ролей) Самовоспитательные функции

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

1.Диагностическая 1.Самодиагностическая

2.Целевой ориентации 2.Целевой самоориентации

З.Планирования К О М П О Н Е Н Т Ы З.Самопроектирования

4.Организаторская 4.Самоорганизации

5.Мобилизационно-побудительная П Е Д А Г О Г И Ч Е С К О И 5.Самомобилизации и самопобудительная

б.Коммуникативная б.Самокоммуникации

7.Формирующая Д И А Г Н О С Т И К И 7.Самоформирования

8.Контрольно-аналитичес-кая и оценочная 8.Самоконтроля, самоанализа, самооценки

9.Координации и коррекции 9.Самокоординации и самокоррекции

10.Совершенствования 10.Эвристическая

Условные обозначения. В верхней части модели под № 1...21 представлены социальные роли личности, которые ей необходимо осваивать и выполнять [см. табл.1].

изменить этих отношений, существенно повлиять на них, ибо только сам педагог, включённый в те или иные процессы, знает их изнутри, может учитывать конкретную ситуацию, конкретные состояния психики учащихся, побуждения и стремления, регулировать их. Это свидетельствует о том, что каждому педагогу, чтобы быть мастером своего дела, нужно еще быть одновременно практическим мастером-психологом в педагогическом процессе, а потому ему необходимо овладевать не общими психологическими знаниями, а подлинным психологическим мастерством» [5, с.168].

Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что педагогическая диагностика в широком понимании - это синергетическая система, которая по своим целям является системно-ролевой, по взаимодействию всех её частей - синергетической, по сути взаимодействия - системно-функциональной [см. рис.1]. В узком понимании педагогическая диагностика - это познавательно-формирующая, воспитывающая диагностика как единство процессов изучения, воспитания и самовоспитания личности в синергетическом взаимодействии педагога и учащегося.

Социальные роли определяют главную цель воспитания (формирование гармонически развитой личности, готовой и способной выполнять систему объективных социальных ролей), задачи воспитания, целевое содержание педагогической диагностики. На пересечении функций педагога и учащегося проявляется системно-функциональный синергетизм их взаимодействия, а на пересечении функций и ролей - процессуальное содержание педагогической диагностики учащихся и проектирование воспитания по результатам данной диагностики. В синергетическом единстве всех начал выражается целостность и объективность педагогической диагностики.

Литература:

1. Аванесов, В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе // «Педагогическая диагностика», 2002. - №1.

2. Беликова, В.В. Педагогическая диагностика межличностных отношений в учебной группе курсантов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: спец.: 13.00.01 / В.В. Беликова; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; науч. рук. О.Ю. Ефремов. - СПб., 2009.

3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Политиздат», 1990.

4. Таланчук, Н.М. Системно-синергетический взгляд на среднее специальное образование // Казанский педагогический журнал - Казань: ИССО РАО, 1995. - № 1.

5. Таланчук, Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. - М.: «Логос», 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.