Научная статья на тему 'Сущность и содержание ориентационной основы информационной деятельности педагогических работников'

Сущность и содержание ориентационной основы информационной деятельности педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬ НОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акапьев Виктор Львович, Savotchenko Sergey E.

Статья посвящена проблемам теории деятельности, направленным на решение информационных задач, возникающих в процессе профессионального обучения педагогических работников. Рассмотрено понятие информационной деятельности, ее направления и разновидности. Проанализирована роль ориентировочной части в формировании действия. Сформулировано определение ориентационной основы информационной деятельности. Определены ее основные характеристики и раскрыто содержание каждого компонента ее структуры применительно к педагогическому образованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание ориентационной основы информационной деятельности педагогических работников»

Раздел III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.026 О В.Л. Акапьев, С.Е. Савотченко

В.Л. Акапьев С.Е. Савотченко СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОРИЕНТАЦИОННОЙ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья посвящена проблемам теории деятельности, направленным на решение информационных задач, возникающих в процессе профессионального обучения педагогических работников. Рассмотрено понятие информационной деятельности, ее направления и разновидности. Проанализирована роль ориентировочной части в формировании действия. Сформулировано определение ориентационной основы информационной деятельности. Определены ее основные характеристики и раскрыто содержание каждого компонента ее структуры применительно к педагогическому образованию.

Ключевые слова: информационная деятельность, педагогические работники, ориентировочная основа деятельности, деятельностный подход в обучении, теория деятельности.

ормирование профессиональной ком-

С I #петентности педагогических работнике^ ков немыслимо без информационной деятельности. Очевидно, что необходимо совершенствовать подходы к ее развитию, для чего следует, в первую очередь, систематизировать понятие деятельности, ее базиса и структурных составляющих.

В современном информационном и высокотехнологичном обществе существует несколько трактовок понятия информационной деятельности, в общем схожих между собой. Например, информационная деятельность - это деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему.

Следует отменить и правовое закрепление этого понятия, которое наиболее подробно нашло отражение в статьях 12, 13 и 14 раздела 2 «Информационная деятельность» Закона Украины «Об информации» [9]. Согласно приведенному в статье 12 этого закона определению «информационная деятельность - это совокупность действий, направленных на удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и государства». В статье 13 определены основные направления информационной деятельности: политическое, экономическое, социальное, духовное, экологическое, научно-техническое, международное и т.п. В статье 14 сформулированы основные виды информационной деятельности [9]:

1) получение информации - это приобретение, накопление документированной или публично оглашаемой информации гражданами, юридическими лицами или государством;

2) использование информации - это удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и государства;

3) распространение информации - это обнародование документированной или публично оглашаемой информации;

4) хранение информации - это обеспечение надлежащего состояния информации и ее материальных носителей.

Следует отметить, что в российском правовом поле в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» понятие информационной деятельности напрямую не определено.

К настоящему времени существует множество различных подходов в педагогической психологии к теоретическому анализу собственно деятельности, ее структуры [4-8]. А.Н. Леонтьев, в частности, разделил деятельность всего на две разновидности: внутреннюю (психическую) и внешнюю (внешнепредмет-ную) [3]. Тем не менее, огромную роль в педагогической науке сыграли сформулированные А.Н. Леонтьевым основные положения:

- в генетическом плане исходной формой является внешнепредметная деятельность, внутренняя является ее деривиатом (производной);

- структура внешней деятельности и ее строение совпадает с деятельностью внутренней;

- механизмом развития профессионального мышления и психики в целом является интериориза-ция, обеспечивающая переход совместной деятельности обучаемых с педагогами в деятельность индивидуальную.

Более современный подход к структурированию деятельности предусматривает ее разделение на четыре составляющих: ориентировочную, исполнительную, контрольную и корректировочную. Многочисленные наблюдения и эксперименты ученых позволили установить, что основную роль в формировании действия играет ориентировочная часть, которая определяет скорость формирования и качество действия (П.Я. Гальперин, A.C. Пантина и др.).

Понятие ориентировочной основы действия было введено П.Я. Гальпериным в ходе анализа понятий «ориентировочный рефлекс» и «ориентировочно-исследовательская деятельность». Согласно его ис-

следованиям, ориентировочной основа действия есть система представлений человека о его цели, плане и средствах осуществления [2, с. 137]. В ходе развития исследования в дальнейшем такое определение получило расширение от действия на всю деятельность в целом. Структуру и содержание ориентировочной основы деятельности (далее - ООД) рассматривали многие авторы, например, Е.А. Климов, З.А. Решетова [6].

В отличие от точки зрения П.Я. Гальперина, в качестве ориентационного компонента в макрострук-турном анализе деятельности П.Е. Решетников использует ее ориентационную основу [5].

ООД означает наличие у субъекта «образца» и «разметки», которые бы позволяли ему правильно выполнять действие. Были определены 3 разновидности ориентаций:

- только на конкретный продукт (образец);

- на правила получения данного продукта;

- на условия правильного выполнения задания.

Необходимо отметить различия понятий ООД

и ориентировочной схемы действия (далее - ОСД). Если ООД - есть совокупность представлений самого субъекта о характере выполнения задания, то ОСД -совокупность ориентиров и указаний, задаваемых субъекту.

Полная ООД является ориентацией на условия правильного выполнения задания. Формирование навыков у обучающегося самостоятельно составлять ООД является самым важным в развитии умственных действий. Это достигается за счет:

а) структурирование объекта путем выделения единиц;

б) построения их систем.

Вследствие этого обучающийся субъект должен суметь представить целый комплекс различных параметров, а не один продукт, систематизировать данные свойства и объединить их по различным признакам во множества, хаотично разрозненные признаки собрать в организацию [2, с. 202].

Понятие и структура ООД претерпевали изменения в ходе исследований. Первоначально в структуру ООД включались только предметные значения и процедуры их усвоения. Позднее в структуру ООД были добавлены состояния субъекта, в том числе и мотивация. Ориентировки внешнего плана были гораздо более подробно изучены П.Я. Гальпериным, чем плана внутреннего состояния субъекта. Тем не менее, им было отмечено, что эмоции можно рассматривать как ориентировку в личностно или жизненно значимых для субъекта ситуациях, когда для их разрешения требуется привлечение внеинтеллек-туальных способов [4; 12].

Можно сделать вывод о том, что план внутренних состояний субъекта как «субъективная» составляющая ООД остается не исследованной детально проблемой. Актуальность проведения такого типа исследований приобретает четкость, когда представляется зависимость «картины объекта» от содержания внутреннего мира субъекта, представляющего собой

личностную проекцию на объект. Можно утверждать, что основной особенностью практической ситуации является то, что она не дана изначально психологу как ситуация проблемы или задачи, а становится таковой в результате внутреннего рефлексивного усилия самого деятеля.

Применительно к сфере образования это означает, что в ходе развития ориентировочной основы деятельности педагогический работник должен овладеть реконструкцией и анализом:

- условий выполнения задания;

- структур собственной субъективности как элемента анализируемой ситуации.

П.Я. Гальперин выделил основные принципы поэтапного планомерного формирования умственных действий:

- принцип овнешнения, согласно которому психическая деятельность есть результат перенесения внешних действий в план отражения: восприятия, представлений, понятий;

- принцип растяжки, заключающийся в искусственном выделении и пролонгировании во времени формируемого психического качества. В случае затруднений в его усвоении данное звено может быть дополнительно структурировано, а его элементы растянуты;

- принцип лестницы, состоящий в реализации всех пяти этапов формирования умственного действия: складывания ориентировочной основы действия, материально-практического действия, речевого действия, действия в громкой речи про себя, действия в умственном плане;

- принцип сворачивания, предполагающий осуществление обобщения усваиваемого действия, при чем по мере его усвоения происходят качественные преобразования в структуре действия от развернутого объектированного состояния до стереотипи-зированной, выполняемой в основном автоматически за пределами самонаблюдения, формы.

Преломляя концепцию П.Я. Гальперина на сферу профессиональной подготовки педагогических кадров при проектировании учебных занятий, под ООД будем понимать образы, знания и представления, которыми руководствуется субъект при выполнении действий целеполагания, планирования, выполнении отдельных действий, осуществлением контроля и оценки результатов каждого действия и деятельности в целом. В структуру ООД, согласно работе [6; 14-20], следует также добавить психологический образ предмета деятельности (его содержание, структуру, функции) и программу действий («внутренний план» деятельности). Кроме того, на наш взгляд, в преломлении к педагогическим проблемам профессионального образования, более целесообразным представляется использование термина «ориен-тационной» основы деятельности (который в дальнейшем - ООД), а не «ориентировочной» основы деятельности.

Формированию ориентационной основы информационной деятельности в ходе подготовке педа-

готических кадров необходимо уделять огромное внимание, поскольку деятельность индивидуумов различается знаниями и представлениями, входящими в состав ООД. Так же следует понимать, что именно особенности ориентационной основы определяют успешность деятельности.

Различная операциональная структура действий может привести к равнозначным положительный результатам деятельности. Операциональная структура действий определяется характеристиками субъекта деятельности, его опытом и личностью. Вследствие этого, самым эффективным способом приобретения профессиональной компетентности является адаптация личностных качеств к особенностям ситуации и требованиям деятельности, в подавлении слабых сторон личности и активизации сильных, в развитии на этой основе собственного стиля профессиональной деятельности.

В качестве исполнительного компонента деятельности мы рассматриваем технологический процесс, направленный на достижение ее целей. Для описания его сущности выясним вначале, что понимают в науке под технологией. Следует сразу отметить, что в настоящее время в науке нет четкого представления о сущности понятия «педагогическая технология».

С позиций субъектно-деятельностного подхода педагогическая деятельность рассматривается как непрерывный процесс выдвижения и решения образовательных задач. Поэтому технологией мы называем научное описание способа решения педагогической задачи. Сам реально осуществляемый способ достижения педагогической цели мы будем называть, вслед за Б.Т. Лихачевым, технологическим процессом. Таким образом, технология рассматривается как теоретическая модель, описание реально осуществляемого способа достижения цели - технологического процесса.

Информационная деятельность разных людей, педагогических коллективов различается технологическим процессом, направленным на решение профессиональных задач. Технологический процесс представляет собой сложное, динамическое единство таких структурных образований, как технологические звенья, цепочки и методико-технологические системы (Б.Т. Лихачев). Специальное изучение показало, что эффективность работы педагога определяется не столько степенью овладения знаниями и умениями, сколько уровнем владения целостными технологиями.

Становление личности субъектом информационной деятельности предполагает овладение умением выстраивать технологию своей деятельности лично-стно-неповторимым образом. Поэтому особое внимание в образовательной системе должно быть уделено обучению педагогических работников проектированию образовательного процесса.

Известно, что ориентировочная составляющая действия предназначена для:

- правильного и рационального формирования исполнительной части действия;

- выбора конкретного алгоритма исполнений из множества возможных.

Индивид опирается на ориентировочную основу действия в ходе исполнении его ориентировочной части. Очевидно, что достижение поставленной цели ориентировочной части действия, в первую очередь, зависит от информационной наполненности ориентировочной основы, которая может сильно разниться. Успешность ориентировочной основы достаточно жестко определяется общностью входящих в нее знаний (ориентиров) и полнотой отражения в них условий эффективности действия. Последняя существенно определяется методами приобретения ориентировочной основы обучаемыми.

Как известно, ориентировка представляет собой одну из основных функций психики, а ООД является образом среды и действия, собранный в единый компонент, управляющий действием. Качество ООД является определяющим в основные моменты принятий решений в течение формирования последовательности элементарных действий и гарантирующим успешность их применения [1, с. 198].

Одним из основополагающих подходов в профессиональном обучении является формирование высококачественных ООД, что проявляется в особой мере при развитии информационной деятельности педагогического работника.

Деятельность конкретных людей отличается тем, какие знания и представления включаются в структуру ее ориентационной основы. В традиционной схеме обучения, как будущих специалистов, так и в ходе повышения квалификации или профессионально переподготовки, система построения образовательного процесса реализуется в соответствие с принципом, который можно сформулировать так: «вначале теория - затем практика». Обоснование такому подходу дается, на первый взгляд, разумное -вначале обучаемых надо научить работать, растолковать им, что и как надо делать, почему надо делать таким образом, а потом уже можно допускать к работе. На самом же деле такой подход не соответствует генезису деятельности, не природосообразен, а потому является малоэффективным. Логическую структуру образовательного процесса целесообразно выстраивать согласно принципу: «от формирования субъектного опыта профессиональной деятельности к его осознанию, осмыслению и теоретическому обобщению».

Ориентационной основой информационной деятельности предлагается считать знания, которых достаточно для:

- возможности принятия различных решений, необходимость в которых возникает в ходе потребления или производства информации;

- формирования оптимального алгоритма действий;

- детектирования самых важных факторов, определяющих степень успешности реализации практической деятельности.

Зачастую ООД сводят просто к знаниям вообще (Ю.К. Бабанский), к правилам и способам осуществления деятельности (В.П. Беспалько), а также к способности личности «к построению предметно-познавательного содержания образа и производящей его деятельности» (З.А. Решетова).

По нашему мнению, ориентационную основу информационной деятельности нельзя сводить к психолого-педагогическим и методическим знаниям вообще, так как не всякие знания являются основаниями для принятия конкретных решений или ориентиром в построении логической системы действий. Методы выполнения деятельности являются важнейшими средствами реализации целей, исполнительным, а не ориентационным компонентом.

Что касается правил выполнения деятельности, то их следует рассматривать как одну из форм ООД, но они не сводятся к ней. Относительно построения образа результата деятельности и плана его достижения следует заметить, что они составляют содержание процесса мышления и его конечный результат. Теоретические основания, на базе которых строится этот образ и план действий, составляют сущность ориента-ционной основы информационной деятельности.

Непосредственно характеристики формируемой деятельности должны определять структуру ООД. В ООД приходится различать несколько подчиненных подсистем, среди которых, в первую очередь, необходимо выделить две основных: мотивационная и операционная. Операционная составляющая ООД содержит состав действия. В ней принято выделять четыре основных элемента [2, с. 149].

1) Мотивационно-целевой - определяется мотивом и целью действия, причем мотив играет побудительную и смыслообразуюгцую роль, а цель является представлением будущего продукта деятельности.

2) Планирующий - формирует деятельность как целостную упорядоченную, определяя этапы и последовательность их выполнения. Планирование информационной деятельности предполагает развитие у педагогических работников способности к более эффективному прогнозированию результатов своего труда.

3) Исследовательский - формирует и управляет познавательной деятельностью, предназначенное для изменения объекта в соответствие с планируемой целью.

4) Контрольно-оценочный - осуществляет мониторинг всего процесса деятельности с целью выработки рекомендаций для внесения корректировок в него для получения качественного конечного результата. Согласно мнению П.Я. Гальперину, данный элемент представляет собой «следящую систему внутреннего контроля, которая дисциплинирует мышление, не допускает какой-либо его дезорганизации и соответственно сбоев в функционировании сформированного умения» [2, с. 151].

Следует отметить, что данные элементы ООД способны трансформироваться в отдельные виды специальных деятельностей. Все выделенные компо-

ненты ООД первоначально формируются как существенные характеристики организуемой деятельности.

Основные характеристики ООД применительно к обучению были расширены в [7]. На наш взгляд, данный перечень в преломлении именно к информационной деятельности, по своей структуре может быть приемлемым, но требует основательной переработки содержания.

Таким образом, применительно к ориентаци-онной основе информационной деятельности предлагается следующее:

1. Функциональное наполнение - характеристика, определяющая содержание ориентационной основы информационной деятельности в соответствии с предметным содержанием формируемой компетентности. В условиях нечеткого управления педагогическим процессом ее формирования результат может не соответствовать поставленным задачам, а набор компетенций будет неустойчивым.

2. Полнота - характеристика, которая определяется не столько целями, предметом и содержанием информационной деятельности, сколько составом ее регуляторных функций: мотивационно-целевой, планирующей, познавательной, контрольно-оценочной, коррекционной.

3. Совокупность уровней обобщения - характеристика ориентационной основы информационной деятельности, определяемая характером и технологическим наполнением решаемых образовательных информационных задач. Необходимо выделить: эмпирический, теоретический, методологический.

4. Набор форм реализации - характеристика, определяющая конкретный вид сформированной ориентационной основы информационной деятельности как деятельности уже внутренней: умение решать преобразовательные задачи; представление образа предмета мысленной деятельности.

5. Рефлексивность - характеристика осознанности формируемой компетентности субъекта образовательного процесса. В зависимости от конкретной ситуации формы ее проявления могут быть различными: словесный отчет - возможность обучаемого сформулировать соответствующий характеру выполняемых учебных задач полноценный словесный отчет о выполняемой внутренней деятельности на уровне понятийного аппарата; самоорганизация -способность самостоятельно организовать индивидуальную учебную деятельность по усвоению новых знаний и сконструировать адекватную ООД; самоконтроль - способность контроля, самооценки и коррекции выполняемой образовательной деятельности, анализ возникающих отклонений от запланированного результата, а также причин таких отклонений с разработкой мер по их устранению.

6. Степень освоения ООД - характеристика изменений деятельности при ее трансформации во внутреннюю: сокращение, свертывание, автоматизацию и другие структурные изменения. Разные степени овладения ООД очень сложно зафиксировать с помощью различных методов как самоконтроля, так и

контроля со стороны. Основной критерий оценки -конструктивность решений и действий, как мера выбора рационального способа деятельности.

7. Тип ориентировки в предмете - характеристика, связанная с освоением метода анализа предмета, т.е. уровень развития обучаемого и его возможности. При этом необходимо учитывать, что каждый метод «строит» свой образ предмета, включающий его содержание и структуру. Образ формирует соот-

ветствующий тип ориентировки в предмете, определяя способ преобразования объекта. Для раскрытия ориентировки в предмете как системы с фиксацией планируемых показателей мышления и задаваемого уровня развития необходимо формирование системного типа ориентировки в предмете. Данный показатель разрабатывается с учетом определенного способа овладения объектом.

Библиографический список:

1. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-С. 198-203.

2. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин. - 2-е изд. - М.: КДУ, 2005. - 400 с.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. / А.Н. Леонтьев - М.: Просвещение, 1977. - 323 с.

4. Подольский, А.И. Об общетеоретических и методологических взглядах П.Я. Гальперина [Текст] / А.И. Подольский // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1992. - № 4. - С. 10-18.

5. Решетников, П.Е. Формирование ориентационной основы профессиональной деятельности [Текст] / П.Е. Решетников, В.Л. Акапьев // Практическая психология. - 2006. - № 2. - С. 104-111.

6. Решетова, З.А. Структура ориентировочной деятельности и ее особенности при формировании теоретического мышления [Текст] / З.А. Решетова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1998. - № 2. - С. 14 - 20.

7. Решетова. З.А. Организация деятельности усвоения и развитие учащегося [Текст] / З.А. Решетова // Вопросы психологии. - 2002. - №5. - С. 70-78.

8. Решетова, З.А. К вопросу о механизмах усвоения и развития [Текст] / З.А. Решетова // Национальный психологический журнал. - 2013. - №1(9) - С. 25-32.

9. Закон Украины «Об информации». Раздел 2 «Информационная деятельность». - Режим доступа: http://pravoved.in.Ua/section-law/137-zioi/l 168-glava-002.html, свободный.

References

1. Galperin P.Y. К issledovaniu intelektual'nogo razvitiya rebenka [On the study of the intellectual development of the child] Khrestomatiya po vozrastnoy i pedagogicheskoy psihologii. Raboty sovetskih psihologov perioda 1946-1980 gg. M., MGU, 1981, pp. 198-203.

2. Galperin P.Y. Lektsii po psihologii. [Lectures on Psychology] M., KDU, 2005, 400 p.

3. Leontiev A.N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality] M., Prosveshenie, 1977, 323 p.

4. Podol'skiy A.I. Ob obsheteoreticheskih i metodologicheskih vzgl'adah P.Y. Galperina [On the general theoretical and methodological P.Y. Galperin views]. Vestnik MGU. Seriya 14. Psihologiya, 1992, N 4, pp. 10-18.

5. Reshetnikov P.E., Akap'ev V.L. Formirovanie orientatsionnoy osnovy professional'noy deyatel'nosty [Formation of orientation basis of professional activity] Psihologicheskaya Praktika, 2006, N 2, pp. 104-111.

6. Reshetova Z.A. Struktura orientirovochnoy deyatel'nosti i ee osobennosti pri formirovanii teoreticheskogo myshleniya. [The structure of orienting activity and its features in the formation of theoretical thinking] Vestnik MGU. Seriya 14. Psihologiya, 1998, N 2, pp. 14-20.

7. Reshetova Z.A. Orga.niza.cija. usvoenija. i razvitie uchashhihsja. [The organization of students' learning and development]. Voprosy psihologii, 2002, N 5, pp. 70-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Reshetova Z.A. К voprosu o mehanizmah usvoeniya i razvitiya [On the mechanism of learning and development] National'niy psihologicheskiy zhurnal, 2013, N1(9), pp. 25-32.

9. Zakon Ukrainy "Ob informatsii". Razdel 2 "Informatsionnaya deyatel'nost'" [The law of Ukraine "On information". Section 2 "Information Operations"] Mode of access: http://pravoved.in.ua/section-law/137-zioi/1168-glava-002.html.

THE ESSENTIAL AND CONTENT OF THE ORIENTATION FOUNDATIONS OF INFORMATION ACTIVITIES OF TEACHERS

Viktor L. Akap'ev,

Professor, Belgorod Institute of Education Development

Sergey E. Savotchenko, Professor, Belgorod Institute of Education Development

Abstract. The paper is devoted to the activity theory problems directed on solving information problems arising in the course of vocational training of teachers. The notion of information activity and its trends and kinds are considered. The orienting part role in activity formation is analyzed. The definition of the orienting basis of information activity is formulated. Its basic characteristics are defined and the content of each structure component is revealed in connection with teacher education.

Keywords: information activity, teachers, orienting basis of activity, activity approach to learning, activity theory.

Сведения об авторах:

Савотченко Сергей Евгеньевич - доктор физико-математических наук, доцент, профессор кафедры естественно-математического образования и информационных технологий Белгородского института развития образования (г. Белгород, Российская Федерация), e-mail: savotchenko@hotbox.ru.

Ананьев Виктор Львович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математического образования и информационных технологий Белгородского института развития образования (г. Белгород, Российская Федерация), e-mail: akapevvl@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 02.03.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.