Научная статья на тему 'Сущность и содержание механизма структурной перестройки промышленности'

Сущность и содержание механизма структурной перестройки промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1913
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРЕССИВНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мысаченко В. И.

В работе определена сущность и построено содержание структурной перестройки промышленности для зарождения новой, прогрессивной структуры экономики, базирующегося на государственном воздействии на деятельность предприятий посредством ряда конкретных мероприятий в несколько этапов. Определены конкретные цели и задачи структурной перестройки промышленности, задающие ее векторное развитие в стратегической перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание механизма структурной перестройки промышленности»

УДК 332.13

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Национальный институт бизнеса

В.И. МЫСАЧЕНКО

В работе определена сущность и построено содержание структурной перестройки промышленности для зарождения новой, прогрессивной структуры экономики, базирующегося на государственном воздействии на деятельность предприятий посредством ряда конкретных мероприятий в несколько этапов. Определены конкретные цели и задачи структурной перестройки промышленности, задающие ее векторное развитие в стратегической перспективе.

В научной литературе для обозначения процесса структурных преобразований используются разные термины. Так «структурная перестройка» и «структурные преобразования» передают суть кардинальных изменений, при которых имеет место коренная ломка старой и зарождение новой, прогрессивной структуры экономики, в то время как понятия «структурные изменения» и «структурные сдвиги» передают суть таких изменений, которые являются не революционными, а происходят эволюционно.

Рассмотрение сущности механизма структурной перестройки промышленности требует уточнения содержания понятия «структурная перестройка». В связи с отсутствием четкого представления о целях, элементах и направлениях структурной трансформации промышленности, затрудняется процесс формирования механизма структурной перестройки. Существует несколько точек зрения по вопросу определения

О О /—ч о о

структурной перестройки. С одной стороны, структурную перестройку можно определить как движение от одной структуры к другой, путем избавления от отдельных частей данной структуры, оздоровление других и параллельное зарождение третьих, с преимущественной долей последнего, которая будет «олицетворять» новую структуру экономики. В соответствии с данным подходом смысл структурных преобразований состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям производств, происходит развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности.1 Спад в старых производствах вначале компенсируется их ростом, а затем начинается рост экономики в целом. Формирование новой отраслевой структуры, наиболее приспособленной к структуре спроса, реальным потребностям общества и условиям конкурентоспособности, происходит при росте удельного веса одних, более рентабельных отраслей, и снижении других, малоэффективных. С другой стороны, предлагается рассматривать данный процесс как качественное, кардинальное преобразование не только структуры промышленности, но и степени государственного вмешательства в экономику, перестроение финансовой системы, изменение структуры спроса и т.д. То есть, подразумеваются такие процессы, которые происходили в 70-е годы по время структурных преобразований развитых стран мира.2

Так же структурную перестройку экономики рассматривают как этап длинной волны экономического цикла. Данного мнения придерживается разработчик теории длинных волн Н.Д. Кондратьев, а также такие экономисты, как Ю.В. Яковцев3 и С.Ю. Глазьев4. Полное обновление структуры экономики происходит благодаря долговре-

о о _ Г»

менным циклам, включающим циклы меньшей временной продолжительности. В те-

1 Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2004. №7. С.30.

2 Василевский Э. Структурные сдвиги, динамика и эффективность роста экономики США до 2020г. // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №9. С.74-76.

3 Яковцев Ю.В. К Новой структуре экономики России. М., 1993. С.43.

4 Глазьев С.Ю. Общенациональная программа действий: Социальная справедливость и экономический рост//www.glazev.гu

чение одного короткого цикла формируются не существовавшие прежде отрасли. Согласно теории циклического обновления структуры экономики структурные сдвиги обусловлены переходом на новые технологии. Технологический прогресс внедряется в экономику нововведениями, которые в начале цикла приводят к зарождению новых отраслей. В середине цикла эти новые отрасли расширяются, происходит распространение технологических преобразований на традиционные отрасли. К концу цикла прежние технологии полностью заменяются новыми, и процесс преобразования структуры завершается. В итоге технологическая структурная перестройка выводит производительные силы на принципиально новый этап развития в процессе смены лидирующего технологического уклада. Технологическая структурная перестройка является базой отраслевой структурной перестройки, которая ведет к зарождению новой, прогрессивной структуры промышленности. Динамика отраслевой структуры промышленности в решающей степени определяется превалирующим на данном этапе развития промышленности видом нововведений. Задача государственного регулирования, в данной ситуации, состоит в создании благоприятных условий переориентации субъектов хозяйствования на базисные инновации. Процессы технологической и отраслевой перестройки могут быть осуществлены лишь при условии проведения институциональных преобразований. Следует учесть опыт 20 столетия, который показывает, что для значимых изменений институциональной структуры, даже при благоприятных обстоятельствах, требуется как минимум 30-40 лет. Важнейшими направлениями институциональных преобразований, которые создают условия для прогрессивных структурных преобразований промышленности, являются: укрепление прав собственности; формирование правовой базы отношений интеллектуальной собственности и развития инновационной деятельности; формирование инфраструктуры, обеспечивающей активный инновационный процесс; создание благоприятного инвестиционного климата; завершение судебной реформы; формирование систематического партнерства государства и бизнеса.

Таким образом, структурная перестройка промышленности - это процесс технологической, отраслевой и институциональной перестройки, приводящий к кардинальному изменению структуры промышленности и формированию эффективных, конкурентоспособных промышленных предприятий. Ее результатом является: становление нового технологического уклада, нового типа отраслевой структуры промышленности и более совершенной институциональной структуры.

Процесс структурной перестройки промышленности имеет свои цели и задачи. По вопросу определения целей структурной перестройки экономики, и промышленности в частности, существует ряд мнений. Они декларировались многими авторами5 и звучали на заседаниях Правительства6, однако в каждом конкретном случае не охватывали весь комплекс накопившихся проблем. В данной связи возникает необходимость конкретизации и уточнения данных целей:

1. Изменение прежних отраслевых пропорций. Исправление накопленных деформаций между разными структурными блоками, в т.ч. между 1 и 2 подразделениями общественного производства, отраслями, относящимися к группам «А» и «Б» промышленности, между гражданской и оборонной промышленностью.

2.Ресурсосбережение и реструктуризация убыточного сектора промышленности. Избавление от малорентабельных и ненужных производств и оборудования. Постепенное свертывание неэффективных производств.

3. Коренная техническая модернизация производства, сохранение и приумножение технически передовых производств. Повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора промышленности.

4.Обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции. Достижение и поддержание режима конкурентоспособности, особенно в приоритетных отраслях промышленности.

5 Абалкин Л.И. Экономическая теория и хозяйство// Экономист.1993..№11. С.3-10. , Яковцев Ю.В. К Новой структуре экономики России. М., 1993. С.16.

6 Заседание Государственного совета №1 «О стратегии развития государства на период до 2010 года» 22 ноября 2000 г./ www.government.gov.ru

5.Формирование новой размерной структуры промышленности. Стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса.

6.Социальная направленность промышленности. Это объясняется произошедшим структурным сдвигом не в пользу человека и наиболее явном разрыве между производством и социальными нуждами.

Следовательно, структурная перестройка промышленности подчинена формированию рационального механизма, материальные и финансовые потоки в котором организованы таким образом, что становится возможным достижение высоких значений макроэкономических показателей при данном экономическом и технологическом уровне развития страны. Также можно говорить о создании такой структуры промышленности, которая в первую очередь была бы ориентирована на удовлетворение социальных нужд населения, отвечала внутренним историко-культурным традициям, а также мировым тенденциям.

Достижение целей структурной перестройки промышленности предполагает создание эффективного механизма структурных преобразований. Механизм структурной перестройки промышленности включает в себя следующие взаимосвязанные элементы: рыночное саморегулирование, государственное регулирование на макроуровне и государственное регулирование на микроуровне. Рыночное саморегулирование представляет собой способность рыночного механизма осуществлять рациональное размещение ресурсов и формировать пропорции, соответствующие общественным потребностям на данном этапе развития промышленности. С помощью механизмов рынка ресурсы направляются в сферы их наиболее эффективного использования, по отраслям промышленности, отдельным предприятиям. Механизм рыночной конкуренции принуждает производителей к эффективной деятельности, использованию современных технологий, снижению издержек, повышению качественных характеристик продукции и обновлению номенклатуры промышленных изделий, совершенствованию управления и организации производства. Рыночные отношения постоянно совершенствуются. На постиндустриальной стадии наибольшее развитие получают сегментированные рынки с обилием различных рыночных ниш. Благодаря такой перестройке, возникают совершенно новые виды отраслевых промышленных рынков, в том числе, промышленных роботов и средств автоматизации, ракетно-космической техники, ЭВМ и программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования. Итак, роль рыночного саморегулирования в механизме структурной перестройки промышленности трудно переоценить.

Вместе с тем, глубина деформаций российской промышленности не позволяет решение задач структурной перестройки предоставлять только рыночному механизму. Государственное регулирование на макроуровне призвано компенсировать отсутствие эффективно работающего механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Формирование в России новой структуры промышленности, отвечающей критериям постиндустриального типа воспроизводства, объективно требует повышения роли государства и проведения им активной политики. Главная цель структурной политики в промышленности состоит в повышении эффективности и конкурентоспособности российской промышленности на внешнем и внутреннем рынках. Наши национальные интересы требуют, чтобы промышленная политика обеспечивала достижение поставленной цели. Отсюда центральная задача государственного регулирования на макроуровне в области промышленности сводится к формированию рациональной структуры производства путем свертывания и ликвидации старых, неэффективных производств и развития современных, эффективных и конкурентоспособных технологий и видов деятельности. Поскольку на одновременную перестройку всех отраслей промышленности ресурсов страны явно не хватит, реальная селективная поддержка может охватывать лишь те отрасли и производства, которые имеют наибольшие шансы завоевать и длительно удерживать рынки сбыта в стране и за рубежом.

К настоящему времени выделились три группы отраслей и производств, различающихся как по уровню развития, так и степени конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Оценивая современное состояние промышленного потенциала,

опираясь на свои нынешние конкурентные преимущества и учитывая свои слабые места, Россия определила дифференцированный характер промышленной политики. Это означает, что с точки зрения применяемых методов она будет строиться по-разному для разных групп отраслей и производств.

Первая группа - экспортоспособные отрасли промышленности, прежде всего нефтяная, газовая, алмазная, лесная. Учитывая конкурентные преимущества России в виде ее природных богатств, государство содействует самостоятельному развитию этой группы отраслей на основе самофинансирования, без прямого финансового участия государства. Правительство России создает условия, чтобы в эту группу отраслей привлекались инвестиции, отечественные и иностранные, необходимые для нормального их функционирования и технического обновления основного капитала. Так как эти отрасли весьма привлекательны для иностранных инвестиций, необходимо всемерно поддерживать их приток без ущерба для экономической безопасности.

Вторая группа - отрасли высоких технологий, где в силу сложившихся обстоятельств Россия имеет потенциал конкурентоспособности или могла бы достичь ее в обозримом будущем. К ним относятся: самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, вооружение и военная техника, отчасти энергетическое машиностроение и электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнология, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Продукция этих отраслей на мировом рынке сталкивается с особо острой конкуренцией, а иностранные инвестиции зависят от политических условий, отражающих интересы зарубежных конкурентов. Здесь нужны прямые меры государственной поддержки, чтобы за 5-10 лет можно было вывести продукцию этих отраслей на мировой рынок. К таким мерам относятся: государственные инвестиции, закупки и субсидии, экспортные кредиты, привлечение иностранных инвестиций.

Третья группа отраслей и производств, конкурентоспособность которых низка и они не в состоянии обеспечить ее собственными силами - автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность. Они ориентируются в основном на внутренний рынок. Здесь нужны меры государственного воздействия, направленные в первую очередь на стимулирование внутреннего и внешнего спроса на их продукцию. Поскольку эти отрасли производят потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения, то они нуждаются в различных методах поддержки внутреннего спроса на свои товары. Тут уместна политика умеренной защиты внутреннего рынка за счет высоких, но поэтапно снижаемых импортных пошлин. При этом нужно найти баланс между отечественными и импортными товарами. Иначе говоря, необходимо сделать так, чтобы наши производители ощущали конкуренцию в таких масштабах, которые стимулировали бы, а не подавляли их деятельность.

До недавнего времени усилия государственных органов в ходе экономических реформ и структурных преобразований были сконцентрированы в основном на макроэкономической политике. Проведению микроэкономической политики уделялось меньше внимания со стороны государственных органов. Иное положение в настоящее время, когда адаптация промышленных предприятий к новым условиям хозяйствования в основном завершилась. Теперь значительно больший удельный вес задач структурной политики переносится на микроуровень, на уровень предприятия как основного структурного элемента промышленности России. В этом состоит особенность нынешнего этапа структурной политики.

В качестве важнейшего направления структурных преобразований на микроэкономическом уровне выступает реформа предприятий. Ее необходимость обусловлена, прежде всего, медленными преобразованиями на уровне предприятий. Главная цель реформы предприятий заключается в существенном повышении эффективности их управляемости. Основным содержанием реформы является стимулируемый государством переход предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования, включающий целую серию преобразований, необходимых для их успешной работы: использование процессных организационных структур, разработку и совершенствование стратегии маркетинга и продаж, обновление и модернизацию информационных систем и т.д.

Важным средством достижения поставленной цели является реструктуризация предприятия, заключающаяся в осуществлении комплекса преобразований по приведению предприятия в соответствие с выработанной стратегией его развития. Данный комплекс преобразований предполагает: изменение структуры производства, активов, пассивов, а также системы управления с целью повышения устойчивости, доходности, конкурентоспособности, преодоления убыточности, угрозы банкротства; преобразование организационной структуры управления организацией.

Данное обстоятельство предопределяет необходимость изменения характера государственного воздействия на предприятия. Если раньше в ходе экономических реформ основное внимание концентрировалось на изменении среды функционирования предприятий, то теперь центр воздействия государственных органов направлен на стимулирование внутренних преобразований на предприятиях по следующим направлениям.

Первое. Государство определяет требования, предъявляемые к реформированию предприятий. Они сводятся к следующему:

четкое разграничение прав и укрепление роли собственников (акционеров) и ответственности управляющих (менеджеров) перед ними;

ликвидация большинства административных барьеров и ограничений, мешающих эффективной производственной деятельности; рыночная оценка основных фондов;

внедрение международных стандартов бухгалтерского учета. Эти меры составляют ядро реформы предприятий.

Второе. Государство стимулирует те предприятия, которые удовлетворяют указанным требованиям. Такие предприятия получают снижение ставки налога на прибыль, право на ускоренную амортизацию, при распределении государственных инвестиций на конкурсной основе, и другие меры поддержки.

Третье. Государство создает для реформирования предприятий благоприятную среду хозяйствования тем компаниям, которые сами активно реформируются, содействует их реструктуризации. В этих целях:

организуется подготовка и переподготовка руководителей предприятий по вопросам реструктуризации предприятий;

разрабатывается общегосударственная программа внедрения новой системы бухгалтерского учета, которая станет условием активизации инвестиционного процесса и улучшения качества управления предприятиями;

осуществляется финансирование услуг консультантов, подготовка единых стандартов аудита и т.п.

Наряду с этим будут ужесточены санкции к предприятиям, допускающим неплатежи, неуплату налогов, активнее будет задействован механизм банкротств. Государственное регулирование на микроуровне должно в итоге содействовать формированию прогрессивных структурных сдвигов в промышленном производстве в целом.

Итак, целенаправленные и активные структурные преобразования отечественной промышленности и экономики в целом не имеют разумной альтернативы. Действенный механизм структурной перестройки способен оказать решающее воздействие на процесс реструктуризации предприятий, увеличение доли тех промышленных компаний, которые способны продемонстрировать высокий уровень и динамику эффективности производства.

ESSENCE AND CONTENTS OF THE MECHANISM STRUCTURAL REORGANIZATIONS OF AN INDUSTRY

V.I. MISACMNM

National institute of business

In work the essence is determined and the contents of structural re- organization of an industry for origin of new, progressive structure of economy basing on state influence on activity of the enterprises by means of a number(line) of concrete measures in some stages is con- structed. The concrete purposes and tasks of structural reorganization of an industries specifying its(her) vector development in strategic prospect are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.