Научная статья на тему 'Сущность и содержание маркетинговых коммуникаций в формировании потребностей на рынке туристских услуг'

Сущность и содержание маркетинговых коммуникаций в формировании потребностей на рынке туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / маркетинговые коммуникации / сегментация рынка / marketing / marketing communication / market’s segmentation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуранов Алим Борисович, Шериева Диана Зауровна

В статье рассматривается роль и значение маркетинга для эффективного функционирования предприятий на рынке услуг. Определяется место маркетинговых коммуникаций в их маркетинговой деятельности. Исследуются факторы, влияющие на их использование. Обосновывается необходимость совершенствования маркетинговых коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the role and importance of marketing for the efficient functioning of enterprises in the market. The place of marketing communications in their marketing activities. The factors influencing their use. The necessity of improvement of marketing communications.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание маркетинговых коммуникаций в формировании потребностей на рынке туристских услуг»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

183

Таблица 2.

Основные шансы и риски в предпринимательской деятельности ООО «Алтайская строительная ярмарка», проект на 2016 г.

Шансы Прогноз доходов тыс. р. /мес. Риски Прогноз потерь тыс. р. /мес.

Выход на новый сегмент рынка 24 Снижение цен конкурентами 72

Расширение сбытовой сети за счет приобретения торгового помещения 55 Отсутствие соответствующего интереса со стороны клиентов 55

Расширение ассортимента продукции 52 Неудачная рекламная компания 31

Проведение широкомасштабной рекламной компании 31 Вывод конкурирующего продукта на рынок 27

Всего 162 Всего 185

Как видно из таблицы 2 стоимость совокупного предпринимательского риска ООО «Алтайская строительная ярмарка» на перспективу составит 185 тыс. р. в месяц или 2220 тыс. р. в год. Часть предпринимательского риска можно будет сократить за счет использования дополнительно полученных доходов организацией при использовании возможностей и шансов в сфере предпринимательской деятельности. К независящим от организации причинам возникновения данной ситуации в условиях экономического кризиса в России следует отнести в первую очередь непрогнозируемую неплатежеспособность партнеров и рядовых покупателей продукции и услуг. Можно также отметить, что на данном предприятии используется диверсификация закупок строительных материалов и металла, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет существен-

но ослабить зависимость предприятия от его «окружения» и от ненадежности отдельных поставщиков строительных материалами и металла, что положительно сказывается на результатах деятельности предприятия.

Список литературы:

1. Альгин, А.П. Риск в предпринимательстве / А.П. Альгин. - СП-б: Питер, - 2008. - 560 с.

2. Градов, А.П. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / А.П. Градов [и др.]. - Спб.: Специальная литература. - 2006. - 510с.

3. Романов, В.С., Рискообразующие факторы: характеристика и влияние на риски / В.С. Романов, А.В. Бутуханов // Управление риском. - 2009. № 3, с.10-12

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ НА

РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Хуранов Алим Борисович

Кандидат биологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента туризма, Кабардино-Балкарский

госуниверситет, г. Нальчик,

Шериева Диана Зауровна

Магистрант второго года обучения направления «Туризм», Кабардино-Балкарский госуниверситет, г. Нальчик,

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается роль и значение маркетинга для эффективного функционирования предприятий на рынке услуг. Определяется место маркетинговых коммуникаций в их маркетинговой деятельности. Исследуются факторы, влияющие на их использование. Обосновывается необходимость совершенствования маркетинговых коммуникаций.

ABSTRACT

The article discusses the role and importance of marketing for the efficient functioning of enterprises in the market. The place of marketing communications in their marketing activities. The factors influencing their use. The necessity of improvement of marketing communications.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые коммуникации, сегментация рынка.

Keywords: marketing, marketing communication, market’s segmentation.

184

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

В современных условиях успешная работа предприятий и организаций становится практически невозможной без хорошо организованной маркетинговой деятельности. Формирование эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций представляется важнейшим условием эффективной работы любой современной компании. Наибольшую актуальность маркетинговые коммуникации приобретают на предприятиях, работающих в сфере сервиса и туризма, поскольку формирование интереса к тому или иному туру происходит под влиянием массовых коммуникаций.

В последнее время наблюдается возрастание роли маркетинговых коммуникаций в сфере туризма и санаторно-курортного бизнеса. Они находятся в непрерывной коммуникационной связи со своими клиентами.

Туристские предприятия управляют сложной системой маркетинговых связей, например, предприятия контактируют со своими посредниками, покупателями и различными представителями общественности.

Появившись в производственной сфере, маркетинг не использовался очень долго в туристской и гостиничной сфере. Но с течением времени стало необходимым внедрение основных элементов маркетинга в практику работы гостиниц, санаториев. Туризм имеет присущие ему особенности, которые связанны с характером оказываемых услуг, характером труда, формами продаж и т.д., поэтому маркетинг в туризме обладает целым рядом характерных особенностей, выделившие его в отдельное направление маркетинга.

Основным элементом интегрированных маркетинговых коммуникаций является слово «маркетинг». «Постмаркетинговое» пространство нужно выстраивать в соответствии с маркетинговыми задачами. Оно включает все необходимые коммуникации - контакты, связи, отношения, в том числе и межличностные, которые обеспечивают функционирование самого предприятия (как некоего живого организма) и его развитие[1, с. 20].

Интегрированные системы предполагает совокупность различных методов: организационных, экономических, технических, информационных. Однако, многие специалисты сокращают это понятие до комбинации персональной продажи, стимулирования торговли, рекламы и связей с обще-ственностью[2, с. 22].

В Северо-западном университете журналистики (Northwestern University’s Medill School of Journalism) ИМК считается «концепцией планируемых маркетинговых коммуникаций», что связана с добавленной стоимостью, обеспечиваемой общим планом, оценивающим стратегическую роль таких коммуникационных дисциплин, как реклама, продвижение, PR, и соединяющим эти дисциплины обеспечивающая ясность, согласованность и максимальное коммуникационное воздействие».

Общим определением считается, что ИМК-система интенсивных методик для развития бизнеса. В связи с этим специалист ИМК обязан хорошо владеть знаниями в области социологии и рекламы, менеджмента и маркетинга, психологии и экономики и более того - уметь организовать работу всех структурных подразделений фирмы, направленную на выполнение необходимых задач. Для этого требуются определенные коммуникативные навыки и широкий кругозор.

А.Н. Петринчик рассматривает ИМК как «подход в области стратегического менеджмента, координирующий все аспекты коммуникации с группами, необходимыми для компании, для улучшения их общего бренда, репутации и прибыльности»[3, с. 58].

Другой исследователь, В.Н. Бондаренко, говорит о том что, для управления всеми видами коммуникаций необходим «стратегический подход». Это важно для улучшения бренда, репутации и прибыльности компании. Он выделяет стратегический менеджмент как, основной элемент, для достижения конкурентного преимущества»[4, с. 34].

Цели, функции и задачи комплекса маркетинговых коммуникаций очень разнообразны. Они имеют принципиальные различия, которые влияют на эффективность решения стоящих перед предприятием коммуникационных задач. Таблица, составленная У Уэллсом, Дж. Бернетом и С. Мо-риарти, позволяет рассмотреть особенности составляющих элементов комплекса маркетинговых коммуникаций в области необходимого результата типа контакта с потребителем и продолжительности ответной реакции на то или иное маркетинговое воздействие^, с. 28].

Таблица 1.

Характеристики элементов маркетинговых коммуникаций

Элемент маркетинговых коммуникаций Ожидаемый результат Контакт с потребителем Продолжительность ответной реакции

Личная продажа Продажи Прямой Краткая

Реклама Изменение отношения и изменение поведения Косвенный Средняя или длительная

Элемент маркетинговых коммуникаций Ожидаемый результат Контакт с потребителем Продолжительность ответной реакции

Стимулирование сбыта Продажи Полупрямой Краткая

Прямой маркетинг Изменение поведения Полупрямой Краткая

Паблик рилейшнз Изменение поведения Полупрямой Длительная

Места продаж и упаковка Изменение поведения Прямой Средняя

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

185

Приведенные У Уэллсом данные дают возможность качественно и количественно дать анализ характеристикам отдельных элементов комплекса маркетинговых коммуникаций, получить способность внедряться в сознание потребителя и сохраняться в его памяти; также размер аудитории, которую одна компания способна охватить; стоимость одного контакта с потенциальным покупателем; контроль службы сбыта за реакцией покупателя и его уровень [6, с. 29].

ИМК это целостная система деятельности хозяйствующего субъекта, формирующаяся посредством интеграционных процессов различных маркетинговых коммуникаций, направленная на извлечение максимальной экономической и социальной выгоды из доступных текущих (а также перспективных) ресурсов, которые синтезируются различными маркетинговыми инструментами и принципами управления коммуникативными процессами.

Успешно развиваться предприятие первичных услуг на туристском рынке может лишь посредством маркетинга. Именно маркетинг способен решить такие проблемы, как отсутствие туристов, неудовлетворенность предложением. На сегодняшний день одним из основополагающих принципов маркетинга является воздействие на туристский и санаторно-курортный рынок. Маркетинг предусматривает решение не только задачи детального и всестороннего изучения требований потребителей, но и формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) в целях увеличения

объемов продаж, повышения эффективности и прибыльности деятельности предприятия. Именно этой цели призван служить комплекс маркетинговых коммуникаций.

Список ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. - СПб: Питер. -2011.

- С.20.

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. - СПб: Питер. -2011.

- С.22.

3. Петринчик А.Н. Разработка программы коммуникационной деятельности компании и оценка её эффективности: автореф. дисс. ... канд. экон. Наук. / А.Н. Петринчик - М., 2010. - С. 58.

4. Бондаренко, В.Н. Закономерности формирования и управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации: дисс. ... канд. экон. наук. / В.Н. Бондаренко - Сочи, 2011. - С. 34.

5. Уэллс У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти. - СПб: Питер, 2010. - С. 28.

6. Уэллс, У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти. - СПб: Питер, 2010. - С. 29.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГОСТИНИЦАХ

Хуранов Алим Борисович

Кандидат биологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента туризма, Кабардино-Балкарский

госуниверситет, г. Нальчик,

Карданова Зарина Мухамедовна

Магистрант второго года обучения направления «Туризм», Кабардино-Балкарский госуниверситет, г. Нальчик,

Жашаева Мариям Тахировна

Магистрант второго года обучения направления «Туризм», Кабардино-Балкарский госуниверситет, г. Нальчик,

АННОТАЦИЯ

Сфера туризма и гостиничных услуг представляет собой быстроразвивающееся направление российской экономики. В последнее время вопросы качества, надежности, конкурентоспособности и безопасности гостиничных услуг выходят на первый план, все чаще говорится о важности добровольной сертификации гостиниц, усиливается контроль за соблюдением закона о защите прав потребителей.

ABSTRACT

Travel and hotel services is a rapidly developing area of the Russian economy . Recently, questions of quality, reliability , competitiveness and security of hotel services come to the fore , more often it speaks of the importance of voluntary certification of accommodations, enhanced monitoring of compliance with the law on protection of consumer rights.

Ключевые слова: гостиничные услуги, качество обслуживания, аудит качества, анкетирование.

Keywords: hotel services, quality of service, quality audit, questioning.

Высокое качество становится главным конкурентным преимуществом. Одновременно постоянное и непрерывное улучшение качества становится долговременной стратегией развития организаций в целях достижения ими долгосрочного успеха [1, с. 27].

Для поддержания уровня качества нужна не только соответствующая материальная база и заинтересованный,

высококвалифицированный персонал, но и структурированная система управления качеством. Только с помощью внедрения системы управления, отвечающей современному уровню развития организации, можно добиться стабильного обеспечения качества.

Помимо самих гостиничных предприятий, заинтересованных в повышении качества своего сервиса, на необходи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.