Научная статья на тему 'Сущность и содержание коммуникативных умений подростков гетерогенной группы'

Сущность и содержание коммуникативных умений подростков гетерогенной группы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
843
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ / ГЕТЕРОГЕННАЯ ГРУППА / СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ / ПОДРОСТКИ / COMMUNICATIVE ABILITIES SPECIFICATION / HETEROGENEOUS GROUP / COMMUNICATIVE ABILITIES STRUCTURE / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лямина Анастасия Константиновна

Статья посвящена сущности и содержанию коммуникативных умений подростков гетерогенной группы. Дана характеристика понятий «гетерогенный» и «гетерогенная группа». Акцентируется внимание на сущности понятия «гетерогенный», положенное в основу исследования подростков семей различного социального статуса (с одним, двумя, тремя и более детьми). Описаны результаты, определяющие уровни сформированности основных коммуникативных умений подростков гетерогенной группы, которые возможно использовать в качестве необходимых показателей в процессе создания педагогических условий для формирования коммуникативных умений подростков гетерогенной группы. Приведённые результаты исследования отражают специфику стиля поведения подростков с гетерогенными особенностями в процессе коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specification and composition of communicative abilities in teenagers of heterogeneous group

The article is devoted to the specification and structure of communicative skills in heterogeneous group's teenagers. The characteristics of the terms "heterogeneous" and "heterogenous group" are given as well. The emphasis is made on the specification of the term "heterogeneous", laid on the basis of our study of family members of different social status (with one, two, three or more children). The results determining the development levels of the basic communicative skills of heterogeneous group's teenagers that can be used as essential indicators in the process of creating the pedagogic conditions for the development of communicative skills are described. The results of the study reflect the specific style of behaviour in teenagers with heterogeneous characteristics during the communication process.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание коммуникативных умений подростков гетерогенной группы»

УДК 159.922.8

Лямина Анастасия Константиновна

Вологодский государственный университет lyamina.nastya2011@yandex.ru

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ГЕТЕРОГЕННОЙ ГРУППЫ

Статья посвящена сущности и содержанию коммуникативных умений подростков гетерогенной группы. Дана характеристика понятий «гетерогенный» и «гетерогенная группа». Акцентируется внимание на сущности понятия «гетерогенный», положенное в основу исследования подростков семей различного социального статуса (с одним, двумя, тремя и более детьми). Описаны результаты, определяющие уровни сформированности основных коммуникативных умений подростков гетерогенной группы, которые возможно использовать в качестве необходимых показателей в процессе создания педагогических условий для формирования коммуникативных умений подростков гетерогенной группы. Приведённые результаты исследования отражают специфику стиля поведения подростков с гетерогенными особенностями в процессе коммуникации.

Ключевые слова: сущность коммуникативных умений, гетерогенная группа, структура коммуникативных умений, подростки.

Современное стремительно развивающееся общество всё более ориентировано на развитую личность человека как субъекта коммуникации. В настоящее время особую ценность приобретают коммуникативные умения, так как они обеспечивают возможность широких межличностных контактов, социальной и личностной успешности, активной деятельности, а также развития в сотрудничестве с другими людьми.

Важная роль в процессе социализации принадлежит образованию, которое направлено на создание особых педагогических условий по воспитанию подростка, целенаправленно формирующих у него коммуникативные умения.

Чтобы выявить сущность коммуникативных умений подростков гетерогенной группы, сначала необходимо рассмотреть понятие гетерогенности.

Проблему гетерогенности как совокупности групповых общностей исследователи рассматривают с разных позиций, а именно:

1) как субъект-субъектные отношения в группе, влияние этой группы людей на взаимодействие, взаимоотношения, психическое состояние членов группы и способы их коммуникации (А.А. Бода-лев) [2];

2) как социальное расслоение на богатых и бедных населения России (М.К. Горшков) [5];

3) как расслоение населения в культурном, социальном, историческом аспектах (Т.Х. Керимов) [7];

4) как гетерогенные группы обучающихся с различными образовательными целями, образовательными потребностями, способами учения, стилями мышления и языками общения (Е.Л. Тихомирова, Е.В. Шадрова) [15].

В словаре С.И. Ожегова понятие «гетерогенный» толкуется как разнородный по своему составу или происхождению [13, с. 120].

Исследователи В.И. Волчихин и В.В. Смогунов дают следующее понятие гетерогенный - принадлежащий другому роду, неоднородный, составленный из неоднородных элементов [3, с. 6].

Ряд педагогов рассматривают гетерогенную группу обучающихся как разнородную группу, включающую «в себя определенное количество людей с различными признаками (национальность, возраст, пол, интеллект, особенности физического и психического развития и др.)» [15, с. 129].

Нам ближе понятие С.И. Ожегова, так как мы в своем исследовании рассматриваем гетерогенные особенности подростков как разнородные по индивидуальным и социальным особенностям.

Вместе с тем, мы придерживаемся позиции А.А. Бодалева, рассматривая субъект-субъектные отношения в коллективе для исследования коммуникативных умений подростков гетерогенной группы.

Изучение различных аспектов коммуникативных умений подростков гетерогенной группы не теряет своей актуальности в настоящее время, несмотря на уже имеющийся объем полученных результатов исследований.

Проблеме формирования коммуникативных умений подростков в различных областях деятельности посвящены следующие диссертационные исследования: в музыкально-игровой деятельности О.Л. Куликовой [9], в творческих заданиях О.В. Гордиенко [4]. Поэтому цель нашей научно-исследовательской работы заключается в определении сформированности коммуникативных умений подростков гетерогенной группы в игровой деятельности.

Для выявления сущности понятия «коммуникативное умение подростка» необходимо проанализировать такие понятийные конструкты, как «умение» и «коммуникативное умение».

По мнению Г.М. Коджаспировой, «умение -освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях» [8, с. 359].

В свою очередь, А.М. Новиков раскрывает это понятие, характеризуя умения «как сложные

56

Вестник КГУ _J 2017

© Лямина А.К., 2017

Сущность и содержание коммуникативных умений подростков гетерогенной группы

структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные ее качества, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания» [12, с. 62].

Под коммуникативным умением А.А. Максимова и А.В. Мудрик понимают умения, которые направлены:

1) на выстраивание правильной линии своего поведения [10];

2) «на понимание психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место. Предугадать реакцию собеседника. Выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения» [11, с. 81].

Таким образом, в психолого-педагогической литературе под коммуникативными умениями следует понимать следующее:

1) умение оформить свои мысли в устном высказывании точно, кратко, без искажения;

2) умения оформить свои мысли в письменном высказывании;

3) умение слушать, понимать суть услышанного и ставить вопрос к услышанному.

По своему содержанию коммуникативные умения, согласно Г.М. Андреевой, соответствуют «одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной).

1) Первая группа умений соответствует коммуникационной стороне общения: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания.

2) Вторая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты.

3) Третья группа — это интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях» [1].

Исходя из вышеизложенного, в рамках нашего исследования мы под коммуникативными умениями подростков гетерогенной группы рассматриваем следующие умения:

- умение слушать собеседника;

- умение четко формулировать свои мысли;

- умение избежать конфликтной ситуации (найти компромиссное решение). При условии, что данные коммуникативные умения у подростков гетерогенной группы сформированы недостаточно, возникает необходимость использовать опреде-

ленные средства, чтобы их сформировать в соответствии с особенностями подросткового возраста, а именно ролевые и деловые игры.

Актуальность выбора объектом исследования коммуникативных умений подростков из семей с одним, двумя, тремя и более детьми обусловлен тем, что анализ научной литературы позволил выявить следующее: в последние годы в системе образования наблюдается тенденция на усиление работы по социализации обучающихся, попадающих под категорию «особенные дети», обучающихся в школах-интернатах, а также одаренных детей. Мы не подвергаем сомнению необходимость работы с такими детьми. Однако, становится очевидным, что снижается внимание к обучающимся без каких-либо специфических физических и психических особенностей развития, хотя они тоже требуют особого подхода в развитии своих коммуникативных умений в процессе социализации.

В нашем исследовании приняло участие 120 учащихся 5-х классов. Для проведения диагностики коммуникативных умений подростков гетерогенной группы мы использовали тест-опросник Михельсона, который помог выявить уровень коммуникативной компетентности, а также качество сформированности основных коммуникативных умений подростков гетерогенной группы.

Диагностика представляет 5 типов коммуникативных ситуаций:

- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12);

- ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24);

- ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);

- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27);

- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека) (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22) [14].

Результаты проведенного исследования (табл. 1) показывают, что у испытуемых во всех трех группах сформированы умения к реагированию на положительные высказывания партнера, т.е. у них сформировано умение слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты, хотя данные показатели и не высоки (46% во всех группах). Благодаря гетерогенным особенностям такие подростки достаточно гибкие в своем общении и способны выбирать более эффективную стратегию поведения в процессе коммуникации. У них отмечен достаточно высокий уровень самоорганизации общения, умение проводить беседу, сформулировать требование.

Кроме того, показатели в ситуациях, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания, а также умение высказывать соб-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

57

Таблица 1

Выявление уровня сформированности основных коммуникативных умений

у детей в семьях (в %)

Типы умений семьи с 1 ребенком семьи с 2 детьми семьи с 3 и более детьми

1 ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера 46 46 46

2 ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания 52 46 46

3 ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой 52 51 51

4 ситуации беседы 34 36 37

5 ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека) 65 54 54

ственную оценку услышанного или увиденного в семьях с двумя, тремя и более детьми показывают невысокий уровень (46% и 46%). Часто у таких подростков умения четко излагать мысли, аргументировать свои высказывания сформированы в недостаточной степени. В семьях с одним ребенком (52%), наоборот, прослеживается достаточно высокий уровень умения слушать, понимать суть услышанного и ставить вопрос к услышанному.

Подростки гетерогенных групп в ситуациях, в которых к ним обращаются с просьбой, имеют более высокий уровень сформированности коммуникативного умения вступить в контакт с другим человеком (52%, 51% и 51%) а в ситуациях беседы более низкий (34%, 36% и 37% соответственно). Недостаточная сформированность коммуникативных умений, недостаток благоприятного эмоционального фона влияет на уровень общительности. Такие подростки с большим желанием ответят на просьбу, чем поддержат беседу, так как беседа требует больших временных и эмоциональных затрат.

В ситуациях, в которых требуется проявление эмпатии, подростки гетерогенных групп показывают достаточно высокий уровень сформированности рефлексии и саморегуляции (65%, 54% и 54%). Выбирая в общении стратегию поддержки и взаимопонимания, которая заключается в понимании чувств и состояний другого человека, они подтверждают предположение о том, что умение правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты и саморегуляция развиты в достаточной степени.

Итак, проблема формирования необходимых коммуникативных умений подростков гетерогенной группы остается весьма актуальной и недостаточно изученной. Поэтому, учителям необходимо создать такие условия для их формирования, чтобы у подростков гетерогенной группы появилось желание взаимодействовать в процессе общения со сверстниками и взрослыми, то есть, «смоделировать условия развития личности» [6] в процессе коммуникации. Знание норм и правил, которые необходимы при общении с окружающими, а также умение организовать общение с учетом гетерогенных особенностей являются неотъемлемой частью

в формировании основных коммуникативных умений.

Таким образом, рассматривая подростковый возраст как кризисный и переломный период в жизни человека, где главной движущей силой развития выступает общение, которое зависит от сформированности коммуникативных умений, особенно важно, чтобы подростки гетерогенной группы умели высказываться содержательно, логично и связно, без предварительной подготовки.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -200 с.

3. Волчихин В.И. Смогунов В.В. Динамика гетерогенных структур образования. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2006. - 426 с.

4. Гордиенко О.В. Место и роль творческих заданий при формировании коммуникативных умений учащихся 5-7 классов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 22 с.

5. Горшков М.К. Российское общество как новая социальная реальность. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/ files/File/Gorshkov_Rossijskoe obsc.pdf (дата обращения 15.04.16).

6. Кевля Ф.И. Авансированная характеристика как метод проектирования индивидуальной траектории развития личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2010. -Т. 16. - № 3. - С. 7-10.

7. Керимов Т.Х. Социальная гетерология. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. - 100 с.

8. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

9. Куликова О.Л. Формирование коммуникативных умений у детей 5-7 лет в музыкально-игровой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук -Ярославль, 2013. - 27 с.

58

Вестник КГУ _J 2017

Танцевально-двигательная терапия как средство формирования положительного образа-Я подростка

10. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Начальная школа. - 2005. - №2 1. - С. 30-34.

11. Мудрик А.В. Формирование личности школьника в процессе общения. - М.: Педагогика, 1987. - 21 с.

12. Новиков А.М. Основания педагогики. - М.: Изд-во «Эгвес», 2010. - 208 с.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - 847 с.

14. Тест-опросник коммуникативных умений / под ред. Ю.З. Гильбуха. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. genderua.narod.ru (дата обращения 29.05.1916).

15. Шадрова Е.В. Проблема целеполагания при обучении иностранному языку в гетерогенной образовательной среде // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2015. - №4 (4). -С. 294-303.

УДК 159.922.8

Ионина Ольга Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический университет

ionina.o@list.ru

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКА

В статье раскрывается возможность применения методов танцевально-двигательной терапии в процессе формирования положительного образа-Я подростка. Раскрыто понятие танцевально-двигательной терапии, выделены ее основные функции, индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в танце, описаны возможности применения танцевально-двигательной терапии в работе психолога с разными проблемами клиента, разными возрастными категориями. В статье содержится описание экспериментального исследования по формированию положительного образа-Я подростков, осуществленного на базе МКОУ «СОШ № 2» города Шадринска Курганской области. Формирующий эксперимент представлял собой реализацию коррекционно-развивающей программы, включающей в себя упражнения, игры, этюды, направленные на осознание особенностей собственных движений, танцевальные элементы, знакомство с телом, принципами его движения, напряжением и расслаблением. Контрольный этап эксперимента содержащий методы математической статистики доказал эффективность разработанной программы.

Ключевые слова: танцевально-двигательная терапия, танец, экспериментальное исследование, Я-образ, подросток, самосознание.

В настоящее время все больше внимания психологов и психотерапевтов привлекает возможность использования разнообразных арттерапевтических методов в работе с людьми, имеющими сложности в самовыражении, сложности в коммуникативной и эмоциональной сфере. К числу таких методов можно отнести и танцевально-двигательную терапию.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности [1, с. 17].

В наши дни активно развивается танцевально-двигательная терапия как метод психологического воздействия на личность. Не смотря на многозначность данного термина, танцевально-двигательная терапия представляет собой вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека (официальное определение Американской Ассоциации танцевально-двигательной терапии) [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для психолога танец может выполнять диагностическую функцию, поскольку танец является элементом спонтанного невербального поведения

человека и может проявить скрытые психологические проблемы личности, проявить ее эмоциональное состояние, не выраженные переживания, вытесненные травмирующие события. Танцевальные паттерны - повторяющиеся движения является пусковым механизмом процессов интерпретации в общении, вербализировав которые человек может осознать собственные глубинные переживания.

В танце ярко проявляется индивидуальность человека, движения несут на себе отпечаток многих разнообразных факторов, среди которых особое значение имеют:

- исторический период жизни личности;

- местность (место) в котором находится танцующий;

- одежда (стиль одежды, покрой);

- статус человека, его социальная принадлежность;

- возраст;

- психологическое состояние личности (энергичность, подавленность);

- личностные характеристики, черты характера (замкнутость, дружелюбие);

- психологический климат окружения.

ТДТ с успехом применяется в работе с разными возрастными категориями, с самыми разнообраз-

© Ионина О.С., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.