Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИСЛАМСКИХ ПРИНЦИПОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИСЛАМСКИХ ПРИНЦИПОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР / БАНКОВСКАЯ ОТРАСЛЬ / ИСЛАМСКИЙ ПРИНЦИП ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альнувайсир Хамад Абдулрахман

В статье рассматриваются сущность и содержание исламских принципов финансирования в экономике, реализуемых на основе шариата и направленных на интеграцию исламских принципов в финансово-экономическую сферу стран со светской экономикой для обеспечения интересов лиц, исповедующих ислам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF ISLAMIC PRINCIPLES OF FINANCING IN THE ECONOMY

The article examines the essence and content of Islamic principles of financing in the economy, implemented on the basis of Sharia and aimed at integrating Islamic principles into the financial and economic sphere of countries with secular economies to ensure the interests of persons professing Islam.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИСЛАМСКИХ ПРИНЦИПОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ»

Альнувайсир Хамад Абдулрахман студент магистратуры Институт социально-гуманитарного образования ФГБОУВО «Московский педагогический государственный

университет»

Научный руководитель: Игумнов О.А., к.п.н., доцент

доцент

кафедра экономической теории и менеджмента Институт социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный

университет»

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИСЛАМСКИХ ПРИНЦИПОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и содержание исламских принципов финансирования в экономике, реализуемых на основе шариата и направленных на интеграцию исламских принципов в финансово-экономическую сферу стран со светской экономикой для обеспечения интересов лиц, исповедующих ислам.

Ключевые слова: финансы, экономика, финансовый сектор, банковская отрасль, исламский принцип финансирования.

Alnuvaysir Hamad Abdulrahman master's student Institute of Social and Humanitarian Education Moscow Pedagogical State University Scientific Supervisor: Igumnov O.A., PhD, Associate Professor

associate professor Department of Economic Theory and Management Institute of Social and Humanitarian Education Moscow Pedagogical State University

THE ESSENCE AND CONTENT OF ISLAMIC PRINCIPLES OF FINANCING IN THE ECONOMY

Annotation. The article examines the essence and content of Islamic principles of financing in the economy, implemented on the basis of Sharia and aimed at integrating Islamic principles into the financial and economic sphere of countries with secular economies to ensure the interests ofpersons professing Islam.

Keywords: finance, economy, financial sector, banking industry, Islamic principle of financing.

Исламские финансы в той или иной форме практиковались с момента возникновения ислама, их практика на современных финансовых рынках получила признание только в 1980-х годах, и только в начале этого века они стали представлять значительную долю мировой финансовой деятельности.

В последние годы значительный интерес к исламским финансам возник в ведущих мировых финансовых центрах, включая Лондон, Нью-Йорк и Гонконг, и западные инвесторы все чаще рассматривают возможность инвестирования в исламские финансовые продукты. Организующим принципом исламских финансов в исламской экономике является транзакция, основанная на обмене, когда реальный актив обменивается на реальный актив.

Сосредоточив внимание на торговле и обмене товарами и активами, ислам поощряет разделение рисков, что способствует формированию социальной солидарности. Особенности исламской экономики позволяют изменить поведение общества. Отдельные исследователи, в частности, считают, что будет больше консультаций, следовательно, в финансовых делах не будет импульсивно-компульсивной реакции. В то же время работники в исламской экономике будут трудиться в условиях доверия и полного понимания сущности и содержания контрактов, и обязательств. Работники также получают долю в прибыли, полученной за счёт риска, основанного на производительных усилиях, что является одной из лучших систем стимулирования и более результативной, чем фиксированная заработная плата.

В исламском банкинге предоставление финансовых услуг должно строго соответствовать принципам шариата (исламского права), регулирующим исламские финансы, и подкрепляться реальной экономической деятельностью. Шариат запрещает риба (незаконный прирост денег или определённых товаров, оговорённый при передаче денег в долг или заключении сделки), гарар (продажу товаров, еще не произведённых), азартные игры (майсир), «короткие» продажи, а также финансирование запрещенной деятельности, которая считается вредной для общества.

Многие регулирующие и надзорные органы (RSA) сталкиваются с проблемами при определении и применении соответствующих принципов и ориентиров для оценки пробелов в существующих структурах и политиках в их юрисдикциях. Подход к регулированию и надзору за IB должен отражать:

1) характер рисков, которым подвержен исламский банкинг (IB);

2) финансовая инфраструктура, необходимая для эффективного регулирования и надзора, что приведет к дополнительным или иным методам регулирования и надзора для устранения рисков, присущих исламским банковским операциям

Исламские финансы функционируют на основе ключевых принципов исламского банкинга, указанных ниже:

Принцип справедливости является основанием для запрета заранее определённых платежей (риба) с целью защиты более слабой договаривающейся стороны в финансовой операции и содействия справедливому обращению. Термин риба (в переводе с арабского - «горб», «возвышение») означает увеличение богатства, не связанное с производственной деятельностью. Принцип справедливости также является основой для запрета чрезмерной «неопределенности» (гарар), проявляющейся в двусмысленности контракта или «неуловимости» выплаты. Стороны сделки несут моральные обязательства по раскрытии известной информации до заключения договора, тем самым уменьшая информационную асимметрию; в противном случае присутствие гарар аннулировало бы договор как ничтожный.

Принцип участия, широко известный как беспроцентное финансирование, при этом запрет ростовщичества не означает, что капитал не должен вознаграждаться. Возврат инвестиций должен быть получен в тандеме с участием в производственной деятельности, а не просто с течением времени, что также является основанием для запрета риба. Таким образом, рентабельность капитала узаконена принятием риска и определяется постфактум на основе эффективности активов или производительности проекта, тем самым обеспечивая связь между финансовой деятельностью и реальной деятельностью. Принцип участия лежит в основе исламских финансов, гарантируя увеличение благосостояния, прежде всего, за счёт производственной деятельности.

Принцип собственности устанавливает указание «не продавать то, что вам не принадлежит» (например, продажа без покрытия), а также норму о невозможности быть «лишенным собственности, кроме как на основании права», что требует владения активами до совершения сделки. Таким образом, исламское финансирование предполагает финансирование только на основе активов, что создаёт прочную связь между финансами и реальной экономикой. Это способствует сохранению и уважению прав собственности, а также соблюдению договорных обязательств и неприкосновенности договоров.

«Исламские финансы» - это экономическое, религиозное и культурное явление, геоэкономический «код», который становится все более популярным в последние десятилетия. Его рост обусловлен комплексом факторов, важнейшими из которых являются: интенсивность геополитических и геоэкономических последствий кризисов политического и духовного лидерства в Северной Африке и на Ближнем Востоке; влияние «цветных революций» в регионе; установление исламского религиозного и духовного фактора как геоэкономического кода и цивилизационного ответа на военно-экономическое давление

Западной Европы и Америки на Востоке, а также рост исламской культурной и духовной идентичности как богословского восприятия, её распространение на Западе через политическую идеологию исламизма и радикальный суицидальный исламский фундаментализм40.

Феномен «исламских финансов» может быт рассмотрен как амбициозный и авангардный ответ религиозной доктрине ислама на христианское восприятие смирения, сострадания, милосердия и благородства западной цивилизации, преломленное через призму религиозных, а не традиционных светских финансово -экономические отношений. Исламские финансы - возможная альтернатива «аморальному» капиталистическому обществу западноевропейского и американского светского типа, мертворожденному и униженному своей жадностью к так называемым «бесплодным деньгам»41.

Согласно шариату (VII век), исламские финансы - это экономическая, финансовая и банковская деятельность, основанная на принципах исламской юриспруденции и религиозных традициях, а именно: беспроцентное кредитование (риба), инвестирование в реальные активы и выполнение хозяйственной и коммерческой деятельности без необоснованных, неизмеримых и чрезмерных рисков42.

Риба технически означает «любое превышение суммы выплаты по ссуде сверх основной суммы». Риба - арабское слово, означающее «увеличение», «приращение». В контексте бизнеса это означает незаслуженное увеличение суммы обменного контракта без предложения чего-либо взамен. Проценты по ссуде - самый распространённый вид риба, строго осуждаемый в нескольких стихах Корана. Примеры риба: проценты по банковским ссудам и кредитным картам, доходы от торговли облигациями или другими долгами, а также проценты, полученные по сберегательным и другим депозитным счетам.

С другой стороны, взимание арендной платы за использование физического актива, такого, как автомобиль, машина или дом допустимо и не является риба. Следовательно, к аренде, при которой арендодатель сохраняет право собственности и несёт ответственность за удобство использования актива (обычно квалифицируется как «операционная аренда»), понятие «риба» не применяется. Торговля в кредит, при которой в отсрочку платежа за товары или услуги взимается цена выше спотовой, также разрешена и не является риба. Прибыль от продажи долей в физических активах или коммерческих предприятий также не является риба. И рост стоимости капитала или других активов в результате человеческих усилий или рыночных условий, конечно же, не является

40Warde I. Islamic Finance in the Global Economy. - Edinburgh, Edinburgh University Press, 2000. - 252 p.

41Bekkin R.I. Islamskaya ekonomicheskaya model' i sovremennost' [Islamic Economic Model and Contemporary Time]. - Moscow, Marjani Publisher House, 2009. - 344 p.

42Филоник А. О. Зыбкие контуры «исламской экономики» // Восток. - 2017. - № 2. - С. 130-142.

риба. Все эти разрешенные формы получения прибыли на капитал поощряются в исламе: «... Бог разрешил торговлю и запретил риба», как говорит священная книга (Коран 2: 275).

На микроуровне запрет риба направлен на поддержание справедливости в сделках. Начисление процентов по своей сути несправедливо и несбалансировано, поскольку оно даёт кредитору гарантированный доход и перекладывает бремя риска и неопределённых будущих результатов на заёмщика. Кроме того, ограничивая кредитование практикой личной благотворительности с нулевой отдачей, риба устанавливает здоровый, естественный предел суммы долга, который может накопить человек или бизнес43.

Следовательно, определение риба также включает проценты и ростовщичество, полученные по потребительским или коммерческим займам. Тем не менее, были споры о том, подпадает ли текущая конкурентоспособная процентная ставка в конкурентной финансовой индустрии под проценты, которые были запрещены 14 веков назад.

Владелец капитала может получать проценты, потому что капитала не хватает, точно так же, как владелец земли может получать ренту, потому что земли не хватает. Но хотя могут быть внутренние причины нехватки земли, нет никаких внутренних причин для нехватки капитала. Внутренняя причина такой нехватки, в смысле подлинной жертвы, которая может быть вызвана только предложением вознаграждения в виде процента, в конечном итоге не будет существовать, за исключением случая, когда индивидуальная склонность к потреблению окажется такой выгодной. характер, чистая экономия в условиях Полная занятость заканчивается до того, как капитал становится достаточно богатым. Но даже в этом случае для коммунальных сбережений через посредство государства все еще будет возможно поддерживаться на уровне, который позволит рост капитала до точки, где он перестанет быть дефицитом.

Даже в коммерческих займах заемщик может понести убытки, однако кредитование на основе процентов обязывает его / её выплатить основную сумму долга плюс сложные проценты. И наоборот, заемщик может получить огромную прибыль, но кредитор получает только оговоренную процентную ставку, которая может оказаться небольшой частью фактической прибыли.

Подчеркивая преимущества финансирования исламскими банками, обеспеченного активами, долг, основанный на активах, должен еще больше помочь, не позволяя долгу превышать рост реальной экономики. Введение такой дисциплины может помочь достичь не только большей стабильности, но и большей эффективности и справедливости финансовой системы. Были проанализированы варианты с исламской точки зрения и

43Belouafi A., Belabes A. Islamic Finance in Europe: The Regulatory Challenge // Islamic Economic Studies. -2010. - no. 2. - pp. 33-53.

утверждали, что опционы могут быть разрешены для целей хеджирования в исламских финансах, если основная экономическая деятельность сама по себе, разрешенная с исламской точки зрения44.

В ссуде одинаково важны как сумма ссуды, так и срок погашения. Таким образом, если сумму любого кредита умножить на период, на который он продлен, результатом будет стоимость кредита (LV). «Временная» стоимость денег - это проблема кредитора. Это не проблема заёмщика. Кредитор не может требовать компенсацию или упущенную выгоду. Заёмщик не может быть обязан оплатить альтернативную стоимость, кроме основной суммы. Процентные ставки в данной стране являются функцией многих вещей, помимо внутренней инфляции. Рост издержек вызван шоками предложения. Таким образом, снижение реальной покупательной способности вызвано факторами, неподконтрольными заемщику. Он не может нести ответственность за компенсацию в случае, в котором он не был ответственным. Кроме того, инфляция измеряется индексом, который по своей сути имеет систематическую погрешность в отношении городов, периодов и репрезентативности. Если индексация разрешена, придется индексировать компенсацию по другим факторам производства, например. заработная

45

плата, арендная плата и т. д45.

Беспроцентный коммерческий банкинг был введён во многих странах уже несколько десятилетий. Тем не менее, ограниченное внимание уделялось роли и функциям самого регулирующего органа, а также тому, как он может выполнять свои функции, ведущие к исламской валютной системе. Далее представлен краткий анализ публикаций о беспроцентном банкинге в исламской экономике.

Долговое финансирование - это своеобразная «палка о двух концах». С использованием заёмных средств компании могут увеличивать свою прибыль в периоды бума, но во время спада они теряют преимущество и даже могут обанкротиться, что заставит страдать как своих акционеров, так и кредиторов. Долговое финансирование приводит к игре с нулевой суммой, в которой страдает как минимум одна заинтересованная сторона, то есть акционеры или кредиторы.

Акционерное финансирование обеспечивает нормальную прибыль в периоды бума и выживание в период спада. Таким образом, компания не будет лишена ликвидности, поскольку процентные расходы и «автономные расходы» не будут составлять значительную часть общих операционных расходов. Упрощенная экономическая модель подчеркнёт тот факт, что финансирование за счёт долевого участия менее рискованно и более склонно давать прибыльные результаты как в период бума, так и во время рецессии. Принимая во внимание гипотезу эффективного рынка,

44Оришев А. Б. Исламский банкинг в Европе // Бизнес и дизайн ревю. - 2016. - Т. 1. - № 3.

45Islamic Finance Development Report 2015. Global Transformation. - ICD - Thomson Reuters, 2016. - 200 p.

можно спрогнозировать, что прибыльность будет отражаться в рыночных ценах.

В качестве систематизированной финансовой доктрины исламские финансы утвердились только в середине ХХ века, когда сформировалась идеология радикального ислама. Согласно концепции радикального ислама, исламские финансы, существуя параллельно западной светской финансовой системе, основаны на принципах шариата и направлены на внедрение законов шариата в западное общество для удовлетворения религиозных и экономических потребностей мусульманских общин в этих странах.

Использованные источники:

1. Оришев А. Б. Исламский банкинг в Европе. Бизнес и дизайн ревю, 2016, Т. 1, № 3.

2. Филоник А. О. Зыбкие контуры «исламской экономики» // Восток. -2017. - № 2. - С. 130-142.

3. Bekkin R. I. Islamskaya ekonomicheskaya model' i sovremennost' [Islamic Economic Model and Contemporary Time]. - Moscow, Marjani Publisher House, 2009. - 344 p.

4. Belouafi A., Belabes A. Islamic Finance in Europe: The Regulatory Challenge. // Islamic Economic Studies. - 2010. - no. 2. - p. 33-53.

5. Islamic Finance Development Report 2015. Global Transformation - ICD -Thomson Reuters, 2016. - 200 p.

6. Warde I. Islamic Finance in the Global Economy. - Edinburgh, Edinburgh University Press, 2000. - 252 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.