Научная статья на тему 'Сущность и содержание единого педагогического пространства в системе «Школа колледж вуз»'

Сущность и содержание единого педагогического пространства в системе «Школа колледж вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов В. Ф., Котенко А. П.

В статье анализируется проблема качественной подготовки специалистов на стыке двух ступеней системы образования: среднего общего и среднего профессионального высшего профессионального; среднее (полное) образование рассматривается как узловое и системообразующее звено этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the problem of training in universities on two levels of education system secondary and vocational education, and higher education. Secondary education is considered as the main link in the system of education which at present does not ensure the quality education level for pupils to continue education at institutes and universities. To solve this problem the formation of a unified education system «School -College High School» is proposed.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание единого педагогического пространства в системе «Школа колледж вуз»»

№ 3, 2003

чить дополнительное образование. В связи с этим необходимо проводить разъяснительную работу по внедрению многоуровневой системы, характеризуя ее достоинства и недостатки.

К достоинствам многоуровневой системы можно отнести:

— гибкость организации и перестройки учебного процесса;

— осуществление индивидуального выбора содержания, уровня и траектории получения образования;

— создание условий для интеграции научных знаний;

— быстрое реагирование на конъюнктуру рынка труда;

— осуществление непрерывного образования.

Среди недостатков можно назвать снижение качества знаний студентов, пробелы в различных областях науки.

Предполагается, что многоуровневая система позволит обеспечить быструю адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям, а также развить междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы деятельности.

Поступила 20.06.03.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЕДИНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В СИСТЕМЕ «ШКОЛА — КОЛЛЕДЖ — ВУЗ»

В.Ф. Кузнецов, директор Открытого института (филиала) Самарской государственной архитектурно-строительной академии в г. Похвистнево,

А.П. Котенко, декан кафедрыг выгсшей математики Самарской государственной архитектурно-строительной академии в г. Похвистнево

В статье анализируется проблема качественной подготовки специалистов на стыке двух ступеней системы образования: среднего общего и среднего профессионального — высшего профессионального; среднее (полное) образование рассматривается как узловое и системообразующее звено этой системы.

This article analyzes the problem of training in universities on two levels of education system — secondary and vocational education, and higher education. Secondary education is considered as the main link in the system of education which at present does not ensure the quality education level for pupils to continue education at institutes and universities. To solve this problem the formation of a unified education system «School — College — High School» is proposed.

Средние образовательные учреждения на современном этапе развития социума и образования не в состоянии в полной мере обеспечивать вузы выпускниками, способными успешно обучаться в них, в силу ряда причин (см.: Иль-мушкин Г.М., Романовская Т.И. О непрерывном образовательном комплексе «Школа — колледж — вуз». Проблемы деятельности вузов и пути их решения в современных условиях. СПб., 2000.

С. 124). Об этом свидетельствуют и результаты анализа государственного тестирования и вступительных экзаменов. Более того, на фоне ожидающейся неблагоприятной демографической ситуации в стране проблема качественного

приема контингента студентов, способного быстро адаптироваться в системе обучения в вузах, приобретает серьезную остроту и значимость, особенно для вузов, территориально расположенных в малых и средних городах России. Качественная подготовка специалистов высшего профессионального образования коренным образом определяется качеством образования на ступени среднего общего и среднего профессионального образования.

В системе образования малых и средних городов России для решения сформулированной образовательной проблемы на стыке двух ступеней образования — среднего и высшего — необходи-

© В.Ф. Кузнецов, А.П. Котенко, 2003

59

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

мы активная образовательная интеграция и взаимодействие средней образовательной школы и вуза (см.: Чебышев И., Коган В. Высшая школа XXI века: Проблемы качества // Высш. образование в России. 2000. № 1. С. 19).

В сложнейших социально-экономических условиях в образовательном пространстве малых и средних городов России вполне закономерно происходит стремительный процесс интеграции школы с вузом, школы со средним профессиональным учреждением, среднего профессионального заведения с вузом как один из способов выхода из кризисного состояния в системе образования. Вследствие этого в городах и крупных населенных пунктах Поволжского региона появились гимназии, колледжи, лицеи при вузах, классы с углубленным изучением отдельных дисциплин, профильные классы различной направленности и многое другое. Однако этот процесс носит несколько стихийный характер, нуждается в упорядочении (см.: Очиров С.В. Многоуровневая система образования. СПб., 2003. С. 3—10).

В таком типичном городе данного региона, как Похвистнево, существует гимназия, в которой обучение осуществляется на многопрофильной основе: классы с углубленным изучением гуманитарных, технических дисциплин (10—11-е классы). Гимназия поддерживает тесные образовательные связи и осуществляет процесс обучения на основе интеграции и взаимодействия в образовательном пространстве с самарскими техническим и педагогическим университетами.

Интеграционные процессы происходят бурными темпами в учреждениях начального и среднего профессионального образования города. На основе профильных классов частично готовят специалистов для сельского хозяйства, строительства и сферы бизнеса и экономики в профессиональном лицее № 61. Лицей работает в системе непрерывного образования с Самарской государственной сельскохозяйственной академией, Самарской государственной архитектурно-строительной академией, филиалом Университета Российской академии образования. Ежегодно составляется совместный план по специализированной под-

готовке студентов. На базе лицея проводятся научно-практические конференции, в которых принимают участие учащиеся и студенты высших учебных заведений. Параллельное обучение прежде всего обеспечивается на основе пере-зачета изучаемых в лицее дисциплин. В этой связи проводится серьезная работа по согласованию основных образовательных программ, формируемых в соответствии с государственными стандартами, двух образовательных учреждений, с тем чтобы сохранить преемственность в образовании, не снижая его качество.

В образовательном пространстве города наблюдается стремительный интеграционный процесс, особенно между гимназией и вузами, учреждениями НПО, СПО и вузами, школами и учреждениями НПО и СПО. Поскольку Похви-стнево — типичный город в Поволжском регионе, то сложившаяся в нем ситуация служит достаточным основанием для вывода о том, что в этом регионе происходит активный интеграционный процесс с участием различных типов образовательных учреждений как противовес негативным тенденциям в образовании. К последним относятся ожидающаяся неблагоприятная демографическая ситуация, снижение качества образования и мотивации учения, несоответствие образовательного уровня выпускников средних образовательных школ требованиям, предъявляемым вузами, и т.д. С другой стороны, на фоне вышеперечисленных негативных тенденций отмечается и обратный процесс — быстро растет контингент учащихся, желающих целеустремленно и ответственно обучаться в образовательных учреждениях, охваченных интеграционными процессами в образовании, что подтверждается анкетными опросами учащихся и результатами бесед с ними. Это говорит о том, что в условиях жесткой конкуренции, общественно-политической нестабильности и неопределенности срабатывает фактор выживания, позволяющий личности на основе профессионального образования быть автономной, независимой, происходят преодоление трудностей и удовлетворение самых разнообразных потребностей личности через образование, т.е. включается рекреативная функция обра-

№ 3, 2003

зования (см.: Бердников И.Г., Миния-ров В.М. Педагогическая диагностика личности школьника. СПб., 1993. С. 5—42).

С учетом результатов экспериментальных исследований резюмируем следующее: обнаруженный обратный процесс в образовании — тенденция роста активности значительной части учащихся в получении качественного образования в образовательных учреждениях, охваченных интеграционным процессом, при формировании социально-педагогических условий для успешной интеграции в образовании на основе преемственности обучения и воспитания — способен стабилизировать и уравновесить на определенном уровне образовательную ситуацию в системе образования малых и средних городов России.

В конечном счете происходящие интеграционные процессы в образовательном пространстве с охватом всевозможных видов образовательных учреждений и систем направлены на подготовку и переподготовку профессиональных кадров, т.е. преследуют реализацию перспективной цели через образование. Образование выступает как средство разрешения названной проблемы на основе интеграционных процессов (см.: Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. С. 98).

Проблема подготовки и переподготовки профессиональных кадров для средних и малых городов России выступает и как насущная образовательная проблема, ибо она реализуется посредством образования.

В качестве одного из способов решения сформулированной многоаспектной социальной и образовательной проблемы в условиях демократизации и информатизации социума нами выдвигается создание единого педагогического пространства в системе «школа — колледж — вуз».

Все уровни образования различных интеграционных систем предполагают реализацию основных образовательных программ, разработанных в соответствии с государственными образовательными стандартами образовательными учреждениями различных типов и видов (см.: Максимов Н., Мануйлов В. Государ-

ственные образовательные стандарты: концептуальные основы формирования и разработки // Высш. образование в России. 1999. № 2. С. 31—34). Как подтверждают проведенные нами исследования, наиболее оптимальным вариантом в достижении поставленных целей в области профессионального образования является единое педагогическое пространство в системе «школа — колледж — вуз».

Охарактеризуем сущность и содержание вышеуказанного понятия. Оно предполагает прежде всего построение образовательного пространства на основе преемственных связей обучения и воспитания в образовании, включающего ступени среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Образовательный процесс рассматривается в единстве и во взаимодействии всех ступеней педагогического пространства как непрерывный и системный процесс с учетом целей и задач каждой ступени. Единое педагогическое пространство «школа — колледж — вуз» предполагает сочетание деятельности вузовских педагогов высшей квалификации и высококвалифицированных педагогов средних образовательных школ и средних профессиональных учреждений. В нем уже на ступени среднего образования приоритетное значение принадлежит развитию у учащихся поисково-исследовательских интеллектуальных наклонностей, в отличие от обычных средних образовательных учреждений. При этом первая ступень (среднее общее образование) функционирует непосредственно в контакте с высшим учебным заведением, что придает ей особую весомость и значимость и в конечном счете определенный социальный статус. Данный фактор особенно привлекает учащихся средних образовательных школ. Всеми существующими образовательными нитями первая ступень образования четко вплетена в единую схему образовательного пространства (см.: Романовская Т.И., Ильмушкин Г.М. Организация учебного процесса в старших классах как гарант будущего обучения учащихся в вузе // Вестн. ДИТУД. 2000. № 4. С. 52—53).

Организация обучения строится на индивидуальном подходе к учащимся.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Индивидуализированное обучение носит доминирующий характер. Как показывают практический опыт и результаты исследований, такой подход позволяет максимально раскрывать интеллектуальные способности каждого обучаемого и творчески их развивать с учетом индивидуальных способностей. Индивидуализированное обучение является составляющей личностно ориентированного образования.

Остановимся на некоторых аспектах личностно ориентированного образования в рамках единого педагогического пространства «школа — колледж — вуз». Итак, личностно ориентированное обучение прежде всего направлено на личность и предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения в самом широком смысле; при этом субъект обучения находится в центре внимания, система межличностных связей «учащийся — педагог» — на уровне самых доверительных отношений, способствующих реализации целей обучения и воспитания в контексте формирования гуманистических взглядов учащихся.

Основу обучения на любой ступени образования составляет приобретение учащимися определенных базовых навыков и умений по каждой из изучаемых дисциплин. В дальнейшем формируются и систематизируются практические и теоретические базовые знания на более высоких уровнях личностно ориентированного обучения. По мере перехода с одной ступени образования на другую сами подходы к формированию умений и навыков у обучаемого эволюционно изменяются (см.: Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопр. психологии. 1994. № 2. С. 64—77).

В отличие от обычных образовательных школ единое педагогическое пространство «школа — колледж — вуз» на ступени среднего (полного) образования предполагает обучение учащихся в целом с учетом их профессиональной ориентации. Исходя из этих соображений и организуются профильные классы в си-

стеме «школа — колледж — вуз», с тем чтобы обеспечить в прямом смысле «дифференцированность» образования на данной ступени с учетом многих факторов обучаемого (приобретенные навыки, умения и знания на предшествующем этапе обучения, склонности, интеллектуальные способности, состояние здоровья, психологические аспекты и т.д.) (см.: Гущина О.М., Павленко Н.М. Личностно-ориентированный подход к процессу обучения. СПб., 2000. С. 232—237). Такой подход дает возможность личности максимально реализовать свои интеллектуальные способности в образовании на основе личностно ориентированного обучения, а в дальнейшем добиться более полного удовлетворения потребностей и на уровне высшего профессионального образования.

Основной целью единого педагогического пространства в системе «школа — колледж — вуз» является подготовка современных дипломированных специалистов, способных конкурировать на рынке труда, непрерывно пополнять свои профессиональные и общечеловеческие знания, а также профессионально самосовершенствоваться в течение всей активной жизненной деятельности. При этом обучение и воспитание учащихся строятся на парадигме личностно ориентированного непрерывного обучения и формирования гуманистических взглядов.

Таким образом, приходим к следующим выводам:

— образовательные интеграционные процессы в едином педагогическом пространстве «школа — колледж — вуз» представляют собой достаточно сложный механизм и многоуровневый процесс в многомерном образовательном пространстве;

— формирование единого педагогического пространства в системе «школа — колледж — вуз» в малых и средних городах России необходимо для эффективного преодоления образовательного кризиса на стыке среднего (полного) и среднего профессионального — высшего профессионального образования.

Поступила 23.06.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.