Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ / РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова С.Н.

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического управления. Многие предприятия не имеют стратегии развития своей деятельности, потому и находятся в критическом состоянии. Таким компаниям необходимо заняться разработкой стратегии развития своей деятельности и начать им стоит если и не на долгосрочные периоды, то хотя бы на год вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND ROLE OF STRATEGIC MANAGEMENT

The choice of strategy and its implementation constitute the main part of the content of strategic management. Many enterprises do not have a strategy for the development of their activities, and therefore are in critical condition. Such companies need to develop a strategy for the development of their activities and they should start, if not for long-term periods, then at least a year in advance.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 005.1

Гончарова С.Н., к.э.н., доцент

доцент

кафедра «Экономика и менеджмент» филиал Московского университета имени С.Ю. Витте

Россия, г.Ростов-на-Дону

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического управления. Многие предприятия не имеют стратегии развития своей деятельности, потому и находятся в критическом состоянии. Таким компаниям необходимо заняться разработкой стратегии развития своей деятельности и начать им стоит если и не на долгосрочные периоды, то хотя бы на год вперед.

Ключевые слова: сущность стратегии, стратегическое управление, стратегическое планирование, этапы разработки, реализация стратегии.

Goncharova S.N., candidate of economics, associate professor

associate professor Department of Economics and Management branch of Moscow University named after S. Yu. Witte, Rostov-on-Don

Russia, Rostov-on-Don

ESSENCE AND ROLE OF STRATEGIC MANAGEMENT

Abstract: The choice of strategy and its implementation constitute the main part of the content of strategic management. Many enterprises do not have a strategy for the development of their activities, and therefore are in critical condition. Such companies need to develop a strategy for the development of their activities and they should start, if not for long-term periods, then at least a year in advance.

Key words: essence of strategy, strategic management, strategic planning, development stages, strategy implementation.

Основной целью существования предприятия является создание, развитие и поддержание выбранного бизнеса в сложных политических и рыночных условиях, а также увеличение собственного потенциала. Для этого предприятию необходимо определить его стратегию. Активизация процесса развития экономики в России непосредственно связана с дальнейшим повышением эффективности предпринимательской деятельности.

Своевременная адаптация компании к изменениям внешней среды ведения бизнеса играет ключевую роль в сохранении и увеличении рыночной доли. Поскольку изменения - это постоянный и неизбежный процесс, то требуется квалифицированное и целенаправленное воздействие руководства на внутреннюю структуру организации с целью оптимизации затрат с учетом внешних факторов развития. Реализация принципов стратегического менеджмента и эффективное управление организационными изменениями в компании выступает важнейшим условием повышения конкурентоспособности.

Слово стратегия этимологически имеет военные корни. Происходит от древнегреческого отрат^а «искусство полководца», далее от отратщ6<; «полководец, вождь, командующий», из отрат6<; «войско» + аую «веду». В ряде европейских языков слово было заимствовано через латинское strategia. Невозможно представить успешного полководца без стратегического мышления. Можно провести аналогию о том, что невозможно представить успешного руководителя предприятия без этого мышления. Нет четкого определения понятия стратегия, поскольку это очень емкое понятие.

С течением времени значение термина «стратегия» претерпело множество изменений, каждый автор внес в значение термина свой вклад.

По мнению О.В. Гуденицы стратегия — это выработка курса всей организации на достижение ее долгосрочных целей

Н. В. Воронин стратегия в самом широком смысле означает комплекс долгосрочных мер, направленных на реализацию определенных заранее согласованных планов2.

К. Д. Бондарев пишет, что стратегия заключается в координации выбранных мероприятий. В процессе разработки стратегии возникает представление о том, как достичь устойчивого конкурентного преимущества3.

Успехом долгосрочной работы организации на экономическом рынке является разработка правильной, четко сформированной стратегии развития бизнеса.

Целью стратегического управления является: определение перспективных направлений развития организации; определение основных

1 Гуденица, О. В. Разработка алгоритма формирования стратегии компании с учетом финансового аспекта / О. В. Гуденица // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2023. - № 1(152). - С. 53-58. - ББМ ОББОМО.

2 Воронин Н. В. Процесс разработки стратегии развития организации [Текст] // Вестник науки и образования. 2019. №12- 124 с.

3 Бондарев К. Д. Банкротство, как метод выживания или бизнес-стратегия предприятия //Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум. - 2022. - С. 23-29.

видов деятельности организации; определение альтернативных действий организации на долгосрочный период4.

Стратегическое планирование формируется из нескольких взаимосвязанных этапов. Первоначальный этап - изучение внутренней и внешней среды предприятия. На следующем этапе определяются основные ориентиры организации.

Анализ среды организации - это процесс, выявляющий критически точки во внутренней и внешней среде, влияние которых может изменить процесс достижения запланированных целей предприятия.

Стратегическое планирование - это одна и функций управления, составная часть процесса выбора целей предприятия и возможность их достижения. Стратегическое планирование несет фундаментальное значение всех управленческих решений, функционирования фирмы, разработки мотиваций и контроля для исполнительного звена. Разработка стратегического планирования формирует основу управления членами организации и становится как никогда актуальным для российских предпринимателей вводящих свои фирмы в условия жесткой рыночной конкуренции5. Суть стратегического планирования состоит в выявление текущих задач для организации и формирование плана по достижению выставленных целей с учетом изменения внешних и внутренних факторов. Важными ключевыми моментами стратегического планирования будут: формирование плана высшим руководством, подтверждение фактическими исследовательскими данными, гибкость и возможность изменения, польза и результативный успех фирмы.

Внедрения той или иной стратегии представляется весьма трудоемким процессом, так как это связано с целым комплексом работ в процессе согласования долго-, средне-, и краткосрочных целей развития предприятия6.

Важным составным элементом начала любых изменений организации служит необходимость в стратегическом развитии фирмы. Стремлением к переменам служит возможность лучшего исполнения стратегического плана.

Необходимым является разграничение понятий стратегического планирования и стратегического управления, для лучшего понимания их отдельного функционала. Базисным отличием выступает тот факт, что в процессе стратегического планирования - а именно, разработки стратегии, учитываются и текущие возможности предприятия, её потенциал и способности. К примеру, решение о возможности выхода на новый рынок,

4 Гатина Л.И. Стратегическое планирование развития предприятия: учебно-методическое пособие. -Казань, 2018. - с. 68

5 Шаймиева Э.Ш. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - Казань: Познание, 2018. - 630 с.

6 Седова Н. Н., Минасян Л. А. Бизнес-стратегия развития медицинского туризма в России. - 2021. . - №. 1. - С. 12-19

с учетом конъюнктуры рынка, маркетинговых разработок и финансовых возможностей фирмы. В стратегическом же управлении идёт параллельное планирование стратегии и планирование возможностей. Этот потенциал и позволяет реализовать стратегию. Безусловно, качество планирования стратегии зависит от того «потенциала», на который опираются управляющие.

Текущее и стратегическое планирование дают возможность принимать соответственно оперативные и долгосрочные решения. Основными задачами краткосрочного планирования выступают различные распределения ресурсов фирмы, внутренняя организация производства, контроль за исполнением плановых показателей и достижение ожидаемого финансового результата. Поэтому, возникают «пробелы» в процессе стратегического планирования, поскольку текущие решения занимают центральное значение для многих руководителей. Чаще всего встречающаяся цель управления состоит в увеличении эффективности в краткосрочном периоде, контроль и оценка компетентности менеджеров всех уровней проходит по краткосрочным результатам.

Таким образом, эффективность стратегического управления организации - это свойство, связанное со способностью организации формулировать свои цели с учетом внешних и внутренних условий функционирования и достигать поставленных целей. В энергично меняющихся событиях в последние годы в нашей стране предприятия обязаны искать новые подходы к планированию, которые дозволят обеспечивать максимальную производительность принимаемых решений.

Использованные источники:

1. Бондарев К. Д. Банкротство, как метод выживания или бизнес-стратегия предприятия //Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум. - 2022. - С. 23-29.

2. Воронин Н. В. Процесс разработки стратегии развития организации [Текст] // Вестник науки и образования. 2019. №12- 124 с.

3. Гатина Л.И. Стратегическое планирование развития предприятия: учебно-методическое пособие. - Казань, 2018. - с. 68.

4. Гуденица, О. В. Разработка алгоритма формирования стратегии компании с учетом финансового аспекта / О. В. Гуденица // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2023. - № 1(152). - С. 53-58. - ББК ОББОМО.

5. Седова Н. Н., Минасян Л. А. Бизнес-стратегия развития медицинского туризма в России. - 2021. - №. 1. - С. 12-19

6. Шаймиева Э.Ш. Стратегический менеджмент: учебное пособие. -Казань: Познание, 2018. - 630 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.