Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА'

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / сущность и роль малого бизнеса / малый бизнес / предпринимательство / самозанятость / economics / the essence and role of small business / small business / entrepreneurship / self-employment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.В. Ефремов, Е.Л. Маслова

Малый бизнес представляет собой важную часть здоровой экономики государства и считается, что чем больше его доля, тем устойчивее система внутри страны. В статье рассматривается сущность понятия «малый бизнес», приводится законодательная основа этого явления, а также приводится классификация по категориям. Проанализированы причины, почему малый бизнес способен помочь экономике и обеспечить дополнительные рабочие места. Также рассмотрены некоторые эффективные способы взаимодействия различных форм бизнеса между собой. На основе описанного, можно сделать вывод, что без малого бизнеса экономика не способна эффективно противодействовать кризисам и негативным изменениям, поэтому существуют меры поддержки малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND ROLE OF SMALL BUSINESS

Small business is an important part of a healthy state economy and it is believed that the larger its share, the more stable the system within the country. The article examines the essence of the concept of "small business", provides the legislative basis for this phenomenon, and provides classification by category. The reasons why small businesses are able to help the economy and provide additional jobs are given. Some effective ways of interaction between different forms of business are also considered. Based on the above, it can be concluded that without a small business, the economy is not able to effectively counteract crises and negative changes, therefore, there are measures to support small businesses.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА»

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА

М.В. Ефремов, магистр Е.Л. Маслова, канд. экон. наук, доцент Российский университет кооперации (Россия, г. Мытищи)

DOr.10.244n/24n-0450-2024-4-1-n5-n9

Аннотация. Малый бизнес представляет собой важную часть здоровой экономики государства и считается, что чем больше его доля, тем устойчивее система внутри страны. В статье рассматривается сущность понятия «малый бизнес», приводится законодательная основа этого явления, а также приводится классификация по категориям. Проанализированы причины, почему малый бизнес способен помочь экономике и обеспечить дополнительные рабочие места. Также рассмотрены некоторые эффективные способы взаимодействия различных форм бизнеса между собой. На основе описанного, можно сделать вывод, что без малого бизнеса экономика не способна эффективно противодействовать кризисам и негативным изменениям, поэтому существуют меры поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: экономика; сущность и роль малого бизнеса; малый бизнес; предпринимательство; самозанятость.

Малый бизнес является неотъемлемой частью экономики государства, как часть локальной и общей системы [1]. Несмотря на то, что его размер, по сравнению с другими видами не настолько значителен, тем не менее, он может дать дополнительные рабочие места для большого числа людей [12].

Для того, чтобы лучше раскрыть понятие малого бизнеса, можно обратиться к классификации, которая представлена в ФЗ от 24.07.2007 года за номером 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», малые предприятия можно разделить на несколько категорий:

- микропредприятия (те, у которых численность сотрудников до пятнадцати человек, причем выручка ограничена шестьюдесятью миллионами рублей, иначе под эту категорию предприятие не подпадает);

- малые предприятия (численность сотрудников не превышает ста человек, ограничение по выручки - четыреста тысяч рублей).

Малый бизнес обеспечен законодательством посредством Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» от 24.07.2007 Ш09-ФЗ.

В 2019 году были реализованы дополнения с помощью законов № 185-ФЗ от 18.07.2019 «О внесении изменений в статью 33 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьи 4, 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Эти законы устанавливают, что малыми являются те из организаций, которые относятся к общероссийским обществам объедения инвалидов или их отделения. Особенностью таких организаций является то, что среднесписочное количество лиц с ограничениями дееспособности должно составлять не менее пятидесяти процентов, а доля фонда оплаты труда на них составляет порядка четверти от общего числа.

Если сравнивать трактовку понятия «малый бизнес» в отечественной практике и зарубежом, можно обнаружить, что подходы к восприятию сильно отличаются.

Зарубежом существует тенденция к объединению малых и средних предприятий в единый кластер, для упрощения их оценки. Но критерии могут быть различны, так, например, малым/средним предприятием может считаться такое, которое ограничено 250 или, в некоторых случаях,

500 человек. Поэтому точно отнести компанию к малому бизнесу зарубежом может быть затруднительно. Если руководствоваться обобщенными критериями, то окажется, что Российская Федерация по этому параметру имеет свои критерии (рис. 1). Если обратиться к классификации по типу предприятий, то можно отметить, что в эту категорию могут входить следующие: автосервисы, сфера услуг, торговля, строи-

тельство. Тенденцией является появление новых инновационных видов деятельности, в машиностроении, телекоммуникации, перевозок. Можно отметить серьезное влияние цифровых технологий, что видоизменило традиционные сферы деятельности, за счет повышения эффективности работы и снижения степени влияния людей, как массового фактора [6].

Россия

Корея

Германия

Италия

21,9

48,0

53,0

68,0

Г

0 25 50 75 100

Рис. 1 Доля малого и среднего бизнеса в экономике стран мира, в %

Именно глобальная цифровизация стала фактором, который повлиял на рост числа предприятий малого бизнеса, так как цифровые технологии облегчили взаимодействие с массивами данных. Раннее для того, чтобы обработать то же самое количество, требовались большие затраты, в том числе и на человеческие ресурсы. За счет внедрения компьютеров и цифровых технологий процессы не занимают большое количество времени и могут быть завершены и проконтролированы малым числом людей. Предприятия малого бизнеса активно начали появляться именно за счет цифровизации. В частности, можно отметить рост стартапов, которые фокусировались на компьютерных технологиях. За счет предприятий малого бизнеса создается эффективная конкурентная рыночная среда - чем их больше, тем экономика считается здоровее [10]. Причина заключается в серьезной чувствительности крупных компаний к резким изменениям рынка, так как они характеризуются, как

менее гибкие и отличаются более высокой стоимостью.

Если предприятия малого бизнеса могут сменить сферу деятельности и адаптироваться, то крупный бизнес не имеет такой возможности и может обанкротиться. Кроме того, малый бизнес более подходит для апробирования новых идей на практике, преимущества при успехе превышают для него потери в случае неудачи. При этом может возникнуть ситуация, когда малая компания, заняв конкретную нишу, способна расшириться внутри нее, не пуская новых конкурентов. Многие современные корпорации начинали именно как компании малого бизнеса, впоследствии масштабируясь и видоизменяясь. Особенно это характерно для компаний цифрового спектра, так как те, кто смог уловить новые тенденции, получили преимущество перед неповоротливыми компаниями, которые уже заняли рынок и отказались от риска [5, 11].

Можно привести в пример «Фуд-жифильм» и «Кодак», которые решили,

что цифровые технологии - всего лишь временное веяние. Ставка была сделана на привычные и хорошо изученные процессы, такие как использование пленки.

Интересным является то, что аналитики «Кодак» предсказали перелом в парадигме восприятия мира, но решили, что цифровизация состоится не меньше, чем через десять лет. К сожалению для руководства этой компании, прогноз оказался неправильным, и компания не смогла адаптироваться к новым временам.

Малый бизнес сильно зависит от того, кто именно находится во главе, так как результаты решений становятся заметны быстрее, нежели чем у крупного и среднего бизнеса. Можно заметить, что это же касается и качества человеческого капитала компании. От того, насколько компетентны сотрудники, зависит успешность предприятия [4]. Умение выбирать сотрудников должно быть одним из важных качеств предпринимателя, так как от этого зависит прибыль. Неслучайно некоторые исследователи ставят знак равенства между бизнесом и предпринимательством, хотя это может быть не совсем верно в ряде

случаев, когда малая компания не фокусируется на получении прибыли напрямую.

Количество предприятий, которые можно отнести к малому бизнесу, показывает, насколько развита экономика государства, так как многие потребности населения замещаются именно этим типом.

Государство прямо заинтересовано в развитии малого бизнеса и стимулирует его появление (рис. 2). Полное замещение потребностей позволяет людям тратить деньги более эффективно, которые впоследствии пополняют казну государства за счет налогов и прочих отчислений. Малый бизнес позволяет людям находить работу без необходимости в специализированных знаниях высокого уровня, что позволяет обеспечить большее число рабочих мест, чем при полном подавлении этой категории за счет крупного и среднего бизнеса. В отечественной специфике можно заметить появление новых типов бизнеса, таких как ИП (с добавлениями в регулирование новых правил) и самозанятости [2]. Оба типа организации деловой активности являются подпадающими под малый бизнес и могут функционировать за счёт специальных технических средств.

Рис. 2. Направления поддержки государственной поддержки малого бизнеса

Нужно отметить, что налоговая реформа и появление удобных касс быстрого обслуживания привело к легализации многих видов деятельности, а также упрощению проведения операций. Это, в свою очередь, стало причиной появления новых малых предприятий, так как сниженная налоговая ставка и удобство отчетности положительно сказались на опыте ведения бизнеса отдельными предпринимателями. Для этого разрабатываются и внедряются специальные программы, в том числе федерального значения. Существует организация «Фонд содействия кредитования малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания», которая помогает получить поддержку в финансовой плоскости. Президент Российской Федерации, Путин В.В. многократно заявлял о необходимости поддержки малого бизнеса [9]. Такой интерес связан с тем, что чем больше компаний или организаций попадает под этот тип, тем экономика в целом становится более приспособленной к изменениям и может быстрее на них реагировать [3]. Можно заметить, что в некоторых областях упор делается на крупные компании и их выручка, при детальном рассмотрении, значительно больше, чем у мелкого и среднего бизнеса.

По причине неповоротливости и сложной адаптации к изменениям, некоторые из задач крупный бизнес способен решать не столь эффективно, например, если требуется выполнить работу, не связанную с основной деятельностью компании или провести какие-то мероприятия, подходящие под определение временной активности, прибегать к которой не придется в течение длительного времени. В случае, если компания будет решать подобные проблемы за счет внутренних ресурсов, это может привести к раздуванию штата и снижению общей эффективности работы компании, так как сотрудники не будут загружены равномерно. Не редки случаи, когда компании проще прибегнуть к специалистам извне, например, для уборки помещений или наладке специализированного оборудования, если дальнейший процесс можно автоматизировать или поддержи-

вать малыми силами, без значительных вложений.

В таком случае, организация работ специалиста посредством договора с ним, как представителем малого бизнеса будет оправданной в большей степени, чем поиск постоянного сотрудника по этому профилю.

Если рассматривать малый бизнес, как связанный с предприятиями этого типа и другими, находящимися на уровень выше, можно заметить, что он сам по себе создает условия для работы множества компаний [7]. В зависимости от вида деятельности, компания, относящаяся к этому типу, может обеспечивать заказами поставщиков, прибегать к услугам посредников, отдавать некоторые операции на аутсорсинг. Собственно, современная реальность сильно завязана на цифровые технологии, что позволило быстрее находить сотрудников по определенному профилю в интернете [8]. Например, малый бизнес теперь может поручить задачи монтажникам или ведение бухгалтерии специалистам этого профиля, без необходимости зачисления сотрудников этого профиля в штат, что снижает нагрузку на зарплатный фонд.

В свою очередь, подобное позволяет исполнителям поддерживать свой доход на высоком уровне, за счет сотрудничества с несколькими организациями, что может быть сопоставимо или превышать уровень доходов при работе в одной конкретной организации.

Подробная организация процессов требует хорошо развитого навыка планирования деятельности и эффективного распределения времени, но опытные специалисты полагают, что недостатки закрываются положительными сторонами этого взаимодействия [12].

В заключение отметим, что малый бизнес является отражением здоровья экономической системы, несмотря на факт того, что объемы транзакций не достигают сумм, которые отражены в балансах крупных предприятий. Это является плюсом подобных организаций, так как закрытие даже десяти подобных компаний, не причинит такого ущерба, как банкротство одного крупного предприятия-монополиста.

Библиографический список

1. Байзакова Д.Ф. Малый бизнес // Экономика и социум. - 2020. - №2 (69).

2. Будагова С.П., Давыдова Э.И., Додонова К.В., Пятаев Д.А., Тишина А.О. Налогообложение малого бизнеса // Форум молодых ученых. - 2020. - №10 (50).

3. Волкова Н.В., Смирнов Н.С. Проблемы малого бизнеса в России // Московский экономический журнал. - 2022. - №6.

4. Вылегжанин Ю.А. Менеджмент бизнес-процессов кредитования малого бизнеса // Наука без границ. - 2020. - №7 (47).

5. Гиреева Ф.М., Точиева Л.К. Развитие и прогресс малого бизнеса // Символ науки. -2023. - №11-1.

6. Гишкаева, Л.Л. Малый бизнес в современной экономике / Л.Л. Гишкаева, Г.Р. Юпаева, И.С. Ганатов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 9(91). -С. 33-35. - DOI 10.24412/2411-0450-2022-9-33-35. - EDN HTJSTL.

7. Дуктугбей А.У. Преимущества и недостатки малого бизнеса. Малый бизнес в Республике Тыва // Вестник науки. - 2023. - №12 (69).

8. Какаджанова М., Меканов С., Гараева А. Менеджмент в малом бизнесе // IN SITU. -2022. - №11.

9. Кисиогло Т.В., Медведева О.С. Государственная поддержка малого бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №5-2 (99).

10. Корнаухова Л.Г. Основные аспекты малого бизнеса // Мировая наука. - 2021. -№10 (55).

11. Морозов А.А. Проблемы развития малого бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №11-2.

12. Мусаева М.А., Якубов Т.В. Малый бизнес в сфере занятости населения региона // ЕГИ. - 2021. - №5 (37).

13. Обидова Ф.Я. Малый бизнес в экономике // Экономика и социум. - 2020. - №2 (69).

THE ESSENCE AND ROLE OF SMALL BUSINESS M.V. Efremov, Master's degree

E.L. Maslova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Russian University of Cooperation (Russia, Mytishchi)

Abstract. Small business is an important part of a healthy state economy and it is believed that the larger its share, the more stable the system within the country. The article examines the essence of the concept of "small business", provides the legislative basis for this phenomenon, and provides classification by category. The reasons why small businesses are able to help the economy and provide additional jobs are given. Some effective ways of interaction between different forms of business are also considered. Based on the above, it can be concluded that without a small business, the economy is not able to effectively counteract crises and negative changes, therefore, there are measures to support small businesses.

Keywords: economics; the essence and role of small business; small business; entrepreneur-ship; self-employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.