ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 г. Выпуск 1 (20). С. 62-68
УДК 7(571.1); 008 (571.1)
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГАЛЕРЕЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
НА ПРИМЕРЕ ОМСКА И НОВОСИБИРСКА (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI ВВ)
А. А. Урванцева
За последние 10-15 лет в России заметным изменениям подверглись не только способы передачи культурных сообщений, но и сама сущность взаимоотношений между субъектами искусства и социумом. Одним из результатов этого процесса и стало появление новых институтов-трансляторов искусства.
Создание галерей в Петербурге, Москве, Омске, Новосибирске и в других городах пришлось примерно на одно и то же время, только возможности и темпы развития подобного социального института в каждом городе оказались различными. Если говорить о юридическом статусе галерей в России, на сегодняшний день она является некоммерческой организацией, «созданной собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником» [3: 171].
Причем в России любая галерея, вне зависимости от ее специфики, попадает под данное определение, и это, пожалуй, является одной из основных особенностей российского галерейного бизнеса, тогда как на Западе деление в данной сфере на коммерческие и некоммерческие структуры осуществляется выставочной политикой той или иной галереи.
Как пишет В. Тарасов, зарубежные галереи, делающие ставку на надежных, апробированных художников, живопись которых со временем только дорожает - это коммерция. «Здесь присутствует постоянство продаваемых художественных произведений, и соответственно наличие прибылей» [2: 134]. Те же галереи и выставочные залы, которые занимаются искусством экспериментальным, которое в силу новизны не может быть объектом продаж, инвестиций - это не коммерция.
Немаловажным фактом является и то, что в Европе отношения художника и галереи юридически оформлены, у каждой из сторон есть свои права и обязанности. Галерея обязуется продавать определенное количество картин художника в месяц, обеспечивая ему, таким образом, ежемесячный доход, она занимается его рекламой, организацией выставок, созданием его имиджа, а художник, в свою очередь, обязуется не выставлять свои работы в других выставочных залах.
Стоит отметить, что в России такая практика в начале 1990-х отсутствовала повсеместно, на сегодняшний день в Москве единичные представители галерейного бизнеса имеют определенный устоявшейся круг художников - это самые известные из галерей «Айдан», «Рид-жина» и галерея Гельмана. В Омске в начале зарождения галерейного движения, в те же 1990-е годы ситуация была такой же как и в столице, однако, спустя почти двадцать лет, на вопрос «сотрудничаете ли Вы сразу с несколькими галереями» восемь из девяти художников ответили положительно. Это, в свою очередь, позволяет говорить о риске «не потянуть» содержание того или иного художника со стороны владельцев галерей, отсутствии как таковой экономической стабильности омских галерей и низкой покупательной способности.
При этом под «низкой покупательной способностью» подразумевается не отсутствие возможности у широких слоев населения покупать произведения искусства в галерее, а то, что данный «товар» относится к сфере дополнительных, избыточных услуг, которые может себе позволить обеспеченная часть населения. И как раз среди этой части к подобному способу вложения денег в России относились и относятся осторожно в отличие от Европы и Америки где коллекционирование произведений искусства в среде богатых и знаменитых людей считается чуть ли не обязанностью.
Возвращаясь к задачам нашей статьи, начнем с рассмотрения истории создания галерейного движения в крупном сибирском городе и специфики существования новой художественной ячейки вне столичного культурного поля.
Процесс возникновения и развития галерей Омска и Новосибирска начался в одно время. Однако Омск оказался негласным лидером по количеству галерей за прошедший период (14 в Омске и 10 в Новосибирске), с учетом галерей, открытых после 2002 года.
Галерея оказалась «мужским» делом, хотя, на первый взгляд, как нам казалось - это женский бизнес и, тем не менее, директоров-мужчин в Омске 8 человек, в Новосибирске - 6, женщин-организаторов в Омске 3, в Новосибирске - ни одной представительницы, но наряду с этим еще существуют «семейные» галереи, где «у руля» стоят, как правило, женщины, в Новосибирске их число за весь период составило 4 галереи, в Омске - 3.
Если попытаться провести классификацию галерей, отталкиваясь от того или иного типа владельца, стоит выделить основной критерий и несколько вспомогательных. В качестве основного критерия взято наличие или отсутствие профессионального художественного образования у организатора галереи. В число вспомогательных или дополнительных пунктов мы включили: женщина или мужчина является директором галереи, относится ли галерея к закрытому типу или является «семейной галерей» (образованной супружеской парой), меняла ли галерея на протяжении всей своей деятельности название, а также возможен путь от галереи до салона и наоборот.
Поэтому, выстраивая цепочку деятельности галерей, мы отталкивались, в первую очередь, не от хронологических рамок их создания, а от профессиональных характеристик владельцев.
Таким образом, к галереям, созданным людьми, имеющими художественное образование, в Омске относятся: «Март», «Да-Да», «Скит», «M’art», «Мир живописи», «Кучумъ», «Дваэл», «Золотой путь», «Перспектива»; в Новосибирске: «Белая галерея», «Нечаянная галерея», «Chernoff Gallery».
Галереи, организаторы которых не имеют художественного образования: «Д’ Арт» ^ «Лошадь Пржевальского», «Квадрат», «Сибирская галерея современного искусства», арт-студия «Модный дом», «Галерея искусства XX века» - в Омске; «Зеленая пирамида» ^ «Пейзажи Сибири», «Модерн», «LeVall», «Старый город», «Альт» - в Новосибирске.
Начнем рассмотрение особенностей деятельности с галерей, где владельцы - художники. Но и здесь можно, учитывая дополнительные пункты, провести разделение на женские, мужские, «семейные» галереи и галереи закрытого или квартирного типа.
Одной из первых частных выставочных площадок в Омске, директором которой стала женщина - Т. Бугаенко была галерея «Март», работавшая с 1991 по 1993 годы. За свою историю «Март» поменял один раз местоположение, оставшись при этом в центре города.
Как и большинство первых галерей, открывавшихся в самом начале 1990-х годов и действовавших скорее интуитивно, нежели профессионально в сфере арт-бизнеса, «Март» все свое внимание сосредоточил на организации проведения выставок и такого дополнительного источника дохода как багетная мастерская, изготовления сувенирной продукции или студии здесь не было. Постоянного куратора галерея не имела, приглашая искусствоведов на отдельные выставки.
Директором следующей «женской» галереи стала художница Л. Зырянова (Рейх). Дебют «Дваэл» состоялся в 1995 году. Отвечая на вопросы журналистов, Л. Зырянова расшифровала название «Дваэл» как «любить людей». Разместилась «Дваэл» в павильоне выставочного сквера «Флоры».
Теперь обратимся к, так называемым, «мужским» галереям, где владельцами были мужчины.
В отличие от всех остальных галерей «M’art», а точнее его руководитель, не стремился «закрепиться» в центре города. Художники потратили три года на устройство подвального помещения под творческие мастерские и выставочный зал, который действовал с 1992 по 1994 годы.
В Новосибирске примером галереи, созданной группой художников, можно назвать «Белую галерею», начавшую свой путь в 1991 году и просуществовавшую пять лет - до 1996 года. При галерее действовала багетная мастерская, где художники сами изготавливали рамы для своих картин. Однако, как часто это бывает, отсутствие какой-либо помощи со стороны привело к тому, что галерея, столкнувшись с финансовыми проблемами, одной из которых оказался проигрыш ее директора всех общественных денег, закрылась. В 1994 году в Омске открылось сразу две новых выставочных площадки - «Скит» и «Мир живописи».
С 1994 по 2004 годы важную роль в развитии выставочной практики и выработке новых эстетических ориентиров стала играть галерея «Мир живописи», основанная при Институте повышения квалификации работников образования. Организовали галерею преподаватели кафедры мировой художественной культуры, во главе ее встал А. Горелик.
Достаточно распространенным явлением в работе различных галерей можно считать проведение презентаций литературных произведений, конференции, выступление артистов, небольшие спектакли и многое другое.
В 1995 году в Новосибирске у дизайнера Ю. Нечай и художника Д. Меньшикова возникла идея создания «Нечаянной галереи»; спонтанное решение, последовавшее за рассматриванием набросков Д. Меньшикова, привело к «нечаянному» созданию галереи, которая по нашей классификации также относится к типу «мужской» галереи, созданной профессионалами в сфере искусства.
К особому типу относится галерея закрытого или квартирного типа - «Кучумъ», принадлежащая художнику Д. Муратову и расположившаяся далеко от центра Омска. Подобную «закрытость» можно объяснить рядом факторов. Во-первых, - это расположение галереи, и здесь немаловажную роль играет не столько удаленность от центра, сколько место - частный дом, в котором одновременно находится и выставочный зал, и мастерская художника. Во-вторых, в планы владельца «Кучума» не входит проведение многочисленных выставок, имеющих широкий резонанс в масс-медиа.
Название галереи было дано в честь известной исторической личности хана Кучума, и, по словам самого Д. Муратова, столь громкое имя поспособствует имиджу галереи, позволит ей войти в историю, прославившись своей неординарной деятельностью.
Отцами-основателями «Да-Да», последней «мужской» галереи в среде профессионалов, в 1999 году стали известные омские художники С. Александров и Б. Миронов. За время работы - с 1999 по 2002 годы - галерея несколько раз меняла адрес, стараясь не отдаляться от центра.
Следующим примером галерей, созданных художниками, являются, так называемые, «семейные»: в Омске - «Золотой путь», в Новосибирске - «Chernoff Gallery».
Галерея «Золотой путь» была открыта супругами А. Никитиной и В. Владимировым с момента открытия (1997) и до 2006 год галерея не меняла своего адреса. С 2006 года галерея перешла в виртуальное пространство, имеет свою страницу в интернете, а также арендует выставочные площади в других городах. «Chernoff Gallery» в Новосибирске появилась в 2003 году. Художественным руководителем стал непосредственно А. Чернов, его жена, Е. Чернова, стала директором. Это одна из немногих галерей, имеющая сайт в интернете. Она работает как с мэтрами - лидерами новосибирской художественной жизни, так и с молодыми и начинающими художниками, которые стремятся доказать свою состоятельность.
Теперь прейдем ко второму типу владельцев изучаемых нами галерей, людей, не имеющих профессионального художественного образования и нанимающих кураторов для своих галерей, либо работающих самостоятельно на интуитивном уровне. Вспомогательные критерии остаются те же: женщина или мужчина является директором галереи, «семейные галереи», галерея, менявшая на протяжении всей своей деятельности название, а также путь от галереи до салона и наоборот.
Начнем с «мужской» галереи, в принципе, первой галереи, созданной в Омске - «Сибирская галерея современного искусства». Инициатором открытия в 1989 году был В. Семушкин. Как и в большинстве галерей, В. Семушкин проводил выставочную работу как
с уже известными художниками, так с молодыми, ставшими впоследствии художественной элитой, известной далеко за пределами Сибири.
Следующая в нашем списке «мужская» галерея возникла в 1993 году в подвале здания НГАХА. Л. Шувалов (юридическое образование) и А. Пасман (медицинское образование) открыли в Новосибирске галерею «Зеленая Пирамида». Она сразу стала популярным местом, своего рода арт-клубом, местом, где звучала музыка, читались стихи, собирались художники.
В 1999 году в «полку» новосибирских «мужских» галерей прибыло - открылись галереи «Le Vall» и «Антураж». Галерея «Le Vall» стала своего рода кураторским проектом А. и
В. Мартыновых. Это пример галереи, когда финансово состоятельный человек решил организовать пространство, которое работало бы не на экономическую прибыль, а на его общественный статус, то есть упоминаемые нами раньше «public relation» или общественные отношения. Галерея проработала с 1999 по 2003 годы.
Примером кураторского проекта в Омске может выступить открывшаяся в 2004 году арт-студия «Модный дом» владельцем которой являлся Н. Сенин, а арт-директором -
О. Карлова.
Из галерей, владельцы которых являются представителями самых разных профессий, остались так называемые «женские» и «семейные» галереи; особенностью данных институций стало то, что директором, как правило, выступает женщина, тогда как мужчина становиться неким гарантом финансовой стабильности «дамского бизнеса».
История данной «семейной» галереи отличается от всех остальных, тем, что изначально, прежде чем стать галерей, «Модерн» был выставочным салоном. Он открылся в 1995 году на одной из оживленных улиц Новосибирска владельцы Л. Щепочкина и Ю. Щепочкин. В самом начале своего пути «Модерн» снискал себе славу самого дорогого и элитного салона в городе: багетная мастерская, отдел продажи постеров с работ известных художников.
В Омске в 1996 году на одну «женскую» галерею стало больше. Л. Дебус (театральный режиссер по образованию) открыла галерею «Д’ Арт», однако уже в 2000 году название меняется на «Лошадь Пржевальского». Это, пожалуй, единственная галерея из всех рассмотренных нами, которая так часто меняла свой адрес, стараясь не удаляться от центра.
Следующая «семейная галерея» - «Квадрат» - была организована в 1998 году С. и Б. Бойко. Директором стала С. Бойко, имеющая высшее образование в сфере медицины. За все время работы «Квадрат» переезжал три раза, оставаясь все время в центре. При галерее работает багетная мастерская, создана изо-студия для детей и взрослых, галерея старается каждый свой проект сопровождать печатной продукцией.
Замыкают ряд «семейных» галерей «Альт» и «Старый город» открывшиеся в 2001 году в Новосибирске.
«Старый город» является одной из активных на данный момент галерей, и как на сегодняшний день, говоря о галереях в Омске, первым в списке стоит «Квадрат», так в Новосибирске - «Старый город» (директор А. Терешкова, владелец - Д. Терешков). За время своей работы она поменяла адрес три раза.
Рассмотрев ситуацию в Омске и Новосибирске можно подвести итоги, выделив общие моменты и некоторые нюансы для каждого из этих городов.
Количество галерейных пространств (24) в вопросе наличия или отсутствия у владельцев высшего художественного образования разделилось поровну.
Однако далее складывается достаточно интересная картина. Дело в том, что Омск становится городом галерей, созданных художественной элитой или художниками-профессионалами, (порядка 9 человек), и владельцы 4-х галерей не имеют художественного образования. Тогда как Новосибирск - представитель галерейных пространств, организаторами которых стала бизнес-элита: 7 галерей против 3-х, созданных художниками.
При этом нельзя говорить о том, что превалирующее количество директоров-художников или бизнесменов в этой новой институции, позволяет однозначно прогнозировать разность целей у этих выставочных пространств. Совсем наоборот, коммерческая составляющая здесь оказывается не на первом месте (как бы этого ни хотел владелец галереи)
по одной простой причине, которую мы не раз уже проговаривали - галерейный бизнес в России не прибылен.
Разность отношения к делу можно увидеть вначале пути: для художника, решившего открыть галерею - это один из способов жизни, то есть, находясь в цепочке художественного процесса быть множеством звеньев в одном лице, тогда как человек, не принадлежащий к миру искусства, но имеющий финансовую стабильность, относится к галерее как к делу, которому интересно задать вектор развития и посмотреть, что из этого получится.
Таким образом, главное, чем руководствуются люди в своем стремлении открыть галерею, что видно из данных проведенного анкетирования, это не только стать естественным звеном между покупателем и художником и способствовать росту экономической ценности для ценности художественной, но дать возможность заинтересованной части горожан быть свидетелями разных точек зрения представителей современного мира искусства. Для города же наличие частных галерейных пространств также становится критерием его всестороннего культурного развития и возможности «шагать в ногу со временем».
Однако, изучая галерейное движение, начавшее свою историю в конце 1980-х годов XX столетия в двух крупных представительных сибирских городах и выделив основные типы владельцев новых частных выставочных пространств, необходимо отметить, разделение галерей на подобные типы не является отличительной чертой ни для Омска, ни для Новосибирска.
Одной из причин значительного количества художников-галереистов в Омске является наличие в городе художественно-графического факультета в Педагогическом университете.
Как правило, все рассмотренные нами галереи в своей выставочной политике стремились и стремятся к сотрудничеству как с уже известными художниками, так и с начинающими творческий путь. При этом в каждом городе оказалось по одной галерее («Le Vall» - Новосибирск, «Модный дом» - Омск), сосредоточившей свое внимание не на местных художниках, а на демонстрации зарубежных корифеев мира искусства. Одной из главных задач владельцы галерей, как социального института, считают продвижение художника на современном арт-рынке.
Отличительной чертой новосибирских галерей («Нечаянная галерея», «Антураж», «Белая галерея») являются выездные акции в другие города сибирского региона, тогда как Омск больше сосредоточен на местных проектах.
Необходимо, как нам кажется, выделить один существенный момент: центр любого города, по мнению известных урбанистов (В. Л. Глазычева, Г. М. Лаппо и др.), является его собирательным образом; это место, где горожане имеют возможность увидеть новации в сфере науки и техники, а также приобщиться к современному творческому процессу. Этой же точки зрения придерживаются и историки культуры, например, В. Г. Рыженко, говорит о том, что «диспропорции в распределении культурного потенциала по территории города закономерны» [1: 95].
Таким образом, мы отмечаем, что галереи обосновывались в центральных районах города, чаще всего это были здания старой постройки, музейные, театральные или концертные комплексы, либо, как в случае с омской галереей «M’art» А. Ширяева, подвальное помещение. Соответственно, изменить геометрию внутреннего пространства не представлялось возможным и, значит, приходилось приспосабливаться к особенностям помещений. При этом все владельцы галерей понимали, что лучше открыть выставочный зал в респектабельном и старом центре города (исключение составили омские галереи «Кучумъ» и «M’art»), чем в удобном и светлом помещении в районе новостроек, так как посещаемость галереи зависит от ее расположения.
Следовательно, эти новые ячейки городской культуры (добавляясь к уже существующим структурам: музеям, залам Союза художников, выставочным залам средних и высших профильных учебных заведений) являются свидетельством усложнения культурного пространства центральной части городов, что дает возможность говорить о складывании разветвленной инфраструктуры - местах общения с современной культурой.
Важную роль играет вывеска галереи; если последняя находится во дворе или переулке, то вывеска должна быть хорошо заметна. Однако в случае с омскими галереями не все так просто, находясь, зачастую, в центре города они остаются незаметными.
В конце XX века термин «галерея» или приставка «арт» входят также в обиход у владельцев всевозможных торговых площадей, подчас занимающихся деятельностью далекой от сферы искусства, однако они более успешно используют данное слово в названии своих магазинов. Напомним, что мы уже обозначали тот факт, что на всем российском пространстве конец 1980-х и начало 1990-х годов становится временем рождения выставочных площадей альтернативных музейному пространству. И конечно, взятая нами классификация может быть применена и в изучении данных культурных ячеек в других городах.
Современные условия существования и развития отечественной художественной культуры приводят к возникновению потребности в специфической аккумуляции произведений современного искусства, а аккумулятором становятся, как раз, художественные галереи. Так как на практике оказалось, что музейная работа, на каком бы современном уровне она ни была, не в состоянии заменить то, почти включенное в художественно-творческий процесс, бытие, в котором находится галерея.
Галереи сразу приобрели популярность в среде художников и любителей современного искусства и начали выполнять функцию отбора и распространения произведений искусства. Если коснуться вопроса о том, как должны развиваться отношения между художником и га-леристом, то, по результатам проведенного среди галеристов анкетирования, из четырнадцати владельцев галерей трое ответили, что отношения должны быть дружескими, пятеро человек - за деловые отношения, такое же количество - за наличие дружеско-деловых и один галерист - за патерналистские отношения. Что касается художников, то деловые отношения из тринадцати человек предпочли - шестеро, три - за дружеские, два заинтересованы в патерналистских и два человека за смешанный тип отношений.
Одной из особенностей большинства провинциальных галерей (в отличие от столичных) является их специализация хоть и тяготеющая к современному искусству, но, тем не менее, в которой редко появляются вкрапления таких видов искусства как перфоманс, инсталляция, видеоарт. А если они и появляются, то не в виде самостоятельных выставочных проектов, а в качестве единичных выступлений авторов, исключение может составить омская галерея «Кучумъ».
Итак, владельцами первых галерей становились инициативные люди, пытавшиеся соединить различные направления деятельности, такие как открытие новых художественных ценностей и имен в искусстве. Причем есть существенные отличия в галереях, открытых в начале 1990-х годов и тех, которые начали свою работу в середине 1990-х годов. Первые выступали в чистом виде как выставочные залы, в практике вторых присутствуют дополнительные структуры: багетные мастерские, изо-студии, дизайнерские услуги, работа с корпоративным клиентами - все это зачастую становится основным источником дохода галереи.
Многие из созданных галерей прекратили свое существование по причине отсутствия постоянного помещения, высокой арендной платы, отсутствия законодательной базы в сфере сектора искусства, и, соответственно, помощи со стороны власти на любом уровне (что, впрочем, со временем в вопросе поддержки государства не изменилось). «Первые галереи, как и все, появляющееся впервые, носили стихийный характер. <...> Первые галеристы опирались в своих действиях на природное чутье и надежду на успех. Мировой опыт арт-бизнеса плохо подходил к отечественным условиям. Галерейная практика еще не имела ни истории, ни традиции. Поэтому многие галереи, просуществовав год или два, закрывались, их организаторы прогорали или охладевали к этому занятию, уставали от бесконечных трудностей».
Поэтому после кратковременного всплеска активности художественных продаж в начале 1990-х годов, вызванного притоком иностранных покупателей в страну, увлеченных модой на «перестройку», а также несбалансированным курсом рубля по отношению к доллару, наступило ощутимое затишье в этой сфере.
Тем не менее, общественная потребность в существовании такой структуры, как художественная галерея, давно назрела. Об этом заявляла, с одной стороны, невероятно активная художественная практика, требующая разнообразия и частоты экспонирования произведений, а с другой стороны, всегда активный и возросший за последние двадцать лет интерес всего общества к изобразительному искусству, к новейшим его направлениям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рыженко, В. Г. Выставки в культурологическом пространстве современного города [Текст] / В. Г. Рыженко // Культурологические исследования в Сибири. - Омск, 1999. -Вып. 2. - С. 95.
2. Тарасов, В. Коммерческое и некоммерческое искусство [Текст] / В. Тарасов // Стиль. Направление. Метод. Проблемы стилевых направлений в советском искусстве 1960-х - 90-х годов. - М.,1992. - С.134.
3. Федеральный закон № 7 - Ф3 от 12.01. 1996 «О некоммерческих организациях» [Текст] // Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996. - М., 1998. - С. 171.