Научная статья на тему 'Сущность и проблемы реализации стратегического управления регионом в Российской Федерации'

Сущность и проблемы реализации стратегического управления регионом в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
999
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Т. Б.

В статье рассматриваются сущность и значение стратегического управления регионом на современном этапе реализации федеральной региональной политики. Описывается технология стратегического управления социально-экономическим развитием региона и принципы ее реализации. Предлагаются меры по совершенствованию процесса разработки региональных стратегических документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and the problems of the reauzation of strategic administration of region in the Russian Federation

The essence and significance of strategic regional administration during the present-day implementation of the federal policy for regions are considered in this article. The technology of strategic administration of social and economic regional development and principles of its implementation are presented. Improvement measures to design the regional strategic documentation are proposed.

Текст научной работы на тему «Сущность и проблемы реализации стратегического управления регионом в Российской Федерации»

УДК 338(47)

СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На современном этапе результаты социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований во многом зависят от управленческих технологий, используемых органами власти в регулировании этого процесса. Отечественный опыт управления развитием регионов в условиях формирования новых финансово-экономических отношений «центр - субъекты РФ - муниципальные образова-ния», предоставления региональным и муниципальным органам власти полномочий по определению местной социально-экономической политики и разработке планов ее реализации свидетельствует о том, что все более востребованной становится технология стратегического управления социально-экономическим развитием региона.

Сущностная специфика стратегического управления, в отличие от других методов управления социально-экономическим развитием региона, состоит в принятии и реализации управленческих решений на основе разработки и официальной легитимизации стратегии развития региона. Для региона стратегия его долгосрочного развития - инструмент целенаправленного воздействия региональных органов власти на основных стейкхолдеров территории в целях повышения качества жизни местного сообщества и конкурентоспособности региона. В теории территориального стратегического управления понятием «стейкхолдер» определяется человек или организация, чьи интересы непосредственно связаны с данным регионом и чьи ресурсы существенно влияют на его развитие. Понятие «местное сообщество» рассматривается как исходное в объяснении проблем местного социально- экономического развития. Оно определяет, кто является главным действующим субъектом в выборе направлений развития и что вообще является критерием оценки развития региона. Несмотря на различия в трактовках, большинство ученых указывают на четыре основных признака местного сообщества. К ним относятся население (общность людей), место (территория в пределах определенных границ), социальное взаимо -действие (соседские отношения, общие правила и нормы поведения и т.д.), чувство сообщества (общность ценностей, чувство сопричастности событиям сообщества, чувство ответственности перед сообществом и т.д.).

Специфичность стратегического управления регионом заключается также и в том, что стратегия региона рассматривается не как директивный документ, а как документ, используемый:

а) федеральными органами власти для рассмотрения возможного финансового участия федерального бюджета в развитии региона;

б) региональными органами власти для разработки направлений, задач и оценки результатов своей деятельности на определенный период времени;

в) представителями бизнеса для построения и корректировки программ развити я своего капитала;

г) общественностью для определения собственной роли в развитии своего города (поселка).

В настоящее время в отечественных научных исследованиях территориального стратегического управления (планирования) как технологии управления социальными, экономическими и культурными изменениями в развитии региона выделяются следующие организации: Международный центр социально-экономических исследований (МЦСЭИ) «Леонтьевский центр» (г Санкт-Петербург), фонд «Институт экономики города» (г Москва), кафедра общего и специального менеджмента РАГС при Президенте РФ (г Москва) и Центр стратегических исследований при Полномочном представителе Президента РФ по Приволжскому федеральному округу (г. Нижний Новгород).

Сотрудниками указанных центров одновременно с развитием методологии территориального стратегического управления активно разрабаты-

Т.Б. Иванова,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник каф едры1 экономики, Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина

ваются методические рекомендации для субъектов Федерации и муниципальных образований по применению данной технологии, оказывается практическая помощь в разработке стратегии развития региона и механизмов ее реализации.

Первой комплексной методикой построения системы стратегического управления явилась технология «Координация. Разработка. Экспертиза. Продвижение», так называемая «КРЭП», разработанная и опубликованная в 2003 г сотрудниками Ресурсного центра по стратегическому планированию при МЦСЭИ «Л еонтьевский центр». Она предусматривает четыре основных линии деятельности органов власти (координацию, разработку, экспертизу и продвижение), три стадии и девять этапов стратегического управления.

На первом этапе осуществляется инициирование процесса стратегического планирования и формирование группы экспертов, осуществляющих руководство и экспертизу материалов, используемых и подготовленных на первой стадии стратегического управления. На втором этапе формируется концепция стратегического плана и определяются оргструктуры, ответственные за ее разработку. На завершающем первую стадию третьем этапе утверждаются Положение о стратегическом планировании и концепция стратегического плана.

Вторая стадия - стадия разработки стратегического плана - реализуется в рамках четырех этапов: стратегического анализа; выбора цели и стратегических направлений развития; формирования частных стратегий (программ, проектов) по стратегическим направлениям и принятия стратегического плана. Основным итогом второй стадии является утверждение в законодательном органе управления стратегического плана социальноэкономического развития региона.

На третьей стадии реализации стратегического управления создаются механизмы реализации стратегического плана (организационные, правовые, экономические, информационно-коммуникационые и др.), а также осуществляется его реализация. Важной составляющей этапа реализации стратегического плана является мониторинг выполнения его мероприятий, оценка результатов, условий и факторов его реализации и корректировка (в случае необходимости) его содержания.

В основе реализации технологии «КРЭП» лежат следующие принципы:

- нацеленность процесса стратегического управления, предполагающая определенность целей разработки стратегического плана; понимание, для чего разрабатывается план; определенность целевых групп, на которые ориентирован стратегический план;

- определенность процесса стратегического плани-рования, т. е. наличие сформулированной, зафиксированной и одобренной методики работы над стратегическим планом;

- четкость и последовательность этапов разработки стратегического плана;

- вовлеченность стейкхолдеров и их активное участие в работе тематических комиссий и экспертных групп;

-профессионализм, т. е. представительность состава тематических комиссий и рабочих групп, их способность принимать и реализовывать обоснованные решения; участие профессиональных консультантов по стратегическому планированию; использование современных технологий групповой работы;

- вовлеченность местного сообщества - учет и изучение общественного мнения при разработке стратегического плана, информированность общественности, вовлечение различных социальных групп и т.д.;

- устойчивость, т. е. закрепление организационных структур стратегического планирования и регулярность их заседаний; участие представителей органов власти (исполнительной и законодательной) в процессе стратегического управления;

- воспроизводимость и нацеленность на реализацию

- наличие методики мониторинга, организационных структур, программ, проектов, процедур, обеспечивающих ре -ализацию и корректировку стратегического плана.

По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, на 2007 г практика разработки документов стратегического управления (стратегии, стратегического плана, долгосрочного прогноза, комплексной и целевых программ и проектов) имеется в 70 субъектах Федерации, в том числе только 30 из них имеют согласованные с федеральными приоритетами стратегии своего развития. В этой связи, как подчеркивалось в выступлениях участников VI общероссийского Форума лидеров стратегического планирования (г Санкт-Петербург, 2007 г), проблема согласованных действий и взаимодействий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в области реализации стратегического управления в настоящее время является наи -более острой и актуальной. Основная причина существования данной проблемы - это отсутствие единой для всех субъектов РФ и муниципальных образований законодательной базы для разработки стратегических документов и наличие в то же время большого числа методических рекомендаций, определяющих содержание и по -рядок разработки субъектами Федерации плановых документов (в том числе и стратегического характера).

Так, в Совете Федерации разработан документ «О реформировании государственно-территориального устройства России», суть которого сводится к повышению эффективности региональной политики на основе укруп -нения субъектов Федерации. Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ довели до субъектов Федерации Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на 2006 - 2008 гг В них изложены требования к обоснованию целей, задач и показателей оценки результативности деятельности субъекта бюджетного планирования, а следовательно, и субъекта стратегического управления.

Министерством регионального развития РФ в 2007 г были утверждены Требования к стратегии социальноэкономического развития субъекта Российской Федерации, которыми оно рекомендует органам власти субъектов Федерации руководствоваться при разработке стратегии социально-экономического развития соответствующего региона.

Начиная с 2005 г Правительство Российской Федерации реализует приоритетные национальные проекты, которые также вносят коррективы в содержание страте -гических документов (целевых программ и проектов) субъектов Федерации.

В связи с отмеченным разнообразием федеральных документов, в той или иной мере влияющих на стратегическое управление регионами, рекомендуется федераль-

ным органам власти сформировать систему законодательных документов, определяющих единый для всех субъектов Федерации и муниципальных образований подход (общие требования, структуру, показатели и критерии оценки ) к разработке и оценке стратегий своего развития.

Анализ разработанных и принятых к реализации стратегий (программ) развития регионов РФ свидетельствует также о необходимости проработки в них вопросов меж-территориальной кооперации с использованием современных форм территориальной организации производства и населения. Так, в практике государственного регулирования территориального развития зарубежных стран в качестве эффективных форм пространственной организации производства используются промышленные, научно-ис следовательские, научно-производственные и другие кластеры, особые экономические зоны. На наш взгляд, это наиболее перспективное направление развития стратегического управления развитием регионов России.

Следует указать и на проблемы, связанные с организацией процесса стратегического управления внутри регионов. На сегодняшний день построение механизма стратегического управления в субъектах Федерации характеризуется наличием множества вариантов, среди которых наиболее часто используемыми являются следующие:

- «административный», предусматривающий формирование структуры (создание новой или трансформацию существующей), как правило, в штате региональной (местной) администрации, которая отвечает за разработку плана и его реализацию;

- «административно-общественный», когда создается временная рабочая группа из представителей власти, бизнеса, науки, общественных и других организаций, занимающаяся координацией действий по разработке стратегического плана;

- «внешний», когда к разработке стратегического плана привлекаются консалтинговые фирмы (часто - находящиеся вне пределов региона, для которого составляется план), осуществляющие на основе заключенного договора с региональной администрацией все работы по разработке стратегического плана;

- «специализированный», предполагающий создание специализированной организации для работы по стра-

тегическому плану. Как правило, такие организации называются агентством экономического развития, выполняющим функции диагностики и мониторинга социально-экономического положения региона; разработки рекомендаций по планированию его развития и непосредственно по социально-экономическим преобразованиям.

Выбор того или иного варианта разработки стратегического плана зависит прежде всего от масштабов региона. Так, малые и средние города в основном используют «внешний» вариант, а крупные и большие города -«административно- общественный». В субъектах Федерации чаще всего применяются «внешний» и «специализированный» варианты.

На практике инициатором разработки стратегического плана региона, как правило, выступает его администрация. Однако стратегический план не относится к числу административных документов. В концептуальной части стратегических планов различных регионов РФ подчеркивается, что данный документ рассматривается прежде всего как форма выражения общественного согласия; как документ, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства по совместному продвижению стратегических проектов и других мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие региона.

Между тем данное положение стратегического управ -ления регионом весьма слабо проработано в практическом аспекте. Нередко в регионах отмечается ситуация, когда стратегический план разрабатывается не столько в интересах местного сообщества и бизнеса, сколько в интересах политической элиты. В этом случае стратегический план, как правило, играет роль не управленческого, а декларативного политического документа, о котором при смене высшего должностного лица субъекта Федерации или муниципального образования забывают, и начинает -ся разработка нового документа. В этой связи необходим определенный механизм в системе стратегического управления, который бы обеспечивал преемственность разрабатываемых стратегических документов. Реализация стратегического управления развитием региона в Россий -ской Федерации требует системного подхода как со стороны федеральных, так и региональных органов власти с учетом их полномочий в данном процессе.

УДК 658

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПЕНКЕ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Неотъемлемая составляющая рыночных отношений - неопределенность экономической конъюнктуры, являющаяся следствием динамичности спроса и предложения на товары, деньги, факторы производства. Данная неопределенность вытекает из альтернативности инвестиций, множества факторов и критериев приложения капиталов, ограниченности знаний и информации, необходимой для принятия управленческих решений. В современных условиях все важные шаги и решения обусловлены определенным уровнем риска. Все это определяет практическую необходимость оценки уровня риска.

Большинство исследователей выделяют нормативное и дескриптивное направления исследования проблем оценки риска. Характеристикой нормативного (количественного, математического) направления является

В.Н. Кайлъ,

ассистент кафедры экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.