методика позволяет оценить такое сложное личностное образование, как патриотизм, достаточно полно и разносторонне. Данная методика может применяться не только для решения каких-то узких задач, но и для выявления национально-психологических различий в выраженности патриотизма у представителей различных этнических групп. Это позволит частично решить проблему немногочисленности психодиагностического инструментария для изучения национально-психологических особенностей.
Данная методика может применяться в следующих сферах: в психолого-педаго-гической практике - для проведения эффективной воспитательной работы в ссу-зе, вузе, патриотических кружках и организациях, кадетских классах и казачьих обществах и т. д.; в социологической практике - для проведения различного рода исследований по изучению выраженности патриотизма у различных наций, сообществ, классов, групп населения и т. д.; в кадровом менеджменте - для выявления сотрудников, нелояльно относящихся к государству и государственной службе.
Т.Н. САПОЖНИКОВА (Ярославль)
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
КАК КОМПОНЕНТА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дан анализ проблемы квалифицированной помощи старшеклассникам в процессе обретения смысла жизни и ценностных ориентаций. Сравниваются две педагогические модели - «педагогического сопровождения» и «педагогической поддержки». Раскрываются сущность, структура и принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников.
Жизненное самоопределение - центральное новообразование ранней юности. Являясь характеристикой зрелой личности, оно представляет собой процесс и результат обретения смысла своего существова-
ния на основе сложившихся ценностей и убеждений, осознания индивидуальных возможностей и требований общества, проявляющегося в отношении к себе, другим людям, социально одобряемой деятельности.
В поисках личной идентичности старшеклассники должны постараться выработать стратегические жизненные цели и мировоззренческие ориентиры, которые, подчеркивая индивидуальность, не вступали бы в противоречие с общечеловеческими нормами и принятыми законами.
Практика показывает, что в период ранней юности учащиеся далеко не всегда отвечают за свои поступки. Неопределенность целей, отсутствие опыта рефлексивного поведения, недостаточная сформи-рованность критериев, правил и способов экзистенциального выбора приводят к тяжелым внутриличностным конфликтам, порождающим у определенной части молодежи отчужденность от общества, семьи, самих себя, провоцирующим агрессию, асоциальное поведение, рост наркомании и алкоголизма.
В этой связи все большее значение приобретает квалифицированная помощь педагогов в познании старшеклассниками своей индивидуальности, ответственном экзистенциальном выборе, а также в нейтрализации возможных асоциальных и личностно-деструктивных целей и ценностей.
Одной из современных педагогических парадигм является концепция педагогического сопровождения, основанная на идеях экзистенциальной педагогики, активно разрабатываемой профессором М.И. Рожковым и его научной школой.
В целом она близка к концепции педагогической поддержки О.С. Газмана и группы его сотрудников (Т.В. Анохина,
Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин), но имеет и свои самобытные и оригинальные идеи.
Общность указанных моделей заключается в следующих позициях:
- рассмотрение образования как гармоничного единства двух существенно отличающихся процессов социализации и индивидуализации;
- признание свободного развития каждого человека и создание всевозможных условий для осуществления этого;
© Сапожникова Т.Н., 2008
- направленность педагогических усилий на оказание воспитаннику помощи в познании самого себя, осознании своей уникальности и неповторимости, построении аутентичного жизненного пути и, в соответствии с ним, индивидуальной образовательной траектории;
- стремление педагогов не вести ребенка за собой, не управлять им и его развитием, а создавать условия для самоидентификации и самореализации, оказывать помощь в решении собственных проблем;
- необходимость формирования рефлексивных способностей учащихся.
Принципиальных отличий, по нашему мнению, четыре.
1. Педагогическое сопровождение предусматривает оказание помощи всем без исключения, в том числе и нормально развивающимся детям, допуская при этом включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума или сложившихся ранее убеждений и ценностных установок. Именно осознаваемые в этот момент переживания придают объективной ситуации субъективное значение, создают условия для перестройки внутреннего мира.
2. Педагогическая поддержка направлена, в основном, на решение актуальных задач возраста, в то время как педагогическое сопровождение предусматривает оказание помощи в соответствии с закономерностями естественного развития личности, открывает перспективы личностного роста, помогает человеку «войти в ту зону ближайшего социального развития» (термин В.С. Мухиной и В.А. Горяиной), которая для него актуальна, но пока еще не доступна.
3. Педагогическое сопровождение не преследует цели избавить воспитанника от жизненных трудностей. Напротив, оно предполагает построение такой интеракции, при которой обострятся и вербализируют-ся внутриличностные конфликты, произойдет осознание их причин и путей решения.
4. Педагогическое сопровождение, создавая условия для жизненного самоопределения, направлено не столько на установление гармонии между социальным и индивидуальным, сколько на включение воспитанников в такие «ситуации социального развития» (Л.С. Выготский), которые способствовали бы формированию субъек-
тивного образа мира - представлению человека о себе, своей судьбе и окружающем мире во времени жизни.
Под педагогическим сопровождением жизненного самоопределения старшеклассников мы понимаем компонент педагогического процесса, основанный на формировании у воспитанников ценностного отношения к жизни, миру и самому себе, активизации собственных ресурсов, необходимых для самостоятельного и ответственного решения актуальных социальных проблем.
Его цель определяется как формирование готовности к выбору ответственного отношения к происходящим событиям на основе понимания себя и смысла своего существования (М.И. Рожков).
Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников представляет собой особым образом организованное взаимодействие взрослого и ребенка, состоящее из четырёх звеньев: воспитанник («путник»); педагог («сопровождающий»); педагогическое взаимодействие («путь, который они проходят вместе»); социально-культурные условия («среда жизнедеятельности, задающая определенные законы существования и границы активности людей»).
По В.И. Далю [1], путник - это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта; лицо, которое не живет оседло, скитается; бездомный; бесприютный; бродяга. В качестве метафоры подобные толкования характеризуют особенности раннего юношеского возраста, трудность которого заключается в том, что, создавая внутренние условия для жизненного самоопределения, он не дает рецептов правильного экзистенциального выбора.
Д. Марше выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью готовности к самоопределению молодых людей:
- неопределенная, размытая идентичность - индивид ещё не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности;
- досрочная, преждевременная идентификация - индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету;
- мораторий - индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим;
- зрелая идентичность - кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский обратили внимание на то, что не каждый молодой человек проходит все перечисленные этапы развития личности. Он может вступить на стадию «моратория» и затем достичь зрелой идентичности, но может и навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения и перенеся ответственность за результаты своей жизнедеятельности на внешние обстоятельства.
Из сказанного вытекает, что от активности самого воспитанника, его социальной зрелости, психического и физического здоровья зависят дальнейшее развитие личности, содержание и траектория аутентичного пути. Хорошо, если в период «внутренних странствий» рядом окажется профессиональный педагог.
«Сопровождающий» - это человек, лишь временно находящийся рядом с «путником». Среди его ролевых функций В.И. Даль [1] назвал не только нейтральные «попутчик», «сопроводитель», но и «спутник, товарищ на пути, в дороге, жизни», «проводник, пу-тевод», «спутник для указания пути, охраны, защиты, присмотра», т. е. посредник между человеком и миром, обеспечивающий безопасность, необходимую и достаточную поддержку личности в трудной жизненной ситуации.
Принципиальное отличие позиции педагога, сопровождающего старшего школьника, заключается в том, что он не дает прямых ответов на актуальные вопросы воспитанника, не решает за него и даже вместе с ним его проблемы. Он помогает юноше проанализировать способ ответа на экзистенциальные вопросы жизни, побуждает к осмыслению, а затем к принятию или коррекции личностных смыслов и ценностных ориентаций, определяющих дальнейшие жизненные стратегии, осознанию «законного права» на собственную жизнь.
Педагог должен суметь пробудить в воспитаннике стремление к заботе о своей жизни и рефлексивную способность к
внутреннему поиску, осмыслению своего бытия, отношения к другим людям и миру в целом. Для этого он должен обладать особым профессиональным качеством - экзистенциальным слухом, позволяющим уловить скрытые экзистенциальные призывы и проблемы своих воспитанников, а затем помочь увидеть и справиться с ними самостоятельно.
Кроме того, со стороны взрослого необходимо постоянное внимание к внутреннему миру воспитанника, без чего не возможно установление доверительного контакта и глубинного общения. Педагог должен быть для старшеклассников авторитетным, значимым человеком, что не достигается набором педагогических техник и методик, а становится результатом влияния одной личности на другую, воздействия одного характера на другой.
Педагогическое сопровождение - это способ организации взаимодействия «путника» и «сопутствующего», отрезок жизни и процесс его прохождения, совместное бытие людей в определенный период человеческой жизни. Оно отличается целенаправленностью, пролонгированностью, субъективностью, недирективностью, погруженностью в реальную повседневную жизнь воспитанника, а также особыми развивающими отношениями между участниками этого процесса на всех этапах кризиса. Сущностной характеристикой педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников является также создание условий для перехода личности от помощи извне к самопомощи, т.е. включение воспитанника в такое социальное пространство, в котором позиция «Все в моей жизни зависит от обстоятельств» постепенно превратилась бы в позицию «Я - хозяин своей жизни».
Основной структурной единицей педагогического сопровождения является социальная ситуация, способная стать для воспитанников событием, т.е. приобрести личностную значимость. В процессе организации педагогического взаимодействия должны быть созданы условия, способствующие интериоризации исторически сложившихся норм и правил поведения и ценностей, законов, регламентирующих жизнедеятельность граждан в стране, конкретном регионе.
По мнению К. Левина [7], социальный контекст ситуации пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничи-
вающие поведение человека. Даже незначительные детали ситуации, названные психологом «канальными факторами», могут либо фасилитировать, либо блокировать поведение. В психологии механизм развития лич-ностностных смыслов включает пять этапов:
- информация о существовании объекта или явления действительности и условиях его реализации;
- трансформация - «перевод» информации на собственный, индивидуальный язык;
- активная деятельность, заключающаяся в осмыслении, признании или опровержении познанного объекта или явления действительности;
- инклюзия - включение информации в личностную смысловую систему;
- динамика - изменение личности, вытекающее из принятия или отрицания значимости явления или объекта.
По мнению Я. Гудечека [4], пропуск некоторых этапов приводит к нарушению интернализации и, как следствие, к механическому принятию чужих образцов и стереотипов поведения. Вот почему педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников должно состоять из следующих последовательно реализующихся компонентов:
- коммуникативного, предполагающего получение учащимися информации об окружающем мире, его нормах, законах и закономерностях, в процессе специально проводимых с ними занятий и неформальном общении;
- интериоризационного, предусматривающего оказание педагогами помощи воспитанникам в осмыслении и осознании информации;
- организационно-деятельностного, включающего воспитанников в разнообразные социально одобряемые виды деятельности, способствующие принятию или опровержению смысложизненных ценностей;
- рефлексивного компонента или компонента последействия, способствующего самоанализу, самооценке, упорядочиванию и интегрированию опыта, полученного в социальных отношениях, и проектированию определенных действий в будущем.
Основными принципами педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников, по нашему мнению, можно считать:
- принцип развивающей социальной интеракции - организация такого педагоги-
ческого процесса, при котором учитываются закономерности онтогенеза, активизируются собственные ресурсы человека для придания объективной ситуации субъективного значения, необходимые для самостоятельного и ответственного решения актуальных и перспективных проблем жизни;
- принцип эмпатийного взаимодействия - создание такого социального пространства совместного бытия педагога и воспитанника, в условиях которого формируются система ценностных ориентаций и субъективный образ мира, осваиваются продуктивные способы взаимодействия с социумом;
- принцип свободного экзистенциального выбора - предоставление воспитанникам возможности самостоятельного выбора смысла жизни, ценностей и способов решения жизненных проблем, сохранение права на ошибку и рефлексивную оценку ее последствий;
- принцип вариативности - дифференцированное включение старших школьников в социально-педагогические ситуации, с одной стороны, уменьшающие негативные переживания, а с другой - способствующие новым переживаниям и сопереживанию, формирующим ценностные ориентации и расширяющие экзистенциальный опыт.
Таким образом, педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников - это одна из моделей педагогического процесса, способствующая обретению смысла жизни и определению ее стратегических целей и перспектив, процесс особого рода бытийных отношений между педагогом и воспитанниками.
Литература
1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. М., 1956. Т. 4.
2. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 6: Забота - поддержка - консультирование. М., 1996.
3. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Нар. образование. 1998. № 8.
4. Гудечек, Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. С. 102 - 109.
5. Дружинин, В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. М., 2005.
6. Кон, И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. М., 1989.
7. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. СПб., 2000.
8. Мухина, В.С. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО / В.С. Мухина, В.А. Горяина. М., 1997.
9. Рожков, М.И. Концепция экзистенциальной педагогики / М.И. Рожков // Яросл. пед. вестн. 2002. № 4. С. 74.
10. Рожков, М.И. Воспитание свободного человека / М.И. Рожков. Ярославль, 2006.
11 .Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Социол. журн. 1994. № 1. С. 35 - 52.
В.Н. СТЕПАНЕНКО ( Саратов)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Освещаются различные аспекты процесса развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами искусства. Автор дает определение понятия «творческая активность», отмечает специфику исследуемого процесса. В контексте затронутой проблемы рассматривается проблема барьеров в проявлении творческой активности личности. Особый акцент делается на педагогических условиях, способствующих развитию творческой активности и последующей творческой самореализации дошкольников на занятиях музыкой и изобразительным искусством.
Развитие творческой активности личности - вопрос не только актуальный, но и один из самых интересных среди вопросов природы человека, его самобытности и предназначения.
Творческая активность в науке трактуется по-разному: как «одна из главных движущих сил развития человечества»
(В.А. Яковлев), «высшая стадия развития личности» (К.А. Абульханова-Славская), «способ бытия личности» (Г.Г. Панкова), «многомерное обширное пространство человеческой культуры, сущностная характеристика человека» (А. Шаховской), «психологическое новообразование, внутренний ресурс человека в овладении новой деятельностью» (Д.Б. Богоявленская) и т. д.
В нашем понимании, творческая активность дошкольника - это ценностное личностно-деятельностное образование, представляющее собой совокупность психических процессов, обеспечивающих субъективное открытие нового, постижение неизвестного, выражающееся в инициативном усвоении новых знаний, самостоятельно реализуемое с помощью познавательных потребностей и интересов через творческие способности и умения ребенка.
Уточним, что предметом обсуждения нашей статьи является процесс развития творческой активности дошкольника через различные виды художественно-творческой деятельности (музыка, живопись, флористика, хореография). В связи с этим отметим некоторую специфику данного процесса. К наиболее значимым особенностям мы отнесли следующие:
• творческая активность дошкольника имеет эстетическую направленность, поскольку без эстетической основы невозможно художественно-творческое отношение к музыке, живописи, пластике и т. п. как к произведениям искусства;
• творческая активность дошкольника носит ярко выраженный личностно-индивидуальный характер, обусловленный био-психологическими особенностями ребенка (художественно-творческие способности, индивидуальные особенности художественно-творческого восприятия, способность к воображению, индивидуальный художественный опыт - музыкально-слуховой, музыкально-исполнительский, зрительный, пластический и др., способность к мыслительной деятельности и т. д.);
• творческая активность ребенка соединяет эмоционально-чувственное и сознательное.
В настоящее время, несмотря на обилие многочисленных фундаментальных исследований, проблема продуктивного развития творческой активности ребенка
© Степаненко В.Н., 2008