ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
LAW AND LEGISLATION
УДК 347.963(4)
DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(3).519-525
В. Н. АНДРИЯНОВ
Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: УЗАКОНЕННАЯ МОДЕЛЬ
Аннотация. В статье в свете вступившего в законную силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматриваются сущность, основные задачи и принципы административного судопроизводства, анализируются дискуссионные теоретические подходы и содержательное регулирование указанных вопросов в новом законодательстве об административном судопроизводстве. Основным лейтмотивом статьи является вопрос: как реализовать в России закон, уравнивающий в спорных ситуациях гражданина и чиновника? Отмечается, что Российская Федерация, как правовое государство, призвано защищать права граждан и юридических лиц в первую очередь через судебную защиту посредством судебного контроля за деятельностью органов государственной власти — здесь одним из главных способов защиты выступает административное судопроизводство. Обращается внимание, что важнейшей задачей административного судопроизводства является утверждение верховенства права над административным произволом, восстановление нарушенных прав и свобод участников административно-правовых отношений посредством максимально активной роли суда при безусловном соблюдении принципов административного судопроизводства: независимость судей, равенство, законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, осуществление административного судопроизводства в разумный срок, исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок, гласность и открытость судебного разбирательства, непосредственность судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства, обязательность судебных актов.
Ключевые слова. Конституция; реформа; споры; чиновник; гражданин; административное судопроизводство; сущность; задачи; принципы.
Информация о статье. Дата поступления 13 марта 2015 г.; дата принятия к печати 27 марта 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2015 г.
V. N. ANDRIYANOV
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
THE ESSENCE AND PRINCIPLES OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS:
A LEGALIZED MODEL
Abstract. The article considers the essence, basic objectives and principles of administrative proceedings in light of the legalized Code of Administrative Procedure of the Russian Federation. Controversial theoretical approaches and comprehensive regulation of the indicated issues in new legislation on administrative proceedings are analyzed. The author raises one important issue in the article: how to implement a law in Russia which will make a regular citizen and an official equal? It is stressed that the Russian Federation as a legal state is intended to protect the rights of citizens and legal entities mainly through judicial protection by means of judicial control over state bodies activities. So here, administrative proceedings are one of the main protection ways. Much attention is paid to the most important task of administrative proceedings that is supremacy of law over administrative arbitrariness, restoration of violated rights and freedoms of the members of administrative and legal relations through the court's active role in strict compliance with the principles of administrative proceedings; independence of the judiciary, equality, justice and fairness in administrative cases consideration and resolution, administrative proceedings implementation within a reasonable time, enforcement of judgments in administrative cases within a reasonable time, transparency and openness of the trial, immediacy of the trial, equality of the parties and adversarial nature of administrative proceedings, obligation of judicial acts.
Keywords. Constitution; reform; disputes; official; citizen; administrative proceedings; essence; objectives; principles.
Article info. Received March 13, 2015; accepted March 27, 2015; available online June 30, 2015.
© В. Н. Андриянов, 2015
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 3, pp. 519-525. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 519-525. ISSN 1993-3541
LAW AND LEGISLATION
Президент Российской Федерации В. В. Путин 8 марта 2015 г. подписал Федеральный закон «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ, который впервые устанавливает особую процедуру рассмотрения споров гражданина с государственными органами. Завершилась многолетняя дискуссия на предмет: нужен ли в России закон, уравнивающий в спорных ситуациях гражданина и чиновника [2; 3; 5-10; 13-15; 18-22; 24-26].
В настоящее время огромное количество государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц каждодневно формируют механизм государственного управления российского государства [5, с. 70], каждый день перечисленные органы и их должностные лица принимают какие-то решения, издают нормативно-правовые акты, которые, в свою очередь, отражаются на жизни каждого гражданина Российской Федерации. По общему справедливому правилу, лица, обладающие властными полномочиями и принимающие от имени Российской Федерации либо его субъектов местного самоуправления решения, совершающие иные властно-распорядительные действия, должны нести ответственность за качество и объективность принимаемых ими решений и действий. Конечно хорошо, когда эти решения и действия позитивно отражаются на жизнедеятельности и благополучии граждан, но, к сожалению, это не всегда бывает так. Довольно часто люди, облеченные властью, не считают необходимым следовать требованиям закона и действуют или бездействуют по своему усмотрению, или же осуществляют свою деятельность в иных корыстных целях, забывая, в первую очередь, об ответственности. Однако надо помнить, что законы, которыми они прикрываются, пишутся и создаются в правовом государстве, а одним из признаков правового государства является возможность защиты нарушенных прав и свобод как граждан, так и организаций.
Российская Федерация, определенно являясь правовым государством, защищает права граждан и юридических лиц главным образом посредством наличия судебной защиты. Необходимо отметить, что суды, будучи одним из наиболее важных инструментов взаимодействия общества и государства, осуществляют защиту прав граждан и юридических лиц посредством судебного контроля за деятельностью органов государственной власти. В основе этой деятельности находятся конституционно-правовые
принципы, представляющие собой способы и средства, направленные на исключение из правотворческой и правоприменительной практики незаконных решений и действий государственных органов и должностных лиц. Судебная проверка законности государственной деятельности, результатов административного нормотворчества, установление правового качества используемых форм публичного управления являются важнейшими конституционными гарантиями. Судебный административный контроль, взаимодействуя и дополняя как виды судопроизводства судебный конституционный контроль, в совокупности формируют полноценный механизм защиты государства и общества от противоправных юридических актов, решений и действий органов публичной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих [1, с. 7].
Таким образом, одним из главных способов судебной защиты нарушенных органами исполнительной власти прав и свобод человека и гражданина является административное судопроизводство, реализация которого начиная с 15 сентября 2015 г. будет осуществляться по правилам вступившего в законную силу Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).
Дискуссия по вопросу о необходимости развития системы административного судопроизводства нашла в свое время отражение в статье В. В. Путина «Демократия и качество государства». В разделе этой статьи «О развитии судебной системы» он написал: «Мы сделаем правосудие доступным для граждан. В том числе введем практику административного судопроизводства не только для бизнеса, но и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками. Дух и смысл практики административного судопроизводства исходят из того, что гражданин уязвимее чиновника, с которым он спорит. Что бремя доказывания возлагается на административный орган, а не на человека. И потому практика административного судопроизводства изначально ориентирована на защиту прав граждан» [15].
Необходимость учреждения в стране административной юстиции по осуществлению административного судопроизводства основана на ст. 118 и 126 Конституции РФ, согласно которым правосудие в судах общей юрисдикции реализуется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства; Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
V. N. ANDRIYANOV
Необходимо отметить, что попытки создать в России нормативно-правовую базу, определяющую административное судопроизводство, исчисляются не одним десятилетием, а то и веком. Неоднократно предпринимались они и в современной период. Решающая попытка была сделана в марте 2013 г., когда Президент РФ В. В. Путин внес в Государственную Думу РФ свой проект КАС РФ, отозвав находившийся там в течение многих лет на рассмотрении предыдущий проект кодекса.
Стоит отметить что официального понятия термина «административное судопроизводство» в законодательстве РФ не существует. Оно не раскрыто не только в таких нормативных актах, как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, но и во вступившем в законную силу КАС РФ. Интерпретация понятия «административное судопроизводство» остается предметом многолетних острых дискуссий, интенсивных научных исследований большого числа ученых-административистов, теоретиков, политиков, которые самостоятельно разработали и сформулировали данное понятие. Можно вспомнить времена активной дискуссии в среде ученых относительно понятия административного процесса, когда доминировали две основные концепции административного процесса: в широком смысле («управленческая концепция») и в узком смысле слова как процессуальной формы деятельности судов по рассмотрению и разрешению административных споров («юрисдикци-онная концепция»). Управленческая концепция административного процесса была основана еще в середине 50-60-х гг. прошлого века в условиях, как отмечает В. Е. Севрюгин, функционирования командно-административной системы управления экономикой и весьма слабого представления о сущности управления [17, с. 42].
Ю. Н. Старилов, будучи одним из самых последовательных сторонников скорейшей реализации в полном объеме ч. 2 ст. 118 Конституции РФ1, утверждает, что административное судопроизводство есть ничто иное как порядок рассмотрения и разрешения административных дел судом [22].
Существует и смежная точка зрения ученых о том, что административное судопроизводство это административный процесс [20], исходя из
1 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
постулата: «административный процесс — это форма правосудия по административным делам» [9]. По нашему мнению, наиболее обоснованным является подход тех ученых, которые понимают административный процесс как процессуальную форму деятельности судов (органов юстиции) по рассмотрению и разрешению административных споров, возникающих между органами публичной власти и гражданами о законности нормативных и индивидуальных актов государственного управления и других управленческих действий (решений), иначе говоря, рассматривающих и определяющих административное судопроизводство как порядок осуществления судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Учитывая неразрывность понятий «административное судопроизводство» и «административная юстиция» следует согласиться с суждением В. Е. Севрюгина о том, что административная юстиция является одним из важных институтов правового государства, в основе которого лежит разрешение правовых конфликтов, возникающих между гражданином и публичной властью.
В настоящее время с учетом вступившего в действие КАС РФ под административным судопроизводством понимается судебная деятельность по рассмотрению административно-правовых споров, а также по осуществлению судебного нормоконтроля [23; 24; 27]. В обществе также широко принято неформальное название «суд для бюрократов» или «чиновничий суд».
Административное судопроизводство в правовом государстве осуществляется в зависимости от созданной в стране судебной системы общими судами или специализированными административными судами. Поскольку последние в российской судебной системе не обозначены, КАС РФ предусмотрена его реализация общими судами или, иначе говоря, судами общей юрисдикции. Актуальность принятого закона обусловлена социальным ожиданием нового качества правосудия, связанного с развитием института административного судопроизводства. Огромное количество не только юристов, но и обычных граждан, столкнувшихся с административными делами, ожидают более четкие и понятные правила административного судопроизводства, которое неразрывно связано с содержанием и принципами современного правового государства. Система правового государства и ее функционирование обеспечивается надлежащим образом организованной и независимой судеб-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 3, pp. 519-525. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 3. С. 519-525. ISSN 1993-3541
LAW AND LEGISLATION
ной властью с собственными материальными и процессуальными правовыми атрибутами.
К числу административных дел в соответствии с КАС РФ относятся дела по защите прав и свобод граждан от незаконных решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, дела об оспаривании и признании ненормативными правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также дела, возникающие из административно-правовых споров.
Основной задачей административного судопроизводства, и здесь ученые солидарны, является утверждение верховенства права над административным произволом, защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и обеспечение законности в сфере публичного управления. В общие задачи административного судопроизводства входят: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций; единообразное и правильное применение законодательств; содействие правовыми средствами укреплению законности в Российской Федерации как правовом государстве.
В КАС РФ указаны следующие задачи:
- обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
- защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
- правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
- укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных правонарушений.
Важнейшей задачей административного судопроизводства является восстановление нарушенных прав и свобод участников административно-правовых отношений. В этом плане необходимо всемерно поддержать и претворять в практической деятельности возведенную в закон позицию законодателя о максимально активной роли суда в административном судопроизводстве. Несмотря на горизонтальный характер отношений противоборствующих в административном процессе сторон (отношений, в которых отсутствует управляющее воздействие), граждане, как правило, лишены возможности
противодействовать более могущественному оппоненту. Поэтому чтобы сделать равными их шансы выиграть процесс, суд обязан помочь частному лицу в споре. В отличие от гражданского процесса, судья не должен ограничиваться только регистрацией заявлений сторон процесса и вынесением своего решения. Учитывая тот факт, что в большинстве случаев доказательства по делу находятся в документах органов или должностных лиц, которые не стремятся их представить, особенно если они не в их пользу, судья должен иметь возможность вмешаться и обязать администрацию предоставить обоснование ее действий, истребовать материалы и иные доказательства. В случае необходимости суд должен иметь возможность получить заключение эксперта, специалиста и т. д.
Именно административное судопроизводство должно изменить юридическое неравенство сторон, существующее в материальном административном правовом отношении, в процессуальное равенство, которое должно иметь место в административном судопроизводстве. Именно поэтому принцип активной роли суда в ряду закрепленных в КАС РФ других принципов является важнейшим, позволяющим утверждать об отличительной сущности административного судопроизводства от иных конституционно закрепленных видов судопроизводства.
К числу выделенных в КАС РФ относятся следующие принципы административного судопроизводства:
1. Независимость судей, означающая, что судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; любое вмешательство со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, определенную законодательством.
2. Равенство всех перед законом и судом: правосудие по административным делам осуществляется на принципе равенства всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др., организаций — независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств перед законом и судом; суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и
V. N. ANDRIYANOV
законных интересов всех лиц, участвующих в административном деле.
3. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел: обеспечение данного принципа осуществляется посредством соблюдения правил, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующем обстоятельствам дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных полномочий, а также получением гражданами и организациями реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод.
4. Осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок: разбирательство административных дел в судах осуществляется в установленные КАС РФ сроки; при определении разумного срока административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу; в случае, если после принятия административного искового заявления к производству суда административное дело длительное время не рассматривается и по времени явно затягивается, то председатель по своей инициативе либо на основании соответствующего заявления заинтересованного лица вправе вынести мотивированное определение об ускорении рассмотрения административного дела.
5. Гласность и открытость судебного разбирательства: разбирательство административных дел во всех судах открытое, каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившими в законную силу судебными решениями по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением тех случаев, когда это право ограничено в соответствии с законом.
6. Непосредственность судебного разбирательства: суд при рассмотрении административного дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.
7. Состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда: сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, суд осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, сообщает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав и др.
8. Обязательность судебных актов: вступившие в законную силу судебные акты по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.
Изложенные принципы с учетом искового порядка возбуждения административного судопроизводства (административный иск является требованием о защите установленного правопорядка, прав, свобод граждан, организаций и государства от правонарушений в сфере административно-правовых (публичных) отношений [11; 12, с. 46]) призваны помочь судье решить сложную двойную задачу: проверка законности и обоснованности обжалуемого управленческого акта и с учетом этого разрешение административного спора; а при удовлетворении иска — защита прав и свобод гражданина, при отказе в иске — подтверждение корректности принятого управленческими структурами решения [4, с. 25].
Таким образом, представленный содержательный анализ вновь принятого законодательства позволяет надеяться на высокую эффективность реализации КАС РФ.
Список использованной литературы
1. Андриянов В. Н. Новые направления законодательного регулирования состязательности в административном судопроизводстве / В. Н. Андриянов // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы : сб. науч. тр. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — С. 6-13.
2. Бахрах Д. Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс / Д. Н. Бахрах // Государство и право. — 2005. — № 2. — С. 19-25.
3. Дьяконова О. Г. Институт использования специальных знаний в проекте Кодекса административного судопроизводства / О. Г. Дьяконова // Административное право и процесс. — 2014. — № 2. — С. 36-39.
4. Зайцев И. Административные иски / И. Зайцев // Российская юстиция. — 1996. — № 4. — С. 23-25.
5. Зеленцов А. Б. Административный процесс и административно-процессуальное право в России: концептуальные проблемы современного развития / А. Б. Зеленцов // Административное право и процесс. — 2013. — № 12. — С. 14-18.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 519-525. ISSN 1993-3541
LAW AND LEGISLATION
6. Кирьянова О. В. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок / О. В. Кирьянова // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы : сб. науч. тр. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — С. 69-75.
7. Комолова Р. Административная Фемида: быть или не быть? / Р. Комолова // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 43. — С. 8.
8. Лебедев В. М. От идеи нормоконтроля к административному судопроизводству / В. М. Лебедев // Российская юстиция. — 2000. — № 9. — С. 2-4.
9. Масленников М. Я. Административная юстиция и административное судопроизводство: соотношение с административным процессом, процессуально-правовая регламентация, перспективы развития / М. Я. Масленников // Государство и право. — 2002. — № 9. — С. 10-18.
10. Махина С. Н. Управленческий и административный процессы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / С. Н. Махина. — Саратов, 1998. — 35 с.
11. Осокина Г. Л. Иск: теория и практика / Г. Л. Осокина. — М. : Городец, 2000. — 246 с.
12. Панова И. В. Административное судопроизводство в Российской Федерации / И. В. Панова // Государство и право. — 2001. — № 10. — С. 13-19.
13. Пашин В. Г. Реформа судебной системы отобразится на всех / В. Г. Пашин. — URL : http://www.km.ru/v-rossii/2012/01/20/sudebnaya-sistema-v-rossii/genprokuror-yurii-chaika-podderzhal-ideyu-sozdaniya-administrativnyich-sudov.
14. Попова Ю. А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции / Ю. А. Попова // Государство и право. — 2002. — № 5. — С. 30-34.
15. Путин В. В. Демократия и качество государства / В. В. Путин // Коммерсантъ. — 2012. — 6 февр.
16. Салищева Н. Г. Актуальные проблемы административного права России (Лазаревские чтения) / Н. Г. Салище-ва // Государство и право. — 1999. — № 10. — С. 20-21.
17. Севрюгин В. Е. Значение трудов профессора В.Д. Сорокина в становлении и равитии административного процесса и административно-процессуального права (к 90-летию со дня рождения) / В. Е. Севрюгин // Административное право и процесс. — 2014. — № 3. — С. 41-44.
18. Серков П. П. Административная юстиция в России: проблемы теории и практики / П. П. Серов // Российский судья. — 2012. — № 12. — С. 8-14.
19. Симонян С. Л. О развитии административного судопроизводства на современном этапе / С. Л. Симонян // Российская юстиция. — 2011. — № 7. — С. 27-30.
20. Слепченко Е. В. Административное судопроизводство / Е. В. Слепченко. — URL : http://www.juristlib.ru/ book_6627.html.
21. Старилов Ю. Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы / Ю. Н. Старилов. — М. : Норма : Инфра-М, 2001. — 304 с.
22. Старилов Ю. Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции / Ю. Н. Старилов // Государство и право. — 2004. — № 6. — С. 5-13.
23. Старилов Ю. Н. От административной юстиции к административному судопроизводству / Ю. Н. Старилов. — Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. — 323 c.
24. Студеникина М. С. Административная юстиция: какой путь избрать в России? / М. С. Студеникина. — М. : Юрид. лит., 1996. — 216 с.
25. Тихомиров Ю. А. Административное судопроизводство в России : перспективы развития / Ю. А. Тихомиров // Российская юстиция. — 1998. — № 8. — С. 35-37.
26. Уткин Д. В. Административное судопроизводство в современном правовом государстве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Д. В. Уткин. — М., 2004. — 35 с.
27. Ярцев А. А. Дискуссия вокруг создания административных судов в современной России (по страницам ведущих российских юридических журналов) / А. А. Ярцев // Арбитражный и гражданский процесс. — 2012. — № 10. — С. 44-47.
References
1. Andriyanov V. N. New areas of legal regulation of competition in administrative proceedings. Problemy organizatsii organov gosudarstvennoi vlasti i mestnogo samoupravleniya: istoriya, teoriya, praktika i perspektivy [Problems of state and local government establishment: history, theory, practice and prospects]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2014, pp. 6-13. (In Russian).
2. Bakhrakh D. N. Administrative proceedings, administrative justice and administrative process. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 2005, no. 2, pp. 19-25. (In Russian).
3. D'yakonova O. G. The institute of special knowledge use in the draft of the Code of Administrative Procedures. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and process, 2014, no. 2, pp. 36-39. (In Russian).
4. Zaitsev I. Administrative lawsuits. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Law, 1996, no. 4, pp. 23-25. (In Russian).
5. Zelentsov A. B. An administrative process and administrative and procedural law in Russia: conceptual problems of modern development. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and Process, 2013, no. 12, pp. 14-18. (In Russian).
6. Kir'yanova O. V. Interaction between state control (supervision) and municipal control bodies under inspections organization and realization. Problemy organizatsii organov gosudarstvennoi vlasti i mestnogo samoupravleniya: istoriya,
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 3. С. 519-525. ISSN 1993-3541
V. N. ANDRIYANOV
teoriya, praktika iperspektivy [Problems of state and local government establishment: history, theory, practice and prospects]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2014, pp. 69-75. (In Russian).
7. Komolova R. Administrative Themis: to be or not to be? EZh-Yurist, 2012, no. 43, p. 8. (In Russian).
8. Lebedev V. M. From normative control to administrative procedure. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Law, 2000, no. 9, pp. 2-4. (In Russian).
9. Maslennikov M. Ya. Administrative justice and administrative proceedings: the ratio with the administrative process, procedural and legal regulation, development prospects. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 2002, no. 9, pp. 10-18. (In Russian).
10. Makhina S. N. Upravlencheskii i administrativnyi protsessy. Avtoref. Kand. Diss. [Managerial and administrative processes. Cand. Diss. Thesis]. Saratov, 1998. 35 p.
11. Osokina G. L. Isk: teoriya i praktika [A lawsuit: theory and practice]. Moscow, Gorodets Publ., 2000. 246 p.
12. Panova I. V. Administrative proceedings in the Russian Federation. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 2001, no. 10, pp. 13-19. (In Russian).
13. Pashin V. G. «Reforma sudebnoi sistemy otobrazitsya na vsekh» [The judicial system reform will effect everyone]. Available at: http://www.km.ru/v-rossii/2012/01/20/sudebnaya-sistema-v-rossii/genprokuror-yurii-chaika-podderzhal-ideyu-sozdaniya-administrativnyich-sudov. (In Russian).
14. Popova Yu. A. Administrative proceedings in courts of general jurisdiction. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 2002, no. 5, pp. 30-34. (In Russian).
15. Putin V. Democracy and the quality of state. Kommersant, 2012, February 6. (In Russian).
16. Salishcheva N. G. Relevant problems of Russian administrative law (Lazarevski readings). Gosudarstvo i pravo = State and Law, 1999, no. 10, pp. 20-21. (In Russian).
17. Sevryugin V. E. The value of Prof. Sorokin's works in administrative process and administrative and procedural law formation and development (devoted to the 90th anniversary of his birthday). Administrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and process, 2014, no. 3, pp. 41-44. (In Russian).
18. Serkov P. P. Administrative justice in Russia: problems of theory and practice. Rossiiskii sudya = Russian Judge, 2012, no. 12, pp. 8-14. (In Russian).
19. Simonyan S.L. On administrative proceedings development today. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Law, 2011, no. 7, pp. 27-30. (In Russian).
20. Slepchenko E. V. Administrativnoe sudoproizvodstvo [Administrative proceedings]. Available at: http://www. juristlib.ru/book_6627.html. (In Russian).
21. Starilov Yu. N. Administrativnaya yustitsiya. Teoriya, istoriya, perspektivy [Administrative justice. Theory, history, prospects]. Moscow, Norma, Infra-M, 2001. 304 p.
22. Starilov Yu. N. The administrative process in modern research concepts of administrative justice. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 2004, no. 6, pp. 5-13. (In Russian).
23. Starilov Yu. N. Ot administrativnoi yustitsii k administrativnomu sudoproizvodstvu [From administrative justice to administrative proceedings]. Voronezh State University Publ., 2003. 323 p.
24. Studenikina M. S. Administrativnaya yustitsiya: kakoiput' izbrat' v Rossii? [Administrative justice: which path to choose in Russia?]. Moscow, Yuridicheskaya literatura, 1996. 216 p.
25. Tikhomirov Yu. A. Administrative proceedings in Russia: development prospects. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Law, 1998, no. 8, pp. 35-37. (In Russian).
26. Utkin D. V. Administrativnoe sudoproizvodstvo v sovremennom pravovom gosudarstve. Avtoref. Kand. Diss. [Administrative proceedings in a modern legal state. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2004. 35 p.
27. Yartsev A. A. A discussion around administrative courts creation in modern Russia (going through the pages of major Russian law journals). Arbitrazhnyy i grazhdanskiy protsess = Arbitration and Civil Proceedings, 2012, no. 10, pp. 44-47. (In Russian).
Èнформация об авторе Андриянов Валерий Николаевич — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: andriyanov-vn@rambler.ru.
Библиографическое описание статьи Андриянов В. Н. Сущность и принципы административного судопроизводства: узаконенная модель / В. Н. Андриянов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 3. — С. 519-525. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(3)519-525.
Author
Valery N. Andriyanov — PhD in Law, Associate Professor and Chair, Department of Constitutional and Administrative Law, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: andriyanov-vn@rambler.ru.
Reference to article
Andrianov V. N. The essence and principles of administrative proceedings: a legalized model. Izvestiya Ir-kutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 519-525. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(3).519-525. (In Russian).