Научная статья на тему 'Сущность и особенности национальной политики России: история и современность'

Сущность и особенности национальной политики России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11866
1088
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАРОДЫ РОССИИ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОКРАИНЫ / СОВЕТСКИЙ НАРОД / РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН / СУВЕРЕННОСТЬ / ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СБЛИЖЕНИЕ НАЦИЙ И НАРОДНОСТЕЙ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ETHNIC POLICY / THE PEOPLES OF RUSSIA / MULTIETHNIC STATE / NATIONAL OUTSKIRTS / THE SOVIET PEOPLE / EQUALITY OF CITIZENS / SOVEREIGNTY / A RIGHT FOR SELF-DETERMINATION / MODERN RUSSIAN FEDERATION / CONVERGENCE OF NATIONS AND NATIONALITIES / ETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Даудов Абдулла Хамидович

В статье характеризуются сущность и особенности национальной политики Российской империи, СССР и современной Российской Федерации. Изложены как достижения, так и ошибки, просчеты и негативные последствия данной политики. Показано новое видение развития межнациональных отношений в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The matter and features of the national policy of Russia: history and modern time

The article deals with the nature and features of national policy of Russian Empire, USSR and Russian Federation. The article also covers achievements of this policy, as well as its mistakes, miscalculations and negative consequences. New view on the development of ethnic relations in modern Russia is shown

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности национальной политики России: история и современность»

ЧАСТЬ I

А. Х. Даудов

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Российское государство формировалось и развивалось как многонациональная держава.* Согласно переписи 1897 года русский язык считали родным 47% населения Европейской России, украинский — 19%, белорусский — 5%. Остальное население, то есть 39%, говорило на языках неславянских народов.

Народы России отличились друг от друга не только языком, но и религией (православные составляли 70,8% населения, католики — 8,9%, мусульмане — 8,7%), образом жизни, культурными традициями, уровнем общественно-экономического развития1. Поэтому национальный вопрос и национальная политика имели важное значение для стабильного развития России. В Российской империи не было юридически господствующей нации, отсутствовало понятие «метрополия», угнетение «нерусских» в пользу самого многочисленного русского народа. Ни один народ не исчез с лица земли под русским владычеством. Это уникальный случай в истории мировых империй.

Ядро Русского централизованного государства сформировалось в ХУ-ХУ1 вв. и не имело четких границ. На восточных рубежах имелись неосвоенные земли Сибири, Поморья, Дальнего Востока и другие, на которых русские военные отряды, промышленники, торговцы, переселенцы занимали свободные земли. Международное признание этих земель за Россией решалось путем мирных переговоров с Англией, США,

* Отдельные положения данной статьи были рассмотрены в материале: Из истории национального вопроса // Мы вместе: Журнал Санкт-Петербургского Дома национальностей. 2012. № 2. С. 14-18.

© А. Х. Даудов, 2013

Китаем, Японией. Такой путь вхождения территорий и населяющих ее народов в состав России был самым безболезненным и естественным.

В европейской части ситуация была совершенно иной. России пришлось в поисках выхода к морю вести упорную борьбу и многочисленные войны с Турцией, Польшей, Швецией. Территории, граничившие здесь с Россией и в последующем оказавшиеся в ее составе, не принадлежали названным государствам, а были ими завоеваны. Украина и Белоруссия — Польшей, Прибалтика и Финляндия — Швецией, Молдавия — Турцией. В силу исторических и культурных корней значительная часть населения этих территорий симпатизировала и ориентировалась на Россию, что облегчало последней их включение в свой состав.

Иной путь вхождения в состав России характерен для многих народов Средней Азии и Кавказа. Здесь имелись многочисленные феодальные владения, охваченные кровавыми междоусобицами. Поэтому переход в Российское подданство воспринимался правителями и народами этих регионов как фактор выживания и стабильности.

Имелись и иные пути расширения территории и вхождения народов в состав России, которые были тесно переплетены с конкретной международной ситуацией, геополитическими и военными интересами, тяготением России к новым природным и земельным ресурсам. Включая в свой состав те или иные территории и народы, Россия в целом учитывала их этнический состав и особенности, географическое положение, уровень социально-экономического развития и др. Поэтому в Российской империи сложилась специфическая система управления и сложное административно-территориальное деление, которые были далеки от идеальной модели, но оказались жизненными и способными объединять многочисленные народы в единое государственное сообщество.

В стране все народы были участниками строительства и носителями государственности. Формально Российское законодательство почти не знало правовых ограничений по национальному признаку. Правительство проявляло осторожность в отношении национальных окраин, предоставляло своеобразные льготы, как, например, сохранение различных религий, шариатских судов для мусульман, освобождение от крепостной повинности народов Сибири и русского севера, или — от всеобщей воинской повинности не православного населения и т. п.

Вместе с положительным опытом в национальной политике России имелись существенные пробелы. Политика по отношению к нерусскому

населению державы не была одинаковой. На украинцев и белорусов смотрели как на часть русского народа. В восточных землях старались сохранить особенности проживающих здесь народов и управляли с помощью местной знати. На уровне подзаконных актов существовали ограничения татар-мусульман. Законом были ограничены в правах евреи, а с 1864 г. — поляки-католики. Правовые ограничения действовали исходя из конфессионального признака и степени владения государственным (русским) языком. Конфессиональные различия в основном совпадали с национальными, поэтому такие ограничения носили характер национальной дискриминации. В Российской империи православное население составляло около 71%, католики — 8,9%, мусульмане — 8,7%.

Однако следует отметить, что в целом расовые, этнические, религиозные особенности российских народов не помешали вовлечению их в общероссийскую общность, интегрированию их в имперскую структуру и сохранению ими своей особой ментальности.

В военном и гражданском аппарате Российской империи на самых высоких должностях были представители разных народов. Накануне первой мировой войны в состав Свиты его императорского величества входили князь А. И. Багратион-Мухранский, граф П.-Л.-И.-С. Бенкендорф, К. А. Бойсман, Эмир Бухарский Сеид-Мир-Алим, Хан Хивинский Сеид-Асфендиар-Багатур хан, О.-Ф. К. Гриппенберг, И. Г. Эрдели и другие. Среди генерал-адъюдантов Николая II числился будущий фельдмаршал и президент Финляндии К. Г. Маннергейм. Личная охрана императора состояла из народностей Кавказа. Подданный России, независимо от национального происхождения, мог пользоваться всеми правами государственной службы и сословными привилегиями, если проявлял готовность и старание служить «государственной идее».

Принципиально новую сущность и новые особенности национальной политики определила Советская власть.

Советское государство считало одним из важнейших своих достижений реализацию ленинской национальной политики. С гордостью отмечалось, что в ходе социалистического строительства в нашей стране исчезли бывшие национальные окраины; сформировались социалистические нации, образующие новую посвоим социальным параметрам интернациональную общность — советский народ; сложились общие черты культуры, присущие советским людям всех национальностей; ушла в прошлое национальная рознь, нормой жизни стала братская дружба народов.

Советская власть уделяла национальному вопросу и национальной политике большое внимание с первых лет существования. Второй Всероссийский съезд Советов (25-27 октября 1917 г.), провозгласивший Российскую республику Советской, в обращении к рабочим, солдатам и крестьянам отметил, что советская власть «обеспечивает всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение»2. В Декларации прав народов России Советского правительства были сформулированы основные принципы национальной политики: равенство и суверенность народов России; право народов России на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех и всяких национальных, национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России3. Эти принципы были конкретизированы в ряде последующих документов и закреплены в основном законе — Первой Советской Конституции (10 июля 1918 г.).

Реализация провозглашенных принципов оказалась сложной задачей. Юридическое равноправие граждан не означало фактического равенства народов. Народы бывших национальных окраин Российской империи значительно отставали в своем социально-экономическом развитии от центральных районов страны. Поэтому с переходом к мирному строительству, то есть с начала 1920-х годов, был взят курс на ликвидацию фактического неравенства народов в экономической, социальной, культурной и других сферах. Лишь к началу 1970-х годов было объявлено, что в основном преодолено экономическое неравенство, и вся страна дозрела до интенсивных методов ведения хозяйства.

Развернувшаяся «культурная революция» сопровождалась ликвидацией всеобщей неграмотности народов, подготовкой высококвалифицированных национальных кадров. Формировалось новое мировоззрение граждан под лозунгом создания новой культуры — «социалистической по содержанию и национальной по форме». Уже в 1930-х годах была в основном ликвидирована неграмотность среди населения. Многие народы впервые в своей истории получили письменность на родном языке.

Суверенность и право на самоопределение привели к активному поиску форм государственного устройства многочисленных народов страны. Такая работа развернулась с первых дней установления советской власти и стала важнейшим стимулом её победы в бывших национальных окраинах Российской империи. В итоге в СССР сложи-

лось 15 союзных и 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 национальных округов.

За годы советского строительства происходили и коренные социальные изменения, на основе которых был сделан вывод о формировании социалистических наций, вступлении СССР с 1970-х годов в стадию развитого социализма и создании на основе сближения социальноклассовых структур различных наций и народностей новой исторической общности людей — советский народ. Национальный вопрос теперь преподносился как решенный в принципе, поскольку произошло реальное сближение всех наций и народностей на почве социалистического общественного сознания и образа жизни. Дальнейшая перспектива виделась в слиянии наций, в исторической перспективе, снимающей все их прежние национальные особенности.

Таковы основные вехи и озвученные в советское время достижения национальной политики. Однако в этой сфере имелись и серьезные недостатки:

— основная тяжесть ликвидации фактического неравенства народов СССР легла на РСФСР, что явилось одним из факторов необходимости доминирования административных методов управления народным хозяйством и привело к постепенному скатыванию экономики страны к «застою»;

— под развитием культуры «социалистической по содержанию и национальной по форме» в значительной мере шло вытеснение традиционной культуры и религиозных верований народов страны. Это привело к отторжению населением многих проводимых в этой сфере мероприятий, к их формализации и бюрократизации;

— вывод о том, что в условиях развитого социализма и сформировавшейся новой исторической общности — советский народ— национальный вопрос решен «полностью и окончательно», предполагал принципиальную бесконфликтность в данной сфере. Поэтому разработки фундаментальных и прикладных проблем национальных отношений представлялись ненужными, второстепенными. В результате к обострению межнациональных отношений, к межэтническим конфликтам периода «перестройки» и суверенизации республик страна оказалась не готовой;

— поиск новых форм государственного устройства народов СССР, их совершенствование в соответствии с уровнем развития народов страны в целом, с середины 1930-х годов был прекращен. Накопившиеся в результате противоречия между формой национальной госу-

дарственности и еt содержанием привели в условиях «перестройки», гласности и демократизации общества буквально к «взрыву» — параду суверенитетов и распаду СССР;

— непоправимый удар был нанесен национальной политике тотальной депортацией целых народов, необоснованно объявленных «врагами и предателями». С 1920-х годов и по 1944 год по национальному признаку подверглись репрессиям балкарцы, греки, ингуши, калмыки, карачаевцы, корейцы, курды, крымские татары, месхетинские турки, немцы, хемшиды, чеченцы и другие народы.

Несмотря на указанные выше, а также многие другие недостатки, ошибки, трагические страницы, национальная политика того времени дала в целом огромные положительные результаты. Удалось сделать колоссальный шаг вперед, в сторону сближения, сотрудничества и дружбы народов СССР. Совместные героические усилия народов СССР, окрепшие на принципах дружбы и братства, спасли человечество от фашизма. К кануну вторжения фашистской Германии СССР завоевал экономическую независимость, позволявшую обеспечить производство и потребление в стране за счет своих собственных ресурсов. В послевоенный период СССР являлся ведущей державой, без которой не мог решаться ни один важнейший вопрос мирового развития. Не случайно на референдуме 17 марта 1991 г. за сохранение СССР как основной федерации высказалось 112 миллионов человек, то есть 78% голосовавших.

Современная Российская Федерация, провозгласив в 1991 г. полный суверенитет, не имела четкой национальной политики. Начало данной политике положили Федеративный договор 1992 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г. Основной закон страны выделил в качестве важнейших принципов в национальной политике: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальной принадлежности, языка, культуры; запрещение любых форм ограничения прав гражданина по национальному признаку, а также действий, направленных на разжигание национальной розни; признание равноправия и самоопределения народов при безусловном сохранении исторически сложившегося единства Российской Федерации; гарантии прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов; предоставление права каждому лицу свободного определять свою национальную принадлежность; содействие со стороны государства развитию национальных культур и языков; защиту прав граждан России, этнических россиян в

различных странах. Эти принципы получили дальнейшие развитие в Концепции государственной национальной политики, утвержденной Указом президента Российской Федерации 15 июня 1996 г.

В итоге было сформулировано новое видение развития межнациональных отношений.

Решение национального вопроса предусматривалось через национально-культурную автономию, которая отрывалась от территории. Этим отрывалось от территориального аспекта и решение национального вопроса. Все нации и этнические группы Российской Федерации объявлялись коренными и государствообразующими. Данный тезис, впервые прозвучавший в Концепции национальной политики, особенно актуален. Он направлен на консолидацию народов и упрочение федеративного государства в целом.

По-новому трактовалась и такая сложная и весьма конфликтная по своей сути проблема, как национальное самоопределение народов. Ни в Конституции Российской Федерации, ни в Концепции национальной политики не фиксируется право на самоопределение народов в виде отделения. Концепция национальной политики признает существование республик в составе Российской Федерации важнейшей формой внутреннего территориального самоопределения и развития федерализма, а взаимоотношения с федеральным Центром и другими субъектами Федерации — приоритетными задачами государственной национальной политики.

Национальная политика и межнациональные отношения остаются в центре внимания современных политиков и государственных деятелей России. В предвыборной программной статье «Россия: национальный вопрос» опубликованной 23 января 2012 г. в «Независимой газете», кандидат в президенты Российской Федерации В. В. Путин отметил фундаментальный характер национального вопроса для России «с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур», а гражданское и межнациональное согласие назвал «одним из главных условий самого существования нашей страны»4. На основе анализа российских проблем в национальном вопросе В. В. Путин призвал к построению такой модели «государства и цивилизационной общности с таким устройством, которая была бы абсолютно равно привлекательна и гармонична для всех, кто считает Россию своей Родиной»5.

На формирование современной национальной политики и сущность государственного строительства РФ оказывают влияние ряд факторов —

геополитический, этнополитический, общественно-политический, социально-экономический, этнокультурный, конфессиональный и другие. При этом Россия учитывает и мировой опыт. Многие государства мира многонациональны (в мире 28 федеративных государств, в которых проживает до 40% населения планеты). Мировое сообщество на первый план выдвигает задачи защиты этнических меньшинств, включающие гражданские, культурные аспекты, права на изучение и использование родного языка и т.д. В соответствии с этим в современной национальной политике Российской Федерации происходит постепенное смещение акцентов — от национально-территориальных к культурно-образовательным и культурнопросветительным. Определяя сущность современной национальной политики России, можно выделить важнейшие цели данной политики: совершенствование деятельности органов власти и управления всех уровней по реализации интересов и потребностей граждан всех национальностей; создание условий для социально-экономического и культурного развития и сотрудничества народов; предотвращение и мирное разрешение межнациональных конфликтов; признание для Российского государства объединяющей роли русского народа, его языка и культуры; поддержка соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации; формирование культуры межнационального общения и толерантности во имя достижения мира и согласия в обществе и др.

Решение таких задач поможет сформировать системный подход к межнациональным отношениям, разработать сценарии их стабиль-ногоразвития и мероприятия по сохранению многонациональной цивилизации России.

Характеризуя современную Россию, можно отметить, что она сохранила себя какмногонациональное, многоконфессиональное государство, включившее в свой состав почти 180 народов и этнических групп. Ее национальная политика направлена на сохранение единства и дальнейшее развитиеэтих народов в составе единого государства, независимо от их государственных, социально-экономических, духовно-нравственных и иных особенностей.

1 Национальная политика России: история и современность / Кулешов С. В., Аман-жолова Д. А., Волобуев О. В. и др. М., 1997. С. 175.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 11.

3 Декреты Советской власти: В 13 т. Т. 1. М., 1957.С. 40.

4 Путин В. В. Россия: национальный вопрос / Независимая газета. 2012.23 января.

5 Там же.

Информация о статье:

Автор: Даудов Абдулла Хамидович — доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, primdek@yandex.ru

Название: Сущность и особенности национальной политики России: история и современность

Аннотация: В статье характеризуются сущность и особенности национальной политики Российской империи, СССР и современной Российской Федерации. Изложены как достижения, так и ошибки, просчеты и негативные последствия данной политики. Показано новое видение развития межнациональных отношений в современной России.

Ключевые слова: национальная политика, народы России, многонациональное государство, национальные окраины, советский народ, равноправие граждан, суверенность, право на самоопределение, современная Российская Федерация, сближение наций и народностей, межнациональные отношения.

Список использованной литературы:

Декреты Советской власти: В 13 т. Т. 1. М., 1957.С. 40.

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 35.

Национальная политика России: история и современность / Кулешов С. В., Аманжолова Д. А., Волобуев О. В. и др. М., 1997.

Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.

Information about article:

Author: Daudov Abdulla Khamidovich — Doctor of history, Professor, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia, primdek@yandex.ru

Title: Suschnost i osobennosti nacionalnoj politiki Rossii: istoriya i sovremennost

Summary: The article deals with the nature and features of national policy of Russian Empire, USSR and Russian Federation. The article also covers achievements of this policy, as well as its mistakes, miscalculations and negative consequences. New view on the development of ethnic relations in modern Russia is shown

Key words: ethnic policy, the peoples of Russia, multiethnic state, national outskirts, the Soviet people, equality of citizens, sovereignty, a right for self-determination, modern Russian Federation, convergence of nations and nationalities, ethnic relations

References:

Natsionalnayapolitika Rossii: istoriya i sovremennost / Kuleshov S. V., Amanzholova D. A., Volobuev O. V. i dr. M., 1997.

Lenin V. I. Poln. sobr. soch. T. 35.

Dekretyi Sovetskoy vlasti: V 13 t. T. 1. M., 1957.S. 40.

Putin V. V. Rossiya: natsionalnyiy vopros, in Nezavisimaya gazeta. 2012. 23 yanvarya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.