Научная статья на тему 'Сущность и особенности формирования умений педагогического проектирования у педагогов дошкольного образовательного учреждения'

Сущность и особенности формирования умений педагогического проектирования у педагогов дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1709
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боршевецкая Л. А.

В статье рассматривается актуальность проблемы педагогического проектирования, обоснование необходимости его применения в дошкольных образовательных учреждениях как первой ступени образования. Рассмотрена интерактивная форма обучения педагогов детских садов навыкам педагогического проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боршевецкая Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности формирования умений педагогического проектирования у педагогов дошкольного образовательного учреждения»

Боршевецкая Л.А.

Оренбургский государственный университет

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматривается актуальность проблемы педагогического проектирования, обоснование необходимости его применения в дошкольных образовательных учреждениях как первой ступени образования. Рассмотрена интерактивная форма обучения педагогов детских садов навыкам педагогического проектирования.

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без целесообразных программ и технологий. Современные педагогические проблемы зачастую решаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инноваций. Это требует осознанного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности.

Педагогическое проектирование и его аспекты исследовались В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, H.H. Сурта-евой, H.O. Яковлевой, Ю.К. Черновой, В.З. Юсуповым и др. Однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.

H.O. Яковлева так рассматривает определение педагогического проектирования: «Исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности, под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательновоспитательной системы, ориентированной на массовое использование» [4, 9].

Рассмотрим компоненты педагогического проектирования.

В качестве объекта проектирования выступает, как правило, определенная педагогическая конструкция: технология, метод, содержание образования, учебная программа и т. д.

Субъектом проектирования выступают педагог или группа специалистов. Желательно, чтобы у субъекта быши выработаны следующие специфические черты: творческое мышление и способность к изобретательству; профессионализм и высокая работоспособность, способность предвидеть последствия перспективных изменений действительности, реализуемых в педагогическом проекте.

Методы проектирования достаточно разнообразны, поскольку их использование зависит не только от проблемы и предмета проектирования, но и от особенностей самих субъектов, от того набора методов, которыми владеют конкретные проектировщики. В частности, к ним относятся эвристические методы решения изобретательских задач, моделирование и т. д.

Результатом проектирования является педагогический проект.

В.А. Жуков рассматривает педагогическое проектирование как процесс создания новых объектов и раскрывает следующие основные этапы.

1. Изучение (исследование) целей, содержания, методов, форм и средств обучения с целью установить зависимость результатов обучения от различных педагогических факторов и условий; выявление основных противоречий соответствующего процесса обучения и постановка проблемы.

2. Исследование условий реализации разрабатываемой технологии обучения, выявление имеющихся ограничений (временных, технических, психологических и ресурсных); определение критериев достижения целей обучения и критериев оптимальной педагогической технологии.

3. Разработка нескольких вариантов эскизного проектирования содержания и струк-

туры учебной дисциплины, раздела или темы; выбор оптимального варианта.

4. Разработка технического проекта оптимального варианта структуры и содержания учебной дисциплины, раздела или темы.

5. Разработка нескольких вариантов технологии обучения учебной дисциплины, раздела или темы.

6. Разработка дидактических средств технологии обучения (пособия, тесты и т. д.).

7. Опытная реализация проекта учебной дисциплины, раздела или темы; исследование эффективности и разработка рекомендаций по совершенствованию.

Выделим особенности проектирования:

• проектирование придает четкую направленность процессу развития ребенка;

• проектирование на основе анализа результатов диагностики моделирует технологию регуляции управления процессом развития личности.

Педагогическое проектирование позволяет шире освоить и преобразовать развивающую среду детского сада, помогает действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности.

Результат педагогического проектирования зависит от задач, поставленных педаго-

гом, его функциональных направлений (анализа, диагностики, прогнозирования, моделирования, экспертизы).

В нашем исследовании одним из вариантов проектирования выступает вариативная модель развития воспитанников детского сада, структура которой приведена в таблице 1.

Модель позволила комплексно изучать ребенка на различных стадиях его развития, продуктивно использовать полученные результаты в воспитательно-развивающем процессе. В ней рассмотрены механизмы организации развития дошкольников. Модель включает систему педагогической диагностики развития на уровне «педагог-воспитатель - ребенок-дошкольник».

Принципы, использованные в модели, коррелируют с общей целью дошкольного образования - развитие здоровой, в физическом и духовном плане, разносторонне развитой, компетентной личности, способной адаптироваться к новым социальным условиям обучения в школе. Приведем их краткую характеристику.

Принцип гуманизации образования заключается в ориентации образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения воспитанников и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека.

Таблица 1. Модель развития дошкольника

Цель развития дошкольника:

Принципы организации развития социальной компетенции дошкольника:

системности научности доступности технологичности

Условия функционирования системы развития социальной компетенции:

организационные педагогические методические

Задачи развития:

Функции развития:

информационная оценочная формирующая

Объекты: развитие ребенка дошкольника

Этапы управления процессом развития дошкольников:

Подготовительный Входная диагностика Развивающий Выходная диагностика Коррекционный

Выявление знаний, умений, навыков, необходимых для развития. Диагностика развития ребенка На основе полученных диагностических данных, развитие необходимых навыков Диагностика развития ребенка Использование выводов диагностики в целях коррекции и дальнейшего развития воспитанников

Критерии Влияние окружения

Взрослый Детское общество

Принцип диверсификации ориентирует на широкий выбор образовательных программ, форм организации развития и т. п.

Принцип стандартизации состоит в ориентации образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта, гарантирующего личности качественные образовательные услуги, а обществу - здоровую, развитую личность.

Принцип многоуровневости предполагает организацию этапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе развития того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам личности. При этом каждый уровень - это период обучения и развития, который имеет свои цель, задачи, сроки и специфические особенности.

Принцип информатизации образования связан с широким и все более массовым использованием в воспитательно-развивающем процессе различных видов аудио-, видео- и компьютерной техники.

Принцип индивидуализации состоит в учете и развитии личностных особенностей каждого ребенка во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Согласно нашим представлениям, успешное функционирование предлагаемой модели развития дошкольников возможно, если определены условия: организационные, педагогические, методические.

Так, организационные условия обуславливают:

• создание в ДОУ систематизированного материала по всестороннему развитию воспитанников на разных этапах развития дошкольников;

• создание банка данных педагогической диагностики;

• организацию хранения и систематизацию полученного диагностического материала.

Педагогические условия обуславливают:

• использование материала в целях повышения эффективности процесса развития воспитанников;

• формирование у педагогов дошкольных учреждений диагностических умений как составной части педагогической культуры.

Методические условия обуславливают:

• разработку и отбор игр, дидактического материала, наиболее адекватно отвечающих современным требованиям развития дошкольников;

• периодическое пересматривание и пополнение банка данных педагогической диагностики;

• оказание необходимой методической помощи педагогам в проведении диагностической и развивающей работы с детьми.

В настоящий момент рассматривать проблему педагогического проектирования в дошкольных образовательных учреждениях было бы преждевременно. Скорее это этап постановки проблемы. Практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений используют в своей работе проектирование, но при этом испытывают ряд трудностей:

• отсутствие опыта проектирования у педагогов, понимания его методических основ, принципов и механизмов;

• требования к будущим результатам определяются чаще всего с позиций сегодняшнего дня, а не перспективы. Кроме того, желаемые результаты четко не фиксируются.

На наш взгляд, эффективным выбором решения данной проблемы могут стать интерактивные формы методического обучения, например педагогическая студия, являющаяся лабораторией творческих замыслов и новых идей, где в коллективном обсуждении или игре (ролевой, продуктивной и др.) проверяются идеи и предотвращаются возможные ошибки.

Обучение в такой студии происходит почти одновременно на трех уровнях: теоретическом, методическом и технологическом. Рассмотрев теоретическое положение, педагоги находят его методическое воплощение применительно к педагогической системе своего образовательного учреждения и тут же, воспроизведя предлагаемую ситуацию в деловой игре (упражнении), определяют технологическую инструментовку данного методического решения.

Предлагаемый план-конспект студии «Возможности педагогического проектирования» проиллюстрирует вышесказанное о педагогической студии как интерактивной,

инновационной форме повышения мастерства педагогов дошкольного учреждения.

Конспект-иллюстрация студии

«Возможности педагогического

проектирования»

Цель: обучение педагогов элементам проектирования, его практического применения.

1-е упражнение

«Рефлексия своей деятельности»

Г. Саймон считал, что по существу мы проектируем всякий раз, когда разрабатываем способы превращения данной ситуации в другую, более приемлемую.

Введение в проблему. Объявление темы. Обращение с вопросом: «Какое место в системе вашей работы занимает педагогическое проектирование?» Каждый педагог выражает свое отношение к обозначенной проблеме.

Постановка целей и задач студии:

• осмыслить значение педагогического проектирования;

• понять логику педпроектирования, выработать его алгоритм;

• определить свое отношение к проектированию на основе понимания особенностей и противоречий данной области педагогической деятельности;

• отработать навыки взаимодействия в коллективном поиске идей, направленных на совершенствование образования.

2-е упражнение

«Теоретический аспект вопроса»

Рассматриваются определения и теоретические основы вопроса (см. таблицу 2).

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личност-но ориентированного подхода к образованию является проектировочная деятельность.

Определение педагогического проектирования Е.С. Заир-Бек: «Специальным образом организованное осмысление педагогических проектов и систем, когда на основе имеющегося состояния и прогноза желаемых результатов создается новый облик системы и одновременно процесс реализации в действительности задуманного» [2].

Цели проектирования развития дошкольников включают в себя:

• передачу знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту;

• развитие способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста;

• создание условий необходимых детям для закрепления своих знаний, проявления своих способностей в разных целях деятельности, т. е. формирование субъекта своего социального, интеллектуального, физического, личностного развития.

Моделирование в педагогической науке выступает как важнейший этап проектировочной деятельности, предполагающий разработку целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов и ситуаций и основных путей их достижения.

Модель всегда выступает в роли такого прототипа, который в каком-либо отношении удобен для изучения и дает возможность переносить полученные при этом знания на исходный объект.

Таблица 2.

Словарь Ожегова Словарь иностранных слов

План

Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения Замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

Программа

План деятельности План намеченной деятельности

Концепция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная мысль Система взглядов, то или иное понимание явлений

Через модель явления и модель получения результатов явления мы выходим на понятие проектирования.

Назначение проектирования состоит в следующем:

• исследование целей,

• выявление основных противоречий обучения,

• постановка проблемы,

• исследование условий реализации вырабатываемой технологии обучения,

• разработка дидактических средств технологии обучения,

• реализация проекта,

• исследование эффективности,

• разработка рекомендаций по совершенствованию.

Дошкольные годы - важный период в становлении свободной, автономной компетентной личности. Педагоги, проектируя развитие дошкольника, должны уделять внимание не только формированию знаний, умений, навыков и адаптации к социальной жизни, но и обучению его через проблематиза-цию, совместный поиск решений, моделирование гуманитарных и естественнонаучных отношений; предоставление ему возможности самостоятельного овладения нормами культуры.

3-е упражнение

«Дискуссия»

На основе сравнения традиционных видов проекта-плана и программы по трем параметрам (приоритет функций, характер содержания, структурное выражение) педагоги делают вывод о специфике каждого вида проекта. По первому параметру:

• у плана в приоритете будет функция определения объема и порядка деятельности,

• у программы - прогнозирующая и конструирующая функции.

По характеру содержания план отражает содержательные границы.

Педагогам раздаются напечатанные программы по разнообразным видам деятельности детских групп. Дается 15 минут на изучение материала. Затем идет групповое обсуждение, в таблицу записывается общий алгоритм структурного выражения программы и

плана. Даются необходимые комментарии по каждому элементу структуры и варианты написания планов (программ). В режиме дискуссии проводится и заполнение матрицы «Виды планов».

Таким же образом раздается и обсуждается информация о видах проектов (см. таблицу 3).

4-е упражнение

«Составление проекта»

Коллективное взаимодействие по выработке алгоритма проектирования (см. таблицу 4). Акцентирование внимания педагогов на необходимости совершенствования педагогической деятельности либо на внесении в нее новаций.

Обратить внимание на то, что проектирование не носит строгой линейности в этапах деятельности, но они находятся во взаимосвязи и взаимопереходах. Например, уточнение цели проводится постоянно, на всех этапах процесса, анализ, диагностика, прогноз также постоянно сопровождают деятельность педагогов, процесс корректировки - необходимый элемент при анализе и уточнении целей, планировании, анализе противоречий и достижений на различных этапах реализации.

5-е упражнение

«Обратная связь»

Подведение итогов. Проектирование комплексная деятельность, обладающая признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которых требует жизнь.

Участие в проектировании ставит людей (детей и взрослых) в позицию «хозяина жизни, когда человек не как исполнитель, а как творец разрабатывает для себя и других новые условия жизни. Согласно известной философской формуле, «изменяя обсто-

Таблица 3. Типология проектов в системе дошкольного образования (Е.С. Полат)

Классификатор Типы проектов

По методу доминирующему в проекте • Исследовательский • Информационный • Творческий • Игровой • Практико-ориентированный

По характеру содержания проекта • Ребенок и его семья • Ребенок и рукотворный мир • Ребенок - общество и его культурные ценности • Ребенок и природа

По характеру участия ребенка в проекте • Как «заказчик» проекта • Как субъект созидания проекта от зарождения до получения результата • Как «эксперт»

По характеру контактов • Внутри одной возрастной группы • Контакты с другой возрастной группой • Внутри ДОУ

По количеству участников • Индивидуальный • В паре • В группе • Фронтальный

По продолжительности реализации проекта • Краткосрочный • Средней продолжительности • Долгосрочный

Таблица 4. Алгоритм программирования

Этапы Шаги

Подготовительный - определение предмета программирования; - определение временного периода

Аналитический - анализ результатов имеющегося состояния системы (процесса); - обобщение результатов анализа

Собственно проективный - обозначение замысла, идеи; - выстраивание идеального образа

Моделирующий - целеполагание; - коллективное планирование; - выбор содержания; - структурирование предмета программирования; - определение логики дел и событий

Оформительский - выбор вида и структуры программы - оформление программы

Внедренческий - создание условий для реализации проекта

Контрольно-коррекционный - контроль за ходом освоения программы; - корректировка программы

Регулярное использование программы - фиксация и анализ результатов работы - системная контрольно-коррекционная деятельность

Утилизация

ятельства, человек изменяет самого себя», т. е. без внешнего принуждения преобразовывает себя.

Проектирование - это индивидуальнотворческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений, и в то же время данный процесс есть процесс коллективного творчества.

Таким образом, проектирование может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых), а в более узком смысле - средством развития проектировочных способностей.

Вопросы к участникам:

• «Каковы цели проектирования в детском саду?»

• «Что это дает педагогу, воспитанникам ДОУ?»

Выводы фиксируются.

Педагоги высказываются по поводу того, что дала им как профессионалам работа в педагогической студии.

Возможные вопросы к студийцам: «Захотелось ли вам изменить что-либо в своей работе?»

«Каким образом вы можете реализовать идеи педагогической студии?»

Подводя итог, нужно отметить, что современному обществу нужны качественно новые характеристики конкурентоспособных образовательных систем, в которые входят вариативность, практико- и жизне-ори-ентированность, акцент на освоение ценностей и способов деятельности человека в культурной сфере. Исследование показало, что педагогическое проектирование отвечает этим требованиям и является важным условием для развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград: «Перемена», 2001. - С. 18.

2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995. - 234 с.

3. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГТУ, 1996. С. 25.

4. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика, №6, 2002. - С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.