Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО СПОСОБА УПРОЧНЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО СПОСОБА УПРОЧНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАВЛЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Багаутдинов И.З.

В этой статье рассматривается различные способы электромеханического способа упрочнения обрабатываемой деталей.In this article various methods of electromechanical way of hardening of a processed detail are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО СПОСОБА УПРОЧНЕНИЯ»

По формуле (5) рассчитываем среднее время наработки до первого отказа:

tcp = 1/99,89-10-6 = 10011 ч. (5)

Далее, по формуле (6.15) рассчитываем вероятность безотказной работы нашего изделия:

P (t) = 10011 = 0,9976 10011 + 24 .

Вывод. В результате расчета мы получили, что вероятность

безотказной работы нашего изделия составляет 99,76%.

Использованные источники:

1.Гафуров Н.М., Хакимуллин Б.Р., Багаутдинов И.З.Основные направления

альтернативной энергетики. Инновационная наука. 2016. № 4-3. С. 74-76.

2 Копылов А.М., Ившин И.В., Сафин А.Р., Гибадуллин Р.Р., Мисбахов Р.Ш.

Определение предельных эффективных конструктивных параметров и

технических характеристик обратимой электрической машины возвратно-

поступательного действия. Энергетика татарстана . 2015. № 4(40). С 75-81.

3.Хакимуллин Б.Р., Багаутдинов И.З. Преимущества силовых кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена. Инновационная наука. 2016. № 4-3. С. 198-200.

4.Васев А. Н., Лизунов И. Н., Ермеев Р.И., Мисбахов Р. Ш. Использование технологии пассивных оптических сетей в системе сбора и передачи информации телемеханики в электроустановках среднего и высокого напряжения. Кулагинские чтения: техника и технологии производственных процессов XVI международная научно-практическая конференция: в 3 частях. Чита, 28-30 ноября 2016 г.

УДК 621.311:621.316.9

Багаутдинов И.З.

инженер научно-исследовательской лаборатории «Физико-

химических процессов в энергетике» Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань

Аспирант ИАНТЭ, Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет Им. А. Н. Туполева — Каи

Россия, г. Казань СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО

СПОСОБА УПРОЧНЕНИЯ Аннотация: В этой статье рассматривается различные способы электромеханического способа упрочнения обрабатываемой деталей.

Ключевые слова: силовое воздействие, давлением, мелкодисперсный Annotation: In this article various methods of electromechanical way of hardening of a processed detail are considered.

Keywords: force influence, pressure, fine-dispersed

Электромеханическое упрочнение (ЭМУ) основано на сочетании термического и силового воздействия на поверхностный слой обрабатываемой детали[1]. Сущность этого способа заключается в том, что в процессе обработки через место контакта инструмента с поверхностью обрабатываемой детали проходит ток большой силы и низкого напряжения вследствие чего выступающие гребешки поверхностного слоя обрабатываемой поверхности подвергаются сильному нагреву, под давлением инструмента деформируются и сглаживаются, а поверхностный слой упрочняется. В условиях серийного производства и ремонта деталей основной задачей совершенствования должно явиться повышение производительности процесса и обеспечение высокого качества. Это должно осуществляться путем применения многинструментальных приспособлений, которые во многих случаях позволяют исключить электроконтактное устройство, что особенно важно при упрочнении деталей большой длины, так как при этом обеспечивается стабильность теплообразования по всей длине детали, и, кроме того, экономиться электроэнергия[2].

Особенность электромеханической обработки связана с явлением горячего наклепа. Эта особенность будет проявляться тем интенсивнее, чем выше температура нагрева и давления обработки. Отсюда следует, что при высоких температурах и значительных давлениях электромеханической обработки можно ожидать в светлой зоне поверхностного слоя появление растягивающих остаточных напряжений. Сложность структуры и объемных изменений в поверхностном слое электромеханической обработки зависит от взаимодействия тепловых и силовых факторов.

С точки зрения металловедения, процессы электромеханической обработки можно отнести к особому виду поверхностей получаемых термомеханической обработкой (ТМО). Принципиальное отличие от ТМО состоит в том, что этот процесс, как правило, относится к упрочняюще-отделочной обработке. К особенностям теплообразования и термических процессов следует отнести: наличие двух основных источников теплоты, создаваемых электрическим током и трением; локальный нагрев, сопровождающийся действием значительных давлений; термический цикл (нагрев, выдержка и охлаждение) весьма кратковременный и измеряется долями секунды; высокая скорость охлаждения определяется интенсивным отводом теплоты вовнутрь детали[3].

Эти отличия обусловливают получение особой, мелкодисперсной и твердой структуры поверхностного слоя, обладающими высоким физико-химическими и эксплуатационными свойствами. Принципиальное отличие электромеханического способа восстановления деталей от других способов состоит в том, что в процессе восстановления достигается значительное повышение физикомеханичесикх свойств активного поверхностного слоя детали без дополнительных операций термической обработки.

Принципиальная схема электромеханической обработки заключается в следующем: от сети напряжением 220 ^ 380 В ток проходит через понижающий трансформатор, а затем через место контакта поверхности обрабатываемой детали с инструментом. Сила тока и вторичное напряжение регулируются в зависимости от площади контакта поверхности обрабатываемой детали и инструмента, исходной шероховатости поверхности и качеству поверхностного слоя.

Ходовые винты валов служат для преобразования вращательного движения в поступательно-прямолинейное перемещение с помощью сопряженной с ним гайки различных узлов станка (суппорты, каретки, фартуки и др.). Ходовой винт является одним из звеньев многозвенной размерной цепи, которая обеспечивает точность перемещения суппорта станка, а следовательно, и точность изготовляемой на этом станке детали. Равномерность перемещения узлов оказывает нередко решающее влияние на точность изготовляемой на станке детали, она зависит от ряда факторов. Хордовые винты обладают недостаточной жесткостью, так как обычно их длина во много раз больше диаметра, поэтому при работе возникают деформации ходовых винтов[4].

Существующие способы упрочнения ходовых винтов станков объемной закалкой и закалкой ТВЧ не нашли широкого применения главным образом вследствие того, что они приводят к деформациям длинных деталей и усложняют технологию их изготовления. По этой причине большинство ходовых винтов изготовляют не упрочненными, а их износ имеет абразивный характер и достигает значительных размеров, что приводит к потере точности станка. Так, износ ходовых винтов токарно-винторезных станков 1А62, 1Д62М по среднему диаметру при двухсменной работе достигает 0,5 мм в год.

Для ЭМО ходовых винтов небольших и средних размеров можно применять трансформатор УЭМО, а при упрочнении крупных винтов -более мощный трансформатор. Во всех случаях упрочнение длинных деталей во избежание их излишнего нагрева целесообразно подводить оба конца вторичной обмотки трансформатора к упрочняющему приспособлению.

Использованные источники:

1.Гафуров Н.М., Хакимуллин Б.Р., Багаутдинов И.З.Основные направления альтернативной энергетики. Инновационная наука. 2016. № 4-3. С. 74-76. 2 Копылов А.М., Ившин И.В., Сафин А.Р., Гибадуллин Р.Р., Мисбахов Р.Ш. Определение предельных эффективных конструктивных параметров и технических характеристик обратимой электрической машины возвратно-поступательного действия. Энергетика татарстана . 2015. № 4(40). С 75-81. 3. Хакимуллин Б.Р., Багаутдинов И.З. Преимущества силовых кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена. Инновационная наука. 2016. № 4-3. С. 198-200.

4.Васев А. Н., Лизунов И. Н., Ермеев Р.И., Мисбахов Р. Ш. Использование технологии пассивных оптических сетей в системе сбора и передачи информации телемеханики в электроустановках среднего и высокого напряжения. Кулагинские чтения: техника и технологии производственных процессов XVI международная научно-практическая конференция: в 3 частях. Чита, 28-30 ноября 2016 г.

УДК 621.311:621.316.9

Багаутдинов И.З.

инженер научно-исследовательской лаборатории «Физико-

химических процессов в энергетике» Казанский государственный энергетический университет

Россия, г. Казань

Аспирант ИАНТЭ, Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет Им. А. Н. Туполева — Каи

Россия, г. Казань

ВЫБОР РУ 220, 110, 10 КВ. Аннотация: В данной статье рассматривается выбор РУ исходя основных критериев для подстанции.

Ключевые слова: выключатель, трансформатор, короткое замыкание.

Annotation: In this article, the choice of the RU is considered based on the main criteria for the substation.

Keywords: switch, transformer, short-circuit.

Исходя из основных критериев выбора РУ: надежность, простота и оперативная гибкость, возможность расширения, экономичность - в качестве РУ высшего напряжения намечаем следующие схемы: две секционированных систем шин; схему РУ мостик с выключателями со стороны линии; РУ 220 кВ имеет число присоединений на шинах ВН равно 4. два автотрансформатора две линии систем

Схема мостик с выключателями со стороны линии обладает куда более низкими показателями надежности, чем две секционированных систем шин[1]. Так как в сети электроснабжения имеются потребители первой категории, то первоочередная задачей является обеспечение требуемого уровня надежности, поэтому выбираем схему «две секционированные системы шин». Для отказа использования обходной системы шин воспользуемся элегазовыми выключателями, не требующие планового ремонта в течение 25 лет[2]. Также к достоинствам выбранной схемы можно отнести возможность деления сети и ограничение тока КЗ. Дополнением к обоснованию выбора схемы «две системы сборных шин» может являться опыт использования данной схемы коммутации, частота распространения которой составляет 39%, а также рекомендации из [3] стр. 10, 3.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.