Научная статья на тему 'Сущность и основные понятия менеджмента'

Сущность и основные понятия менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4449
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / КООРДИНАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / СУЩНОСТЬ / MANAGEMENT / COORDINATION / MOTIVATION / SELF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринев Никита Николаевич, Орлова Юлия Алексеевна

Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND THE BASIC CONCEPTS OF MANAGEMENT

Task management as a science management is to increase the practical relevance of research, their orientation on the development of principles and practices that enable practical solution to those problems or other conditions of functioning of the organization. Understanding management as management skills based on the fact that the organization are complex socio-technical systems, the functioning of which are affected by multiple factors external and internal environment.

Текст научной работы на тему «Сущность и основные понятия менеджмента»

УДК 338.242

Н.Н. Гринев*, Ю.А. Орлова

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия

125147, Москва, Миусская пл., д.9

*e-mail:grinev.n@yandex.ru

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды.

Ключевые слова: менеджмент, управление, координация, мотивация, сущность.

Понятие и сущность менеджмента

Управление как самостоятельная система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в, как минимум, трех сферах человеческой деятельности: 1) оборонительная; 2) политическая; 3) экономическая.

На первом этапе, когда группы были незначительные, управление осуществлялось одним человеком. По мере разрастания и усложнения функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.

Менеджмент - специфический вид деятельности, который занимается управлением.

Управление - осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.

Сущность менеджмента - управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации - к улучшению результатов.

Менеджмент - управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов. средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.

Основные принципы менеджмента

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т. е. управление организацией осуществляется посредствам основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Таким образом, принципы управления можно представить как

основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Все принципы менеджмента можно сгруппировать в 2 группы: общие и частные. К общим принципам управления относятся: принцип применимости, принцип системности, принцип многофункциональности, принцип интеграции, принцип ориентации, принцип ответственности.

Основными частными принципами являются:

• Принцип сочетания централизации и децентрализации.

• Принцип научной обоснованности управления - научное предвидение, планирование во времени социально-экономического преобразования организации.

• Принцип плавности - заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.

• Принцип сочетания прав, обязанности и ответственности - каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

• Принцип частной автономии и свободы -все инициативы исходят из действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства.

• Принцип иерархичности и обратной связи - создание многоступенчатой структуры управления, при которой первичные звенья управляются своими же органами, находятся под контролем органов руководства следующего уровня.

• Принцип мотивации - чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрении и наказании, рассматривает ее с учетом непредвиденных обстоятельств, тем эффективнее будет программа мотивации.

• Принцип государственной законности системы менеджмента - организационно-правовая

форма фирмы должна отвечать требованиям государственного законодательства.

• Принцип органической целостности объекта и субъекта управления - управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления.

• Принцип устойчивости и мобильности системы управления - предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменен.

Функции менеджмента: понятие, классификация, содержание общих функций менеджмента

Функции менеджмента - специфические действия руководителя в системе управления.

Функции менеджмента классифицируются по двум группам:

1) общие, те, которые выполняются всеми руководителями, не зависимо от сферы деятельности и масштабов организации;

2) специфические, которые выполняются руководителем в зависимости от конкретной ситуации и используемых методов управления.

Общие функции управления

рассматриваются в теории Анри Файоля, где деятельность руководителя разделена на 5 функций:

1 Планирование - разработка последовательности действий, направленных на выполнение цели: стратегическое (плановые задания на длительный период времени и как правило включает прогнозные действия) и тактическое (детализация стратегического плана на краткосрочный период выполнения действий).

2 Организация - создание структуры подразделений, которые будут выполнять плановые задания). При организации выполнения действий необходимо уделить внимание персоналу, который будет задействован в выполнении действий. Персонал должен быть снабжен средствами и инструментами, необходимыми для выполнения действий.

3 Мотивация - связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные (стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы) и процессуальные (анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения). Стимулирование - это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в

зависимости от качества и количества затраченного труда.

4 Координация (руководство) - выполняется руководителем при выполнении исполнителями плановых, установленных заданий. Координировать деятельность своих подчиненных необходимо с учетом изменений внешней среды, а также с учетом возможностей предприятия заниматься инновационной деятельностью. Вовремя введенные изменения в плановые задания и инновационную деятельность является гарантом успеха.

5 Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Существует три основных вида контроля: предварительный (применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам), текущий (осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником) и заключительный (осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время).

"Современные научные подходы к менеджменту (системный, ситуационный, количественный)"

В зависимости от условий, в которых находится организация, руководитель имеет возможность выбрать наиболее эффективный подход. Существует три методологических подхода:

1 Системный - сформирован на основе системного анализа, сущность которого заключается в анализе сложившейся ситуации, имеющей стабильность.

2 Ситуационный - применяется для каждого типа условий, где организация для себя создает ту структуру, которая наиболее полно будет отражать миссию организации и ее организационную культуру. Подход зависит от внешних и внутренних факторов.

3 Количественный - рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий. Процесс управления состоит из 4х основных функций (планирование, организация, мотивация, контроль), которые создают единую цепь, объединяющую коммуникации и принятие решения.

Итак, на наш взгляд, менеджмент от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой

свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного планирования. Одним из важнейших принципов управления считается обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена системы управления.

Гринев Никита Николаевич, ассистент кафедры экономической теории РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Орлова Юлия Алексеевна, студентка факультета инженерной химии РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Вдовенко З.В. Инновационное развитие в условиях неопределенности / Инновационное развитие экономики России: сценарии и стратегии: Пятая международная конференция. Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет; 18-20 апреля 2012 г.: сборник статей. Т.1 под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова. М.: ТЕИС, 2012. С. 37-44

2. Вдовенко З.В. Смена ориентиров в системе экономических знаний с позиций политической экономии / Первый международный политэкономический конгресс стран СНГ и Балтии. М.: Институт экономики РАН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alternativy.ru/ru/node/2127

3. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. - Москва: КноРус, 2009. -499 с

4. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического менеджмента. 2 издание.- СПб.: Высшая школа менеджмента. 2008.

Grinev Nikita Nikolaevich *, Orlova Julia Aleksandrovna

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail:grinev.n@yandex.ru

THE ESSENCE AND THE BASIC CONCEPTS OF MANAGEMENT

Abstract

Task management as a science management is to increase the practical relevance of research, their orientation on the development of principles and practices that enable practical solution to those problems or other conditions of functioning of the organization.

Understanding management as management skills based on the fact that the organization - are complex socio-technical systems, the functioning of which are affected by multiple factors external and internal environment.

Key words: management, management, coordination ,motivation, self.

б9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.