Научная статья на тему 'Сущность и назначение стратегического управления организацией'

Сущность и назначение стратегического управления организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2619
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT / ПЛАН / PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салимзаде Фаргана Тарлан Кызы

В статье анализируются суть и цели стратегического управления институтом, для достижения цели важно учитывать предварительную стратегию, инвестирование это осознание и стратегия стратегического планирования в учреждении. Суть комплексных систем стратегического управления состоит в том, что на фирмах, с одной стороны, существует четкое выделенное и организованное, так называемое «формальное» (воплощаемое в специальных документах), стратегическое планирование, с другой стороны, структура управления корпораций, системы и механизмы взаимодействия ее отдельных звеньев построены так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для победы в конкуренции и создать управленческий инструментарий для превращения этих стратегий в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике. Основная цель расследования заключается в определении путей повышения эффективности и организации стратегического планирования в учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и назначение стратегического управления организацией»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ Салимзаде Ф.Т. Email: Salimzade1147@scientifictext.ru

Салимзаде Фаргана Тарлан кызы — магистр, кафедра бухгалтерского учета, финансов и менеджмента, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье анализируются суть и цели стратегического управления институтом, для достижения цели важно учитывать предварительную стратегию, инвестирование - это осознание и стратегия стратегического планирования в учреждении. Суть комплексных систем стратегического управления состоит в том, что на фирмах, с одной стороны, существует четкое выделенное и организованное, так называемое «формальное» (воплощаемое в специальных документах), стратегическое планирование, с другой стороны, структура управления корпораций, системы и механизмы взаимодействия ее отдельных звеньев построены так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для победы в конкуренции и создать управленческий инструментарий для превращения этих стратегий в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

Основная цель расследования заключается в определении путей повышения эффективности и организации стратегического планирования в учреждении. Ключевые слова: организация,стратегия,экономика,управления,план.

THE ESSENCE AND PURPOSE OF STRATEGIC MANAGEMENT OF AN ORGANIZATION Salimzade F.T.

Salimzade Fargana Tarlan — Master, DEPARTMENT OF MANAGEMENT, ACCOUNTING AND FINANCES, RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONONIC G. V. PLEKHANOV, MINSK, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: this article deals is about the essense and aim of the strategical management of the institution, to achieve the goal it is important to take into consideration the prepearation of strategy,investiage it is realization prosses and strategical planning system in institution. The essence of integrated systems of strategic management is that, on the one hand, there is a clear dedicated and organized, so-called "formal" (embodied in special documents) strategic firms on the one hand, and corporate management structures, systems and mechanisms of interaction its individual links are built in such a way as to ensure the development of a long-term strategy for winning competition and create a management tool for converting these strategies into current production economic plans to be implemented in practice.The main purpose of the investigation is to determine the ways of increasing effectiveness and organization of strategical planning in institution.

Keywords: organization,strategy,economy,management,plan.

УДК 328.334.3

Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, обеспечить возможность своевременной ответной реакции предприятия на те изменения,которые происходят в его внешней и внутренней средах. Положение усугубляется еще и тем, что для рыночной экономики характерна усиливающаяся нестабильность внешней среды: события становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции предприятия; возрастает частота появления неожиданных ситуаций. В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции: для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы принятие и реализация стратегических решений.

В современных условиях свободного рынка и острой конкуренции у предприятий возникает объективная потребность в новых методологических подходах формирования стратегии развития, которые позволят выбрать единственно правильное направление деятельности, осуществить его аналитическую подготовку и сформулировать реальные программы и планы развития предприятий.

Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Это системный подход, обеспечивающий для сложной организации сбалансированность и общее направление роста [2, с. 98].

Несмотря на то, что в экономической литературе значительное внимание уделяется методологии прогнозирования, в настоящее время наблюдается недостаток работ, посвященных роли функции прогнозирования в компании и проблемам управления стратегическим подходом в целом. Большинство исследователей, занимающихся проблемами управления процессом прогнозирования, делают акцент на управлении процессом прогнозирования продаж, как показателя, учет динамики которого в компаниях наиболее распространен [1, с. 108].

Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится.

При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

- какой бизнес прекратить;

- какой бизнес продолжить;

- в какой бизнес перейти.

При этом внимание концентрируется на следующих вопросах:

- что организация делает и чего не делает;

- что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

В связи с этим отметим три основных подхода к выработке стратегии поведения фирмы на рынке:

1. Первый подход связан с лидерством в минимизации издержек производства.

2. Второй подход к выработке стратегии связан со специализацией в производстве продукции.

3. Третий подход относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте [4, с. 105].

Стратегический подход в менеджменте, прежде всего, относится к планированию и определению показателей производственной и сбытовой деятельности, обеспечивающих долговременный успех предприятия в условиях конкуренции. Он предусматривает умение оценки и использования сильных сторон и конкурентных преимуществ предприятия для обеспечения противостояния угрозам и опасностям, формирующимся во внешней среде, а также умение максимально использовать благоприятные возможности для своего развития [3, с. 104].

Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса.

В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной программы действий, разработанной руководством для успешного функционирования организации.

Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения [9, с. 75].

Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует [7, с. 108].

В отечественной практике механизм стратегического управления находится в стадии становления. При этом отечественные и зарубежные аналитики считают, что белорусский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу.

В командной экономике при разработке своих планов предприятие получало сверху информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках и потребителях, ценах на свою продукцию, которые автоматически закладывались в основу разработки планов. Сама плановая работа сводилась к поиску эффективных путей выполнения заданий в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Такая задача остается и в условиях рынка, однако, это только часть плановой работы.

Теперь предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, т.е. определять долгосрочные цели и стратегию их достижения.

Таким образом, разработка стратегии необходима для того, чтобы иметь продуманный курс движения и программу действий для достижения желаемых результатов [6, с. 157].

Процесс стратегического управления включает следующие основные элементы и этапы:

79

- стратегический анализ;

- стратегическое планирование;

- организация выполнения стратегических планов;

- реализация стратегических задач;

- оценка и контроль реализации стратегии.

Стратегический анализ требует четкого понимания со стороны менеджмента того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций [7, с. 112].

Хорошо проведенная бизнес-диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии. Важны и знания о конкурентном окружении, в котором работает фирма.

Наряду с анализом внутренней среды, организации необходима также диагностика внешнего окружения, чтобы знать возможности и угрозы развития в будущем. Анализ внешней среды осуществляется в следующих областях: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социально-культурное поведение.

В зависимости от типа разработанных целей различают маркетинговую, производственную и финансовую стратегию. Разработка маркетинговой стратегии завершается рекомендациями по улучшению ассортимента, выходу на новые рынки сбыта, совершенствования маркетинговых коммуникаций и др. [5, с. 81]. Результатом производственной стратегии становится решение вопросов обеспечения производства новой техникой и технологиями, снижения издержек производства, оптимизации запасов сырья и готовой продукции и др.

Финансовая стратегия может быть разработана только после определения всех остальных функциональных стратегий. Она обобщает рекомендации по маркетингу, производству, логистике, персоналу и обосновывает пути обеспечения предприятий денежным капиталом для реализации общей стратегии.

Стратегический финансовый план показывает не только объем и направления инвестиций и расходов, необходимых предприятию, но и оптимальный путь обеспечения повышения его конкурентоспособности и улучшения финансового положения. Только разработав финансовую стратегию и определив все стратегические мероприятия в денежном выражении, можно в дальнейшем оценить результаты ее внедрения через организацию оперативного планирования и управления [8, с. 65].

Список литературы / References

1. Альтшулер И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации / И.Г. Альтшулер. М.: Вершина, 2012. 232 с.

2. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. 319 с.

3. Гончаров В.И. Менеджмент предприятия: учебн. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / В.И. Гончаров Минск: Изд-во МИУ, 2010. 244 с.

4. Бизнес-планирование: учебник для вузов / Под ред. В.М Попова. М.: Финансы и статистика, 2012. 816 с.

5. БариновВ.А. Бизнес-планирование: учебн. пособие / В.А. Баринов. М.: Форум, 2013. 256 с.

6. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебн. пособие / Л.Е. Басовский. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 260 с.

7. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке; Пер. с англ. / П. Друкер. М.: Издательский дом «Вильямс», 2011. 272 с.

8. ВолковА.С. Бизнес-планирование: учебн. пособие / А.С. Волков. М.: ИЦ РИОР. ИНФРА-М, 2011. 281 с.

9. ГлиннДж. Стратегия бизнеса / Дж. Глинн [и др.]. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2011. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.