Научная статья на тему 'Сущность и механизмы сетевого взаимодействия контрагентов образовательного пространства в профессиональной подготовке кадров'

Сущность и механизмы сетевого взаимодействия контрагентов образовательного пространства в профессиональной подготовке кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНТРАГЕНТОВ / МЕХАНИЗМ / МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / NETWORK INTERACTION OF CONTRACTORS / MECHANISM / MODEL OF NETWORK INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Юрий Николаевич

В статье раскрывается механизм сетевого взаимодействия между всеми контрагентами, имеющими заинтересованность и обязательства по организации профессиональной подготовки кадров, необходимых для региональной экономики, раскрыта их функционально-содержательная деятельность по двухстороннему и многостороннему взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and mechanisms of networking contractors educational space in the professional training

In article the mechanism of network interaction between all contractors having interest and obligations for the organization of vocational training of shots, necessary for regional economy reveals, their functional and substantial activities for bilateral and multilateral interaction are opened.

Текст научной работы на тему «Сущность и механизмы сетевого взаимодействия контрагентов образовательного пространства в профессиональной подготовке кадров»

УДК 378.2

Ю. Н. Фролов

Сущность и механизмы сетевого взаимодействия контрагентов образовательного пространства в профессиональной подготовке кадров

В статье раскрывается механизм сетевого взаимодействия между всеми контрагентами, имеющими заинтересованность и обязательства по организации профессиональной подготовки кадров, необходимых для региональной экономики, раскрыта их функционально-содержательная деятельность по двухстороннему и многостороннему взаимодействию.

In article the mechanism of network interaction between all contractors having interest and obligations for the organization of vocational training of shots, necessary for regional economy reveals, their functional and substantial activities for bilateral and multilateral interaction are opened.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие контрагентов, механизм, модель сетевого взаимодействия.

Key words: network interaction of contractors, mechanism, model of network interaction.

Общество постоянно ждет решения социальных проблем как от власти, так и от бизнеса. Однако действующая система отношений власти, бизнеса и общества не всегда оправдывает эти ожидания. Функция властных структур, заключающаяся в национальных преобразованиях сферы бизнеса, используется недостаточно эффективно и не обеспечивает формирование благоприятной организационной и экономической среды, определяющей правила функционирования бизнеса, хотя такие условия способствуют обеспечению достойной жизни народа и завоеванию Россией места среди сильных мировых держав.

Для нашего общества использование социального партнерства стало актуальным после перехода хозяйства на рыночную основу, с отделением бизнеса от государства. В стране в настоящее время уже многое сделано для того, чтобы механизмы социального партнерства начали работать. Социальное партнерство рассматривается как эффективная технология взаимодействия власти, бизнеса и общества, отражающая интересы общества, и является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития.

© Фролов Ю.Н., 2013

Однако сейчас в экономике практика такого рода институционализированного взаимодействия и разрешения возникающих перед властью и бизнесом проблем находится в процессе своего становления. Это в значительной мере сдерживает формирование эффективного механизма их взаимообусловленного сетевого взаимодействия.

На современном этапе экономического развития РФ одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности, является не политика и даже не экономика, а культура взаимоотношений государства, бизнеса и общества. При этом образование является одной из сфер общественной жизни, от которой во многом зависит развитие общества, страны [1].

Государственная инициатива по стимулированию процессов модернизации и инноваций не могла не затронуть подавляющее число сильных университетов. Вузы рассматриваются в качестве основных участников модернизационных процессов, результатом которых должно стать рождение новой несырьевой экономики страны и возврат конкурентных позиций стране, ее образовательной и инновационной системе и, возможно, повышение качества жизни населения.

Конкурентные преимущества обеспечивают себе те вузы, которые обладают высоким интеллектуальным потенциалом, позволяющим создавать уникальные научно-практические проекты и наращивать активы.

Целью нашего исследования является выявление системы эффективного взаимодействия государственной власти, образовательных учреждений, предприятий бизнеса, различных общественных организаций, совместно обеспечивающих высокий профессиональный уровень подготовки кадров для отраслей промышленности региона.

Инновационное развитие подразумевает третий путь, в отличие от административного и полностью рыночного, т. е. такую управленческую модель, в которой предусмотрено обязательное участие ключевых кластеров: государства, предприятия, вуза, бизнеса. Лидерство каждого из них обеспечивается на определенном этапе развития и при этом, главное, происходит формирование общего пространства согласия.

Источником развития в этой модели выступает вуз. В условиях инновационного развития вузы должны служить не только источником знаний, но и формировать кадры управленцев, которые смогут полученными знаниями управлять.

При этом формирование профессионального самоопределения рассматривается как совершенно новый продукт. Технологии, технические средства, новые знания и являются продуктом деятельности сразу нескольких кластеров: администрации региона, вузов, частных фирм, промышленности и распространяются по сети взаимосвязей в общем экономическом пространстве региона, которые в дальнейшем создают условия для формирования профессионального самоопределения молодежи.

Формированию сетей в регионе способствует территориальная близость входящих кластеров, единая инфраструктура, общие социокультурные и другие условия. Именно сети как система устойчивого взаимодействия обеспечивают развитие потенциала региона, если в нём действует принцип «тройной спирали».

Одна её часть - это востребованность образовательных программ вуза, которая должна отражать приоритетную позицию развития региона. Для реализации этого проекта необходимо обозначить основные цели создания и принципы сетевого взаимодействия на основе образования, определить стадии, меры по его реализации; провести разграничение полномочий в определении политики между федеральным и региональным уровнем власти; проработать механизмы поддержки правительством, целевую направленность выделенных средств; обеспечить информационное сопровождение [2].

Основной составляющей сетевого взаимодействия будет получение государственной поддержки на реализацию проектов. Вузы получат возможность адаптации к потребностям региона и бизнес-структур как участников сети в сфере подготовки специалистов с нужными профессиональными компетенциями, а также при планировании исследовательских программ научных школ с учетом региональных особенностей.

Вторая часть этой спирали - правительство региона сможет обеспечить проведение работ по развитию инфраструктуры в регионе, расширить потенциал международной кооперации, модернизировать производства, ускорить нововведения, проводить постоянно обмен знаниями, стимулировать спрос при помощи информационных и коммуникационных услуг, снизить зависимость от отдельных бизнес-групп и т. д.

Третья часть спирали - участие предприятий, малого и среднего бизнеса позволит им существенно повысить эффективность своей деятельности, улучшить кадровую инфраструктуру, что, в свою очередь, будет способствовать повышению экономических показателей производственных отраслей.

Таким образом, принцип «тройной спирали» - совместная деятельность учреждений профессионального образования, промышленности, бизнеса и власти - является базовым.

Следует рассмотреть содержание связей в прогностической модели сети. На уровне взаимодействия органы государственной власти - работодатели и вузы представлется главным:

• формирование нормативно-правовой базы федерального законодательства в целевой сфере (регламентация нового типа взаимодействия образовательных учреждений с производственным сектором - разработка моделей и механизмов социального партнерства образовательной сферы с предприятиями и бизнесом);

• оптимизация государственной налоговой политики (снижение налогов для предприятий, поддерживающих образовательные

учреждения, нацеливание предприятий на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров);

• формирование политики развития индустрии на краткосрочную и долгосрочную перспективу (отраслевой и территориальный аспект);

• программы государственной поддержки предприятий приоритетных производственных отраслей;

• формирование перечня профессий, требующихся на региональном рынке труда, прогнозная оценка количества требуемых специалистов;

• формирование профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу;

• корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования.

Взаимодействие на уровне органы государственной власти - студент должно включать усиление «прозрачности» информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений; программы государственной поддержки обучающихся по приоритетным направлениям подготовки; региональные целевые программы по развитию системы профессиональной ориентации.

На уровне органы государственной власти - учреждение профессионального образования должны решаться вопросы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов; программы государственной поддержки преподавателей; усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательноквалификационных услуг; создание единых образовательных стандартов, приведение их в соответствие с международными; разработка стандарта (гарантированного минимума) профориентационных услуг для обучающихся.

На уровне органы государственной власти - общеобразовательное учреждение содержание сетевого взаимодействия включает формирование государственного заказа на подготовку специалистов; муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки учащихся; программы государственной поддержки учителей; обеспечение условий для реализации профориентационной работы со школьниками (формирование нормативно-правовой базы); разработка стандарта (гарантированного минимума) профориентационных услуг для обучающихся.

На уровне работодатели - общеобразовательное учреждение обеспечивается проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок для студентов (учащихся) с целью информирования о ситуации на рынке труда, профессиональной и квалификационной структуре спроса.

Сетевое взаимодействие на уровне работодатели - учреждение профессионального образования обеспечивает проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок для студентов (учащихся) с целью информирования о ситуации на рынке труда и образовательных учреждениях, профессиональной и квалификационной структуре спроса; участие в реализации образовательных программ через организацию практического обучения студентов на базе предприятий; формирование заказа на целевую подготовку обучающихся; финансирование обучения своих сотрудников.

Особые отношения складываются в сети во взаимоотношениях работодатели - студенты: это целевая стипендиальная и грантовая поддержка обучающихся; трудоустройство выпускников; обеспечение условий для возможности получения дополнительной подготовки (сверх основной образовательной программы, по необходимости).

Не менее важны отношения в сети общеобразовательное учреждение - студент: диагностика профессиональной направленности, соответствия профессиографическим требованиям выбранного направления подготовки; реализация образовательного процесса; информирование о ситуации на рынке труда, о профессиональной и квалификационной структуре спроса.

В сетевых отношениях учреждение профессионального образования - студент на первый план выходят: диагностика профессиональной направленности, соответствия профессиографическим требованиям выбранного направления подготовки; реализация образовательного процесса; информирование о ситуации на рынке труда, о профессиональной и квалификационной структуре спроса.

Сетевое взаимодействие в системе общеобразовательное учреждение - учреждение профессионального образования требует единых целевых установок, на основе которых осуществляется: совершенствование содержания и методик традиционных учебных предметов, предполагающих приобщение к профессии; профессиональная деятельность педагогов образовательных учреждений, профессорско-

преподавательского состава учреждений профессионального образования, оказывающих влияние на процесс самоопределения обучающихся.

Акторами сети (вершинами графа) являются органы государственной власти, представители производственного сектора (работодатели), учреждение профессионального образования, образовательное учреждение, студент. Сети отражают взаимодействие акторов - наличие связи реально функционирующего взаимодействия и документально установленные, не реализуемые на практике.

В терминах сетевого анализа данная сеть не является оптимальной с точки зрения использования сетевого капитала - движения сетевых ресурсов, поскольку содержит изолированные акторы, не участвующие в сетевом взаимодействии, кроме того, акторы, связанные пунктирными линиями, также могут быть рассмотрены, так как их взаимодействие носит формальный характер.

Так, например, существующее в настоящее время взаимодействие потенциальных участников формирования системы профессионального самоопределения студента представлено в модели сети контрагентов образовательного пространства явно недостаточно, хотя и представляется эта связь в сетевом взаимодействии одной из наиболее значимых.

На примере исследований на экспериментальной площадке - в филиале ФГБОУ ВПО ТюмГНГУ г. Ялуторовска - рассмотрим сетевое взаимодействие, направленное на совершенствование процесса профессионального самоопределения обучающихся филиала, подготовку высококвалифицированных, компетентных специалистов, способных легко адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Так, исследование мотивации первокурсников, проводимое в филиале на протяжении нескольких последних лет, стабильно выявляет в

V Л V

качестве ведущего прагматический мотив. С одной стороны, это вполне объяснимо. С другой стороны, принцип выбора зачастую один - лишь бы получить профессиональное образование. При этом познавательный мотив занимает 3-4 места и начисто отсутствует мотив честолюбия, стимулирующий стремление к максимальной самореализации.

Результаты анкетирования первокурсников косвенно подтвердили эти данные: около 70 % поступили в филиал с целью получения профессии (специальности). При этом стремление к дальнейшему профессиональному росту проявляют не более 40 % респондентов.

Исследование направленности личности первокурсников говорит о том, что у них преобладает направленность «на себя и общение», прав-ленность «на дело» выше у студентов ВПО, что характеризует их настрой на более активное становление как профессионалов.

Не последнюю роль в успешности процесса самоопределения играют показатели интеллектуального развития. Для всех уровней обучения довольно большой процент составляют обучающиеся с показателями ниже среднего уровня. Это приводит к тому, что значительный процент учебного времени уходит на компенсацию дефектов общеобразовательной подготовки в ущерб совершенствованию профессиональных компетенций.

Кроме того, более трети обучающихся I курса демонстрируют низкий уровень развития коммуникативных и организаторских умений.

Проведенное в начале 2011-2012 уч./г. исследование показателей адаптивности первокурсников выявило, что число дезадаптированных обучающихся НПО составляет более 42 %, СПО - более 20 и ВПО - более 27 %.

Эти данные еще раз подтверждают актуальность поставленной проблемы сетевого взаимодействия всех субъектов образовательной подготовки специалистов в вузе.

Рис. 1. Существующая модель взаимодействия контрагентов образовательного пространства

Сегодня взаимодействие контрагентов образовательного пространства в процессе формирования профессионального самоопределения студента выглядит примерно так (см. рис. 1): власть и органы управления более-менее систематически взаимодействуют с вузами отдельно, с общеобразовательными организациями - отдельно. С представителями бизнеса, работодателями взаимодействие осуществляется выборочно на уровне локальных связей. С абитуриентами, а затем и со студентами у этих структур взаимодействие крайне ограничено.

В отличие от существующей, в разработанной нами прогностической модели взаимодействия контрагентов оборахзовательного пространства (см. рис. 2), все акторы включены в процесс непосредственного взаимодействия, где учтены силы структурной позиции всех акторов в сети.

Взаимодействие контрагентов образовательного пространства в процессе формирования профессионального самоопределения студента в прогностической модели основано на единой для всех, понятной и согласованной цели, определяющей участие каждой структуры в едином образовательном пространстве по подготовке профессиональных кадров для экономики региона.

Рис. 2. Прогностическая модель взаимодействия контрагентов образовательного пространства

Более детально в прогностической модели сети рассмотрим связи, фактором которых является учреждение профессионального образования - в данном случае филиал ФГБОУ ВПО ТюмГНГУ в г. Ялуторовске, иными словами, рассмотрим некую локальную сеть взаимодействий. При этом будем полагать, что все остальные связи в модели сети функционируют в соответствии с форматом их содержания.

Модель построена на принципах SMART и включает: формирование модели сети; направлений и содержания деятельности акторов, участвующих в сетевых отношениях; научно-методической базы, обеспечивающей учебно-воспитательный процесс; выбор индикаторов эффективности процесса профессиональной подготовки обучающихся; анализ полученных результатов [3].

Реализация модели локальной сети, непосредственным актором взаимодействия в которой является учреждение профессионального образования, позволяет получить следующие результаты:

• повысить уровень психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширить границы самовосприятия, побудить потребность самосовершенствования;

• сформировать у школьников чувство индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;

• ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции;

• привлечь к деятельности в рамках реализации мероприятий проекта всех участников образовательного процесса, в том числе родителей учащихся;

• сориентировать выпускников общеобразовательных учреждений в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования;

• сформировать готовность обучающегося к обоснованному выбору профессии, карьеры с учетом индивидуальных способностей и потребностей рынка труда в специалистах;

• повысить качество подготовки будущего специалиста на основе его мотивации на конечный результат.

В заключение следует сделать вывод: реальное построение и функционирование всей сети контрагентов образовательного пространства профессиональной подготовки кадров позволит решить важнейшие социально - экономические проблемы:

- на макроуровне снизится дисбаланс между кадровыми потребностями рынка труда и результатами деятельности системы профессионального образования по уровням и профилю обучения;

- на микроуровне увеличится доля выпускников образовательных учреждений, готовых к эффективной профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Бабосов Е.М. Переход к рынку в зеркале общественного мнения // Социоло-гич. исслед. - 1991. - № 4. - С. 25-34.

2. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф. и др. Динамика ценностей реформируемой России. - М., 1996.

3. Щербина В. В. Попова Е. П. Гибкость и консерватизм организации в условиях рынка // ШСА. Мквю. - 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.