Научная статья на тему 'Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона'

Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13553
2012
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / РИСК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SAFETY / REGION / SOCIAL SAFETY / REGION POTENTIAL / RISK OF THREAT OF ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потокина Светлана Алексеевна, Бочарова Оксана Николаевна, Ланина Ольга Ивановна

В статье определены сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона, которая основывается на четкой и полной классификации угроз экономической системы государства. Степень риска возникновения угрозы экономической безопасности рассматривается на трех уровнях, на каждом из которых степень негативных последствий для экономической системы будет различной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND MECHANISMS OF MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY OF REGION

In article essence and mechanisms of maintenance of economic safety of region which is based on accurate and full classification of threats of economic system of the state are defined. Degree of risk of occurrence of threat of economic safety is considered at three levels, on each of which degree of negative consequences for economic system will be various

Текст научной работы на тему «Сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона»

СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

С. А. ПОТОКИНА, О. Н. БОЧАРОВА, О. И. ЛАНИНА

В статье определены сущность и механизмы обеспечения экономической безопасности региона, которая основывается на четкой и полной классификации угроз экономической системы государства. Степень риска возникновения угрозы экономической безопасности рассматривается на трех уровнях, на каждом из которых степень негативных последствий для экономической системы будет различной.

Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, социальная безопасность, потенциал региона, риск угрозы экономической безопасности.

Экономическая безопасность региона - такое состояние экономики и институтов государственной власти, при котором обеспечиваются стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, создается потенциал, обеспечивающий конкурентоспособность региональной экономики, гарантированную защиту экономических интересов региона и населения, проживающего в нем, от внутренних и внешних деструктивных воздействий.

Основной проблемой в обеспечении экономической безопасности на региональном уровне является разнородность научно-технического и инновационного потенциалов регионов, климатические различия [3]. Результатом этих диспропорций развития является критическое значение такого важного показателя экономической безопасности, как дифференциация субъектов РФ по уровню жизни и многих других региональных показателей. При этом региональная экономическая безопасность предполагает развитие экономики региона, прежде всего, на основе эндогенных факторов развития. Речь идет практически о саморазвитии региона. Экономическая безопасность распространяется на все сферы и отрасли экономической деятельности, на все внутренние и внешние рынки [5; 8]. Объектами экономической безопасности региона выступает все, расположенное на его территории, относящееся к экономике региона.

Применительно к территориальному образованию экономическая безопасность представлена по видам. Базовым элементом безопасности региона является социальная безопасность, которая подразделяется на демографическую безопас-

ность, безопасность рынка труда. Экономическая и социальная виды безопасности находятся в тесной взаимосвязи и предполагают формирование своеобразной инфраструктуры в виде сферы правопорядка.

Обобщение теоретических и методологических основ экономической безопасности позволяет предложить такое понятие, как «региональная система обеспечения экономической безопасности», представляющая собой комплекс условий и факторов, институтов и механизмов, направленных на защиту экономических интересов региона, улучшение сферы жизнедеятельности населения.

Механизм обеспечения экономической безопасности региона представим в виде системы элементов, управленческих отношений между ними и организационно-экономических инструментов, а также мер по предотвращению, нейтрализации и устранению угроз, включая экономическую преступность (рис. 1).

Следовательно, экономическая безопасность региона - это состояние экономики, при котором обеспечивается стабильное развитие экономики территории. Основной проблемой в обеспечении экономической безопасности является разнородность потенциалов регионов [2].

Базовым элементом безопасности региона является социальная безопасность.

Механизм обеспечения экономической безопасности основывается на четкой и полной классификации угроз экономической системы государства. Отсутствие четкой классификации угроз экономической безопасности приводит к отсутствию четких ориентиров при выявлении и нейтрализации данных угроз [6].

I

Объекты экономической безопасности:

- реальный сектор экономики;

- финансовый сектор, включая бюджетноналоговую и кредитно-финансовые сферы, страхование, финансовые рынки;

- внешнеторговый сектор;

- сектор домашних хозяйств, потребительских рынков и торговли;

- институты государственного управления и др.

Субъекты обеспечения экономической безопасности:

органы исполнительной и законодательной власти региона и др.

Определение порядка взаимодействия субъектов обеспечения экономической безопасности

Организационно-экономические инструменты обеспечения экономической безопасности

I

I

Мониторинг и Прогнозирование Меры по Экспертиза

анализ факторов, социально- предотвращению принимаемых

определяющих экономического угроз решений по

внутренние и развития региона экономической финансовым и

внешние угро зы с учетом безопасности по хозяйственным

экономической факторов и всем сферам и вопросам

безопасности для ► процессов, ► отраслям ►

региона угр ожающих его экономической безопасности экономики

Определение методов мониторинга и прогнозирования экономической безопасности региона

Выявление отклонений фактических или прогнозируемых параметров от пороговых значений экономической безопасности

Оценка состояния экономической безопасности региона

Создание нормативно-правовой базы, разработка общих положений концепции экономической безопасности региона

Формирование задач по обеспечению безопасности для управления разных уровней

Реализация программных мероприятий, в том числе по противодействию экономической преступности в регионе

Контроль над реализацией

Необходимость разграничение угроз экономической безопасности не только по видам, но и по степени риска возникновения отдельного вида угрозы экономической безопасности.

Степень риска возникновения угрозы экономической безопасности рассматривается на трех

уровнях, на каждом из которых степень негативных последствий для экономической системы будет различной. С учетом этого предлагается отразить уровни или степени риска возникновения угрозы экономической безопасности следующим образом (рис. 2):

Рис. 2. Уровни риска возникновения угрозы экономической безопасности

Риск возникновения угрозы экономической безопасности первого уровня - уровень, при котором риск наступления угрозы экономической безопасности максимален (угроза наступила или вероятность ее возникновения равна 90 % и более). При достижении угрозы данного уровня начинаются деструктивные изменения в экономической системе и как следствие ее разрушение. Экономическая система государства переходит в режим кризисного функционирования (РКФ).

Риск возникновения угрозы экономической безопасности второго уровня - уровень, при котором риск наступления угрозы экономической безопасности находится на относительно безопасном уровне (угроза экономической безопасности потенциально возможна или вероятность ее возникновения равна 50 % и более). При достижении угрозы экономической безопасности данного уровня возникает опасность деструктивных изменений в экономической системе. Экономическая система государства переходит в режим

предкризисного функционирования (РПФ) [1].

Риск возникновенияугрозы экономической безопасности третьего уровня- уровень, при котором риск наступления угрозы экономической безопасности находится на минимальном уровне (угрозы экономической безопасности нет, или вероятность ее возникновения равна 0 %). Экономическая система функционирует в режиме оптимального функционирования (РОФ) согласно параметрам заданного режима.

Основания классификации угроз экономической безопасности в данной статье представлены следующим образом (табл. 1):

Классифицируются угрозы экономической безопасности на основе единых Общероссийских статистических классификаторов: Классификатора институциональных единиц секторов экономики (КИЕС); Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД); Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС); Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) [5].

Таблица 1

Признаки классификации угроз экономической безопасности

Классификационные признаки угроз экономической безопасности Факторы угроз экономической безопасности

По источникам угрозы Внутренние Внешние

По сфере распространения Международные: - глобальные - региональные Национальные: - государственные - общественные - региональные - частные - фирмы (предприятия) - личности

По сфере человеческой деятельности Экономические Политические Правовые Социальные Экологические Информационные и т. д.

По отношению к человеческой деятельности Объективные Субъективные

По возможности измерения влияния Измеряемые Не измеряемые

По вероятности реализации Реальные Потенциальные

По составу Простые Сложные

По степени риска Первого уровня Второго уровня Третьего уровня

По времени действия Постоянные Изменяющиеся

По характеру воздействия Активные Пассивные

По степени негативных последствий Предельные Значительные Незначительные

Классификация угроз экономической безопасности по институциональным единицам секторов экономики в работе представлена следующим образом (рис. 3).

Классификация угроз экономической безопасности на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности в работе представлена следующим образом (рис. 4).

Ссылка на разделы ОКВЭД необходимы с целью кодировки угроз экономической безопасности по видам экономической деятельности. При этом необходимо учитывать, что каждый раздел имеет подраздел и деление может быть неокончательным. Каждый подраздел будет являться одним из факторов, определяющих величину результативного показателя пороговых значений угроз экономической безопасности, исходящих или порождаемых определенным видом экономи-

ческой деятельности [7].

Значение представленной классификации угроз экономической безопасности на основе КИЕС и ОКВЭД заключается в том, что ее применение позволяет определить:

- степень влияния или воздействия отдельного вида экономической деятельности на экономическую систему государства, ее качественные и количественные характеристики;

- уровень взаимозависимости отдельных видов экономической деятельности друг от друга и степень их общего влияния на экономическую систему государства;

- вид и уровень риска угрозы экономической безопасности, исходящий от определенного вида экономической деятельности, для экономической системы государства;

- долю отдельного вида экономической деятельности среди других экономических видов де-

ятельности, а также ее вклад в развитие экономической системы государства.

Классификация угроз экономической безопасности по сфере распространения на формы собственности в статье представлена следующим

образом (рис. 5):

Классификация угроз экономической безопасности по сфере распространения на организационно-правовые формы в работе представлена следующим образом (рис. 6):

Экономики в целом

- Нефинансовых корпораций

- Государственн^гх нефинансовых корпораций

- Национальных частных нефинансовых корпораций

- Нефинансовых корпораций под иностранным контролем

Угроза экономической безопасности институциональных единиц секторов экономики

Финансовых корпораций

- Банка России

- Других депозитных корпораций:

а) Государственных депозитных корпораций

б) Национальных частных депозитных корпораций

в) Депозитных корпораций под иностранным контролем

- Других финансовых посредников (кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов):

а) Государственных

б) Национальных частных;

в) Под иностранным контролем

- Вспомогательных финансовых организаций

- Страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов:

а) Государственных страховых корпораций

б) Национальных частных страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов

в) Страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов под иностранным контролем

Государственного управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Федеральных органов государственной власти и управления

- Органов государственной власти и управления субъектов

—1 • Федерации

- Органов местного самоуправления

- Фондов государственного социального обеспечения

Остального мира

- Содружества независимых государств

- Стран дальнего зарубежья

Угроза экономической безопасности по видам экономической деятельности

К

1/

Раздел А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Раздел В. Рыболовство, рыбоводство Раздел С. Добыча полезных ископаемых

Подраздел СА. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых Подраздел СВ. Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических Раздел D. Обрабатывающее производство

Подраздел DA. Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак

Подраздел DB. Текстильное и швейное производство

Подраздел DC. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

Подраздел DD. Обработка древесины и производство изделий из дерева

Подраздел DE. Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая

деятельность

Подраздел DF. Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов Подраздел DG. Химическое производство

Подраздел DH. Производство резиновых и пластмассовых изделий Подраздел DI. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Подраздел DJ. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

Подраздел DK. Производство машин и оборудования

Подраздел DL. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

Подраздел DM. Производство транспортных средств и оборудования Подраздел DN. Прочее производство

Раздел Е. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Раздел F. Строительство

Раздел G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Раздел Н. Гостиницы и рестораны Раздел I. Транспорт и связь Раздел J. Финансовая деятельность

Раздел К. Операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставление услуг Раздел L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение Раздел М. Образование

Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Раздел О. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Раздел Р. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

Раздел Q. Деятельность экстерриториальных организаций

Рис. 4. Классификация угроз экономической безопасности по видам экономической деятельности

Отдельно выделяются угрозы экономической безопасности собирательной группы. Основанием для выделения данных видов угроз является их актуальность на современном этапе развития экономической системы государства, степень риска возникновения данных видов угроз оценивается как высокая. С учетом этого, данные виды угроз требуют тщательного изучения органами, обеспечивающими экономическую безопасность, с целью оперативного создания механизма их противодействия и нейтрализации.

В собирательную группу угроз экономической безопасности включаются:

- угрозы энергетической безопасности;

- угрозы демографической безопасности;

- угрозы социально культурной безопасности;

- угрозы информационной безопасности;

- угрозы военно-промышленного комплекса и военной безопасности;

- угрозы безопасности промышленности и научно технической сферы;

- угрозы политической безопасности;

- угрозы продовольственной безопасности;

- угрозы финансовой безопасности;

- теневая экономика как угроза экономической безопасности;

- глобализация как угроза национальной экономической безопасности;

- коррупция как угроза экономической безопасности.

Необходимо обратить внимание на то, что угрозы экономической безопасности, объединенные в собирательную группу, могут входить в предлагаемые автором классификационные группы, осно-

ванные на КИЕС, ОКОПФ, ОКФС, ОКВЭД. Отличительной чертой данной группы угроз экономической безопасности является то, что они уже возникли или риск их возникновения достаточно высокий, что требует незамедлительного вмешательства со стороны уполномоченных государственных органов по их предотвращению и нейтрализации [7].

Кризисные ситуации являются главным источником угроз экономической безопасности регионов, которые делают уязвимой национальную безопасность страны. К основным внутренним угрозам, оказывающим негативное влияние на уровень экономической безопасности Тамбовской области, относятся:

- импорт продовольствия составляет 35 %, что совершенно недопустимо с точки зрения продовольственной безопасности Тамбовской области;

- недостаточные структурные сдвиги в экономике (пороговое значение доли обрабатывающей промышленности составляет 60 %, в Тамбовской области - 12-13 %, а доля машиностроения и того меньше - 4,7 %);

- монополизация народного хозяйства, распространенная в регионах минерально-сырьевой ориентации;

- усиление имущественного расслоения населения.

Угрозы

экономической

безопасности

форм

собственности

к

У

- Российской собственности

- Государственной собственности

- Федеральной собственности

- Собственности субъектов Российской Федерации

- Муниципальной собственности

- Частной собственности

- Собственности российских граждан, постоянно проживающих за границей

- Собственности потребительской кооперации

- Собственности общественных и религиозных организаций (объединений)

- Собственности благотворительных организаций

- Собственности политических общественных объединений

- Собственности профессиональных союзов

- Собственности общественных объединений

- Собственности религиозных объединений

- Смешанной российской собственности

- Иностранной собственности

- Собственности международных организаций

- Собственности иностранных государств

- Собственности иностранных юридических лиц

- Собственности иностранных граждан и лиц без гражданства

- Смешанной иностранной собственности

- Совместной Российской и иностранкой собственности

- Совместной федеральной и иностранной собственности

- Совместной собственности субъектов Российской Федерации и иностранной собственности

- Совместной муниципальной и иностранной собственности

- Совместной частной и иностранной собственности

- Совместной собственности общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранной собственности

- Смешанной Российской собственности с долей государственной собственности

- Смешанной российской собственности с долей федеральной собственности

- Смешанной российской собственности с долей собственности субъектов Российской Федерации

- Смешанной российской собственности с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации

- Иной смешанной российской собственности

Угрозы экономической безопасности оргавнзацнонно-правовых форм

У

Юридических лиц, являющихся коммерческими

Хозяйственных товариществ и обществ Полных товариществ Товариществ на вере

Обществ с ограниченной ответственностью Обществ с дополнительной ответственностью Акционерных обществ Открытых акционерных обществ Закрытых акционерных обществ Производственны?; кооперативов Крестьянских (фермерских)хозяйств У янтарных пр едприятий

Унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения Унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления Дочерних унитарных предфиягий Юрпдпческш; лиц являющихся не коммерческими Потребительских кооперативов

Общественных и религиозных организаций (объединения)

Общественных движений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фондов

Учреждений

Г осударственных корпораций Органов общественной самодеятельности Некоммерческих партнерств Автономных некоммерческих организаций Объединений юридических лиц (ассоциации и союзы)

Ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств Территориальных общественных самоуправлений Товариществ собственников жилья

Садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ

Прочих некоммерческих организаций Организаций без права юридическоголица Паевых инвестиционных бондов Простых товариществ Представительств и филиалов

Индивидуальных предпринимать ей неюрндических лица

Рис.6. Классификация угроз экономической безопасности организационно-правовых форм [4]

Что касается внешних угроз - это, прежде всего, конъюнктурные изменения на мировом рынке, уровень цен в регионах, из которых осуществляется импорт тех или иных товаров для населения области [5].

Экономическую безопасность на региональном уровне необходимо трактовать как совокупность текущего состояния экономики и общества, при котором на основе эффективного управления обеспечивается устойчивый экономический рост, достойный уровень жизни населения региона и возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, не создаются угрозы для других регионов и государства в целом. Исходя из того,

что экономическая безопасность региона обеспечивается путем выявления и предотвращения действия внешних и внутренних угроз в различных сферах жизни региона, следует выделять следующие составляющие (аспекты) экономической безопасности: производственная, финансовая, социально-демографическая реструктуризация регионального рынка труда; общественная, энергетическая, информационная, продовольственная, научно-технологическая, экологическая, безопасности, безопасность инфраструктуры и другие комплексные виды безопасности [2].

Необходимо сформировать региональную систему управления экономической безопасностью,

обладающую высокой адаптационной мобильностью. На основе осуществления планомерной диагностики состояния экономической безопасности региона, своевременного выявления факторов дестабилизации, прогнозирования возможных проблем, выявления перспективных резервов социально-экономического развития должен осуществляться поиск и выбор альтернативных мер и механизмов обеспечения экономической безопасности. При этом происходит реализация стратегии обеспечения экономической безопасности, направленной на недопущение перерастания факторов дестабилизации в угрозы экономической безопасности региона [6].

Эффективное функционирование системы управления требует своевременного обеспечения региональных органов управления объективной и достоверной информацией, что обуславливает необходимость создания информационно-аналитического центра при администрации области. Основной целью создания данного центра является повышение эффективности сбора, обработки и распределения данных о состоянии различных объектов на территории региона в интересах информационной поддержки органов региональной власти и местного самоуправления при решении задач управления социально-экономическими процессами, в том числе задач обеспечения экономической безопасности региона.

Для обеспечения принятия действенных управленческих решений в процессе управления экономической безопасностью на уровне региона необходимо проведение постоянного мониторинга состояния экономической безопасности области.

Литература

1. Аксенов И. А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности // Юрист. 1999. № 10.

2. Аликперов И. М. Социально-экономические основы экономической безопасности // Вестник института цивилизации. 2000. № 1.

3. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: учеб.-практ. пособие / отв. ред. Г. А. Александров. М., 2002.

4. Бочарова О. Н., Потокина С. А., Ланина О. И. Управление социально-экономической системой региона в контексте современной модернизации экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.

5. Мамонтов В. Д., Кожевникова Т. М. Институциональная составляющая модернизации аграрной сферы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.

6. Рябых В. Н., Гладышев А. Б. Формирование и защита национально-государственных интересов России на международной арене в условиях глобализации мировой экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.

7. Саяпин А. В. Инвестиционный климат как проявление экономической безопасности региона// Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. №3-4.

* * *

ESSENCE AND MECHANISMS OF MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY OF REGION

S. A. Potokina, O. N. Bocharova, O. I. Lanina

In article essence and mechanisms of maintenance of economic safety of region which is based on accurate and full classification of threats of economic system of the state are defined. Degree of risk of occurrence of threat of economic safety is considered at three levels, on each of which degree of negative consequences for economic system will be various.

Key words: economic safety, region, social safety, region potential, risk of threat of economic safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.