Научная статья на тему 'Сущность и классификационный состав интеллектуального потенциала'

Сущность и классификационный состав интеллектуального потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1295
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапаев Сергей Петрович, Есенбаева Асима Амангалиевна

В статье рассмотрены понятие и сущность интеллектуального потенциала, его виды и роль в развитии общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и классификационный состав интеллектуального потенциала»

Лапаев С.П., Есенбаева А.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: nek@mail.osu.ru

СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ СОСТАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

В статье рассмотрены понятие и сущность интеллектуального потенциала, его виды и роль в развитии общества

Ключевые слова: интеллект, интеллектуальный потенциал, образовательный потенциал, научный и культурный.

Современное общество живет в такое время, которое характеризуется колоссальным увеличением объемом интеллектуального труда во всех сферах деятельности. Наибольшего роста объемов интеллектуального труда наблюдается в финансово-банковской сфере, торговле и промышленности.

Под интеллектуальным трудом понимается умственный процесс, который осуществляется при помощи способностей, ресурсов усилий человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Отсюда следует, что результатом интеллектуального труда являются нематериальные объекты, т. е. информация. Поэтому в процессах интеллектуального труда важную роль играют обучение, уровень и качество образования людей, квалификация, их природные и приобретенные способности.

Внедрение высоких информационных и интеллектуальных технологий изменило характер труда человека, превратив его в интеллектуальный творческий труд. Творческий труд -это более совершенный вид деятельности. Именно интеллектуальный творческий труд поможет трансформировать нашу экономику в постиндустриальную. Интеллектуальный творческий труд связан со стремлением к самореализации, развитию своих внутренних возможностей, умножению знаний и умений. Иными словами творчество - это деятельность человека, воспринимающаяся им как порождаемая внутренним стремлением к самореализации и предполагающая данную самореализацию в качестве основной цели.

Сущность интеллектуального творческого труда состоит в выдвижении новых идей, гипотез. Таким образом, работники интеллектуального труда способны генерировать новое знание. Люди - носители знаний и информации, стано-

вятся для информационной экономики «всеобщим ресурсом, как земля - ресурс для сельского хозяйства, а энергия - для промышленности.

Поэтому в инновационной экономике стоит задача развить в работнике новаторские способности, стать более изобретательным и инициативным, т. е. творческим. И это будет возможным в том случае, если перед высшей школой будет стоять задача «научить учиться», т. е. получение конкретным индивидом образования, так как обучение дает квалификацию, а образование - систему знаний, которая поможет облегчить поиск и усвоение новых знаний.

Интеллектуальный потенциал - это сложное понятие, которое тяжело поддается определению и, тем более, оценке. Сложность состоит в том, что данное понятие само по себе подразумевает наличие двух составляющих - выявленной и не выявленной (скрытой) частей и охватывает широкий спектр абстрактных понятий, таких как знания (теоретические, прикладные, экспериментальные), способности (умственные, творческие), интуиция, а также динамично изменяется во времени под влиянием многих факторов.

До недавнего времени под интеллектуальным потенциалом понималась лишь интеллектуальная собственность, которая включала в себя патенты, авторские права, товарные знаки и ноу-хау. Далее в процессе изучения многие исследователи стали рассматривать интеллектуальный потенциал как совокупность интеллектуальной собственности и знаний работников.

По мнению российских ученых, интеллектуальный потенциал это:

- характеристика интеллектуальной сферы страны или региона и источник новых знаний, идей, информации, способствующих повышению конкурентоспособности экономики и уровня жизни населения;

- способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т. п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере;

- мера эффективности инновационной экономики, выражающаяся в ее способности к реализации интеллектуальных возможностей человека и общества в целях социально-экономического развития; [1]

- способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т. п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере.

С.И. Вовканич, представитель львовской научной школы, трактует данное понятие как возможность накапливать, создавать и использовать новые знания, проекты, идеи, модели и другую семантическую информацию (научнотехническую, экономическую, правовую и т. д.), которая может стать интеллектуальной собственностью региона, способствовать его прогрессивной и международной интеграции как полноправного партнера.

По мнению В. Петренко, интеллектуальный потенциал - это прогнозируемая интегральная способность личности или группы лиц (персонала организации, предприятия, населения, региона, страны, нации, человечества) к созданию новых духовных и материальных ценностей [5].

Т. Стюарт под интеллектуальным потенциалом подразумевает сумму знаний всех работников компании, обеспечивающую ее конкурентоспособность, не учитывая при этом организационные процессы управления этими знаниями.

A.Л. Гапоненко и Т.М. Орлова рассматривают интеллектуальный потенциал как стратегический потенциал, охарактеризовав только внешнюю составляющую интеллектуального потенциала.

B.Г. Зинов и К.В. Сафарян изучают его как базовую характеристику стоимости бизнеса, определяя интеллектуальный потенциал как нематериальные активы.

К.М. Рахлин и О.Ю. Серова предложили выделить в структуре интеллектуального потенциала две составляющие: творческий потенциал и профессионально-квалификационный потенциал, не учитывая при этом внешнюю составляющую - рыночный потенциал, влияю-

щий на конкурентоспособность страны на мировом рынке [1].

Отсюда следует, что понятие интеллектуальный потенциал можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле интеллектуальный потенциал - это возможность системы воспроизводить и реализовывать научно- технические новшества в сфере материального производства, которые будут использованы.

Интеллектуальный потенциал в широком смысле - совокупность способностей государства, региона, коллектива, человека создавать уникальные достижения в области науки, техники и в духовно-нравственной сфере.

В международной практике под интеллектуальным потенциалом понимается интегральный показатель, измеряющий влияние знаний на уровень материального благосостояния людей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что интеллектуальный потенциал - система выявленных, развивающихся и возможных знаний и способностей человека, коллектива, отдельного взятого народа или нации в целом (рисунок 1).

Как видим из рисунка 1, интеллектуальный потенциал состоит из двух частей - реализованный и нереализованный. При этом нереализованный потенциал имеет ту же структуру, что и реализованный. В данном рисунке выявленные знания и способности есть реализованный потенциал, возможные - нереализованный, а развивающиеся знания и способности занимают промежуточное место - с одной стороны, их можно отнести к реализованному потенциалу, так как развитие подразумевает частичную реализацию, а с другой стороны, - к нереализованному потенциалу, так как развитие их есть процесс, не достигший своего окончания.

Для того, чтобы интеллектуальный потенциал развивался, необходим переход возможных знаний и способностей - в развивающиеся, а развивающихся - в выявленный, т. е. преобразование нереализованного потенциала в реализованный и формирование нового нереализованного потенциала.

На фоне многообразия существующих толкований представляет практический интерес определение интеллектуального потенциала региона как системной совокупности образовательного, научного, инновационного и культурного по-

тенциалов, исторически обусловленных экономическими, социальными, политическими, культурными и т. д. факторами развития региона.

Данный подход позволяет выделить сферы и субъектов жизнедеятельности региона (рис. 2), которые участвуют в воспроизводстве его интеллектуального потенциала и конкретизировать основные направления управления данным процессом.

Все элементы интеллектуального потенциала взаимодействуют между собой. Рост каждой из его составляющих способствуют развитию и росту других.

В основе интеллектуального потенциала региона находится интеллектуальный потенциал его населения. Сегодня прогресс в производстве, технике, бытовых условиях, в интеллектуальной деятельности определяется не только уровнем развития науки и ее воплощением в технических устройствах, но также уровнем овладения научно-техническими знаниями и умениями всего населения.

Основой социального, духовного, экономического, культурного развития общества и государства является образование. На современном этапе образование становится основным факто-

Рисунок 1. Определение понятия «интеллектуальный потенциал»

Рисунок 2. Структура интеллектуального потенциала региона

ром развития экономики знаний, повышения уровня развития науки и техники. Именно поэтому в качестве важнейшей оставляющей интеллектуальный потенциал региона включает в себя образовательный потенциал, который участвует в создании и использовании знаний, а также показывает уровень образования населения и уровень развития системы образования в целом [3].

Образование - фундаментальный фактор развития экономики, которая основана на знаниях. Хорошо образованные и умелые люди -это ключ к созданию, распространению и эффективному использованию знаний. Благодаря образованию человек получает не только специализированные (научные) знания, но и повседневные (будничные), что способствует социализации личности. Как следует из анализа опыта работы наиболее успешных западных университетов, вузы должны стать современными научно-образовательными центрами предпринимательского типа, открытыми внешнему сообществу, способными осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов на основе интеграции образовательной деятельности с фундаментальными и прикладными исследованиями. Они должны удовлетворять потребности, как социума, так и образовательные потребности каждого человека на актуальном для него уровне.

На сегодняшний день существует несколько способов получения и передачи знаний. Первый способ - традиционный т. е. источником знаний является практика, наглядность, слово и книга. Второй способ заключается в приобретении знаний, формировании умений и навыков, применении знаний, творческой деятельности, закреплении проверки знаний, умений и навыков. Третий способ формирования новых знаний - познавательная деятельность. В данном способе применяются следующие методы:

- информационно- рецептивный (знания предлагаются в готовом виде, управляющая деятельность ограничивается организацией восприятия знаний);

- репродуктивный (знания предлагаются в готовом виде, управляющая деятельность направлена на правильное воспроизведение знаний);

- частично-поисковый (знания нужно добывать самому, учитель управляет поиском новых знаний с помощью разнообразных средств);

- исследовательский (знания добываются в процессе разрешения проблемы, управление

направлено на решение проблемных задач). Данный метод предусматривает творческое усвоение знаний.

Существуют различные формы получения и передачи знаний, как в системе образования, так и в сфере научного обслуживания и инновационной инфраструктуре: индивидуально-групповое, взаимное, дифференцированное, кружки, практикум, самостоятельные работы, семинары, конференции, факультативы, экскурсии.

Важным фактором развития интеллектуального потенциала является культурный потенциал, под которым понимают способность соответствовать запросам общества в целях повышения его духовного уровня. Культурный потенциал понимается как качественно-количественная характеристика нравственного состояния общества, обшей и профессиональной образованности.

Культурный потенциал - деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества. Результатом этой деятельности являются новые идеи, знания, духовные ценности, которые называются духовной культурой. Отсюда вытекает, что культурное наследие имеет фундаментальное значение и составляет основу духовного и интеллектуального потенциала региона.

Таким образом, духовная культура - продукт интеллектуального потенциала, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность.

Научный потенциал - совокупность наличных ресурсов, которыми располагает страна для научных открытий, изобретений и технических новшеств, а также для решения национальных и межнациональных проблем, выдвигаемых наукой и ее приложениями [8].

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI - XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.

В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь

понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», неразделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.

Для возникновения науки в XVI-XVII вв., кроме общественно - экономических, социальных условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому-то первыми возникают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они в своей совокупности и образуют «первоначальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отличие от философии. Отныне основной задачей познания стало изучение на основе реальных фактов самой природы, объективной действительности.

Таким образом, наука это область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира.

Так же важной составляющей интеллектуального потенциала региона является инновационный потенциал. Инновационный потенциал включает в себя преобразованные научные знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, он является качественной характеристикой национальной инновационной системы [7].

Роль интеллектуального потенциала в обществе становится все более значительной. Его значение важно для человека, общества и всей страны. Интеллектуальный потенциал дает возможность заниматься определенной деятельностью только в том случае, если человек обладает соответствующими способностями и знаниями. В понятие интеллектуального потенциала включается не только мыслительный процесс, но и весь индивидуальный мир человека: логические способности, образовательный уровень, языковые способности, общая культура, нравственный потенциал и воля.

09.11.2011

Список литературы:

1. Аньшин, В.М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учебное пособие / В.М. Аньшин, В.А. Дагаев. - М.: Дело, 2006. - 584 с.

2. Иноземцев, В.Л. К теории постэкономической общественной формации. - М.: Таурус, Век, 1995. - С. 220.

3. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mon.gov.ru.

4. Кадровик. Кадровый менеджмент. - №4. - 2009. - С. 32.

5. Киршин И.А., Вашурина Е.В., Овчинников М.Н. Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/ v13_i3/pdf/12r.pdf

6. Леонтьев, Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе / Б.Б. Леонтьев. - М.: Издательский центр «Акционер».

7. Сафарова, Л. Проблемы определения и оценки инновационного потенциала региона // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - №3. - 2010. - С. 175-1176.

8. Цвылев, Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. - М.: Наука, 1996. - С. 15.

Сведения об авторах:

Лапаев Сергей Петрович, доцент кафедры национальной экономики Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6404, тел. (3532) 372447, e-mail: nek@mail.osu.ru Есенбаева Асима Амангалиевна, соискатель кафедры национальной экономики Оренбургского государственного университета

UDC 005.336.4

Lapaev S.P., Esenbaeva A.A.

Orenburg state university E-mail: nek@mail.osu.ru

ESSENCE AND CLASSIFICATION STRUCTURE OF THE MENTAL POTENTIAL

In article the concept and essence of a mental potential, its kinds and a role of society development are considered.

Key words: intelligence, a mental potential, educational potential, scientific and cultural.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.