УДК 316.46
АНАНЧЕНКО Марина Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Поморского университета. Автор более 20 научных публикаций, в т. ч. двух монографий (в со-авт.)
СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ЛИДЕРСТВА
Лидерство, руководство, администрирование, менеджмент, власть, субъектно-субъектные отношения, лидерский габитус
Феномен лидерства с древности притягивал к себе внимание исследователей, пытавшихся обосновать роль выдающейся личности, политического деятеля в истории. Определений лидерства в современной социально-психологической, социологической литературе, в монографиях и пособиях по менеджменту достаточно много: их «примерно столько, сколько и людей, пытающихся дать это определение»1. Ряд авторов фактически отождествляет лидерство с руководством, другие, подчеркивая отличия, делают акцент на значении этого феномена для личности, организации и общества. С позиций атрибутивных теорий, лидерство - только власть, которую одни индивиды имеют над другими. Харизматическое лидерство объясняется как влияние посредством экстраординарных способностей. Согласно трансакционным концепциям, лидерство - это прояснение целей, ролей и мотивирование последователей, трансформационные теории описывают его
как обеспечение индивидуальной значительности, интеллектуальное стимулирование и владение харизмой2.
Обозначив и охарактеризовав различные подходы к пониманию природы лидерства, выделим его основные признаки, а через них -сущность лидерства, которую можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, это выделение основных, сущностных черт феномена и его определение. Во-вторых, это анализ природы, т.е. источников лидерства. В-третьих, лидерство можно и нужно изучать через родственные, большие или меньшие по объему понятия, в сравнении с которыми или через которые предпринимаются попытки его объяснения. Среди этих связанных с лидерством понятий - управление, руководство, администрирование, менеджмент, власть, влияние.
На формирование личности любого индивида, и лидер здесь не исключение, влияет целый ряд факторов. В зависимости от того,
какая роль отводится каждому из них как источнику лидерского потенциала, можно выделить несколько подходов к природе лидерства: биологический, или физикалистский, со-циобиологический, психологический, социально-психологический, социологический, философский. В чистом виде вышеобозначен-ные подходы к пониманию сущности лидерства, как правило, не существуют: многие авторы находятся под влиянием нескольких теорий, концепций, да и сами подходы испытывают влияние друг друга.
С позиций биологического и социобиоло-гического подходов природу лидерства определяют наследственность, доминантность, стремление к власти. Борьба за выживание рассматривается как закон природы, а стремление к лидерству - как желание опередить других, быть над ними3. Американские психологи Дж. Маклай и Х. Найп, условно разделяя человеческое сообщество на три типа людей - высоко-, средне- и низкодоминантных, подчеркивают биологическое происхождение личного влияния и магнетизма4. Действительно, наследственность имела значение в кастовом и сословном обществе: по наследству передавались права и обязанности. Утверждение Конфуция о том, что «господин должен быть господином, а слуга - слугой», устраивало прежде всего имеющих власть, собственность, привилегии. Сегодня доступ на верхние этажи пирамиды социально стратифицированного общества не закрыт. Во всяком случае, наследственность не является единственным ключом к движению вверх. В современных исследованиях нам не удалось обнаружить определений лидерства, связывающих его происхождение с наследственностью.
В то же время лидерство иногда определяется как отношения власти, доминирования
и подчинения5. Как соотносятся доминантность и лидерство? В понятии доминантности заключается биологическое содержание; это превосходство посредством силы, размера как физических величин. Лидерство оказывается доминированием в группе индивида, от рождения имеющего особые анато-мо-физиологические характеристики, предрасположенности. Однако далеко не каждый доминантный индивид в современном обществе является лидером, хотя и имеет биологические предпосылки к этому. Сегодня одной доминантности мало, чтобы лидировать: необходимы особые психологические качества, знание психологии людей, теории и практики общения, нужна цель, которой можно увлечь. Даже лидерская одаренность, существование которой отмечают биографы выдающихся политических деятелей6, может проявиться только в соответствующих социальных условиях. Возможно, дальнейшие исследования в генетике позволят выделить «гены лидерства». Однако весь опыт развития человечества и человеческих общностей показывает, что биологически сильные индивиды не являются повсеместно лидерами.
Стремление к власти, понимаемое в ряде концепций как базовая потребность человека, также не является гарантией занятия лидерских позиций. Напротив, исследователями лидерства отмечается тенденция отказа потенциальных лидеров от занятия лидерских позиций7. Рассмотрение лидерства через призму феномена власти, безусловно, имеет объяснение. Психологи изучают условия подражания и влияния первичной группы, социологи - причины ролевой дифференциации, политологи заняты вопросами организации власти, философы - поиском ее оснований. Интерес к понятию «власть», на взгляд Курта Бака8, объясняется достаточно просто: ис-
следователи хотят знать, как получается, что один человек делает то, что хочет другой, почему одним нравится побуждать к действию, а другие предпочитают, чтобы их побуждали.
Психологи полагают, что лидера отличают особые психологические качества, знания (психологии человека, теории и практики общения и др.). «Лидерство - процесс социально-психологической самоорганизации и самоуправления общением и деятельностью членов малой группы, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно, на основе восприятия, подражания, эмпатии, понимания и др.»9. В этом определении, данном отечественными исследователями, подчеркиваются следующие признаки лидерства: стихийность, неформальность, социально-психологический характер, проявление в условиях малой группы. Лидеры мотивируют и объединяют в движении к общей цели10. М. Стэкхаус объясняет феномен через такие лидерские черты, как предвидение, оптимизм, энтузиазм, любовь, справедливость, живость, страсть, одержимость, последовательность, применение символов, внимание к окружающим. «Лидерство может быть представлено на всех уровнях организации. Оно зависит от миллиона мелочей, сделанных с одержимостью, последовательностью и заботой, но эти мелочи окажутся ничего не значащими, если не будет справедливости, предвидения и твердых убежде-ний»11.
Лидерство, таким образом, понимается как проявление личностных черт, позволяющих одному индивиду оказывать большее воздействие на других, чем те оказывают на него, как умение убеждать и побуждать к действиям. Это «комплексный образец конгениальности и эффективности» (Лассуэлл, 1948)12, «проявление межличностного влия-
ния» (Л. Понди)13, «процесс влияния на других в принятии решений» (Дж. Лоусон, Л. Гриффин, Ф. Донант)14, «на деятельность индивида или группы в их усилиях по достижению цели» (П. Херси, К. Бланшар)15. Исследователи подчеркивают эмоциональную зрелость лидера и готовность руководить, вести за собой (М. Бэлбин и др.)16; отмечают особые действия и поведение, выделяющие лидера среди остальных членов коллектива. «Лидерство - процесс убеждения или пример, посредством которого человек или лидерская команда побуждает группу к достижению цели, установленной лидером или разделяемой как лидером, так и последователями» (Дж. Гарднер)17.
Обычно в определениях лидерства имеют в виду конкретный тип людей, оказывающих влияние на других, но забывают о широком контексте и символическом значении. Лидерство пробуждает сильные чувства, интегрирует группу в единое целое. Социальное влияние не ограничивается визуальным, лицом к лицу, взаимодействием. Не следует сокращать «грамматику» лидерства до его «фонетики», поверхностных структур, предупреждал Л. Понди18: необходимо обратить внимание на непрямые, отдаленные и неочевидные влияния лидерства на поведение, на стилистические компоненты - нюансы, значения, взаимоотношения, на творческий характер феномена. В то же время еще в 1975 г. участники конференции по лидерству в Гринсборо (С. Каролина, США) сделали вывод, что взаимоотношения - только часть и, возможно, меньшая часть, лидерского феномена19.
С точки зрения социологов, лидерство -важная характеристика структуры группы (Дж. Коулман, С. Хэммэн)20, а лидерские характеристики (знания, качества, умения и навыки) приобретаются в процессе индиви-
дуального и группового опыта, в общении и совместной деятельности. Отсюда лидерство - процесс взаимодействия между субъектами организационного процесса - рассматривается либо как искусство достижения согласия в совместной деятельности, либо как инструмент достижения конечной организационной цели и решения конкретных задач. Это «взаимодействие управляющих и управляемых» (Г. Симз, П. Лорензи21), «культура управления изменениями в организации» (Э. Шейн)22.
Попытки учета различных сторон лидерского феномена, развивающегося в условиях постоянных социальных изменений, предпринимаются в философии. Как светские, так и теологические концепции, рассматривая жизнь человека в сложном мире, предполагают аксиологический анализ лидерства, выделение этической составляющей лидерского феномена. «Лидеров делают таковыми три вещи: их философия, этика, психология», -утверждал Б. Гордон23, президент одной из американских организаций по развитию искусства менеджмента. К определениям философского плана можно отнести понимание лидерства как видения перспективы развития организации, как следование особым ценностям, обеспечивающим стабильную основу лидерского процесса. Это «величие во всем, что Вы делаете», «эффективная деятельность в любой сфере, невзирая на препятствия», «внутренняя, не инструментальная ценность», «часто это новый способ познания и понимания», «это союз индивидуализма и коллективизма, совершенная форма искусства», «совершенство в предвидении, понимании реальности, в этике и в смелости». «Лидерство существует, когда власть и мудрость соединяются в одном лице» (П. Коэстенба-ум24). «Лидерство поднимает страсти, пото-
му что касается наших ценностей. Понятие «лидерство» включает наши собственные представления и моральные коды», - утверждал Р. Хейфиц25. Сущность лидерства заключается в создании моральных образцов для других26.
По мнению Р. Джонсона, лидерство - это образ жизни, искусство (т.к. имеет дело с людьми), тогда как менеджмент - наука (имеет дело с процессами и системами). Лидерство - это навык, который со временем развивается. «Это личное дело, развивающееся в течение всей жизни, оттачиваемое в преодолении невзгод и практикуемое до тех пор, пока не станет привычкой, образом жизни»27.
В качестве результата лидерского процесса выделяются: развитие чувства коллективизма (Дж. Макколл, Дж. Симмонз)28, достижение консенсуса (Криббен, 1981), личных и групповых целей (Коллоуэй, 1985), лучшая работа, большая безопасность, уверенность в себе, а также «великое служение обществу в целом» (Ричардсон и Фельдхьюзен, 1984)29.
Как мы уже убедились, разные исследователи по-разному подходят к определению лидерства, подчеркивая отдельные значимые его черты. Лидерство рассматривается как качество личности или как организационная функция, как процесс и результат, технология и искусство. Такие характеристики, как доминирование индивида в группе, его влияние на других через проявление в деятельности и в общении целого ряда личностных качеств, знаний, умений и навыков, неформальный характер, ориентация на личные и групповые цели, успешность, видение перспектив, моральный образ мыслей и действий, по мнению разных авторов, делают человека лидером. Лидерство обычно рассматривается как позитивная практика, создание образцов, выявление и артикуляция ценностей (це-
лей, к которым стремятся люди, и средств, которыми они их достигают).
В качестве источников лидерского феномена выделим как природные свойства (например, активность, высокий энергетический уровень), так и сформировавшиеся под влиянием социального окружения психологические особенности личности, модели социальных практик. На наш взгляд, лидерство -один из процессов социального управления, сущностными чертами которого являются социально-эмоциональное влияние на группу и ее членов и субъектно-субъектный характер взаимоотношений между ними. Это структурирование практики лидерства в соответствии с прошлым опытом и личностными качествами лидера. Это проявление габитуса лидера в ситуации, адекватной условиям его формирования. Габитус лидера - система приобретенных диспозиций (предрасположенностей к лидерству), включающая знание лидерских ролей и функций, умения и навыки лидерства, обусловливающая активное присутствие прошлого опыта в виде ментальных -когнитивных и мотивационных - структур (особенностей восприятия, мышления и действия), через которые лидеры воспринимают социальное окружение и осуществляют процесс лидерства.
Лидерство одновременно является продуктом как индивида, так и общества: индивиды воспроизводят лидерство как процесс социального управления, структуры которого существуют в обществе и прививаются через его институты (семью, систему воспитания и образования и т.п.). Лидер структурирует новый опыт в соответствии со структурами, созданными прошлым опытом. Индивидуальный отпечаток несут личностные качества лидера и конструирование им лидерских ролей и функций.
Порождает габитус лидера социальная среда, в которой происходит становление и реализация личности. Это социальное, вписанное в тело биологического индивида30. Габитус лидера порождает позитивные манеры поведения и исключает негативные, не совместимые с ситуацией действия. Индивид занимает лидерские позиции в группе, когда условия действия его габитуса аналогичны условиям, продуктом которых он является, когда его ментальные структуры оказываются востребованными и адекватными ситуации, требующей лидерства.
Еще в 1975 г. социолог, профессор Школы бизнеса при Университете в Бёркли (Калифорния, США) Дж. Пфеффер отмечал, что имеет смысл не поиск надежного и точного определения, а понимание того, как исследователи конструируют значение лидерского феномена в отличие от других процессов социального влияния31. Лидерство часто описывается через близкие (а для некоторых исследователей - тождественные) понятия - руководство, управление, администрирование, менеджмент. Лидерство, как и руководство, структурно организовано32, между ними много общего33: оба являются средствами координации, упорядочения отношений внутри организации; оба реализуют процессы социального влияния в коллективе; обоим присуща субординация отношений. Это сходство функций приводит к возможности перехода лидерства в руководство (при назначении неформального лидера руководителем) и наоборот (когда руководитель по должности является одновременно и лидером для членов коллектива). Подчеркнув идеальность сочетания в одном лице руководителя и лидера, отметим их существенные различия. Руководство - внешне детерминированный процесс -относится к сфере управления организация-
ми, движениями, партиями; оно более стабильно, появляется в результате целенаправленной деятельности и связывается обычно с назначением на должность. Лидерство - внутренний, побудительный процесс влияния и мотивации - действует в условиях микросреды, может осуществляться как в имеющей, так и не имеющей формальной структуры среде, возникает и функционирует преимущественно стихийно, зависит от изменений в межличностных отношениях членов группы, это влияние посредством авторитета личности.
Администрирование и менеджмент - составляющие процесса руководства, соответственно, его высшее и низшее звенья. Администрирование определяется К. Ходжкинсо-ном как философия в действии. Это стадия управленческого процесса, состоящая из трех фаз - философии, планирования и политики, представляющих собой этапы зарождения и развития идеи. Следующая стадия - менеджмент - включает фазы мобилизации ресурсов, управления и мониторинга, это стадия осуществления задуманной на первом этапе политики, и она непосредственно касается людей, мотивирования их к реализации поставленных целей. К. Ходжкинсон проводит различие между администрированием и менеджментом по линии «решение - осуществление»: администратор стратегически мыслит, а менеджер осуществляет его идеи на практике.
Примечания
На пересечении этих стадий администрирования и менеджмента и возникает, по мнению К. Ходжкинсона, понятие лидерства34. К. Ходж-кинсон видит в администраторе лидера, практикующего лидерство в организации. Администрирование, по его мнению, предшествует лидерству, это философия лидерства. В то же время лидерство пронизывает всю организационную иерархию, пропитывает организацию; администратор не может избежать лидерских действий. Объединяет администрирование и лидерство направление людей к цели через систему организации. Менеджер, и в этом заключается его лидерская функция, мотивирует людей к достижению цели.
Подводя итог, отметим полифоничность лидерства, внешними признаками которого могут быть доминирование индивида в группе, авторитет личности, проявляющийся в деятельности индивидуальный набор лидерских качеств, знаний, умений и навыков, способность оказывать влияние, субъектно-субъектный характер взаимоотношений, позитивная социальная практика. Глубинные структуры феномена не так очевидны, но, безусловно, значимы: социально сформированные предрасположенности к лидерству, моральный образ мыслей, понимание личных ценностей людей и видение общих целей, которые могут объединить и привести к успеху.
1 Так утверждал в 1981 г. известный американский исследователь Б. Басс. См.: Sisk D.A., Shallcross D.J. Leadership: Making Things Happen. N.Y., 1986. P. 2.
2 Robbins S.P. Organizational Behavior. Concepts, Controversies and Applications. New Jersey: Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1991. P. 378-379.
3 Walton C.C. The Moral Manager. N.Y., 1988. Р. 99.
4 Maclay G., Knipe H. The Dominant Man. The Pecking Order In Human Society. N.Y., 1972. Р. 2-30.
5 Кудряшова Е.В., Суханов В.Р. Особенности лидерства как элемента социального управления // Философия и образование - пространство диалога: Материалы II Педагогических чтений и VII Областной студенческой науч. конф. / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. Архангельск, 2000. С. 23-25.
6 Leadership in America. Consensus Corruption and Charisma / Ed. P.D. Bathory. N.Y., 1978. Р. 171.
7 Sisk D.A., Rosselli H.C. Leadership: A Special Type of Giftedness. N.Y., 1987. P. 94.
8 Back K. W. Power, Influence and Pattern of Communication // Leadership and Interpersonal Behavior / Ed. by L. Petrullo, B.M. Bass. N.Y., 1961. P. 137.
9 Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса // Руководство и лидерство / И.П. Волков, А.И. Захаров, О.П. Ерицян и др. / Под ред. Б.Д. Парыгина. Л., 1973. С. 130.
10 Ч. Барнард утверждал, что «лидерство - это способность индивидов вдохновлять к объединению усилий через укрепление веры во взаимопонимание, возможность успеха, в удовлетворение личных целей, в честность намерений, в превосходство общей цели». По мнению А. Шлёзингера, «это способность вдохновлять людей, мобилизовать массы, обеспечивающая взаимосвязь общества с историей человечества». См.: WolfW.B. The Basic Barnard: The Introduction to Ch.I. Barnard and His Theories of Organization and Management. N.Y.: State School of Industrial and Labour Relations Cornell University, 1982. P. 115; Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. С. 606.
11 Walton C.C. The Moral Manager. N.Y., 1988. P. 138.
12 Leadership and Interpersonal Behavior / Ed. by L. Petrullo, B.M. Bass. N.Y., 1961. Р. XV.
13 Pondy L.R. Leadership Is a Language Game; McCall M.W., Lombardo M.M. Leadership: Where Else Can We Go? Durham, North Carolina: Duke University Press, 1978. P. 91.
14 Lawson J.D., Griffin L.J., Donant F.D. Leadership is Everybody’s Business. San Luis Obispo, 1977. P. 176.
15 Sisk D.A, Rosselli H.C. Ibid. Р. 3.
16 Belbin M. Team Roles at Work. Oxford; London; Boston, 1993. Р. 104; Leadership. Beyond Establishment Views / Ed. by J.G. Hunt. Carbondale, 1982. Р. 11.
17 Gardner J.W. On Leadership. N.Y., 1990. P. 1.
18 Pondy L.R. Ibid. P. 91, 101.
19 McCall M.W., Lombardo M.M. Leadership: Where Else Can We Go? Durham, 1987. P. 154.
20 Coleman J.C., Hammen C.L. The Individual and the Group // A Study of Organizational Leadership.
Harrisburg, 1976. P. 161.
21 Sims H.P., Lorenzi P. The New Leadership Paradigm. London, 1992. 322 p.
22 Shein E.H. Organizational Culture and Leadership: A Dynamic View. San-Francisco, 1991. P. 311, 171.
23 Maidique M.A., Hayes R.H. The Art of High-Technology Management // Readings in the Management Innovation / Ed. M.L. Tushman, W.L. Moore. N.Y., 1988. Р. 689-704.
24 Koestenbaum P. Leadership: The Inner Side of Greatness. A Philosophy for Leaders. San-Francisco; Oxford, 1991. Р. XII-65.
25 Heifetz R.A. Leadership without Easy Answers. Cambridge; Mass., 1998. P. 13.
26 Wolf W.B. Ibid. Р. 116, 123.
27 Johnson R.S. TQM: Leadership for the Quality Transformation. Milwaukee, Wisconsin, 1993. P. 47, 55-58.
28 McCall G.J., Simmons J.L. Social Psychology: A Sociological Approach. N.Y., 1982. P. 56.
29 Sisk D.A., Rosselli H.C. Ibid. Р. 3.
30 Бурдьё П. Начала: Пер. с фр. М., 1994. С. 99.
31 Pfeffer J. The Ambiguity of Leadership / McCall M.W., Lombardo M.M. Ibid. P. 30-31.
32 Coleman J.C., Hammen C.L. Ibid. Р. 141-171.
33 Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 1998. С. 20.
34 Hodgkinson C. The Philosophy of Leadership. N.Y., 1983. Р. 29-158.
Ananchenko Marina
POINT AND SOURCES OF LEADERSHIP
The article presents different approaches to the understanding of the nature of leader’s phenomenon. Leadership is viewed as a personality’s characteristic and organizational function, as a process and result, as technology and art, as a positive social practice, as setting examples, as discovering and articulation of values and as a display of leader’s habitus at a situation relevant to its formation.
Рецензент - Кудряшова Е.В., заместитель директора департамента образования, науки и высшей школы администрации Архангельской области