Научная статья на тему 'Сущность и характеристики феномена игры'

Сущность и характеристики феномена игры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1162
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дмитриева Лариса Михайловна, Швецов Илья Владимирович

В статье рассматривается феномен игры с точки зрения его сущности в рамках окружающей реальности. Авторы настаивают на изменении восприятия игры как несерьезного процесса, носящего развлекательный характер, в пользу утверждения игры в качестве глубоко философского явления. Широкий спектр предназначений игры в современном обществе необходим для адекватного восприятия индивидом окружающего реального мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sense and features of the game phenomenon

In this article the phenomenon of game from the point of view of its sense in the frame of reality is considered. The authors insist on changing of the game's perception to be as not serious process and having entertainment character in favor of game's statement as deeply philosophical phenomena. In the modern society the broad spectrum of game's tagets is necessary for identical individual perception of the surrounding real world.

Текст научной работы на тему «Сущность и характеристики феномена игры»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

ориентацию. Таким образом, вопрос о культурных механизмах формирования толерантного сознания ориентирован на межпоколенный диалог, и результативность толерантных отношений в разных пространствах — знаний, культуры отношений, среды обитания — становится значимой в сфере решения проблемы будущего человеческого сообщества.

Познание других через самопознание, самоопределение — условие для положительного решения представляемой проблемы, тем не менее, существование таких факторов, как отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма, развивающийся экстремизм и эгоцентрические установки, препятствует этому. Поликультурное образовательное пространство предполагает наличие множества этнических культур. С одной стороны, такое сосуществование является благостной почвой для развития толерантного сознания в диалоге через механизмы взаимной адаптации, интерактивные методы общения, проблемные технологии обучения, ситуации выбора. С другой - поликультурное образовательное пространство может формировать не только толерантное, но и интолерантное сознание, порождаемое столкновением этностереотипов, их взаимодействием или взаимоисключением. Отсюда следует, что идея формирования толерантных свойств и поведения учащихся может быть реализована через претворение ее на всех этапах организации учебного процесса.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что ситуация полиэтничности, типичная для российского общества, требует создания культурных механизмов профилактики толерантного сознания, направленного на построение культурного единства через уважение и понимание особенностей иной культуры как в среде полиэтничной, так и внутри единого этноса. Поликультурное образовательное пространство, где территория вуза — особая область, закладывающая основы научного понимания и видения проблемы, построения отношений сотрудничества - наполнена цен-

ностями разнородных культур, а это есть необходимое условие для видения культурного своеобразия Иного и возможность его компромиссного принятия.

Библиографический список

1. Бакулина С.Д. Формирование этнического самосознание как фактор развития толерантности в полиэтническом Омском регионе // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Вып. 11. Межвузовский сборник научных трудов. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2006. - С. 88-92.

2. Бондырева С.К. Вуз в пространстве культуры // Мир психологии. - 2000. - №3. - С. 199-205.

3. Каган М.С. Философия культуры. - Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996. - С. 393.

4. Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. - Волгоград: Перемена, 2002. - 152 с.

5. Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме. - М., 1999. - С.284-292.

6. Николсон Питер П. Толерантность как моральный идеал // Вестник Уральского межрегионального Института общественных отношений: толерантность. - 2002. - № 1 - http:// www.eunnet.net/vestimion/index.html

7. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. - М.: Аспект-пресс, 1996. - С. 89.

8. Солдатова Г.У. Межнациональное общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1998. С. 115-125.

9. Хомяков М.Б. Толерантность и современная цивилизация // Личность и мир. - 2001. - №10. - С. 3-18.

БАКУЛИНА Светлана Дмитриевна, старший преподаватель факультета философии, кафедра культурологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 21.12.2006 г.

© Бакулина С.Д.

УДК 111 Л. М. ДМИТРИЕВА

И. В. ШВЕЦОВ

Омский государственный технический университет

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМЕНА ИГРЫ

В статье рассматривается феномен игры с точки зрения его сущности в рамках окружающей реальности. Авторы настаивают на изменении восприятия игры как несерьезного процесса, носящего развлекательный характер, в пользу утверждения игры в качестве глубоко философского явления. Широкий спектр предназначений игры в современном обществе необходим для адекватного восприятия индивидом окружающего реального мира.

В последнее время резко вырос интерес к изучению что игра является простым и эффективным механиз-

игры. Это связано не только с популярностью различ- мом для приобретения необходимых навыков в поведе-

ных видов игр (спортивных, азартных и др.), но и с осо- нии, общении и обучении. Сейчас игра используется не

бой ролью игрового процесса в культуре. Дело в том только традиционно в философии, психологии и куль-

турологии, но и является неотъемлемой частью политики, экономики, СМИ, военного дела и т.п. Применение игры в различных сферах жизни обусловливается возможностью моделирования в игре различных сценариев и построения логических схем. Это позволяет игровым ситуациям развиваться не хаотично, а по заранее заданным параметрам. Игра обеспечивает возможность контроля любой созданной ситуации и позволяет при необходимости вносить коррективы. Влияние игры постоянно расширяется на все социокультурные процессы, происходящие в нашей жизни.

Проблема осознания феномена игры актуальна в современном обществе. «Играющий знает достаточно хорошо, что такое игра и что то, что он делает, -это «только игра», но сам он не знает того, что именно он при этом «знает»1. Практически каждый взрослый человек понимает игру по-своему, на основе собственного личного опыта, и всегда уверен в том, что он в силах освоить любую новую игру, так как точно знает, что такое игра. Знание правил конкретной игры еще не означает понимание сути игры в целом. То, как устроена игра вне каких-то конкретных правил не представляет для большинства особого интереса. Игра настолько обыденна и привычна, что выделить в ней что-то новое непростая задача. Однако именно в этой кажущейся простоте и заключается вся сущность игры, вся ее применительная значимость.

Для того чтобы попытаться осмыслить игру во всех ее проявлениях, необходимо выделить в ней естественную структуру. Всю вариативность существующих игр можно классифицировать по-разному, в зависимости от задач, налагаемых подобной классификацией. При этом сама по себе классификация и есть игра по заранее определенным правилам.

Наиболее полная классификация включает в себя следующие теории игр:

- теории, исходящие из биологических факторов;

- теории, основывающиеся на психологических факторах;

- социальные, социологические, социально-психологические игры;

- культурные игры;

- универсальные или синтетические теории.

Все указанные теории пытаются рассмотреть игру любо в критико-аналитическом, либо в сущностно-универсальном, феноменологическом, бытийном, мифологическом аспектах, не находя часто никаких точек соприкосновения, подтверждая тем самым неуловимость подлинной сущности исследуемого феномена2. Однако если рассматривать игру как непрерывный процесс накопления изменений в поведении от млекопитающих до человека, классификация принимает следующий удобный для описания и анализа характер:1) биологические, 2) социальные и 3) культурные игры.

1. Игру можно рассматривать в качестве критерия биологического развития в животном мире. Наследственность животных обеспечивает врожденные правила, по которым организм развивается и ведет собственную игру с окружающей средой. На биосоциальной стадии игра претерпевает существенные изменения. К врожденным правилам добавляются социальные, усвоенные через обучение. К биосоциальным играм относятся все игры социального характера по установлению отношений с другими живыми существами. Здесь игра переходит в социальную стадию своего развития.

2. В социальных играх особую роль приобретают правила. С соблюдением правил игры увеличивается вероятность не проиграть в игре, быть сопряженным с социумом3. Социальные игры, так же как и биологи-

ческие, присущи не только человеку, они свойственны и многим животным, ведущим социальный образ жизни, поэтому человек в таких играх унаследовал основные и наиболее важные элементы, позволяющие на самом примитивном уровне вступать в такие отношения, которые строились при отсутствии речи.

Основным языком социальных игр является подражание или имитация. Имитация может быть осознанной, когда движения воспринимаются как знаки и понимаются как действия; и неосознанной, когда действия воспринимаются как движения, смысл которых понятен, но не понятен смысл действия4. Подражание является наиболее древним и простым способом осуществления коммуникации.

3. Культурные игры необходимо рассматривать как следующий шаг развития социальных игр, моделирующих социальные отношения. В процессе культурных игр создаются всевозможные новые модели и формы культурного поведения. Эти модели основываются на всевозможных проявлениях эмоций (страх, ревность, зависть, агрессия, трусость, радость, любовь, уважение, власть и т.п.), обыгрываются различные поведения (работа, отдых, сексуальные взаимоотношения). Культурные игры создают символы, которые подвергаются последующему отбору и трансформации для формирования новых стандартов поведения.

Несмотря на кажущуюся простоту, любая игра обладает собственной структурой, и у каждой структуры существуют общие признаки, позволяющие отличить игру от не-игры. Игра содержит в себе тело игры и образ игры. Тело игры — динамическая составляющая, процесс разворачивания и протекания игры, питаемое энергией игроков, вовлеченных в этот процесс, без которых игра безжизненна и инертна, ознакомленных с правилами частично или полностью, выбравших и находящихся, согласно правилам, на игровом поле, реальном или виртуальном5. Образ игры — определенные правила игры, которые превращают его из бесформенной инертной массы в некую активную структуру, и эта структура начинает развиваться и приобретать форму. Тело игры — активно, а образ пассивен. Тело игры — процесс, протекающий во времени, а правила (образ игры) всегда находятся вне времени.

Таким образом, составляющими тела игры являются игроки, игровое пространство и время, судейство (контроль над правилами), зрители. Образ игры состоит из правил игры. Несмотря на то, что все вышеперечисленные понятия определяют тело и образ игры, в частности, все они являются параметрами игры в целом. В связи с этим важным является их более подробный анализ.

Правила игры, определяющие развитие тела игры, являются нематериальной составляющей. Целенаправленное развитие материального процесса — тела игры

— невозможно без правил. Там, где отсутствует развитие по правилам, царит хаос. В каждом воспроизведении одной и той же игры всегда повторяется один и тот же цикл: правила зарождают и формируют тело игры, которое начинает собственное существование, начинает расти, развиваться и в завершении цикла распадается. Можно сказать, что игру создают правила, а игроки только разыгрывают то, что предписано правилами. Игра конструируется правилами. Играя по правилам, игроки постоянно постигают всю глубину правил и то, как правила связаны между собой. Правила игры только выделяют и определяют реальность, которая с их помощью превращается в игру. Любое, даже самое элементарное действие всегда строго подчиняется правилам. Если правила не осознаются, это еще не говорит о том, что они отсутствуют.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

Для того, чтобы не нарушались правила игры, сама игра как тело конструируется правилами таким образом, что другие варианты решения становятся невозможными или пресекаются правилами. В ситуации, когда правила игры нарушаются одной из сторон, срабатывает принцип контроля над правилами. Судейство карает нарушителя с помощью различных штрафов, ограничивая произвольность его действий в данной игре. Впоследствии это позволяет дисциплинировать игроков. Игрок, активно нарушающий правила, разрушает тело игры. Крайним методом ограничения произвольных действий нарушителя является удаление его из игры с заменой другим участником. Судейство в игре может обеспечиваться как посторонним наблюдателем, так и общим решением игроков.

Основная задача правил игры заключается в ограничении свободы, обладая которой, игрок может достичь желаемого результата. Создается такая ситуация, достижение цели в которой, становится возможным не любыми путями, а только теми действиями и последовательностями действий, которые содержатся и предписаны правилами игры.

Часть правил игры существует в окружающем мире, как некая данность этого мира. Игроки должны уметь учитывать возможности и ограничения того места окружающей среды, где будет проходить игра.

Игровое пространство каждый человек понимает как географическое местоположение, либо как сооружение, приспособление для проведения игры. «Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, храм, сцена, экран синематографа, судное место — все они по форме и функции суть игровые пространства,... территории, на которых имеют силу особенные, собственные правила»6. Однако все обстоит не так просто, как выглядит на первый взгляд. «Игровой мир - не снаружи и не внутри, он столь же вовне, в качестве ограниченного воображаемого пространства, границы которого знают и соблюдают объединившиеся игроки, сколь и внутри: в представлениях, помыслах и фантазиях самих играющих. Крайне сложно определить местоположение «игрового мира»7. Однако именно правила игры позволяют определить ту часть пространства, которая будет использоваться в игре. Игра с помощью правил устанавливает границы пространства собственного протекания, чем создает какое-то иное, особое пространство игры. Правила игры организуют не только физическое пространство каждого из игроков, они объединяют индивидуальные пространства в некую совместную территорию, на которой устанавливаются определенные строгие отношения, через которые приобретает значимость эта территория (любая игровая площадка как реальная, так и виртуальная). Таким образом, можно сказать, что игровое пространство — это не только место, где происходит игра, но еще и система правил, задающих и определяющих то, каким образом игра протекает или будет протекать.

Так же очень важным моментом является принцип распределения времени в игре. Игровое время имеет собственную внутреннюю структуру, не является постоянным потоком ни для зрителей, ни для игроков. Существует три типа времени:

1) внешнее время, которое течет независимо от человека и является одинаковым на всей планете;

2) внутреннее время, собственное для каждого человека (игрока);

3) игровое время — зависимость внешнего времени от внутреннего и наоборот.

Между игроками, вступившими в игру, устанавливается игровое время, зависящее как от космоса, так и от собственного сознания игрока. Такое время имеет

прочную структуру и является тождественным для всех игроков. Однако для некоторых оно течет несколько быстрее, в зависимости от внутреннего времени, в связи с чем, отдельные игроки получают некоторое преимущество в игре. Данное различие во времени лежит в основе стратегий игроков и позволяет им корректировать ход игры. Игровое время увеличивает или уменьшает скорость своего течения синхронно для всех игроков, вовлеченных в игру, но никак не для стороннего наблюдателя. Если бы время во всех событиях и процессах время протекало одинаково, то результат игры всегда был бы предсказуемым.

Естественно, неотъемлемым параметром игры является фигура игрока. Насколько игрок влияет на игру, ровно настолько игра влияет на игрока. Любой человек, вступая в игру и принимая ее правила, превращается в некую фигуру, являющуюся особой частью пространства. Игрок разыгрывает то, что предписано правилами, своими действиями влияет на ход игры, реализует себя в рамках данных правил. При этом все играющие объединяются в единое целое — команду игроков. С помощью правил игрок создает новые, более совершенные правила, в связи с этим меняет границы той реальности, в которой он существует — в игре, сконструированной правилами.

Правила игры формируют тело игры симметрично, таким образом, каждый ход игрока направлен на уравновешивание ассиметричности игры. Такое действие исключает преимущество одной из сторон. Однако подобная ситуация возможна только при участии в игре равных в возможностях игроков. Для того чтобы одержать победу, игрок использует собственные стратегии. Он должен не только уравновесить ход противника, но и сделать свой ход таким образом, чтобы сделать тело игры ассиметричным и получить преимущество. Успех в игре зависит от навыков и умений самого игрока. Поэтому, с одной стороны, игроки должны стараться овладеть правилами, чтобы развивать тело игры таким образом, чтобы получить игровое преимущество, но с другой — хорошее знание правил позволит осознать в игре слабые точки, которые можно легко обойти, не нарушая правила, получить явное преимущество8.

Для каждого игрока в игре существуют собственные цели. Они зависят от различных факторов. Далеко не всегда этой целью является победа в игре. Однако именно эта, отчасти биологическая цель выявления слабых и сильных, делает игру притягательной для зрителей.

В некоторых видах игры зритель является необходимым элементом для существования самой игры. В некоторых играх именно к зрителю приходит более глубокое понимание «разыгрывающегося» события. При анализе данного параметра игры требуется различать позиции «зрителя» и «наблюдателя».

Наблюдатель фигура непричастная, он стоит вне игры. Примером может служить отношение естествоиспытателя к проводимому им опыту, с целью наибольшей объективности происходящего9.

Зритель, в свою очередь, активно участвует в процессе игры, находится внутри процесса. Здесь примером может служить спектакль. Игра в данном случае включает и игроков и зрителей. Причем зрители здесь своим присутствием активно влияют на поведение игроков, - актеры «играют на публику»10. Увлеченный зритель становится на место играющего.

Взаимодействие данных параметров обеспечивает функционирование любой игровой ситуации. Следовательно, модель любой игры может быть выстроена с помощью некоторого набора данных параметров

и представлена в виде некой матрицы при учете соответствующих значений данных параметров.

Проанализировав вышеизложенные параметры, также можно выделить некоторые сущностные характеристики игры.

1. Повторяемость. Во-первых, почти во всех развитых формах игры встречаются элементы повтора, рефрена, чередования. Во-вторых, наличие устойчивой структуры позволяет повторять всю игру целиком любое множество раз. Это значит, что игра воспринимается и осуществляется как единое целое, несмотря на случайные отклонения, характерные для конкретного исполнения игрового действа. Повторяемость обеспечивает так называемую герменевтическую идентичность, благодаря которой игра, наравне с произведением искусства, всегда остается сама собой11. Повторяемость обеспечивает передачу игры как традиции.

2. Вариативность, также основанная на структуре, придает игре творческий свободный дух, без которого игра перестала быть сама собой и превратилась бы в рутинную работу. В любой игре игровые движения совершаются с определенной долей свободы, что говорит о некотором самодвижении. У зрителей такая свобода действий играющих вызывает собственное свободное чувство неожиданности, сопереживания и увлечения. Таким образом, свобода непосредственно при исполнении либо восприятии игрового действа гарантирует множественность толкований игры как произведения искусства и тем самым гибкость и высокую информативность игровой системы.

3. Сопричастность. Игра требует внутреннего участия всех, кто как-либо в нее вовлечен. Это качество превращает зрителя в участника и определяет игру как коммуникативное действие, которое несет в себе и передачу опыта поколениями и объединение индивидов в культурное общество. Зритель активно «достраивает» смысл игрового действа, и таким образом, сам принимает в нем участие. Игра становится своим собственным зрителем, игра есть «самопре-

12

зентация игрового действия»12.

4. Независимость. Игра вариативна, то есть обладает внутренней свободой, но вместе с этим она независима от утилитарных внешних целей. Игра не диктуется физической необходимостью или моральной обязанностью. Ее собственные цели выпадают из сферы непосредственного материального интереса. «Игра есть некое излишество. Потребность в ней лишь тогда бывает насущной, когда возникает желание играть»13.

5. Компенсаторность. В игре имманентно задаются смыслы игровых предметов — игрушек, замещающих реальные вещи в иллюзорной игровой реальности. То есть игровой опыт свободен не только в том смысле, что из игры легко выйти и что игра не терпит принуждения, а и в том, что здесь свободно полагаются смыслы и цели — вне зависимости от ситуации в «первой реальности». Игра надстраивается над ней, игнорируя порой даже важные призывы, следующие из практической жизни. Это создает возможность для игры выполнять компенсаторную роль14.

6. Эстетичность. В ограниченной связи с порядком игра располагается в большей степени на территории эстетического. Игра имеет склонность быть красивой. Процессы, происходящие внутри игрового пространства, именно своей эстетикой и неординарностью привлекают игроков и зрителей. Каждый зритель в процессе наблюдения за игрой постоянно находит новые привлекательные для себя моменты. Когда игра порождает красоту, то ее ценность для культуры становится очевидной.

7. Включенность. Только через включенность в игровое взаимодействие человек получает возможность разрядиться, мобилизоваться, расслабиться, снять жестокое напряжение повседневной жизни. Объединяющее участников чувство некоей исключительности, важности, обособленности от прочих, выхода за рамки всеобщих норм жизни, это чувство магическим образом сохраняет свою силу далеко за пределами игрового времени15.

Магия игры заключается в том, что в игре разыгрывается, согласно правилам, некая модель реальности, которая еще реально не существует, но у этой виртуальной реальности на основании правил смоделированы некие характерные черты, которые должны воплотится в реальность именно самой игрой. Таким образом, игровая реальность превращается в самую настоящую реальность, которая не существует как-то условно, а, напротив, вторгается в повседневный мир и преобразует его собой. Сама игра проектирует локальное будущее каждого из участников игры. А так как игра непрерывна, как один общий процесс для населения всей планеты, то мелкие локальные игры входят в состав более крупных игр, а те, в свою очередь, в состав еще более крупных и т.д. и, наконец, в такие глобальные игры, как экономика, политика, культура и т.п. Все эти игры находятся внутри одной большой игры, которая формирует будущее на всей планете.

Библиографический список

1. Гадамер. Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г.Гадамер. — М.: Прогресс,1988. — С.148.

2. Мандель Б.Р. От «просто игры» до игры интеллектуальной: на перекрестке научных дисциплин / Б.Р. Мандель // Вопросы культурологии, №4.2006. - С.55.

3. Шинкаренко В.Д. Структура и функция игры / В.Д. Шинкаренко //Философия и общество, №1.2006.С.98

4. Там же. — С.99.

5. Там же. - С.100

6. Хейзинга Й. Ното І^епє: В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. - М.:Прогресс, 1992. - С.20.

7. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия //Проблема человека в западной философии. -М.:Прогресс,1988. - С.377.

8. Шинкаренко В.Д. Структура и функция игры / В.Д. Шинкаренко //Философия и общество, №1.2006. - С.106.

9. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия / А.Б. Демидов. — Мн.:Экономпресс, 1999. - С.32

10. Там же.- С.33.

11. Крутоус В.П., Явецкий А.В. Введение к статье Гадамера Г.-Г. «Игра искусства» / В.П.Крутоус, А.В. Явецкий // Вопросы философии, № 8.2006. - С.159.

12. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. - М.:Искусство,1991. - С.289.

13. Хейзинга Й. Ното І^епє: В тени завтрашнего дня / Й.Хейзинга. - М.:Прогресс, 1992. - С.18.

14. Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность и другие миры опыта / Е.В.Золотухина-Аболина. - М.: МарТ, 2003. - С.64.

15. Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Е.А.Леванова. - СПб.: Питер, 2007. -С.17.

ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства». ШВЕЦОВ Илья Владимирович, аспирант кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства».

Дата поступления статьи в редакцию: 28.01.2007 г.

© Дмитриева Л.М., Швецов И.В.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.