Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ'

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2866
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / EXTREME SITUATION / VALUE CONTRADICTIONS / SELF-ACTUALIZATION / SELF-PROJECTION / STRUCTURAL ORGANIZATION OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Темчур А.С.

В статье раскрывается сущность понятия "экстремальная ситуация", описаны основные виды и характеристики экстремальных ситуаций, раскрыты формы проявления, факторы, влияющие на поведение личности в экстремальных ситуациях. Описываются особенности субъекта, попавшего в экстремальную ситуацию и последствия её переживания (прогресс или регресс), объясняется, как длительное нахождение в экстремальных ситуациях влияет на структуру личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND CHARACTERISTICS OF AN EXTREME SITUATION

The article reveals the essence of the concept of "extreme situation", describes the main types and characteristics of extreme situations, reveals the forms of manifestation, factors that affect the behavior of a person in extreme situations. It describes the characteristics of the subject who has fallen into an extreme situation and the consequences of its experience (progress or regression), explains how long-term exposure to extreme situations affects the structure of the personality.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ»

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ А.С. Темчур, магистрант

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты (Россия, г. Шахты)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-3-62-65

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия "экстремальная ситуация", описаны основные виды и характеристики экстремальных ситуаций, раскрыты формы проявления, факторы, влияющие на поведение личности в экстремальных ситуациях. Описываются особенности субъекта, попавшего в экстремальную ситуацию и последствия её переживания (прогресс или регресс), объясняется, как длительное нахождение в экстремальных ситуациях влияет на структуру личности.

Ключевые сова: экстремальная ситуация, ценностные противоречия, самоактуализация, самопроектирование, структурная организация личности.

Экстремальными чаще всего называют ситуации, угрожающие здоровью и жизни человека. Более точно экстремальные ситуации можно определять как неблагоприятное, сложное состояние условий человеческой жизнедеятельности, получивших для отдельного лица или группы лиц особую значимость; это объективно сложные условия деятельности, воспринимаются и оцениваются как напряженные и опасные. Это внешняя, объективная сторона проблемы.

Субъективно экстремальные ситуации приобретают форму экстремальности -особого состояния человеческой психики (экстремум-состояния), вызванного необычными или экстраординарными условиями, которые порождают повышенную тревожность и особую эмоциональную напряженность [1]. В психологии экстремальными называются ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения, обусловленные стихийными бедствиями, катастрофами, авариями или применением противником в случае войны различных видов оружия, и вызывающие реакции организма и личности, которые находятся на грани патологических нарушений.

Экстремальные ситуации делятся на четыре вида:

- природные (паводки, лесные пожары, землетрясения);

- техногенные (аварии, катастрофы);

- эпидемиологические (эпидемии, вспышки эпидемиологических заболеваний);

- социальные (терроризм, социальные конфликты, гражданское неповиновение).

Эти виды могут также накладываться друг на друга и проявляться в различных формах общественной напряженности.

М.А. Кремень, сравнивая экстремальные ситуации с нормальными, отметили отличие первых в отсутствии планирования и включения в информационный поток стресс-фактора неопределенности информации, что приводит к двум негативным последствиям. Первый фактор заключается в тяжести предвидения и управления событиями, которые возникли, поскольку личность остается вне ситуации, которая управляет ею, следовательно, ей нужно время для включений оперативного мышления чтобы выбрать правильное решение. Второй фактор - ошибочность в использовании отработанных операций, которые являются эффективным в условиях стереотипных действий, поскольку сначала необходимо обращать внимание на определение причин возникновения экстремальной ситуации [2].

Экстремальная ситуация может иметь различные формы проявления: понижение организованности поведения; торможения действий и движения; повышение эффективности деятельности. Экстремальная ситуация может быть быстротекущей или длительной. Также на поведение личности

в экстремальной ситуации влияют непривычные факторы. К ним можно отнести природно-ландшафтные (климатические, погодные), пространственно-временные (иная среда, оторванность от родных и знакомых, отсутствие информации), социальные (иная идеология), военно-технические, национальные.

Проблема экстремальных ситуаций, в которых личность должна действовать нестандартно, с учетом дефицита времени, информации, повышенной напряженности рассматривается в психологии в рамках стресса, психологических защит, эмоциональных перегрузок. Субъект, попавший в экстремальную ситуацию, старается подавить ее воздействие, и он вынужден разделять действительность на две разные, но внутренне связанные категории - обычную и экстремальную. Это два жизненных мира, в которых вынуждена существовать личность. Возникает вопрос, в чем же различие этих двух миров для личности [3].

В.И. Медведев считает, что отправной характеристикой экстремальной ситуации является находящаяся в ее основании модель «жизнь - смерть», т.е. понятии е смерти перевоплощается из философской категории в жизненную реальность. Она предстает перед личностью как реальный внутренний миг его жизнедеятельности, сокрушая сформированное чувство бессмертия, неуязвимости, то, что человека сопровождает в обычной жизни [4]. В обычной жизни человек признавая факт смерти, не думает о ней постоянно и старается вытеснить ее, признавая себя бессмертным.

Б.С. Братусь, изучая особенности личности в экстремальных ситуациях, высказал такую мысль, что если считать единство психики, то патология происходит не из-за того, что наряду с нормальными, начинают действовать сугубо экстремальные механизмы, а из-за того, что общие психологические механизмы начинают извращаться, функционируя в особых экстремальных, пагубных условиях [5]. На такие изменения часто указывают люди, которые бывают в экстремальных ситуациях: «на многое смотрю по-другому», «раньше я об этом даже не думал» и др. личность опре-

деляет связь между травмирующим событием и психическим поведением, а личностные особенности при этом начинают изменяться или деформироваться. Формирование экстремального опыта зависит от самой ситуации, от ее глобальности, от жертвенности, предсказуемости или наоборот.

Экстремальная ситуация часто сопровождается наличием ценностных противоречий. Эти противоречия проявляются в том, что в обычной ситуации у личности имеются устойчивые смысложизненные ценности, которые необходимо сменить в экстремальной ситуации [6]. Зачастую такая быстрая смена ценностей неподвластна личности, в результате возникает внут-риличностный конфликт.

Э. Эриксон в своих исследованиях отмечает, что личность, испытавшая на себе экстремальное воздействие подвергается кризису идентичности. Он считает, что личность утрачивает самого себя, самоценность в обычной жизни, «нет ощущения жизни». Это проявляется в нарушении способности личности участвовать в сложных социальных взаимодействиях (участие в интимных отношениях и трудовой деятельности), в которой происходят реализация человеческой личности и подтверждение её идентичности. Немаловажную роль в потери идентичности играет социум, в котором отсутствуют процедуры по возвращению личности из экстремальных ситуаций и процедуры по вхождению в них [7]. В результате возникает пропасть между «выходом» и «входом», «разлукой» и «встречей».

Получив опыт экстремальной ситуации, человек стоит перед выбором прогресс или регресс личности в дальнейшем. При прогрессивных намерениях личность двигается дальше, происходит ее самоактуализация. При регрессии формируется комплекс жертвы, развиваются посттравматическое стрессовое расстройство и комплекс неэффективных для личности психологических защит.

Существует механизм самопроектирования в кризисных ситуациях разного типа, когда происходит борьба двух проектов - проекта, ориентированного на про-

шлое, и проекта, ориентированного на будущее. В первом случае человек порождает нарратив изменения/ роста, однако, оставаясь в рамках социально ориентированного проекта, пытается с помощью социокультурных образцов найти выход из сложной жизненной ситуации. Если это удается, то ситуация решается, но человек остается в пределах собственной личности, которые не дают ей развиваться, и двигаться от социального к личностному уровней развития [8].

Особенно неблагоприятной ситуация становится в случае, когда личность порождает нарратив потери, тем самым создавая «пустое» настоящее. Здесь вообще не говорится о создании проектов, о любом самопроектирования. Личность стагниру-ет, пытаясь всеми силами удержаться в прошлом, когда еще не произошло травмирующее событие, не ищет выход из нее, опускает руки, возвращаясь на более низкий уровень собственного развития. Если же побеждает проект, ориентированный на будущее, то человек порождает нарратив изменения/роста или нормализующее нар-ратив, которые действуют в рамках лично-стно-ориентированного или альтернативного проектов. В этом случае не только ищется выход из кризисной ситуации, основанной на социальных образцах, но и запускаются процессы личностного развития, находятся пути самих изменений, которые позволяют не только преодолеть неблагоприятную ситуацию, но и формируется способность к самопроектирования, что является важной предпосылкой личностного роста [9].

В любой постэкстремальной ситуации находятся те, кто успешно преодолел негативные последствия переживания стресса и даже после участия в травматическом событии сумел получить позитивный личностной опыт. В литературе указывается, что травматический опыт способствует личностному росту и повышает самоуважение, активизируя процесс переоценки ценностей и формирование новых полезных форм поведения [10]. Это позволяет личности в постэкстремальной фазе стать более активным субъектом жизни, чем до травмы.

Длительное и частое нахождение в экстремальной ситуации обязательно сопровождается изменениями в структурной организации личности. Во-первых, происходит усиление и интенсификация свойств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, во-вторых, происходит подавление и разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как деформации идентичности. Деформация личности деятельностью в экстремальной ситуации может проявляться на уровнях:

1. Глобальная деформация, характеризующая однотипный комплекс изменений личности у всех лиц, занимающихся, данной деятельностью.

2. Типовая деформация, которая происходит при объединении личностных характеристик с взаимосоответствующими структурами деятельности в поведенческие комплексы.

3. Специфическая деформация, которая образуется при выполнении спецификой задачи.

4. Индивидуально-личностная деформация, которая затрагивает личностную целостность и характеристики, внешне не связанные с деятельностью [11].

Таким образом, экстремальная ситуация - это неожиданная, незапланированная, нештатная ситуация, которая резко нарушает и затрудняет выполнение профессиональных задач и угрожает жизни или успешному выполнению деятельности. Экстремальная ситуация может иметь различные формы проявления: понижение организованности поведения; торможения действий и движения; повышение эффективности деятельности. Экстремальная ситуация часто сопровождается наличием ценностных противоречий.

В ситуациях, когда экстремальную ситуацию избежать нельзя, специалисту необходимо иметь четкую инструкцию и принять меры в соответствии с тем планом действий, который был разработан заранее, чтобы избежать наихудшего сценария развития событий.

Библиографический список

1. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях: Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. - М.: МЧС РФ, 1995. - С. 8.

2. Кремень М.А. Проблема экстремальности и безопасность личности / М.А. Кремень, А.П. Герасимчик // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2011. -№ 4. - С. 40

3. Колесов С.Г. Экстремальная ситуация и экстремальное поведение // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 12. - С. 190.

4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академ. проект, 1999. - С. 119.

5. Боброва И.А. Психологические особенности самоопределения личности на начальной стадии профессиогенеза / И.А. Боброва, Н.А. Гончарова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 4 (64). - С. 197.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: «Филин», 2006. - С. 127.

7. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. - М.: ЭКСМО, 2005. - С. 122.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. [и др.]: Питер, 2013. - С. 146.

9. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Юнити, 2002. - С. 164.

10. Холмогорова А.Б. Психологическая помощь людям, пережившим травматический стресс / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян. - М.: Юнеско. МГППУ, 2006. - С. 17.

11. Шхагапсоева М.Х. О психологии выбора в условиях экстремальной ситуации // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - №4. - С. 256.

THE NATURE AND CHARACTERISTICS OF AN EXTREME SITUATION A.S. Temchur, Graduate Student

Institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) of DSTU in Shakhty (Russia, Shakhty)

Abstract. The article reveals the essence of the concept of "extreme situation", describes the main types and characteristics of extreme situations, reveals the forms of manifestation, factors that affect the behavior of a person in extreme situations. It describes the characteristics of the subject who has fallen into an extreme situation and the consequences of its experience (progress or regression), explains how long-term exposure to extreme situations affects the structure of the personality.

Keywords: extreme situation, value contradictions, self-actualization, self-projection, structural organization of the individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.