Научная статья на тему 'Сущность и характеристика речевой активности детей младшего дошкольного возраста'

Сущность и характеристика речевой активности детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3099
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / SPEECH ACTIVITY / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SPEECH BEHAVIOR / РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / SPEECH SITUATION / ДЕТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF JUNIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Громова Ирина Геннадиевна

В статье рассмотрены основные подходы к понятию сущности речевой активности. Дана характеристика дефиниции «речевая активность» с позиции разных ученых на проблему исследования. Отмечена связь речевой активности с интеллектуальным развитием индивида и значение для познавательной деятельности в младшем дошкольном возрасте. Выделены и описаны показатели речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Описаны проявления речевой активности в поведении младших дошкольников. Уточняется роль взрослого на разных возрастных этапах развития ребенка в формировании речевой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Громова Ирина Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и характеристика речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

PEDAGOGICAL SCIENCES

SUCTION AND CHARACTERISTICS OF THE RELATIVE

ACTIVITY OF CHILDREN OF LESS PRESCHOOL AGE 1 2 Zotova I.V. , Gromova I.G. (Russian Federation)

Email: Zotova436@scientifictext.ru

1Zotova Irina Vasilevna - PhD in Pedagogy, Associate Professor;

2Gromova Irina Gennadievna - Student, THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: the article deals with the main approaches to the concept of the essence of speech activity. This description of the definition of "speech activity " from the standpoint of different scholars on the research problem is given. The connection of speech activity with the intellectual development of the individual and importance for cognitive activity in the younger preschool age is noted. The indicators of speech activity of children of younger preschool age are distinguished and described. Manifestations of speech activity in behavior of young preschool children are described. The role of the adult at different age stages of the child's development in the formation of speech activity is specified. Keywords: speech activity, speech activity, communication, speech behavior, speech situation, children of junior preschool age.

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12 Зотова И.В. , Громова И.Г. (Российская Федерация)

1 Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Громова Ирина Геннадиевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассмотрены основные подходы к понятию сущности речевой активности. Дана характеристика дефиниции «речевая активность» с позиции разных ученых на проблему исследования. Отмечена связь речевой активности с интеллектуальным развитием индивида и значение для познавательной деятельности в младшем дошкольном возрасте. Выделены и описаны показатели речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Описаны проявления речевой активности в поведении младших дошкольников. Уточняется роль взрослого на разных возрастных этапах развития ребенка в формировании речевой активности.

Ключевые слова: речевая активность, речевая деятельность, общение, речевое поведение, речевая ситуация, дети младшего дошкольного возраста.

УДК 372.122

Одной из важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни является речь, которая обеспечивает процесс межличностного взаимодействия, общения с другими людьми, способность передавать информацию и получать новые знания.

В психолингвистике описаны основные факторы развития речи в онтогенезе и одним из них выступает речевая активность. Ведь «...чтобы научиться плавать, надо

European science № 4 (36) ■ 60

плавать, а чтобы научиться говорить, надо говорить. Нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи» [1].

Содержательная сторона понятия «речевая активность» рассмотрена многими ученными, с точки зрения разных научных направлений: философии, биологии, физиологии, психологии и педагогики и т.д.

Одни авторы рассматривают речевую активность как основной фактор, оказывающий влияние на становление речевой деятельности индивида (Л.И. Айдарова, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Л.Н. Рамишвили, Е.В. Рылеева, Р.М. Фрумкина, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.).

Другие рассматривают речевую активность как ведущее условие, сопровождающее процесс речевого общения (А.А. Алхазишвили, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, О.Е. Грибова, Р.М. Фрумкина, Б.И. Яшина и др.). С их точки зрения, основной составляющей в формировании личности ребенка отводиться общению, которое на разных возрастных периодах может выступать в виде ведущей деятельности. Речевое поведение выделяется данными исследователями как определенная форма проявления самого процесса общения.

Формирование активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения.

В исследованиях А.А. Алхазишвили показано, что язык как средство общения функционирует через речевую активность, которая в форме речевых действий вплетается в акты речевого поведения, и возникает тогда, когда человеку для удовлетворения своей потребности необходимо вступить в контакт с окружающими людьми. Условия, обстановка, в которой происходит речевое взаимодействие между участниками, а также наличие самих коммуникантов создает, в свою очередь, речевую ситуацию. Речевая ситуация не только влияет на сам процесс формирования речевого высказывания, но и побуждает к нему (А.А. Леонтьева и Д.И. Изаренкова), диктуя правила коммуникативного поведения участников, выбора средств языкового материала при разговоре, в соответствии с правилами и нормами культуры речи [2].

Также ряд ученых указывают на то, что речевая активность является показателем интеллектуального развития индивида в целом (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). По их мнению, становление высших психических функций связано с процессом усвоения или присвоения индивидом общественно-исторического опыта накопленного человечеством, а также в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с предметами и явлениями окружающей действительности [3].

Таким образом, под «речевой активностью» понимается как устойчивое свойство личности ребенка, его способность воспринимать и понимать речь окружающих; проявляющееся в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в речевой практике и активном стремлении овладеть языком.

К показателям речевой активности, которые непосредственно можно выявить у детей дошкольного возраста относятся такие проявления как: скорость и быстрота речевых реакций, темп речевых высказываний в определенных коммуникативных ситуациях, способность ребенка быстро и без дополнительной помощи строить связанное высказывание (А.А. Павлова); выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстроту и точность выбора слов, правильность развертывания синтаксических конструкций, текста (М.Р. Львов) [4].

Данные проявления напрямую зависят от потребности ребенка в речевой деятельности. На каждом этапе развития ребенка потребность в общении предстает как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных для его возраста задач.

61 ■ Еигореап Баепсе № 4 (36)

В зависимости от того на каком этапе становления сотрудничества находится ребенок, его нужда во взрослом будет различной. Взрослый выступает в роли помощника, соучастника или как образец для подражания.

В развитии и овладении речью большую значимость имеет не количественный состав словаря ребенка, а то насколько он может пользоваться словами при составлении связного текста и степень его соответствия целям речевого поведения ребенка. Адекватность высказывания в речевых ситуациях, соответствующая цели вербального поведения напрямую определяет его коммуникативную ценность.

Речевая активность дошкольников также благотворно оказывает влияние на процесс обогащения лексической стороны речи, усвоение детьми новых слов, усовершенствование органов артикуляции, развитие у них коммуникативных навыков и умений при взаимодействии с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), а также прививает умение правильно использовать слова в речи и абстрактно мыслить.

Развитие речевой активности позволяет младшем дошкольнику рассказывать о своих впечатлениях, обобщать собственные знания об окружающем мире, на основе речевой активности развивается поисковая и познавательная виды деятельности, формируется умение задавать вопросы, чтобы получать новую информацию об окружающем мире.

Благодаря речевой активности в общении со взрослыми младшие дошкольники постепенно учатся устанавливать связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно -следственные. Необходимость отражать эти отношения и связи в речи способствует активному освоению детьми грамматических форм в речи (окончаний, суффиксов, приставок) [5].

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста не может осуществляться без речевой активности, которая выступает основным источником и фактором формирования всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения а также способности аналитически и критически воспринимать информацию, концентрации, способности рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

Способность без затруднений выражать собственное мнение, обеспечивает будущем развитие способности взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности (игровой, предметной, труде). Речевая активность позволяет в повседневной жизни воспитать у дошкольников личные качества необходимые для полноценного социального развития: умение делиться своими вещами или игрушками, соблюдать очередность в совместных играх, умение соблюдать правила и инструкции.

Речевая активность проявляется в поведении младших дошкольников в виде коммуникабельности, инициативности, стремлении к лидерству, отсутствии скованности, умении вести диалог и монолог, эмоционального отклика на речь окружающих. Высокий уровень речевой активности способствует речевому, когнитивному, социальному и эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста [6, с. 92].

Для осуществления речевой деятельности и проявления речевой активности, по мнению исследователей (Л.А. Венгер, Д.Б. Годовикова, В.Б. Голицын, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), необходима потребность в новых впечатлениях или познавательная активность. На протяжении первых лет жизни развитие познавательной деятельности ребенка способствует изменению характера активной поисковой деятельности. Это проявляется в поиске информации и содержит определенные признаки предвосхищения. Но для этого важно, чтобы работа по развитию речи проводилась одновременно и взаимосвязано с ориентировкой в

Еигореап Баепсе № 4 (36) ■ 62

окружающем, а также необходимо учитывать ведущую деятельность данного возрастного периода (игровую деятельность).

Таким образом, речевая активность детей младшего дошкольного возраста является показателем эффективности усвоения ребенком речевой деятельности, условием вербальной коммуникации и неотъемлемой составляющей развития личности дошкольников в целом. В свою очередь, речевая активность выступает также как компонент интеллектуального развития, показателем усвоения знаний, личностной особенностью ребенка, проявляющейся в процессе речевого общения, а также как предмет и основное условие обучения дошкольников речи, способностью к восприятию и пониманию речи собеседника, инициативность в речевом поведении ребенка.

Факторами речевой активности младших дошкольников являются личные особенности детей, соответствующие внешние условия, стимулы и характер общения, достаточный уровень развития речи детей.

Список литературы /References

1. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.Р. Львов. М.: Академия, 2000. 248 с.

2. Орлянская Р.Р. Педагогические условия развития речевой активности детей раннего возраста в домах ребенка: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Орлянская Ростислава Ростиславовна [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. Москва, 2010. 194 с.

3. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. / Д.Б. Эльконин. М.: Диалог, 2013. 156 с.

4. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками. / А.Г. Рузская. М.: Академия, 2011. 263 с.

5. Зотова И.В. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками / И.В. Зотова, А.И. Умарова // Проблемы современной науки и образования. М.: «Проблемы науки», 2017, № 14 (96). С. 8892.

6. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. Самара, 2013. 351 с.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Lvov M.R. Fundamentals of Speech Theory: Textbook. manual for chair, higher ped studying routine. /M.P. Lvov. Moscow: Academy, 2000. 248 p.

2. Orlyanskaya R.R. Pedagogical conditions of development of speech activity of children of an early age in the houses of the child: the dissertation ... The candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Orlyanskaya Rostislav Rostilevsovna; [Protection Place: Moscow. mountains ped Unt.]. Moscow, 2010. 194 p.

3. Elkonin D.B. Development of speech in pre-school age. /D.B. Elkonin. M.: Dialogue, 2013. 156 p.

4. Ruzskaya A. G. Development of communication of the child with adults and peers. / A.G. Ruzskaya. Moscow: Academy, 2011. 263 p.

5. Zotova I. V. Features of formation of interpersonal relations of children of preschool age with peers / I.V. Zotova, A.I. Umarova // Problems of Modern Science and Education. Moscow: "Problems of Science", 2017. № 14 (96). Р. 88-92.

6. Galiguzova L.N. Stages of communication: from one to seven years. / L.N. Galiguzova, E.O. Smirnova. Samara, 2013. 351 p.

63 ■ European science № 4 (36)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.